.RU

§ 1. Классификация солей - Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с программой курса неорганической...


^ § 1. Классификация солей
В зависимости от состава соли также могут быть разделены на различ­ные типы.




1. ^ Средние соли — соли, которые образуются в результате полной нейтрализации кислоты основанием (при замещении всех катионов водо­рода на катионы металла):

H2SO4 + 2 NaOH =  Na2SO4  + 2 H2O.

2. ^ Кислые соли — соли, которые образуются при неполной нейтрализа­ции кислоты основанием (замещаются не все катионы водорода на катионы металла). Соли этого типа могут быть образованы только многоосновными кислотами.

H2SO4 + NaOH =  NaHSO4  + H2O.

H2SO4 — кислота двухосновная, при полной нейтрализации которой образуется средняя соль Na2SO4 , а при замещении одного атома водорода на металл образуется кислая соль NaHSO4 .

H3PO4 — кислота трехосновная, в которой возможно последовательное замещение одного, двух или всех трех атомов водорода на атомы металла. И при нейтрализации этой кислоты возможно образование трех рядов солей: NaH2PO4 , Na2HPO4 и Na3PO4 .

В общем же случае к кислым солям относятся соли в которых мольное содержание кислотного оксида больше мольного содержания основного оксида, например, Na2B4O7 , Na2Cr2O7 , Na2S2O7 , Na4P2O7 . При реакции с основными оксидами и гидроксидами эти соли переходят в средние соли:

Na2Cr2O7 + 2 NaOH = 2 Na2CrO4 + H2O
CoO + Na2B4O7 = 2 NaBO2 + Co(BO2)2.

3. ^ Основные соли — соли, которые являются продуктом неполной нейтрализации многокислотного основания кислотой:

Mg(OH)2 + HCl =  Mg(OH)Cl  + H2O.

4. ^ Двойные соли — соли, в состав которых входят анионы только одного вида и разные катионы, например, KAl(SO4)2  12 H2O.

5. ^ Смешанные соли — соли, в состав которых входят катионы одного вида и анионы разных кислот, например, хлорная известь CaCl(OCl).


6. Комплексные соли — соли, имеющие сложные катионы или анионы, в которых связь образована по донорно-акцепторному механизму. При написании молекулярных формул таких солей комплексный катион или анион заключают в квадратные скобки, например:

K3[Fe(CN)6], K[BF4], Na[Al(OH)4(H2O)2]
[Ag(NH3)2]OH, [Cu(NH3)4](OH)2.
^ § 2. Способы получения солей
Соли могут быть получены одним из ниже приведенных способов.


1. Взаимодействием металлов

а) с кислотами:

Cr + 2 HCl = CrCl2 + H2 (без доступа воздуха)
Cu + 4 HNO3, конц. = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 H2O,

б) со щелочами:

2 Al + 2 NaOH + 10 H2O = 2 Na[Al(OH)4(H2O)2] + 3 H2.

2. Нагреванием металлов с неметаллами в инертной атмосфере:

2 Fe + 3 Cl2 2 FeCl3

Zn + S ZnS

2 Li + H2 2 LiH
6 Mg + 2 N2 2 Mg3N.

3. Вытеснением металлов из солей другими металлами, стоящими в ряду напряжений до металла, входящего в состав соли:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

При этом не надо забывать, что если металл, входящий в состав соли, проявляет переменные степени окисления, то он может быть восстановлен до более низкой степени окисления металлом, находящимся в ряду напря­жений правее его:

2 FeCl3 + Cu = 2 FeCl2 + CuCl2.

Эта реакция нашла применение электронной промышленности при изготовлении плат для печатного монтажа.

2 FeCl3 + Hg = 2 FeCl2 + HgCl2.

На этом основан способ очистки помещений от разлитой ртути.


^ 4. Взаимодействием неметаллов со щелочами (см. п. 3.3. Свойства оснований, 3).


