.RU

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЯЩИХ ПОЛЕТОВ В ТЕРМИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКАХ - Эксплуатация и техника пилотирования серийных планеров


§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЯЩИХ ПОЛЕТОВ В ТЕРМИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКАХ

1. Набор высоты для входа в термики, как правило, производится в буксировочном полете.

2. Отцепку планера следует производить на высоте 700—800 м в восходящем потоке или недалеко от него и на таком удалении от аэродрома, чтобы в случае неудачного «выпаривания» можно было совершить посадку на аэродроме.

3. В первой половине жаркого летнего дня, когда облака еще не успели образоваться, восходящие потоки нужно искать над массивами пашни или над песчаной местностью.

Планерист, найдя восходящий поток, производит отцепку планера.

Восходящий поток легко определить по поведению самолета-буксировщика, который при входе в восходящий поток подбрасывается вверх, или по увеличению вертикальной скорости подъема, которую легко обнаружить по показаниям вариометра.

4. Чтобы не потерять поток, сразу же после отцепки планер надо ввести в спираль. Выполняя спираль, определяют площадь восходящего потока. В широком потоке планер свободно выполняет спираль с креном 25—30°, не выходя за границу потока. В потоке же малой площади часть спирали даже с креном 45—50° будет выходить за его пределы, и так как восходящий поток обычно окружен нисходящими токами, то в результате планер теряет высоту, набранную в восходящем потоке. Иногда планерист принимает широкий восходящий поток за узкий, лишь потому, что спираль выполняется им не в центре потока. Поэтому для того чтобы определить площадь восходящего потока, следует в том месте, где планер имеет какую-то вертикальную скорость подъема, выполнять спираль с маленьким креном, и как только стрелка вариометра будет подходить к нулю или показывать спуск, крен на спирали увеличивать.

5. Крен и скорость на спирали подбираются в зависимости от скороподъемности, ширины и устойчивости потока.

6. В воздушных потоках малой скороподъемности, а также для уменьшения радиуса спирали рекомендуется выпускать закрылки.

7. Определив границы восходящего потока, надо стараться не выходить из него. Чем уже поток, тем радиус спирали должен быть меньше, а крен больше. И, наоборот, чем шире поток, тем радиус спирали должен быть больше. В том случае, когда поток широк, но слаб, спираль должна выполняться с меньшим креном, а в сильном потоке крен можно увеличивать.

Необходимо помнить, что с увеличением крена возрастает и перегрузка.

8. Если восходящий поток имеет в плане эллиптическую форму, занимающую большую площадь, рекомендуется набор высоты производить восьмерками, так как при этом планер дважды пересекает центр потока и в месте максимальной силы потока переходит из одного крена в другой, из-за чего скороподъемность в этом месте возрастает.

9. Признаками восходящих потоков очень часто могут служить кучевые облака, наиболее сильные потоки под которыми наблюдаются с наветренной стороны. Планерист не должен уходить далеко от аэродрома, учитывая то, что облака все время перемещаются относительно земной поверхности. В этих случаях надо переходить от облака к облаку. Намечая переход, следует обращать особое внимание на расстояние между облаками, сравнивая его с высотой, на которой находится планер; чем больше высота планера, тем большее расстояние может быть покрыто при переходе от одного облака к другому (рис. 23).

При переходе от облака к облаку следует держать оптимальную скорость перехода по ожидаемому потоку.

10. Восходящие потоки не всегда следует искать строго под кучевым облаком, так как ветер, перемещая облако, увлекает и поток. Поэтому чем выше облако, тем дальше от него может быть нижняя часть восходящего потока (рис. 24).

Как правило, наибольшая интенсивность восходящих потоков наблюдается с наветренной стороны.

11. В практике часто наблюдаются такие случаи, когда планерист, подойдя под кучевое облако, не находит под ним восходящего потока. Это получается потому, что облако образовалось где-то далеко и благодаря ветру оторвалось от восходящего потока. Выше уже говорилось, что не облако образует восходящие потоки, а, наоборот, за счет паров, поднятых восходящим потоком, образуются кучевые облака, поэтому и не следует удивляться, если под кучевым облаком не обнаружен восходящий поток.

12. Наиболее благоприятным условием для образования восходящих потоков в наших широтах считаются жаркие безветренные летние дни (с мая по август месяц) с 10 часов утра до 4 часов вечера.

При парящем полете с набором высоты следует выбирать наиболее высокое и растущее облако.

13. Для выхода из потока большой скороподъемности планерист обязан прекратить выполнение спирали и по прямой выйти из потока на скорости не более 90 км/ч.

