.RU

§ 1. Классификация солей - Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с программой курса неорганической...


^ § 1. Классификация солей
В зависимости от состава соли также могут быть разделены на различ­ные типы.




1. ^ Средние соли — соли, которые образуются в результате полной нейтрализации кислоты основанием (при замещении всех катионов водо­рода на катионы металла):

H2SO4 + 2 NaOH =  Na2SO4  + 2 H2O.

2. ^ Кислые соли — соли, которые образуются при неполной нейтрализа­ции кислоты основанием (замещаются не все катионы водорода на катионы металла). Соли этого типа могут быть образованы только многоосновными кислотами.

H2SO4 + NaOH =  NaHSO4  + H2O.

H2SO4 — кислота двухосновная, при полной нейтрализации которой образуется средняя соль Na2SO4 , а при замещении одного атома водорода на металл образуется кислая соль NaHSO4 .

H3PO4 — кислота трехосновная, в которой возможно последовательное замещение одного, двух или всех трех атомов водорода на атомы металла. И при нейтрализации этой кислоты возможно образование трех рядов солей: NaH2PO4 , Na2HPO4 и Na3PO4 .

В общем же случае к кислым солям относятся соли в которых мольное содержание кислотного оксида больше мольного содержания основного оксида, например, Na2B4O7 , Na2Cr2O7 , Na2S2O7 , Na4P2O7 . При реакции с основными оксидами и гидроксидами эти соли переходят в средние соли:

Na2Cr2O7 + 2 NaOH = 2 Na2CrO4 + H2O
CoO + Na2B4O7 = 2 NaBO2 + Co(BO2)2.

3. ^ Основные соли — соли, которые являются продуктом неполной нейтрализации многокислотного основания кислотой:

Mg(OH)2 + HCl =  Mg(OH)Cl  + H2O.

4. ^ Двойные соли — соли, в состав которых входят анионы только одного вида и разные катионы, например, KAl(SO4)2  12 H2O.

5. ^ Смешанные соли — соли, в состав которых входят катионы одного вида и анионы разных кислот, например, хлорная известь CaCl(OCl).


6. Комплексные соли — соли, имеющие сложные катионы или анионы, в которых связь образована по донорно-акцепторному механизму. При написании молекулярных формул таких солей комплексный катион или анион заключают в квадратные скобки, например:

K3[Fe(CN)6], K[BF4], Na[Al(OH)4(H2O)2]
[Ag(NH3)2]OH, [Cu(NH3)4](OH)2.
^ § 2. Способы получения солей
Соли могут быть получены одним из ниже приведенных способов.


1. Взаимодействием металлов

а) с кислотами:

Cr + 2 HCl = CrCl2 + H2 (без доступа воздуха)
Cu + 4 HNO3, конц. = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 H2O,

б) со щелочами:

2 Al + 2 NaOH + 10 H2O = 2 Na[Al(OH)4(H2O)2] + 3 H2.

2. Нагреванием металлов с неметаллами в инертной атмосфере:

2 Fe + 3 Cl2 2 FeCl3

Zn + S ZnS

2 Li + H2 2 LiH
6 Mg + 2 N2 2 Mg3N.

3. Вытеснением металлов из солей другими металлами, стоящими в ряду напряжений до металла, входящего в состав соли:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.

При этом не надо забывать, что если металл, входящий в состав соли, проявляет переменные степени окисления, то он может быть восстановлен до более низкой степени окисления металлом, находящимся в ряду напря­жений правее его:

2 FeCl3 + Cu = 2 FeCl2 + CuCl2.

Эта реакция нашла применение электронной промышленности при изготовлении плат для печатного монтажа.

2 FeCl3 + Hg = 2 FeCl2 + HgCl2.

На этом основан способ очистки помещений от разлитой ртути.


^ 4. Взаимодействием неметаллов со щелочами (см. п. 3.3. Свойства оснований, 3).


5. Вытеснением активными неметаллами менее активных неметаллов из солей:

Cl2 + 2 NaBr = 2 NaCl + Br2.

