.RU

§ 1. ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ - Курс международного частного права. Общая часть. М., 1973....


§ 1. ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Нормами международного частного права регулиру ются имущественные, личные неимущественные, семей ные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам отечественному и государства, в котором он находится В этой двойственности — своеобразие правового положе ния иностранца.

Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно или постоянно находящих ся в другой стране. Так, например в ФРГ с 1988 по 1992 год число проживающих в стране иностранцев

105

возросло более чем на 2 млн. человек и достигло почти 6,5 млн. человек.

В условиях развития и углубления международного сотрудничества, создания в нашей стране большей откры­тости общее число приезжающих в РФ иностранцев все время увеличивается.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного го­сударства. В настоящей работе «иностранец» применя­ется как адекватный термину «иностранный гражда­нин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 37 Конституции устанавли­вает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и меж­дународными договорами Российской Федерации».

Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие Закона^ СССР о правовом положении иностранных граждан в ССС�� от 24 июня 1981 г., остановимся на основных положениях этого закона.

Закон 1981 года исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Консти­туции СССР, этого закона и других актов законодатель­ства Союза ССР. Таким образом, исходным является принцип национального режима;

во-вторых, иностранные граждане в СССР равны перед законом независимо от происхождения, социаль­ного и имущественного положения, расовой и националь­ной принадлежности, пола, образования, языка, отноше­ния к религии, рода и характера занятий и других об­стоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в ко­торых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан^ СССР, Советом Министров ССС�� могут быть установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными граждана-

106

ми прав и свобод в СССР не должно наносить ущер­ба интересам советского общества и государства, пра­вам и законным интересам граждан СССР и других лиц.

При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, дейст­вующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно Конституции РФ, женщины и мужчины имеют в РФ равные права и свободы. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и муж­чины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в РФ равные пра­ва с мужчиной-иностранцем.

Поэтому в РФ не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Брази­лии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на работу, распо­ряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т. д.

Безоговорочное признание принципа равенства жен­щины и мужчины приводит к тому, что в РФ не могут быть осуществлены вообще юридические действия, осно­ванные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временно находящихся в СССР. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени устойчи­вости правовой связи иностранца с Советским государ­ством, цели и характера нахождения его на территории СССР.

Закон исходит из того, что факт постоянного про­живания какого-либо лица в стране определяет сущест­венным образом его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспече­ние жилищем, предоставление медицинской помощи, об­разование, иностранные граждане, постоянно проживаю-

107

щие в РФ, полностью приравниваются к гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время приезжающих в нашу страну.

§ 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

1. Согласно ст. 160 Основ гражданского законода­тельства, иностранные граждане пользуются в РФ граж­данской правоспособностью наравне с нашими гражда­нами.

Приведенное положение закона закрепляет пре­доставление иностранцам национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностранцы пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане. Это означает, что гражданская правоспособность иностранца в РФ определяется в принципе российским законодательством, а не личным законом иностранца. Применение к иностранцам лич­ного закона, в частности закона государства, граж­данином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующих правил международного дого­вора, участницей которого является РФ.

Из предоставления иностранцам национального ре­жима в то же время следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъя­тий из нашего закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности ино­странцев носит безусловный характер, то есть он пре­доставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях (ст. 25 Гражданского процессуального кодекса и др.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях зако­нодательством не могут быть установлены правила в

108

отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности.

Предоставление иностранцу гражданской правоспо­собности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, чтобы иностранец имел место жи­тельства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав свя­зано с фактом постоянного проживания иностранца в РФ. Так, согласно ст. 12 закона 1981 года, иностран­ные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведе­ний науки, литературы и искусства, открытия, изобре­тения, рационализаторского предложения, промышлен­ного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. В соответствии со ст. 11 того же закона все иностранные граждане, постоянно про­живающие в СССР, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан СССР, получить в пользование жилое помещение в домах государствен­ного и общественного жилого фонда, жилищно-строи-тельных кооперативов.