14. При выполнении парящего полета планерист обязан заранее наметить районы с площадками, где в случае необходимости можно произвести посадку. Если на высоте 300 м исчерпаны возможности набора высоты, парение необходимо прекратить и произвести посадку на аэродром или выбранную площадку.

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЯЩИХ ПОЛЕТОВ В ПОТОКАХ ОБТЕКАНИЯ

1. Парящие полеты в потоках обтекания организуются и выполняются над местностью, отвечающей требованиям безопасности таких полетов, с учетом удобства склона, наличия в районе парения площадок для посадки планера.

2. Взлет планера производится буксировкой за самолетом.

3. Вход планера в поток осуществляется над тем местом, где поток имеет наибольшую мощность (первая треть склона, считая от вершины).

Войдя в восходящий поток, необходимо развернуть планер вдоль склона, причем нос планера должен быть направлен не строго по склону, а несколько против ветра, с учетом упреждения на снос. Если планер будет развернут строго по склону, то ветром его очень быстро снесет из зоны восходящего потока.

4. Основными задачами парящих полетов в восходящих потоках обтекания являются максимальный выигрыш высоты, достижение возможно большей продолжительности полета, а в горных условиях и полеты по маршрутам.

5. При парении над склоном можно набрать высоту, равную удвоенной высоте возвышенности, т. е. если гора имеет высоту 200 м, то при умелом парении можно набрать 400 м над склоном. Продолжительность же парения будет зависеть от направления и скорости ветра. Самым благоприятным для парения над склоном считается ветер скоростью 7—9 м/с, направленный строго на склон. Но парить можно и при ветре в 4—5 м/с. В слабый ветер максимальная высота парения будет меньше.

6. Существует несколько способов парения в потоках обтекания. Самый простой и распространенный — это парение на прямых вдоль склона. Планерист в этом случае ведет планер вдоль гребня, а в конце склона каждый раз выполняет разворот на 180°. Такое парение возможно на склоне длиной свыше одного километра.

7. При использовании для парения коротких склонов или наиболее высоких участков длинного склона применяется парение восьмеркой (рис. 25).

Восьмерка состоит из двух спиралей, выполняемых в разные стороны и следующих одна за другой. Парение восьмерками вследствие непрерывных разворотов очень утомительно и требует от планериста не только большой выносливости, но и искусства в технике пилотирования.

8. В том случае, когда восходящий поток очень узок и не позволяет парить восьмерками, высоту над склоном можно набирать, введя планер в спираль. Этот способ парения считается наиболее сложным, так как ветер, направленный на склон, выносит планер из восходящего потока. Чтобы уменьшить снос планера, рекомендуется спираль выполнять с переменным креном: уменьшать крен, когда планер летит против ветра (в этом случае планер будет описывать большой радиус), и увеличивать крен, как только планер развернется по ветру (радиус будет уменьшаться). Тем самым будет уменьшаться время воздействия ветра на планер, направленный на склон.

9. К парению спиралями переменного радиуса допускаются планеристы, имеющие большой опыт в парящих полетах. Малоопытные планеристы при парении спиралями допускают грубые и опасные ошибки. Они уменьшают угол планирования, когда планер развернется по ветру и приобретет большую путевую скорость (скорость относительно земли) и, наоборот, увеличивают угол планирования, когда планер развернется против ветра.

10. Запрещается выполнять спирали на планере над гребнем склона на высоте ниже 300 м.

11. При парении в потоках обтекания большое значение имеет умение планериста «выпаривать», т. е. набирать высоту. При парении над склоном не исключена возможность потери высоты до такой степени, что планер окажется ниже вершины горы. В этом случае надо развернуться вдоль склона и дать возможность сносить планер на склон. По мере приближения к склону надо разворачивать планер против ветра с тем, чтобы дольше продержаться в восходящем потоке. «Выпаривание» можно произвести не сразу на одной прямой, а на нескольких; в этом случае развороты следует выполнять не на краях склона, а в местах большей скороподъемности, причем развороты следует производить не на склон, а от склона; чтобы потерять меньше высоты, разворот нужно выполнять энергично с креном до 45°.

Необходимо помнить, что «выпаривание» может быть удачно только в том случае, когда оставшаяся высота составляет не менее половины высоты склона. Если же планер опустился ниже половины высоты склона, нужно своевременно принять решение о посадке.

12. Планирование на посадку выполняется со скоростью на 5—10 км/ч больше наивыгоднейшей с тем, чтобы планер был хорошо управляемым в возмущенном потоке.