5. Вытеснением активными неметаллами менее активных неметаллов из солей:

Cl2 + 2 NaBr = 2 NaCl + Br2.

В этом случае более электроотрицательный неметалл (хлор) вытесняет менее электроотрицательный (бром).


6. Взаимодействием двух оксидов


K2O
основный оксид

+

SO2
кислотный оксид

= K2SO3




Na2O
основный оксид

+

Al2O3
амфотерный оксид

2 NaAlO2

ZnO
амфотерный оксид

+

SO3
кислотный оксид

ZnSO4.





7. Нейтрализацией кислоты основанием (или амфотерным гидрокси­дом):

HNO3 + KOH = KNO3 + H2O
H2SO4 + Zn(OH)2 = ZnSO4 + 2H2O.

В случае многоосновных кислот (или многокислотных оснований) возможно образование кислых (или основных) солей, в зависимости от относительных количеств кислоты и основания, вступивших в реакцию:

H3PO4 + NaOH = NaH2PO4 + H2O

NaH2PO4 + NaOH = Na2HPO4 + H2O

Na2HPO4 + NaOH = Na3PO4 + H2O.

8. Растворением или сплавлением кислотного или амфотерного оксида с основанием:

CO2 + 2KOH = K2CO3 + 2H2O
SiO2 + 2NaOH Na2SiO3 + H2O
ZnO + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4]
Al2O3 + 2NaOH 2NaAlO2 + H2O.
9. Как результат реакции основного или амфотерного оксида с кислотой:

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O.

При этом необходимо учитывать возможность окисления катиона, образую­щего оксид, до более высокой степени окисления:

FeO + 4HNO3, конц. = Fe(NO3)3 + NO  + 2 H2O.

10. Взаимодействием пероксидов, надпероксидов и озонидов с кислот­ными оксидами:

2 Na2O2 + 2 CO2 = 2 Na2CO3 + O2
4 KO2 + 2 CO2 = 2 K2CO3 + 3 O2.

Эти реакции лежат в основе регенерации воздуха в замкнутых простран­ствах (подводные лодки, космические корабли, изолирующие противогазы).


11. Осаждением нерастворимых в воде солей с образованием растворов кислот:

AgNO3 + HCl = AgCl  + HNO3
Ca3(PO4)2 + 3 H2SO4 = 3 CaSO4 + 2 H3PO4.

Полученная соль не должна растворяться в образовавшейся кислоте.


12. Взаимодействием кислотного оксида с солью:

SO2 + Na2CO3 = Na2SO3 + CO2 
6 SiO2 + 2 Ca3(PO4)2 6 CaSiO3 + P4O10.

13. Осаждением нерастворимых гидроксидов растворами щелочей из солей:

FeSO4 + 2 NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4.

14. Как результат реакции обменна между солями с образованием одной нерастворимой соли:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl.

15. Термическим разложением солей:

Степень разложения солей определяется отношением заряда катиона (n+) к его радиусу (r). Чем больше это отношение, тем «глубже» степень разложения.

2 LiNO3 2 LiNO2 + O2
2 KClO3 2 KCl + 3 O2.

В некоторых случаях определяющую роль в разложении соли играет и заполненный 18-электронный подуровень катиона металла.

2 Cu(NO3)2 2 CuO + 4 NO2 + O2
2 AgNO3 2 Ag + 2 NO2 + O2.

16. Окислением или восстановлением кислотообразующего элемента, входящего в состав аниона соли:

Na2SO3 + H2O2 = Na2SO4 + H2O
Na2SO4 + 4C Na2S + 4CO.
^ § 3. Химические свойства солей
Соли могут взаимодействовать:


1. С кислотами или с кислотными оксидами (сильная или малолетучая кислота вытесняет слабую или более летучую, неустойчивую кислоту из соли):

KCN + HCl = KCl + HCN
+ KHSO4 + HClO4
Na2CO3 + SiO2 Na2SiO3 + CO2 .

