* * * - Психология оперативно-розыскной деятельности
.RU

* * * - Психология оперативно-розыскной деятельности


* * *
Статьи раздела 5: Агентурной работы психология. Выбор жертвы преступниками, совершающими серийные убийства и изнасилования. Выявление лиц, подходящих для вербовки. Выявления преступлений психология .Выявление психологических признаков серийности в ряде убийств. Выявление скрываемой информации в ОРД. Дезинформация и способы борьбы с ней. Действия и операции в ОРД. Изучение участников ОРД. Использование полиграфа в ОРД. Источники конфиденциальной информации. Конспирация. Личного сыска психология. Методы рефлексивного управления посткриминальным поведением правонарушителя. Мотивация сотрудников оперативных аппаратов и конфидентов. Мотивы выдачи конфиденциальной информации человеком. Нетрадиционные методы раскрытия преступлений. Обеспечение внешней безопасности разведывательной работы. Обучение и воспитание субъектов ОРД. Оперативного внедрения психология. Оперативное мышление в ОРД. Опроса граждан психология. Оперативного внедрения психология. Основные задачи по психологическому обеспечению оперативного внедрения. Основные задачи по психологическому сопровождению оперативного внедрения. Основные задачи психолога в оперативном подразделении. Отработка ролевого поведения при подготовке к операции. Подбор специалистами иностранных государств кандидатов на внедрение. Подготовка разведчика к внедрению. Поиск элементов реальной уязвимости объекта интереса. Получение данных об объекте интереса на основе анализа документов. Посткриминальное поведение правонарушителя. Приемы создания и использования поводов знакомства. Признаки серийного сексуального преступления. Психограмма субъектов ОРД. Психологическое сопровождение раскрытия серийных убийств. Психология получения интересующей информации. Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения. Работа психолога оперативного подразделения. Рефлексивное управление посткриминальным поведением правонарушителя. Ролевая компетентность личности. Ролевое поведение. Ролевое поведение в общении оперативного работника с гражданами. Серийных убийств психологические особенности. Способности оперативного сотрудника. Способы, используемые объектом наблюдения – пешеходом для отрыва от наблюдения. Средства рефлексивного управления посткриминальным поведением правонарушителя.


* * *

Агентурной работы психология. Одно из направлений психологии, изучающее закономерности конспиративного поведения различных категорий лиц и их использование при выполнении задач, стоящих перед правоохранительными органами и спецслужбами. По справедливому мнению И.И. Карпеца, агентурный аппарат используется как средство проникновения в “глубинные”, тщательно сокрытые или замаскированные процессы зарождения противоправных действий на стадии формирования умысла. Психологическое содержание этого вида деятельности определяется специфическими способами их решения, которые не должны обнаруживать истинных целей деятельности и обеспечивать невозможность идентификации ее субъектов.

АРП включает вопросы подбора и использования агентов исходя из специфики решаемых задач. В основе лежит оценка разведывательных возможностей лица, производимая путем тщательного исследования характера и условий задачи и индивидуальных особенностей агента, благоприятствующих ее решению. Термин “разведывательные возможности” отражает основную профессионально-психологическую характеристику агентов и иных, оказывающих содействие лиц.

Характер решаемых задач полностью определяет специфику агентурной работы. Правовые акты некоторых зарубежных стран, например США, указывают на весьма существенные особенности задач, требующих привлечения лиц к негласному сотрудничеству, среди которых:

-степень риска совершения агентом действий, противоречащим задачам ПОО или законодательства, нарушения охраняемых законом прав граждан;

-оправданность использования агентурного, а не иного способа добывания информации;

-надежность конкретного осведомителя с точки зрения его объективности и правдивости;

-мотивация сотрудничества агента с ПОО;

-степень вовлечения агента в оперативно-тактическую ситуацию;

-степень обеспечения контроля за поведением агента со стороны ПОО и пр.