В случае относа планера от склона в зону нисходящего потока (на малой высоте) не следует пытаться возвратиться в зону восходящего потока. Необходимо на увеличенной скорости планирования произвести посадку параллельно склону с боковым ветром.

13. При заходе на посадку с ошибкой в расчете (недолет) избегать приземления планера у гребня склона в зоне потока. В этом случае необходимо выйти к гребню склона в зону восходящего потока, восстановить над склоном высоту и вновь зайти на посадку.

При заходе на посадку с ошибкой в расчете (перелет) надо избыток высоты терять над участками, находящимися вне воздействия нисходящего потока.

14. Быть внимательным и учитывать прилегающую к основному склону местность. Если над склоном производятся парение нескольких планеров, нужно усилить осмотрительность в полете, соблюдать меры безопасности.

Обгон впереди летящего планера производится со стороны гребня склона.

Необходимо строго выполнять все указания руководителя полетов, передаваемые по радио, а также внимательно следить за знаками и сигналами, выкладываемыми на старте.

§ 3. ПАРЯЩИЕ ПОЛЕТЫ В СОСТАВЕ ГРУППЫ

1. Полет в группе, рассредоточенной по фронту в одном высотном диапазоне, играет большую роль в приобретении опыта парящего полета и в его совершенствовании, так как группе легче найти потоки с наибольшей скороподъемностью. При этом необходимо помнить, что расстояние между планерами (группами), рассредоточенными по фронту на одной высоте, должно быть не менее 300 м.

2. Полет в группе довольно сложен и требует высокой организации, четкого руководства полетами, отработки вопросов взаимодействия, строжайшего соблюдения мер безопасности и обязывает планеристов непрерывно вести круговую осмотрительность в полете.

3. Парение в группе из двух-трех планеров облегчает нахождение центра потока, причем позволяет делать это не по показаниям вариометра, а по скороподъемности соседних планеров.

4. При обучении планериста полетам в составе группы необходимо соблюдать строгую последовательность и индивидуальный подход. Отрабатывать вначале полеты в малых по количеству планеров группах и с большей разницей в высотах между планерами, а затем постепенно, по мере приобретения опыта, увеличивать количество планеров в группе и сокращать разницу в высотах между планерами до 50 м.

5. При первоначальном обучении парящим полетам в зоне парения должен находиться только один планер.

6. При отработке парящего полета в районе аэродрома надо строго выдерживать заданную зону (сектор) парения и без разрешения РП не переходить из одной зоны (сектора) парения в другую.

7. Парение группы планеров в одном восходящем потоке в районе аэродрома выполняется только левой спиралью.

8. При отработке парения группы планеров в одном потоке необходимо:

9. Набор высоты в одном восходящем потоке группой планеров производится с разницей в высотах для спортсменов, выполняющих программу второго спортивного разряда, в период первоначальной подготовки, — не менее 200 м, а на заключительном этапе подготовки — не менее 100 м; для спортсменов, выполняющих программу первого спортивного разряда, — не менее 50 м после, выполнения контрольных парящих полетов в составе группы планеров в одном восходящем потоке.

§ 4. ПАРЯЩИЕ ПОЛЕТЫ ПО МАРШРУТУ

1. Парящий полет по маршруту значительно сложнее полета на парение в районе аэродрома, так как требует от планериста часть внимания переключать на ведение ориентировки и решение ряда тактических и навигационных задач в условиях, зависящих от конкретной воздушной обстановки.

Поэтому к парящим полетам по маршруту следует приступать только после полного освоения всех элементов парящего полета в районе аэродрома, после отработки порядка выполнения старта, долета, финиша и посадок вне аэродрома.

2. Скоростные парящие маршрутные полеты производятся на оптимальных скоростях, соответствующих ожидаемым потокам, которые определяются с помощью калькулятора.

3. Полеты в грозовых и мощно-кучевых облаках, а также вблизи их, ввиду сильных воздушных вертикальных потоков, угрожающих прочности планера, категорически запрещаются.

4. При встрече с грозовой деятельностью во время маршрутного парящего полета необходимо изменить направление полета и обойти грозу на удалении не менее 10 км или вернуться на аэродром вылета, а при невозможности продолжать полет — выбрать площадку и произвести посадку.

5. Перед выполнением внеаэродромного парящего полета по карте изучается маршрут полета и площадки, пригодные для посадки планера.

6. При подготовке к маршрутному полету планерист обязан тщательно изучить районы прохождения воздушных трасс МГА, проложить по карте линию пути и написать магнитный путевой угол, поднять характерные ориентиры и возвышенности.