Согласно Закону о собственности в РСФСР от 24 де­кабря 1990 г., положения этого закона, относящиеся к собственности российских граждан, применяются так­же к находящейся в РФ собственности иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не преду­смотрено законодательными актами.

2. Статья 160 Основ гражданского законодательства предусматривает также возможность установления зако­ном отдельных изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественными гражда­нами.

Установленные в свое время в союзном законода­тельстве изъятия были немногочисленны, и они могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16). Согласно п. 7 Положения об охране рыб­ных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15 сентября 1958 г., иностранным гражданам

109

и юридическим лицам запрещается заниматься промыс­ловой добычей рыбы и других водных животных и рас­тений в водоемах СССР, за исключением случаев, пре­дусмотренных соглашениями СССР с иностранными го­сударствами.

В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государст­венной границе СССР от 24 ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская дея­тельность иностранных судов в территориальных и внут­ренних водах СССР. В соответствии с указом «Об эко­номической зоне СССР» Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы и других живых ресурсов может осу­ществляться иностранными юридическими и физически­ми лицами только на основе международных договоров или иной договоренности между СССР и соответствую­щим иностранным государством.

Согласно ст. 5 указа «О континентальном шельфе Союза ССР» Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г., иностранным физическим и юриди­ческим лицам запрещается проводить исследования, раз­ведку, разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе СССР, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено соглашением между СССР и заинтересованным иностранным госу­дарством или специальным разрешением, выданным ком­петентными властями СССР.

Вторую группу 'изъятий составляют правила, уста­навливающие особый режим прав иностранцев, определя­емый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об ав­торском праве и смежных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен при­менительно к произведениям, обнародованным на терри­тории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев автор­ские права признаются в соответствии с международ­ными договорами РФ (см. гл. 12).

3. В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на тер­ритории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не

110

имеющие доказательства своей принадлежности к ино­странному гражданству. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства поль­зуются в России гражданской правоспособностью нарав­не с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

4. Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать опреде­ленные действия, принимать на себя определенные обя­зательства. Коллизионные вопросы дееспособности фи­зического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково опреде­ляют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дее­способным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные пра­вила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет по­стоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без граж­данства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обя­зательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства содержат изъятия из действия прин­ципа личного закона лица в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в РФ иностранные гражда­не и лица без гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно дееспособными в по­рядке, установленном нашим законодательством.

ill

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется законодательством дого­варивающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 23).

5. Постановления о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль­ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление нацио­нального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич­ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

По соглашению между СССР и Францией о торго­вых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. француз­ские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица на­иболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посред­ников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).

Предоставление национальнрго режима предусмотре­но договором о правовой защите и правовой помощи меж­ду СССР и Финляндией от 11 августа 1978 г. Граждане Финляндии в СССР, точно так же как граждане СССР на территории Финляндии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собствен­ные граждане каждого из государств.

6. Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражда-

112

нами. Реализация указанных прав должна соответство­вать их назначению в обществе.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, поль­зоваться и распоряжаться принадлежащей им собствен­ностью в пределах, установленных нашим законом. Ха­рактерные примеры дает в этом отношении судебная практика.

По иску Л. Гриневой к французскому гражданину А. Реве, про­живающему во Франции, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10 мая 1955 г. признала, что иностранец может владеть и распоряжаться принадлежащим ему домом в Москве на тех же основаниях, что и советский гражданин, и что такое право не обусловлено проживанием его в СССР.

Иностранец-собственник имеет право истребовать по суду вещи из незаконного владения лица, удерживаю­щего их у себя.

Таким образом, в отношении права собственности иностранцев действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще Moiyr при­надлежать иностранцам, и пределов осуществления ино­странцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблю­даться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами. Так, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за. рубежом, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стра­не, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных нашим законо­дательством.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на ино­странцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законода­тельства. Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина или организации возникает обязательство по возмещению вреда. Такое обязательство возникает и в случае причинения вреда иностранцам (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностран-

113

ным гражданам в соответствии с нашим законодатель­ством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев, находящихся на территории РФ, сформулировано в ст. 37

Конституции РФ.

