*   *   * - С. В. Гиппиус тренинг развития креативности
.RU

*   *   * - С. В. Гиппиус тренинг развития креативности


*   *   *
Ходят слухи, что термин "мимика" ликвидировал Станиславский. Надо все же разобраться, что он ликвидировал, а что считал необходимым делать. Обратимся к его рукописям последних лет жизни, в том числе и к неопубликованным.

Самые известные его слова о мимике напечатаны в 3-м томе собрания сочинений: "Учить мимике нельзя". Эти три слова часто цитируются театральными педагогами. Однако за две строчки до этого говорится, что Торцов ищет "преподавателя, который мог бы заняться мимикой лица", ибо, хотя учить мимике нельзя, но "можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц".

Говоря о физическом аппарате воплощения, он упоминает – "хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику".

В "схеме системы", созданной в 1927 году, он помечает: "Мимика. Учиться смотреть и видеть, слушать и слышать. Гимнастика каждой мышцы".

Через два года записывает в блокноте: "Общаться мимикой. Она, наподобие физической задаче, вызывает рефлекторные переживания".

Позже в блокноте появляется запись: "Разработать работу перед зеркалом. Роль перед зеркалом изучать опасно. А знать себя вообще перед зеркалом – надо".

Наконец, в блокноте 1932-1936 гг. – набросок письма к врачу-педагогу его студии Марсовой о недостатках учеников: "...отсутствие выразительности, подвижности лица: не умеют плавно, отчетливо и быстро двигать бровями, глазами, постепенно расширять и суживать глазную щель, менять очертания щек и рта, менять (расслаблять) мышцы лица, шеи и гортани".

Кажется, ясно. Относясь нетерпимо к мимическим штампам – обозначениям чувств, – Станиславский утверждал необходимость работы актера над своим мимическим аппаратом – во имя мимической выразительности. Такой работы, в результате которой живые чувства актера отражаются на его свободном, подвижном и отзывчивом лице, очищенном от среднеарифметических штампов и закоснелых "выражений ".

Характерно, что именно в последние, наиболее плодотворные годы становления его системы Станиславский наметил направление занятий по классу мимики. Осуществляется ли это? Нет.

Увы, читая Станиславского, не раз убеждаешься, что далеко не все положения его системы – обоснованные, бесспорные – воплощены в жизнь. Реализованы далеко не все его рекомендации по методике актерского воспитания.

На чем основано убеждение различных его ниспровергателей, что система – вчерашний день театра, а нынче нужно что-то новое, современное? Это заблуждение основано прежде всего на незнании. Всякий раз, когда сталкиваешься с каким-нибудь ниспровергателем, обнаруживаешь, например, что из восьми томов сочинений Станиславского ниспровергатель прочел поразительно мало. Система знакома ему понаслышке и по дурным образцам. Он не подозревает о великом, всеобщем значении открытий Станиславского. Главное из них заключается в том, что творчество актера подчиняется законам жизни, какие бы стилистические задачи ни ставились актером, режиссером, автором. И что для этого надо изучать законы жизни, закономерности человеческого поведения.

Поскольку же законы жизни еще далеко не познаны, система, как ее представлял себе Станиславский, – не прошлое, а будущее театра!

Извинимся перед читателем за это эмоциональное отступление и вернемся к предмету нашего разговора.

Прежде всего надо реабилитировать само слово "мимика", снять с него табу. Пусть актер, ежедневно гримирующийся перед спектаклем, не чувствует себя рутинером, когда он ищет мимическую характеристику образа.

Верна ли, интересна ли внутренняя жизнь образа – мы, зрители, видим по мимике и движениям, по жестам и интонациям. Невыразительность всех этих внешних средств, пренебрежение ими в процессе работы над ролью обедняют зрительское восприятие. И мешают актерскому правдоподобию чувствований перейти в истину страстей. Воспитанная давней традицией рефлекторная боязнь наиграть оборачивается не менее дурным пороком – привычкой недоигрывать.

Не грозит ли забота о внешних средствах выражения хрупкой ткани жизни роли? Актер, стремящийся к полноте и определенности внутренней жизни роли, ответит – не грозит! Помогает! Только при слиянии внутреннего и внешнего, при яркости того и другого возникает актерская вера в исчерпывающую полноту образа, возникает творческая радость в самом процессе актерской игры.

Лучшие актерские работы – всегда слияние яркого внутреннего с ярким внешним. В них не бывает повторений образа. У Смоктуновского – Мышкина и у Смоктуновского – Гамлета непохожие глаза. По-иному отражается в них мир, по-иному рождается мысль. И даже губы, готовящиеся произнести слово, – разные. Грим тут ни при чем. Полнота душевного перевоплощения выявляется в единстве внутреннего характера образа и его внешнего облика, в том числе и мимического паспорта.