7. При выполнении внеаэродромного полета планерист обязан при себе иметь:

8. Перед организацией парящих полетов руководитель полетов обязан ознакомиться с прогнозом погоды по синоптической карте и организовать разведку погоды на самолете для определения интенсивности восходящих потоков и опасных явлений для парения.

9. Обучение парящим полетам по маршруту целесообразно начинать в группе, состоящей из двух-трех планеров: инструктор с обучаемым и один — два планера, на которых планеристы выполняют полет самостоятельно. Состав группы определяется плановой таблицей, при этом один из экипажей назначается ведущим, т.е. в полете он определяет местонахождение и силу восходящих потоков, дает по радио команды на выход из потока, определяет режим перехода и облако, к которому делается переход и т.д.

10. После отцепки планерист уточняет фактические метеоусловия в районе аэродрома, определяет среднюю скороподъемность планера в потоке и на основании фактических данных принимает решение о выполнении старта и следовании на маршрут.

11. Отход планера от аэродрома разрешается производить только при обнаружении устойчивых восходящих потоков и когда высота, набранная над аэродромом, гарантирует переход к ближайшему облаку.

12. В полете при уклонении от заданной линии пути планерист должен своевременно вносить поправки в курс для выхода на поворотный пункт, вести общую и детальную ориентировку, выбирать очередное облако в направлении поворотного пункта.

13. На поворотных пунктах планерист делает отметку, записывает время и следует на следующий поворотный пункт маршрута.

14. На последнем отрезке маршрута планерист производит расчет долета с учетом реальных метеоусловий, следит за режимом полета, скоростью, расстоянием до линии финиша и, в случае необходимости, делает поправки.

15. В процессе всего полета планерист должен вести визуальную ориентировку, быть предельно осмотрительным и соблюдать меры безопасности.

Если в одном восходящем потоке находятся другие парящие планеры, то вход в поток осуществляется по касательной к спирали того же направления с сохранением установленной безопасной дистанций.

16. В маршрутном полете планеристу надо быть готовым к выполнению полета с боковым, встречным и попутным ветром, к умелому использованию гряд облаков, выдерживанию безопасной высоты полета и правильному определению кризиса погоды.

17. На заключительном отрезке маршрута планерист выполняет долет к линии финиша на скорости и с высоты, гарантирующих безопасность финиширования, с выполнением маневра для обеспечения нормального расчета на посадку.

18. При выполнении парящих полетов по маршруту необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

§ 5. ПАРЕНИЕ В ВОЛНОВЫХ ПОТОКАХ

Достижения в планерном спорте и совершенствование планерной техники за последнее время позволили сделать полеты в волновых потоках одним из распространенных видов подготовки спортсменов-планеристов.

Волновые потоки могут быть использованы с целью максимального выигрыша высоты и достижения максимальных абсолютных высот в свободном полете.

Полеты в горной местности в условиях сильной роторной турбулентности и использования волновых потоков требуют особой подготовки авиационной техники, летного состава, четкой организации полетов. При соблюдении этих условий они не представляют особой сложности.

§ 6. ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА И АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЕТАМ В ВОЛНОВЫХ ПОТОКАХ

1. Полет аэропоезда в волновом потоке, как правило, протекает при сильной турбулентности и требует большого умения и выдержки от экипажей самолета-буксировщика и планера. Летный состав, привлекаемый к полетам в волновых потоках, должен быть подвергнут тщательному медицинскому обследованию, в том числе и в барокамере. Экипаж должен иметь необходимые знания особенностей физиологии человека в условиях высотных полетов.

2. Волновые потоки, а также связанные с ними роторные потоки требуют от летных экипажей, готовящихся в них летать, знаний их природы, метеорологических и рельефных условий, при которых они возникают, и варианты возможного их использования.

3. Поскольку полеты в волновых потоках происходят в горной местности, то большое внимание уделяется изучению района полетов, знанию расположения площадок, пригодных для приземления. Так как глазомерное определение расстояний и высот в горной местности значительно отличается от определения при полетах на равнине, то при необходимости надо проводить тренировочные полеты над горной местностью перед полетами в волновых потоках.

4. Подготовка авиационной техники для полетов в волновых потоках имеет целый ряд специфических особенностей.

В районах невысоких гор в качестве самолетов-буксировщиков могут быть применены самолеты Як-12 и «Вильга-35А». Над более высокими горами, такими как Кавказский хребет, может быть использован самолет Ан-2. Самолет-буксировщик для буксировки планера к волновому потоку должен быть подготовлен особенно тщательно, кроме того, заведомо должны быть продуманы и определены приемы и способы эксплуатации самолета в условиях сильной турбулентности и большой высоты.