2. С основаниями (сильное или менее летучее основание вытесняет слабое или более летучее основание из солей):

FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2  + Na2SO4
NH4Cl + KOH = NH3 + H2O + KCl
[CH3NH3]Cl + NaOH = CH3NH2  + NaCl + H2O.

3. С солями:

AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3.

При составлении уравнений реакций обмена между электролитами, необходимо учитывать условия протекания реакций до конца и пользоваться таблицей растворимости оснований, кислот и солей.


4. С металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до металла, катион которого входит в состав соли (см. «получение солей» п. 3):

2 AgNO3 + Cu = 2 Ag  + Cu(NO3)2.

При составлении уравнений подобных реакций не следует использовать металлы, стоящие в ряду электрохимических напряжений до магния, т. к. эти металлы прежде всего будут взаимодействовать с водой в результате чего образуется гидроксид, который и будет реагировать с солью, например, раствор CuSO4 + Na

2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2
2 NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4.

5. Соли кислородсодержащих кислот разлагаются при нагревании:

2Cu(NO3)2 2CuO + 4NO2 + O2
CaCO3 = CaO + CO2 (при t > 900C).

6. Если кислотообразующий элемент может находиться в нескольких степенях окисления, то используя подходящий окислитель или восстанови­тель можно перейти от соли одной кислоты к соли другой кислоты, в кото­рой кислотообразующий элемент находится в другой степени окисления.

Na2SO3 + H2O2 = Na2SO4 + H2O.

Аналогично, если металл, входящий в состав соли может проявлять различные степени окисления, то можно перейти от одной соли к другой, в которой металл находится в иной степени окисления:

3 Fe(NO3)2 + 4 HNO3 3 Fe(NO3)3 + NO + 2 H2O
2 FeCl3 + Cu = 2 FeCl2 + CuCl2.
Оглавление


Глава 1.

Глава 1 4

Оксиды 4

§ 1. Физические свойства оксидов 4

§ 2. Классификация оксидов и закономерности изменения химических свойств 5

2.1. Классификация оксидов по химическим свойствам 5

2.2. Закономерности изменения свойств оксидов 7

§ 3. Способы получения оксидов 8

§ 4. Химические свойства оксидов 10

4.1. Основные оксиды 10

4.2. Кислотные оксиды 11

4.3. Амфотерные оксиды 12

4.4. Общие химические свойства оксидов 13

Глава 2 15

Кислоты и основания 15

§ 1. Теории кислот и оснований 15

1.1. Электролитическая теория 15

1.2. Протолитическая теория 15

1.3. Электронная теория 16

§ 2. Кислоты 18

2.1. Классификация кислот. 18

2.2. Способы получения кислот 21

2.3. Общие методы получения любых кислот 22

2.4. Химические свойства кислот 24

§ 3. Основания 27

3.1. Классификация оснований 27

3.2. Способы получения оснований 28

3.3. Химические свойства оснований 30

Глава 3 32

Соли 32

§ 1. Классификация солей 32

§ 2. Способы получения солей 33

§ 3. Химические свойства солей 36

Оглавление 39



КОРЕНЕВ Юрий Михайлович, проф. ФНМ МГУ

ОВЧАРЕНКО Валерий Павлович, ст. преподаватель химического факультета МГУ

^ ЕГОРОВ Евгений Николаевич, ст. н. с. химического факультета МГУ

Общая и неорганическая химия

Часть II

Основные классы
неорганических соединений


Оформление и верстка
И. Н. Коровин, Т. А. Клименко


Изд. лиц. № 040414 от 18.04.97


Подписано в печать 04.12.2000. Формат 60  84 1/16. Бумага офс. № 1.
Офсетная печать. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25. Тираж 150 экз.