Это происходит непроизвольно? Конечно, но только у тех актеров, которым, как говорил Станиславский, система не нужна, потому что они сами – и есть система. Но ведь таких актеров гораздо меньше, чем почетных званий в актерской корпорации.

Значительно больше – одаренных профессионалов, и бывает, актерская индивидуальность кое-кого из них со временем превращается в личный штамп от частого самоповторения. Безвозвратно автоматизируется по всем законам рефлекторной теории.

Спасение в одном: снова и снова возвращаться к анализу простейших жизненных действий, опять разгадывать тайны рождения живого слова и естественного движения, заново учиться смотреть и видеть, слушать и слышать.

И, занимаясь этой ревизией внутренней психотехники, непременно проверять – какие штампики и плюсики привычно возникают во внешних средствах выражения, какая наработалась автоматика мертвых жестов и мимики, мертвых дикторских интонаций. Короче, "знать себя вообще перед зеркалом – надо"!

Разумеется, это узнавание себя нужно начинать с институтской скамьи.
*   *   *
Итак, актеру необходимо:

Внимательный актер и педагог, конечно, заметит опасные уклоны таких тренировок и вовремя предостережет от попыток полного расслабления или, наоборот, от чрезмерного "хлопотания" лицом, и поможет найти естественную норму.

Параллельно с этой работой самонаблюдения и формирования нужных физических навыков заботливый воспитатель актеров постарается возбудить в учениках интерес к жизненным наблюдениям, в том числе и к наблюдениям бесчисленного многообразия мимических характеристик.

И со временем увлекательная привычка наблюдать будет наполнять творческим материалом кладовые актерской памяти. Присматриваясь к лицу человека, он попытается понять, что именно сформировало черты его лица такими, а не иными.

Он сможет обнаружить, какие неизгладимые следы оставили господствующие выражения лица: человек слишком часто хотел казаться непреклонным, или любезным, или невинно страдающим, или красивее, чем он есть, – и лицевые мышцы от постепенного упражнения сложились в некое стойкое сочетание. Нет, получилась не то чтобы маска непреклонности или любезности, хотя и такое бывает. Получилась причудливая смесь двух-трех господствующих выражений.

А их – множество. Постоянная опаска во взгляде или недоверие, удивление, преувеличенное участие, выражение милой обаятельной наивности, которая "так идет к лицу", выражение напускного добродушия, постоянно скрываемой растерянности, постоянно ожидаемого подвоха, властной нетерпимости к чужому мнению, пренебрежения к мелким сошкам, недостойным внимания... Год за годом напрягаются одни и те же лицевые мышцы в нужных выражениях – и наконец застывают на лице, создавая общее ощущение неуловимой фальши.

Это касается "отрицательных" выражений (хотя их носитель вряд ли считает их отрицательными). Иные итоги запечатлены на лицах людей, не склонных устраивать себе особые выражения, не любящих "впечатлять". Их лица до старости – как зеркала, отражающие мир. Конечно, и на них есть различные отпечатки бывших радостей и несчастий, но они выгодно отличаются от тех, предыдущих, живым и постоянно искренним выражением.

Увлекательность этих наблюдений состоит в том, что крайние формы – сугубо отрицательные и сугубо положительные – встречаются очень редко. Чаще – вся гамма переходных ступеней в различных сочетаниях и смешениях. Лицо за лицом – как будто разворачивается судьба за судьбой, биография за биографией.

Интересно как бы расчищать слой за слоем на застывшей маске и добраться до первоосновы – до того лица, каким оно могло бы быть, если бы не роковые "выражения". Или если бы – более милостивая судьба. Представить себе: вот каким привлекательным было бы это нелепое лицо, если бы не двадцать лет претензий на ангельскую красоту. Обнаружить под бульдожьей суровостью – мелкого трусишку. Открыть в обыкновенном, каком-то даже безбровом лице – Джоконду (и вдруг вспомнить, что и Джоконда – безброва!).

Рассмотреть сынишку с папой: вот таким Добрыней Никитичем может стать малыш, когда вырастет. А может не стать... Рассмотреть увядшую от косметики мамашу с молоденькой прелестной дочкой: говорят, дочка – это копия мамаши в юности. Вот этой мамаши?..

И тогда с особым вниманием отнесется актер к мимическим указаниям писателей. Он обнаружит, например, на первых же двух страницах "Преступления и наказания" три драгоценных мимических подсказки для выявления душевного состояния Раскольникова: проходя мимо квартирной хозяйки, он "почувствовал какое-то болезненное и стыдливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился", затем, уже приняв решение, он шел "со странной улыбкой", и вслед за этим при виде пьяных – "чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах..." Неожиданные, на первый взгляд, странные подсказки, если вспомнить, что Раскольников идет на убийство! Или в том же "Преступлении и наказании" можно заинтересоваться, как представлены новые персонажи – с помощью мимической характеристики. Вот Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "куда ж это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

Мимика, естественный спутник человеческих чувств, – одна из красок в палитре актера, художника человеческого поведения.