В этом случае более электроотрицательный неметалл (хлор) вытесняет менее электроотрицательный (бром).


6. Взаимодействием двух оксидов


K2O
основный оксид

+

SO2
кислотный оксид

= K2SO3




Na2O
основный оксид

+

Al2O3
амфотерный оксид

2 NaAlO2

ZnO
амфотерный оксид

+

SO3
кислотный оксид

ZnSO4.





7. Нейтрализацией кислоты основанием (или амфотерным гидрокси­дом):

HNO3 + KOH = KNO3 + H2O
H2SO4 + Zn(OH)2 = ZnSO4 + 2H2O.

В случае многоосновных кислот (или многокислотных оснований) возможно образование кислых (или основных) солей, в зависимости от относительных количеств кислоты и основания, вступивших в реакцию:

H3PO4 + NaOH = NaH2PO4 + H2O

NaH2PO4 + NaOH = Na2HPO4 + H2O

Na2HPO4 + NaOH = Na3PO4 + H2O.

8. Растворением или сплавлением кислотного или амфотерного оксида с основанием:

CO2 + 2KOH = K2CO3 + 2H2O
SiO2 + 2NaOH Na2SiO3 + H2O
ZnO + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4]
Al2O3 + 2NaOH 2NaAlO2 + H2O.
9. Как результат реакции основного или амфотерного оксида с кислотой:

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O.

При этом необходимо учитывать возможность окисления катиона, образую­щего оксид, до более высокой степени окисления:

FeO + 4HNO3, конц. = Fe(NO3)3 + NO  + 2 H2O.

10. Взаимодействием пероксидов, надпероксидов и озонидов с кислот­ными оксидами:

2 Na2O2 + 2 CO2 = 2 Na2CO3 + O2
4 KO2 + 2 CO2 = 2 K2CO3 + 3 O2.

Эти реакции лежат в основе регенерации воздуха в замкнутых простран­ствах (подводные лодки, космические корабли, изолирующие противогазы).


11. Осаждением нерастворимых в воде солей с образованием растворов кислот:

AgNO3 + HCl = AgCl  + HNO3
Ca3(PO4)2 + 3 H2SO4 = 3 CaSO4 + 2 H3PO4.

Полученная соль не должна растворяться в образовавшейся кислоте.


12. Взаимодействием кислотного оксида с солью:

SO2 + Na2CO3 = Na2SO3 + CO2 
6 SiO2 + 2 Ca3(PO4)2 6 CaSiO3 + P4O10.

13. Осаждением нерастворимых гидроксидов растворами щелочей из солей:

FeSO4 + 2 NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4.

14. Как результат реакции обменна между солями с образованием одной нерастворимой соли:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl.

15. Термическим разложением солей:

Степень разложения солей определяется отношением заряда катиона (n+) к его радиусу (r). Чем больше это отношение, тем «глубже» степень разложения.

2 LiNO3 2 LiNO2 + O2
2 KClO3 2 KCl + 3 O2.

В некоторых случаях определяющую роль в разложении соли играет и заполненный 18-электронный подуровень катиона металла.

2 Cu(NO3)2 2 CuO + 4 NO2 + O2
2 AgNO3 2 Ag + 2 NO2 + O2.

16. Окислением или восстановлением кислотообразующего элемента, входящего в состав аниона соли:

Na2SO3 + H2O2 = Na2SO4 + H2O
Na2SO4 + 4C Na2S + 4CO.
^ § 3. Химические свойства солей
Соли могут взаимодействовать:


1. С кислотами или с кислотными оксидами (сильная или малолетучая кислота вытесняет слабую или более летучую, неустойчивую кислоту из соли):

KCN + HCl = KCl + HCN
+ KHSO4 + HClO4
Na2CO3 + SiO2 Na2SiO3 + CO2 .

2. С основаниями (сильное или менее летучее основание вытесняет слабое или более летучее основание из солей):

FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2  + Na2SO4
NH4Cl + KOH = NH3 + H2O + KCl
[CH3NH3]Cl + NaOH = CH3NH2  + NaCl + H2O.