Согласно ст. 13 Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР, иностранные граждане в СССР имеют право на получение образования на­равне с советскими гражданами в соответствии с поряд­ком, установленным нашим законодательством.

Иностранные граждане, принятые в российские учеб­ные заведения, имеют права и несут обязанности уча­щихся и студентов в соответствии с российским зако­нодательством.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окон­чили высшие учебные заведения за границей, имеет боль­шое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В РФ лица, окончившие высшие учебные заведения за границей, при наличии у них соответствующего документа в под­линнике считаются имеющими высшее образование на­равне с лицами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипло­мы установленного в РФ образца.

§ 3. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ

Положение российских граждан за рубежом опре­деляется как законодательством страны их местопре­бывания, так и нашим законодательством. Большое зна­чение в этом отношении имеют положения международ­ных договоров РФ с иностранными государствами» Предоставление в договорном порядке на основе взаим­ности определенного режима ставит своей целью пре­дотвращение какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положе­ния в одностороннем порядке.

Граждане РФ за границей пользуются защитой я

114

покровительством Российской Федерации. Это предусма­тривает Конституция РФ.

Консульский устав СССР устанавливает, что «консул обязан принимать меры к тому, чтобы... граждане СССР пользовались в полном объеме всеми правами, предостав­ленными им законодательством государства пребыва­ния и международными договорами, участниками кото­рых являются СССР или союзная республика и госу­дарство пребывания, а также международными обычая­ми» (ст. 23). В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав советских граждан, он дол­жен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Может ли российский гражданин иметь за границей те имущественные права, которые нашему праву неиз­вестны или которые у нас прямо не признаются? Вправе ли он иметь, например, право собственности на недви­жимость (здания, земельные участки)? В Советском государстве советский гражданин не мог осуществлять права собственника на земельный участок, поскольку в Советском Союзе не было права личной собственности на землю. Земля находилась в исключительной собствен­ности государства. Что же касается имущественных прав советских граждан за границей, то они могли поль­зоваться там всеми имущественными правами, предо­ставленными соответствующими иностранными закона­ми, хотя эти права и были неизвестны советскому законо­дательству.

Бще в разъяснении Народного комиссариата юстиции РСФСР 1923 года отмечалось: «Гражданин РСФСР может за границей вла­деть на праве собственности сельскими м городскими земельными участками, домами и дачами, промышленным и торговым предприя­тием» и вообще владеть любой собственностью без соблюдения огра­ничений, установленных Гражданским кодексом РСФСР.

В советской практике в первые годы после создания Советского государства возник вопрос, Moiyr ли советское дипломатическое представительство и другие органы Советского государства за гра­ницей защищать имущественные права советских граждан, принимать меры по защите таких прав, которые в Советском государстве совет­ский гражданин в силу советских законов осуществлять не может. Этот вопрос был решен рядом циркуляров Народного комиссариата по иностранным делам, которые сохранили свое значение до наших дней.

В циркуляре № 329 НКИД 1925 года говорилось следующее:

«Советский гражданин может за пределами Союза .осуществлять права, основанные на иностранных законах». В циркуляре указыва-

115

лось, что советский гражданин может осуществлять право собствен­ности на землю, если такое право собственности в данном государ­стве признается. Это означало, что те права, которые возникают под действием иностранных законов, должны осуществляться и советскими гражданами на равных основаниях с местными гражданами или дру­гими иностранцами.

В циркуляре № 42 НКИД от 12 апреля 1922 г. разъяснялось, что факт непризнания того или иного права советским законодатель­ством не препятствует Советскому правительству защищать такое пра­во за границей. Однако осуществление этого права не должно нару­шать основы социалистической морали, противоречить господствую­щему в СССР социалистическому правосознанию: «Пределы, до каких может простираться защита подобных прав, определяются вместе с тем и общими основами правосознания Советского государства». Не могут быть взяты под защиту все права — ото должно состав­лять предмет отдельной оценки в каждом конкретном случае».