Если краски случайны – в картине не может быть художественной гармонии.




<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



^ Часть II
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

-12-metod-dinamicheskogo-programmirovaniya-raznovidnosti-zadach-issledovaniya-operacij-i-podhodov-k-ih-resheniyu.html
-12-pribavochnij-produkt-kak-osnova-socialno-klassovoj-differenciacii-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
-12-the-theoretical-and-practical-value-of-english-lexicology-arnold-i-v-a-84-leksikologiya-sovremennogo-anglijskogo.html
-12035505176-municipalnoe-imushestvo-pravo-na-kotoroe-peredayotsya-po-dogovoram-arendi.html
-122-metod-amortizacii-prikaz-ministra-finansov-respubliki-kazahstan-ot-21-iyunya-2007-goda-217-ob-utverzhdenii.html
-124-slesar-po-remontu-podvizhnogo-sostava-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-2-chast-razdeli.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretem-paragrafe-proektivnaya-priroda-hudozhestvennogo-vospriyatiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochvi-i-zemelnie-resursi-antropogennoe-vozdejstvie-na-landshaft-rekultivaciya-zemel.html
  • literature.bystrickaya.ru/cerkovnij-vestnik-moskva-18-04-2012-svetskie-novosti-24.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pegu-okrug.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-beregam-oki-melihovo-tarusa-talezh-polenovo-serpuhov-2-dnya-str-71.html
  • uchit.bystrickaya.ru/togda-zadacha-svoditsya-k-zadache-s-pravilnim-balansom-tak-kak-raznovidnosti-zadach-issledovaniya-operacij-i-podhodov-k-ih-resheniyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/departament-obshego-obrazovaniya-tomskoj-oblasti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-vengerskij-detektiv-stranica-42.html
  • institut.bystrickaya.ru/tak-chto-ono-i-i-sh-m-algauzen-izbrannie-trudi-organizm-kak-celoe-v-i-ndividualnom-i-i-storicheskom-izdatelstvo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-deyatelnosti-perspektivnie-shkolnie-tehnologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-provedeniya-sociologicheskih-issledovanij-formirovaniya-lichnosti-uchashihsya-uchebnih-zavedenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-doshkolnoe-detstvo-vremya-pervonachalnogo-stanovleniya-lichnosti-formirovaniya-osnov-samosoznaniya-i-individualnosti-rebyonka.html
  • turn.bystrickaya.ru/please-note-this-is-an-unofficial-translation-of-the-russian-version-below-done-with-google-translator-the-official-translation-will-be-done-in-the-workshop-thank-you.html
  • student.bystrickaya.ru/4-istoriya-rossii-v-kontekste-teorii-civilizacij-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-v-a-tueva-b-a-kislova.html
  • reading.bystrickaya.ru/licej-4-mnogoprofilnij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-enciklopediya-muzhskogo-zdorovya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-zadannie-v-konce-lekcii-lekcij-v-yanvare-mae-1910-goda-v-raznih-gorodah-kvozvrasheniyu-kometi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-27-marta-2007-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/72-tehnologiya-ispolzovaniya-plastikovih-kart-sistemi-v-ekonomike.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-zadaniya-dlya-samokontrolya-e-b-zolotuhina-metodicheskaya-razrabotka-osnovi-biznes-modelirovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akademik-fguglov-lider-trezvennicheskogo-dvizheniya-sovremennosti-16-dekabrya-v-g-krasnogorske-moskovskoj-oblasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sorevnovatelnaya-deyatelnost-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shina-intel-isa-chast-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vedomosti-moskva-n064-1042009-shirkeeva-elena-obzor-rinka-optimizm-bez-granic.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6201-skazka-ob-ohotnike-i-olene-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatniki-pismennosti-vostoka.html
  • turn.bystrickaya.ru/planovie-meropriyatiya-po-kontrolyu-za-transportnimi-sredstvami-metodicheskie-rekomendacii-federalnaya-sluzhba-po-nadzoru.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-i-petrov-poselenie-rp-rodnoe.html
  • school.bystrickaya.ru/chastota-faktorov-riska-serdechno-sosudistih-zabolevanij-u-bolnih-sistemnoj-krasnoj-volchankoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-2010-2011-uchebnij-god-utverzhdayu-direktor-shkoli-l-v-manaenkova-prinyata-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-shkoli-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/bezuslovnie-pokazaniya-detskaya-anesteziologiya-i-reanimatologiya-mihelson.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-evakuaciyu-nasha-versiya-bojkov-andrej-11052009-17-str-15-novosti-9.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-a-florenskij-iz-skazaniya-o-novoyavlennom-kladezi-stranica-19.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyotnij-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-kotelnikovoj-l-v-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-buhgalterskogo-ucheta-na-baze-personalnih-kompyuterov-vnosit-sushestvennie-korrektivi-v-praktiku-schetovodstva-organizaciya-kompyuternogo-ucheta-pot.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.