Успешность АР во многом связана с личностью ведущего ее оперативного сотрудника. Специалисты в области разведки отмечают, что он должен отличаться сдержанным характером и способностью устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими вообще и с лицами, привлекаемыми к сотрудничеству, в частности, обладать психологической проницательностью и навыками распознавания внутренних причин поведения людей, умением давать правовую оценку действиям в различных криминальных ситуациях, точно определять (“чувствовать”) ценность получаемой информации, выполнять взятые на себя перед конфидентом обязательства. Особо отмечается умение сотрудника оперативного аппарата нивелировать, нейтрализовать негативные последствия для лица, оказавшего содействие ПОО: угрозу привлечения его к уголовной ответственности, необходимость присутствия в суде, возможность обрести «клеймо позора», а также навлечь возможную месть разоблаченных лиц и т.п.

Психологическая проблематика АР нередко выдвигается на первый план в связи с разработкой моделей поведения агентов в решении задач ОРД по борьбе с преступностью и всех деталей их ролевого поведения. Сотрудники ПОО и спецслужб, осуществляющие АР, решают задачи по подбору лиц к негласному сотрудничеству, их обучению и использованию, основываясь на управлении механизмами мотивации поведения и личных ориентациях субъекта.

Важное направление АР - психологическое обеспечение агентурных разработок, где основными задачами являются прогнозирование вариантов развития ситуации и моделирование психологически точных форм реагирования на нее.

(Е.Г. Самовичев)

Литература: Карпец И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска); Гуров А.И. Красная мафия. М., 1995; Бобров В.Г. проблемы конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел// Проблемы теории и практики ОРД в современных условиях: Мат-лы науч.-практ. конф. - Калининград. 1996; Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: Практич. пособие. – Минск. 1997; Прелин И.Н. Агентурная сеть: из жизни разведчика. - М., 1995.

^ Выбор жертвы преступниками, совершающими серийные убийства и изнасилования. Особенностью лиц, совершающих серийные убийства и изнасилования, является тот факт, что объектом посягательств они выбирают незнакомое лица, по возрасту не соответствующее возрасту преступника, т.е. жертвой становятся лица из иной социальной группы. Изыскиваются лица не умеющие строить взаимоотношения со сверстниками, избегающие частых контактов с ними, держащиеся особняком, одинокие. Оцениваются преступниками и качества личности, определяющие их виктимность (см. Виды виктимности, Виктимности психология, Виктимные психические состояния,. Виктимные качества граждан, Виктимный образ жизни) Жертвами преступлений чаще всего становятся люди младшего или старшего возраста.

Литература: Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. - М., 1999. С. 151.

^ Выявление лиц, подходящих для вербовки. Некоего конкретного человека намечают вербовать в силу: его личных качеств; явной оперативной необходимости; дальновидного желания иметь резерв. Обратить на человека внимание заставляют: его маленькие и большие неудачи; политические симпатии; информированность; оброненные замечания и высказывания; проявляемая экзальтация; недовольство; необычное поведение; национальность; религиозность; место постоянной или временной работы и определенные связи. Наиболее пригодны для вербовки те, кто: обладает некими моральными изъянами (страстью к алкоголю, сексуальным развлечениям, наркотикам) или же «запятнанностью» биографии; имеет долги; сильно привязан к кому-либо; по каким-то причинам (затруднения в карьере, сложности в личной жизни, взгляды на проводимую политику) очень сильно недовольны.

Литература: Ронин Р. Своя разведка. – Минск, 1999. С. 64-65.

^ Выявления преступлений психология. Одна из задач ОРД, решаемая сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов, с использованием всех предоставленных им законом средств и методов. ВП основано на знании признаков преступлений в соответствии с действующим уголовным законом. Как специальный вид ОРД ПОО и спецслужб ВП основано на создании системы осведомления о признаках замышляемых, подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях. Это может быть: создание условий для побуждения граждан к сообщению о признаках преступлений, что зависит от общего уровня правосознания в обществе и отношения граждан к его правоохранительной системе, формирование специального негласного аппарата осведомителей, основанное на подборе для этих целей определенных лиц, обладающих разведывательными возможностями и желанием сотрудничать с ПОО, создание специальных условий, мотивирующих отдельных граждан к оказанию содействия ПОО по выявлению признаков преступлений.

ВП осуществляется также в виде специальной функции ПОО по регистрации заявлений и сообщений граждан о событиях с признаками преступлений. Психологическая проблематика сводится к изучению и практическому учету мотивации укрытия преступлений от учета, вынесения неправомерных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, что обусловлено множеством причин социально-экономического, организационного и психологического характера.