3. С солями:

AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3.

При составлении уравнений реакций обмена между электролитами, необходимо учитывать условия протекания реакций до конца и пользоваться таблицей растворимости оснований, кислот и солей.


4. С металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до металла, катион которого входит в состав соли (см. «получение солей» п. 3):

2 AgNO3 + Cu = 2 Ag  + Cu(NO3)2.

При составлении уравнений подобных реакций не следует использовать металлы, стоящие в ряду электрохимических напряжений до магния, т. к. эти металлы прежде всего будут взаимодействовать с водой в результате чего образуется гидроксид, который и будет реагировать с солью, например, раствор CuSO4 + Na

2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2
2 NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4.

5. Соли кислородсодержащих кислот разлагаются при нагревании:

2Cu(NO3)2 2CuO + 4NO2 + O2
CaCO3 = CaO + CO2 (при t > 900C).

6. Если кислотообразующий элемент может находиться в нескольких степенях окисления, то используя подходящий окислитель или восстанови­тель можно перейти от соли одной кислоты к соли другой кислоты, в кото­рой кислотообразующий элемент находится в другой степени окисления.

Na2SO3 + H2O2 = Na2SO4 + H2O.

Аналогично, если металл, входящий в состав соли может проявлять различные степени окисления, то можно перейти от одной соли к другой, в которой металл находится в иной степени окисления:

3 Fe(NO3)2 + 4 HNO3 3 Fe(NO3)3 + NO + 2 H2O
2 FeCl3 + Cu = 2 FeCl2 + CuCl2.
Оглавление


Глава 1.

Глава 1 4

Оксиды 4

§ 1. Физические свойства оксидов 4

§ 2. Классификация оксидов и закономерности изменения химических свойств 5

2.1. Классификация оксидов по химическим свойствам 5

2.2. Закономерности изменения свойств оксидов 7

§ 3. Способы получения оксидов 8

§ 4. Химические свойства оксидов 10

4.1. Основные оксиды 10

4.2. Кислотные оксиды 11

4.3. Амфотерные оксиды 12

4.4. Общие химические свойства оксидов 13

Глава 2 15

Кислоты и основания 15

§ 1. Теории кислот и оснований 15

1.1. Электролитическая теория 15

1.2. Протолитическая теория 15

1.3. Электронная теория 16

§ 2. Кислоты 18

2.1. Классификация кислот. 18

2.2. Способы получения кислот 21

2.3. Общие методы получения любых кислот 22

2.4. Химические свойства кислот 24

§ 3. Основания 27

3.1. Классификация оснований 27

3.2. Способы получения оснований 28

3.3. Химические свойства оснований 30

Глава 3 32

Соли 32

§ 1. Классификация солей 32

§ 2. Способы получения солей 33

§ 3. Химические свойства солей 36

Оглавление 39



КОРЕНЕВ Юрий Михайлович, проф. ФНМ МГУ

ОВЧАРЕНКО Валерий Павлович, ст. преподаватель химического факультета МГУ

^ ЕГОРОВ Евгений Николаевич, ст. н. с. химического факультета МГУ

Общая и неорганическая химия

Часть II

Основные классы
неорганических соединений


Оформление и верстка
И. Н. Коровин, Т. А. Клименко


Изд. лиц. № 040414 от 18.04.97


Подписано в печать 04.12.2000. Формат 60  84 1/16. Бумага офс. № 1.
Офсетная печать. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25. Тираж 150 экз.