Школа имени А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра
Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова

121357, Москва, ул. Кременчугская, 11


тел. 449-33-64

e-mail: adm@aesc.msu.ru


Ордена “Знак Почета” Издательство Московского университета

103009, Москва, ул. Б. Никитская, 5/7


-2-mirovozzrenie-v-strukture-chelovecheskogo-ya-mirovozzrenie-kak-subektivnaya-realnost.html
-2-nacionalnie-biblioteki-v-sohranenii-kulturnogo-naslediya-i-formirovanii-evrazijskogo-bibliotechnogo-prostranstva.html
-2-natisk-s-severo-zapada-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
-2-nejropsihologicheskij-podhod-k-probleme-otklonyayushegosya-razvitiya-posobie-adresovano-studentam-psihologicheskih.html
-2-nizshie-i-srednie-uchebnie-zavedeniya-rossii-istoriya-russkoj-kulturi-xix-vek.html
-2-novie-popitki-modernizacii-strani-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/salam-ama-ot-polezniya-08062012-0338-telegraf-str-12-ministr-anyu-angelov-dadohme-otkrovena-kartina.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voronin-oponyatii-teoreticheskaya-arheologiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/ashbornskij-pastor-stranica-27.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i47-forma-dogovora-obespecheniya-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-5-benzodiazepini-i-drugie-anksioliticheskie-preparati-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-bulgakov-belaya-gvardiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/berezhnova-l-n-nabok-i-l-sheglov-v-i-etnopedagogika-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-zaprosa.html
  • spur.bystrickaya.ru/lntolstoj-o-zolotom-pravile-5-voprosi-morali-v-istorii-filosofii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-associaciya-obshestvennih-obedinenij-anesteziologov-i-reanimatologov-severo-zapada.html
  • college.bystrickaya.ru/3-sushnost-i-vidi-inflyacii-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-19-sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-ii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-klyuchevih-kvalifikacij-budushego-specialista-sferi-turistskogo-servisa-na-osnove-intensifikacii-obucheniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/visshee-specialnoe-ekaterinburg-2004-2009.html
  • write.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-osen-patriarha-stranica-17.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-plan-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-latinskij-yazik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-semanticheskoe-modelirovanie-dannih-er-diagrammi-lekciya-bazisnie-sredstva-manipulirovaniya-relyacionnimi-dannimi-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tom-ii-polutom-1-uchebnik-otv-red-prof-e-a-suhanov-2-e-izd-pererab-i-dop-m-izdatelstvo-bek-2000-704s-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/dogovor-pozhiznennogo-soderzhaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-1-sentyabrya-2011-goda-arhangelsk-universitetskij-gorod-v-institute-pedagogiki-psihologii-i-socialnoj-raboti-vremya-mesto.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-brudnij-a-a.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-stati-konvencii-a-storona-predstavlyayushaya-doklad.html
  • grade.bystrickaya.ru/obezzarazhivanie-kala-metodicheskie-ukazaniya-mu-1-5-09-izdanie-oficialnoe-federalnaya-sluzhba-po-nadzoru-v-sfere.html
  • writing.bystrickaya.ru/kommersant-27022009-novosti-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-mezhdunarodnij-detskij-i-yunosheskij-konkurs-festival-na-krilyah-talanta-1-5-maya-2010-g.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-2-variativnaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo-doshkolnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-prioriteti-v-period-do-2011-gg-vklyuchitelno-plan-r-ossijskoj-federacii-osnovnie-napravleniya-razvitiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/83-situaciya-na-predpriyatiyah-sajmonu-klarku-drugu-i-uchitelyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskaya-himiya-stranica-9.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vadatddotvo-ck-vlksm-molodaya-gvardiya-stranica-14.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-o-chuvstvah-i-ih-issledovanii-praktikum-po-vozrastnoj-psihologii-udk-159-922-6076-58-bbk-88-4ya73-a16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-m-ahmetova.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-socialno-psihologicheskoj-sluzhbe-v-mou-sosh-29-oktyabrskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-vrhu-uchebniya-material-po-anglijski-ezik-za-9-klas-prvi-chuzhd-ezik.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-dopolnitelnaya-literatura-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-kontrolnim-rabotam-dlya-studentov-zaochnoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.