(Е.Г. Самовичев)

Выявление психологических признаков серийности в ряде убийств. Заключается в использовании метода дифференцированного анализа операциональной и личностно-смысловой (индивидуализирующей) сторон криминальной деятельности преступника для построения розыскных версий и определения причастности одного лица (группы лиц) к совершению серии убийств. К числу таких психологических признаков относят: а) одинаковый психологический контекст преступной деятельности в целом (цель, мотив); б) одинаковый субъективный смысл отдельных действий преступника; в) сходные операциональные составляющие такой деятельности (способ, средства, орудия); г) ритуализированность поведения (В.Н. Кудрявцев, 1998; J. Geberth, 1996; J. Money, 1986; J. Douglas, A. Moon, 1997).

При рассмотрении конкретного уголовного дела (оперативных материалов) не всегда представляется возможным однозначно вывести заключение о серийном характере преступлений и о необходимости его объединения с другими делами в одно производство. Тем более сложно квалифицировать «серийность» в случаях, когда преступление является единичным или когда серия совершалась на территориях, обслуживаемых разными ОВД. Единичное преступление на территории конкретного ОВД, не имея аналогов, чаще всего, в течение длительного времени не учитывается как серийное. Не анализируется в связи с аналогичными делами в соседних регионах. Тем более преступление не рассматривается как серийное, когда оно является первым в последующей (возможно) серии преступлений. Возможен также вариант, когда лицо, склонное к совершению серийных убийств, задерживается и осуждается уже после первого эпизода. Данный случай не учитывается в последующем как серийный, хотя для подобных лиц в большей части случаев характерно возвращение к криминальной активности после отбытия срока наказания (А.Ю. Лаговский, Л.А. Бегунова, М.С. Басенко, 1998). Однако, как показывает практика, построение выводов относительно причастности к совершению серии убийств одного лица лишь на основе изложенных выше факторов не всегда удается. В некоторых случаях, при схожести нескольких криминалистических параметров совершенных преступлений, ряд параметров может иметь отличия. Например, характеристики мест совершения преступлений могут совпадать, может совпадать и время совершения преступлений, но орудия преступлений могут быть разными в разных эпизодах, могут также быть разными и виктимологические характеристики. Кроме того, не всегда удается однозначно выявить мотивацию, цель, направленность умысла преступника. В итоге отбрасывается связь между этими преступлениями и розыскная работа ведется в разных направлениях. В других случаях наоборот, внешняя схожесть всех признаков и обстоятельств совершения убийств, ведет к ошибочному суждению о принадлежности их к одной серии, и в результате долгой работы по розыску преступника, оказывается, что они были совершены разными лицами.

Указанный метод реализуется в несколько этапов: 1) операциональный анализ преступления (включает в себя психологическое реконструирование ситуации и построение ее модели, а также выявление основных криминалистических (объективных) признаков, к числу которых относятся место, время, способ, орудия и т.п.); 2) анализ личностно-смысловой стороны преступления (включает определение общего смыслового контекста криминальной активности (например, манипулирования с жертвой, доминирования, унижения, достижения ощущения контроля и т.п.), и выявление “сигнальных” индивидуализирующих признаков преступления (к их числу можно отнести характеристики контакта преступника с жертвой, психологическая модель поведения “преступник-жертва”, характер и т.н. «схему» причиненных повреждений и т.п.); 3) занесение полученных данных в «Специальную форму систематизации результатов интерпретации материалов дела» по каждому из изучаемых эпизодов (Е.Г. Самовичев, Д.В. Миронов, 2001); (4) сравнительный анализ данных и построение выводов относительно идентичности преступлений.