5. Прочность и управляемость эксплуатируемых в настоящее время планеров вполне достаточны и гарантируют безопасность полетов, так как даже при очень сильных восходящих потоках перегрузка не превышает 2,5—3 и то только при входе в них. Кроме того, сам волновой поток довольно спокойный и скороподъемность в нем обычно находится в пределах 1,5—5 м/с.

6. Для полетов в волновых потоках планер должен быть оборудован:

Перед высотным полетом особенно тщательно должны быть проверены кислородная система и кондиционность медицинского кислорода.

7. На случай вынужденной посадки планера или покидания его с парашютом экипаж должен быть оснащен спасательным кислородным оборудованием (маска и прибор КП-23), иметь при себе пищевые продукты и вещи, обеспечивающие пребывание в горной местности до эвакуации. Экипаж должен иметь также средства сигнализации о бедствии.

Из всего этого следует, что полеты в волновых потоках требуют более качественного и четкого инженерно-авиационного, метеорологического и материального обеспечения, чем обычные парящие полеты.

§ 7. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА В РОТОРЕ И ВОЛНОВОМ ПОТОКЕ

  1. Парящий полет планера с использованием волновых потоков можно разделить на следующие этапы:

2. Полет аэропоезда в зону волновых потоков производится обычным порядком. При этом сам маршрут полета строится исходя из направления ветра и расположения роторного облака с таким расчетом, чтобы не попадать в его нисходящую часть.

Отцепка планера от самолета-буксировщика производится непосредственно в потоке. Сигнал для отцепки лучше давать движением руля поворота, так как при «болтанке» самолет может непроизвольно накрениться и дать «отмашку», которую планерист может принять за сигнал и может отцепиться в нисходящем потоке.

При использовании ротора для набора высоты, восходящий поток надо искать под передней частью роторного облака, обращенного в сторону горы.

3. Техника выполнения полета в роторе в зависимости от скорости ветра и ширины зоны вертикальных движений сводится к следующему.

После отцепки в нижней части ротора при сильном ветре следует установить курс в направлении господствующего ветра. По мере набора высоты, вследствие уменьшения составляющей горизонтального движения в роторе и увеличения скорости восходящего потока целесообразно направить планер вдоль оси ротора. В верхней части ротора планер устанавливается в направлении, противоположном господствующему ветру.

Если зоны роторных движений более обширны, то можно набирать в них высоту по спирали.

При наборе высоты в роторе следует обращать внимание на положение сопутствующего облака, которое иногда «отрывается» от ротора и быстро исчезает. В этом случае планеристу не надо следовать за «оторвавшимся» облаком, а держаться на прежнем месте под вновь возникающим над ротором облаком.

Вертикальный поток в роторе характеризуется сильной турбулентностью (болтанкой); в волновом потоке, наоборот, полет протекает, как правило, в спокойной обстановке. Поэтому планерист может всегда отчетливо установить момент перехода от роторного движения к волновому.

После перехода в зону волнового потока, более широкую, чем роторная зона, дальнейший набор высоты следует продолжать с курсом, взятым в верхней части ротора.

4. Находясь в волновом потоке, необходимо учитывать направление и скорость ветра и выполнять полет навстречу ветру по прямой или змейкой так, чтобы в зоне максимальной скороподъемности скорости планера и ветра были примерно равны (обычно ветер с высотой увеличивается).

При слабой скорости ветра рекомендуется изменять курс полета в ту или иную сторону или выполнять «восьмерку». Каждый раз после выхода из зоны максимальных вертикальных скоростей возвращаться на исходную позицию путем выполнения одной или нескольких спиралей.

Скорость ветра надо определять по земным ориентирам.

5. Возвращение планера из зоны волновых потоков на аэродром базирования может быть усложнено ввиду затруднения ведения визуальной ориентировки из-за натекания облачности нижнего или среднего яруса. Поэтому планерист обязан грамотно оценивать обстановку, своевременно принимать решение о превращении полета и возвращении на аэродром.

Во время следования из зоны волновых потоков на аэродром базирования используются компас, высотомер, пилотажные приборы, а также местоположение Солнца.

6. С целью более надежного обеспечения привода планера к месту базирования и в случае попадания экипажа в усложненные условия ведения ориентировки (натекание облачности, запотевание фонаря и др.) целесообразно использовать радиопеленгаторы аэродромов, находящихся в районе полетов (для этой цели можно использовать пеленгаторы МГА по предварительному заказу).