Школа имени А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра
Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова

121357, Москва, ул. Кременчугская, 11


тел. 449-33-64

e-mail: adm@aesc.msu.ru


Ордена “Знак Почета” Издательство Московского университета

103009, Москва, ул. Б. Никитская, 5/7


-2-mirovozzrenie-v-strukture-chelovecheskogo-ya-mirovozzrenie-kak-subektivnaya-realnost.html
-2-nacionalnie-biblioteki-v-sohranenii-kulturnogo-naslediya-i-formirovanii-evrazijskogo-bibliotechnogo-prostranstva.html
-2-natisk-s-severo-zapada-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
-2-nejropsihologicheskij-podhod-k-probleme-otklonyayushegosya-razvitiya-posobie-adresovano-studentam-psihologicheskih.html
-2-nizshie-i-srednie-uchebnie-zavedeniya-rossii-istoriya-russkoj-kulturi-xix-vek.html
-2-novie-popitki-modernizacii-strani-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-3-pozvolte-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posledovatelnost-dejstvij-pri-oformlenii-prodazh-po-kodam-tovarov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-informacii-ot-utechki-po-cepyam-pitaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-politika-a-b-krasnova-knigi-chuvashskoj-respubliki-1991-1995-retrosp-bibliogr-ukaz-sostaviteli-a-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-malaya-gruppa-kak-socialno-psihologicheskij-fenomen-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-chast-ii-bijsk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istochnik-s-kotorogo-bil-otskanirovan-tekst-neizvesten-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-predprofilnoj-podgotovki-uchashihsya-s-orientaciej-na-informacionno-tehnologicheskij-profil-kompyuternoe-modelirovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/2-klass-34-chasa-iz-raschyota-1-chas-v-nedelyu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-avtomobil-i-ego-voditel-2-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ogranichennoe-mnozhestvo-l-ya-averyanov-pochemu-lyudi-zadayut-voprosi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenshini-chetverka-bez-rulevoj-statistika-chempionatov-mira-2009-goda-v-letnih-olimpijskih-vidah-sporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skorost-rabochego-potoka-mms-v-zavisimosti-ot-effekta-osvetleniya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnoe-upravlenie-zhilishno-kommunalnim-kompleksom-metodologiya-teoriya-praktika-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/13-sentyabrya-2002-g-badaev-s-e-s-chechenskoe-muhadzhirstvo-vtoroj-polovini-xix-veka-kak-sledstvie-politiki-samoderzhaviya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsemirnij-bank.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-reshenij-prinyatih-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-partnerskoj-programmi-1s-rarus-sodejstvie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-soderzhanie-kursa-tema-1-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-teorii-uchebno-metodicheskii-kompleks-po-kursu-ekonomicheskaya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-raboti-pamyat-bessmertna.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-lekcij-linejnaya-algebra-ikurs-1-semestr-2-potok-lektori-prof-m-sh-birman-docent-t-a-suslina-razdel-vektornaya-algebra-vektori-slozhenie-i-umnozhenie-na-chislo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-raboti-po-uplotneniyu-gruntov-estestvennogo-zaleganiya-resheniem-obshego-sobraniya-chlenov-nekommercheskogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-zayavka-uchastnika-seminara-tema-seminara.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/masla-dushici-i-ispanskogo-origanuma-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-220400-68-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblomok-prolezhal-na-dne-morya-mnogo-soten-let-i-bil-izeden-vodoj-i-solyu-malchik-perevernul-ego-drugoj-storonoj-ponyuhal-i-razocharovanno-otvernulsya-emu-pokaz.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spasatelnie-ploti-spravochnik-yahtsmena-perevod-s-anglijskogo-leningrad-sudostroenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-po-sozdaniyu-bezbarernoj-sredi-osushestvlennih-v-municipalnih-obrazovaniyah-samarskoj-oblasti-v-2009-godu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ot-izdatelya-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-na-obuchenie-v-nou-spo-chelyabinskij-kooperativnij-tehnikum-chelyabinskogo-oblpotrebsoyuza.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshenauchnoe-i-mezhdisciplinarnoe-znanie-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/generalnaya-shema-stranica-27.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazat-o-vestminsterskom-abbatstve.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-arkadij-i-boris-strugackie-obitaemij-ostrov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-analiz-sostoyaniya-i-obespechennosti-uchebno-materialnoj-bazi-itogi-uchebno-metodicheskoj-raboti-v-20042005-uchebnom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.