(Д.В. Миронов)

-11-zatochnik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-1100-eto-realno-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
-111d-glagol-wish-mozhet-imet-dva-dopolneniya-kosvennoe-i-pryamoe-gk-19-a.html
-114e-otsutstvie-obyazannosti-virazhaetsya-posredstvom-have-not-to-havent-got-to-cm-13-zh-tablicu.html
-119-opersvodka-91-k-2330-31344-g-shtarm-38-derzhavnij-arhv-hmelnicko-oblast-proskurvsko-chernvecka.html
-12-apogej-revolyucii-levandovskij-a-a-shetinov-yu-a-rossiya-v-xx-veke-ucheb-dlya-10-11-kl-obsheobrazovat-uchrezhdenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-generalnogo-plana-derevni-komlevo-municipalnogo-obrazovaniya-selskogo-poseleniya-selo-sovhoz-borovskij-municipalnogo-rajona-borovskij-rajon-v-kaluzhskoj-oblasti-kaluga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-mezhdunarodnij-dolgovoj-krizis-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080504-gosudarstvennoe.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-nam-nuzhno-ivan-lukyanovich-solonevich.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnij-mir-srednie-veka-stranica-16.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-po-oplate-truda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/324-total-quality-management-uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-rossijskogo-futbolnogo-soyuza-s-fursenko-posetil-krasnoyarsk-ishodnij-fajl-novosti-7-kanala-novosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-1824-stranica-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-marshrutu-kamikadze-tatyana-kirillova-5-millionov-detej-otdohnut-za-schet-gosudarstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/narodnogo-ponimaniya-soznaniya-muza-skazhi-mne-o-tom-mnogoopitnom-muzhe-kotorij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-23-11-2009-g-oprovedenii-otkritogo-aukciona-1285-r-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-yu-kolyagina-istoriya-russkoj-literaturi-2-oj-treti-xix-veka.html
  • student.bystrickaya.ru/151000-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie-stranica-10.html
  • school.bystrickaya.ru/6sistema-vnutrennej-otchetnosti-koncepciya-sistemi-marketingovoj-informacii-shema-marketingovogo-issledovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-i-perspektivi-razvitiya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-srednej-azii.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-lebedeva-inna-andreevna.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kimmelman-v-i-iltipl-2-kurs-rukovoditel-praktiki-sumbatova-n-r-grammatikalizaciya-pervichnih-stativnih-predikatov-v-adigejskom-yazike.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-poliklinicheskoj-pediatrii-dlya-studentov-pediatricheskogo-fakulteta-kafedra-detskih-boleznej-pediatricheskogo-fakulteta-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/korpus-bazovaya-detal-na-kotoruyu-ustanavlivayut-vse-drugie-elementi-prisposobleniya-na-nem-predusmotreni-konstruktorskie-bazi-dlya-ustanovki-prisposobleniya-na.html
  • books.bystrickaya.ru/e-v-vasileva-st-prepodavatel-podpis-data.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-literaturi-pod-red-o-yu-bogdanovoj-i-v-g-marancmana-v-2-h-ch-m-1994-1995-2000-bogdanova-o-yuleonov-s-achertov-v-f-metodika-prepodavaniya-literaturi-m-1999-2004.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razmishleniya-o-evrejskom-yumore.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-velikie-geograficheskie-otkritiya-slajd-1.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakoni-sohraneniya-v-mehanike-elektivnij-kurs-po-fizike-10-11-klassi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/abdrahmanova-akerke-arzhi-301-kaz-gruppasini-student.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-zvuka-r-v-slovah.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-cen-na-postavku-knig-dlya-bibliotek-filialov-cbs-moskovskogo-rajona-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-preduprezhdeniya-i-lecheniya-serdechno-sosudistih-zabolevanij-konkurs-molodih-uchenih-predsedateli-kuharchuk.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-kvalifikacionnogo-ekzamena-po-specialnostyam-090103-i-090104-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-i-provedeniyu-gosudarstvennogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mne-chasto-snitsya-otel-delfin-stranica-22.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhizn-kavabata-prishlas-na-hh-vek-istoriya-etogo-veka-bila-burnoj-dlya-vsego-mira-tem-bolee-eto-kasaetsya-yaponii-i-ne-tolko-potomu-chto-na-odnu-zhizn-pisatelya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-praktikum-prednaznachen-dlya-studentov-2-3-4-kursov-tehnologicheskih-specialnostej-vseh.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-iii-osnovnie-obitateli-meterlink-m-tajnaya-zhizn-termitov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bankovskie-operacii-s-ispolzovaniem-vekselej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-plan-obrazovatelnoj-programmi-i-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ii-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.