§ 8. ПОСАДКА ПЛАНЕРА НА ПЛОЩАДКУ, ПОДОБРАННУЮ С ВОЗДУХА,
^ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ЕГО С МЕСТА ПОСАДКИ

1. При потере высоты до 600 м планерист обязан подобрать площадку, внимательно осмотреть ее, определить подходы, препятствия, состояние поверхности, направление и скорость ветра и быть готовым произвести на нее посадку (рис. 26).

Выбирается обычно сухой луг, клеверище, ровная целина, окошенное поле, низкорослые посевы. Площадка должна быть по возможности ближе к крупным населенным пунктам и железнодорожным станциям. Направление ветра можно определить по дыму, по зыби на воде, по наклону деревьев, по волнам на посевах, по пыли на дорогах, а также по сносу планера.

2. С высоты 300 м, приняв решение о посадке, планерист должен еще раз всесторонне оценить условия, построить прямоугольный маршрут над площадкой и произвести на нее приземление.

3. После посадки планерист обязан:

Пример: «Приземлился благополучно, южнее 30 км г. Тамбова, село Никольское, посадка самолета возможна. Иванов».

4. До прилета самолета планерист обязан:

5. Летчику-буксировщику запрещается производить посадку на площадку при отсутствии на ней планериста и без осмотра площадки с воздуха.

Примечание: За безопасность посадки самолета на площадку отвечает летчик-буксировщик.

6. К эвакуации планеров с площадок допускаются летчики, в совершенстве владеющие буксировкой планера и практикой внеаэродромных полетов, обученные посадке и взлету с площадок.

7. За организацию и безопасность взлета планерного поезда с площадки отвечает летчик-буксировщик.

8. Взлет с пахоты производится вдоль борозд, если скорость бакового ветра не превышает 4 м/с. При скорости ветра больше 4 м/с взлет производить только против ветра с учетом состояния грунта и глубины борозд.

9. Выбор площадки для взлета планерного поезда производится с таким расчетом, чтобы обеспечить полную безопасность взлета. Если до наступления темноты невозможно долететь до ближайшего аэродрома, взлет с площадки переносится на следующий день.

10. Промежуточные посадки производятся только на аэродромах.

При взлете с промежуточного аэродрома летчик-буксировщик обязан оформить разрешение на вылет с соблюдением существующих правил.

11. Перед вылетом между летчиком-буксировщиком и планеристом должна быть установлена двусторонняя радиосвязь и полная взаимная договоренность о действиях в особых случаях.

Особенно тщательно следует проинструктировать лицо, сопровождающее планер при взлете.

12. Длительный полет по маршруту на буксире в сильную болтанку целесообразно выполнять в принижении, так как полет с превышением может привести к провисанию буксировочного фала и к рывкам. Во избежание этого необходимо иметь такое принижение, когда самолет-буксировщик проектируется выше линии горизонта на одну - две толщины своего силуэта (под воздушной струей от винта).

Раздел пятый

^ ПОЛЕТЫ ПО ПРИБОРАМ ПОД ШТОРКОЙ

1. Полеты по приборам под шторкой выполняются с целью выработки навыков пилотирования вне видимости естественного горизонта, т. е. когда визуально нельзя определить положение и перемещение планера в пространстве.

Пилотирование планера в этих условиях возможно только с использованием комплекса пилотажно-навигационных приборов, по показаниям которых планерист может судить о положении планера в пространстве.

2. Обучение пилотированию планера по приборам прививает уверенность планеристу в правильности их показаний, обеспечивает безопасность в случае непреднамеренного попадания в сложные метеорологические условия (облака, дождь, плохая видимость и др.). Успешное овладение полетами по приборам может быть достигнуто только при методически правильном построении обучения и строгом соблюдении принципа перехода от простого к сложному.

3. Практическое освоение полетов по приборам под шторкой начинается с третьего раздела КУЛПа, когда планерист выработает устойчивые навыки в выполнении основных элементов полета визуально и проходит в той же последовательности, в какой обычно отрабатываются элементы техники пилотирования в открытом полете: режим прямолинейного планирующего полета, развороты, спирали, набор высоты, полет по дублирующим приборам, вывод из сложного положения.

4. Пилотажно-навигационное оборудование современных планеров позволяет при выработке определенных навыков успешно и безопасно пилотировать планер вне видимости естественного горизонта.

5. Одним из условий успешного овладения полетом по приборам является знание планеристом устройства и правил эксплуатации пилотажно-навигационных приборов, изучение особенностей полета под шторкой и порядка распределения и переключения внимания.

6. В начале обучения полетам по приборам необходимо дать возможность планеристу пилотировать планер некоторое время в открытой кабине, но по приборам для того, чтобы убедиться:

§ 1 ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ ПО ПРЯМОЙ

1. Обучение производится на двухместном планере. В первой кабине инструктор, во второй — обучаемый Высота отцепки 1500 м, планирование в закрытой кабине — до высоты не ниже 600 м.

2. В зоне после отцепки обучаемый выдерживает режим прямолинейного планирующего полета вначале по показаниям двух приборов — авиагоризонта и вариометра, обращая внимание на то, что авиагоризонт быстро фиксирует те или иные изменения в положении планера, тогда как вариометр запаздывает в показании этих изменений. В дальнейшем обучаемый в сферу своего внимания включает и другие приборы, оценивающие величину отклонений по скорости, курсу, высоте, затем снова переключается на авиагоризонт и вариометр

3. Постепенно, по мере приобретения навыков все приборы должны быть включены в сферу внимания планериста, однако основное внимание он обращает на показания авиагоризонта, перенос взгляда на другие приборы должен быть кратковременным Переключать внимание с одного прибора на другой при выполнении прямолинейного планирования необходимо в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель скорости,

авиагоризонт — компас;

авиагоризонт —высотомер;

авиагоризонт — указатель поворота и скольжения.

4. Планирующий полет сначала отрабатывается на режиме снижения с заданной вертикальной и поступательной скоростями в заданном направлении. Затем выполняется планирующий полет в течение нескольких минут на оптимальной скорости (в соответствии с показаниями вариометра) в заданном направлении.

Основная цель при отработке этого элемента — выработать навыки в длительном выдерживании заданного режима по показаниям авиагоризонта и вариометра в сочетании с контролем по указателю скорости, компасу и высотомеру.

5. Отклонения в режиме прямолинейного планирующего полета устранять по показаниям авиагоризонта

следующим образом:

Движения рулями при исправлении отклонений должны соответствовать величине и темпу отклонения силуэта самолета авиагоризонта.

§ 2. РАЗВОРОТЫ И СПИРАЛИ

1. Развороты и спирали выполняются с креном, не превышающим 30°. Величину крена определяют по авиагоризонту, угловую скорость — по отклонению стрелки указателя поворота, координацию движений рулями — по шарику указателя скольжения.

2. Перед вводом в разворот (спираль) вначале произвести отсчет по компасу, затем координированным движением ручки управления и педали установить силуэт самолета авиагоризонта по отношению к линии индекс-горизонта в соответствии с величиной заданного крена. По достижении заданного крена незначительным движением ручки управления против крена удержать планер от дальнейшего накренения.

3. При вводе в разворот (спираль) переключать внимание в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения,

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости.

4. В процессе разворота (спирали) переключать внимание в такой последовательности:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения;

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — высотомер;

авиагоризонт — вариометр — компас.

5. В установившейся спирали планерист должен, наблюдая за авиагоризонтом, сохранять главным образом постоянство крена по шкале кренов; по вариометру следить за постоянством скорости снижения, а по указателю поворота и скольжения — за сохранением координации.

Отклонения на спирали исправлять плавными координированными движениями ручки и педалей.

6. Для своевременного определения начала вывода планера из разворота (спирали) необходимо перед окончанием разворота чаще обращать внимание на показания компаса.

Начало вывода планера из разворота (спирали) на заданный курс зависит от величины крена — чем больше крен, тем раньше начало вывода.

7. Вывод из разворота (спирали) выполняется координированными движениями ручки управления и педалями в сторону, обратную развороту, с таким расчетом, чтобы к моменту выхода планера из разворота на заданный курс силуэт самолета находился параллельно индекс-горизонту (без крена).

8. При выводе из разворота (спирали) переключать внимание на приборы в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр — указатель поворота и скольжения;

авиагоризонт — вариометр — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — высотомер;

авиагоризонт — вариометр — компас.

§ 3. НАБОР ВЫСОТЫ

1. В начале обучения набор высоты следует отрабатывать без центрирования в потоке. Инструктор задает режим вертикальной и поступательной скорости, не указывая конкретной высоты; он же дает команду на прекращение набора. В последующих полетах инструктор задает обучаемому режим нахождения максимального восходящего потока, конечную высоту набора высоты и курс выхода.

2. При наборе высоты переключать внимание на приборы в следующем порядке:

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель скорости;

авиагоризонт — вариометр — компас;

авиагоризонт — вариометр;

авиагоризонт — указатель поворота и скольжения — высотомер.

Основное внимание при наборе высоты уделять показаниям авиагоризонта, указателя скорости и вариометра.

3. Исправлять отклонения в режиме набора высоты надо по показаниям авиагоризонта в порядке, указанном для режима прямолинейного планирующего полета. Особое внимание уделять сохранению скорости, не допуская потери ее менее эволютивной.

4. При подходе к заданной высоте чаще обращать внимание на высотомер. Для прекращения набора высоты плавными, короткими и двойными движениями ручки управления от себя остановить дальнейший подъем и перевести планер в прямолинейный планирующий полет.

При отработке прямолинейных режимов с выдерживанием заданного времени периодически переключать внимание на показания часов.

§ 4. ПОЛЕТ ПО ДУБЛИРУЮЩИМ ПРИБОРАМ

1. При неработающем (выключенном или заклеенном)

-2-tehnologii-v-obrazovanii-tochnost-nauki-strogost-filosofii-i-mudrost-religii.html
-2-teoriya-razdeleniya-vlastej-v-gosudarstve-i-ee-socialno-politicheskoe-znachenie.html
-2-tyuremnaya-reforma-ee-soderzhanie-i-osnovnie-ya-v-krasheninnikova-detkov-m-g-tyurmi-lagerya-i-kolonii-rossii.html
-2-ugolovnopravovaya-norma-yuridicheskoeosnovanie-kvalifikacii-prestupnogo-deyaniya.html
-2-upravlenie-organizaciyami-programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-s-s-frolov.html
-2-usloviya-normalnogo-vozrastnogo-razvitiya-detej-uchebnoe-posobie-irkutsk-2006-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionno-izdatelskogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-literature-v-2004g-mgu.html
  • literature.bystrickaya.ru/energiya-selestinskie-prorochestva.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-okruga-5010-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ikt-kompetentnost-vazhnejshij-kriterij-socialnoj-kompetentnosti-starsheklassnikov-profilnoj-shkoli.html
  • turn.bystrickaya.ru/planrabot-i-pervouralskoj-specialnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/damedvedev-rossiya-i-vizovi-sovremennogo-mira-hrestomatiya-moskva-2010.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-bet-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/piter-druker-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skolko-let-skolko-zim-linn-visson.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemih-tem-referatov-dlya-postupayushih-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-i-tematicheskoe-planirovanie-kursa-istoriya-drevnego-mira-5-klass-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
  • write.bystrickaya.ru/gegel-absolyutnoe-gosudarstvo-filosofiya-politiki-kak-predmet-i-metod-ponyatie-politicheskogo-11-chto-mi-vkladivaem.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-lyubimoj-igrushki-dlya-detej-1-4-h-klassov-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-veselie-moreplavateli.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sosedkina-nataliya-valerevna.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rassmotrena-utverzhdayu-na-pedagogicheskom-sovete-direktor-gou-sosh-305.html
  • tasks.bystrickaya.ru/129323-g-moskva-proezd-serebryakova-d-14-str-9-telfaks-495-617-00-43.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-37-na-evangelskie-slova-kogda-okonchil-iisus-slova-sii-i-proch-matf-191.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ayubovan-vanakkam-salam-alejkum-dolgih-vam-let-zhizni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-byudzheta-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya-pechatniki-v-gorode-moskve-za-2011-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seminar-13-vneshnetorgovaya-dokumentaciya-n-a-volgina-programma-kursa.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/wwwami-tassru-v-2007-godu-medicinskie-uchrezhdeniya-primorya-poluchat-oborudovanie-na-bolee-chem-270-mln-rublej-2510-2006-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-marketinga.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kartontara-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/explain-the-nature-and-purpose-of-cinema.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ministra-zdravoohraneniya-yu-a-kondrateva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-oblasti-po-itogam-raboti-v-2008-godu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-3-himicheskie-veshestva-s-gonadotoksicheskim-mutagennim-lekciya-toksikologiya-s-pozicij-ekologii-klassifikaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-arhitekturnie-osobennosti-proektirovaniya-hospisov-1-istoriya-hospisov-opredelenie-ponyatij.html
  • books.bystrickaya.ru/chupahina-olega-nikolaevicha.html
  • university.bystrickaya.ru/golubie-bereti-aleksandr-margelov-vasilij-margelov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materinskie-beregini-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-89-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya-detej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prepis-izvlechenie-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dokumentacionnoe-soprovozhdenie-turisticheskoj-deyatelnosti-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-belij-moskva-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/nezrimogo-universiteta-moryak-v-sedle-dzhek-london-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.