Законодательство России о собственности существен­ным образом отличается от ранее действовавшего зако­нодательства СССР. Было введено право частной соб­ственности. Уже Законом о собственности в РСФСР 1990 года было установлено, что гражданин вправе при­обрести для ведения сельскохозяйственного производ­ства, а также строительства жилого дома, садоводства и огородничества земельные участки, в собственность или во владение (ст. 12). Однако, несмотря на это, при­веденные выше циркуляры имеют не просто историче­ское значение. Из них можно сделать следующие вы­воды: 1) поскольку объем прав собственника, по общему правилу, определяется законом места нахождения вещи, российский гражданин может осуществлять в отношении своего имущества все правомочия, которые установлены иностранным законом, и пользоваться защитой со сто­роны местных органов; 2) всякая попытка ограничить имущественные права российских граждан и лишить их законной защиты не может 'рассматриваться иначе, как дискриминация.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какими законодательными актами определяется гражданская правоспособность иностранца в РФ?

2. Какое значение имеет факт постоянного прожива­ния иностранца в РФ для предоставления ему опреде­ленных прав?

3. Как определяется гражданская правоспособность российских граждан за рубежом?

116

ГЛАВА 5

^ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности. § 2. Иностранные юридические лица в РФ. § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей. 8 4- Правовые формы совместной хозяйственной деятельности. § 5. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в РФ

ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право.— С. 82—93; Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С. 41—73; Лунц Л. А., Марышееа Н. И; Садиков О. Н. Меж­дународное частное право,—С. 90—110; Корецкий В. М. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права.— С. 197—395; Ладыженский А. М. Теория национальности юридических лиц в международном частном праве//Сов. ежегодник международного права. 1964—1965.— М, 1966.— С. 260—275; Ген-kuh Д. М. Правовое положение советских экспортных и импортных объединений за границей//Проблемы международного частного пра­ва.— М., I960.— С. 3—28; Вознесенская Н. Н. Совместные предпри­ятия как форма международного экономического сотрудничества.— М., 1989; Совместные предприятия, международные объединения и организации на территории СССР. Нормативные акты и комментарии/ / Под ред. А. Д. Голубева,— М., 1989; Правовое положение совмест­ных предприятий в СССР.— М., 1988; Богуславский М. М; Орлов Л. Н. Законодательство о совместных предприятиях. Комментарий.— М., 1993; Ляликова Л. А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности//Сов. ежегодник международного права. 1981.— М., 1982.— С. 256—269.

§ 1. УЧАСТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

1. В современных условиях хозяйственная деятель­ность юридических лиц не ограничена пределами одного

117

государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, при­надлежат полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных монопо­лий осуществляется вообще в нескольких странах.

В современной экономической литературе междуна­родные монополии, деятельность которых охватывает многие важные сферы мирового хозяйства, делятся обыч-' но на несколько групп.

В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Речь идет, таким образом, о монополиях, национальных по своему капи­талу, но международных по сфере деятельности. К чис­лу таких транснациональных корпораций США принад­лежат «Дженерал моторз», «Форд моторз», «Интер-нэшнл бизнес мэшинз» и др. В европейских капитали­стических странах крупнейшими международными моно­полистическими корпорациями являются «Фольксваген» (ФРГ), «Филипс» (Нидерланды), «Бритиш петролеум», «Империал кэмикал индастриз» (Великобритания), «Сименс» (ФРГ), «Нестле» (Швейцария).

Ко второй группе транснациональных корпораций относятся тресты и концерны, которые являются меж­дународными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. В отличие от монополий первой группы, они принадлежат капиталу нескольких государств. Таковы, например, англо-голландские концерны — нефтяной «Ройял датч-Шелл» и химико-пищевой «Юнилевер», англо-американо-канадский никелевый трест «Интер-нэшнл никл компани оф Кэнада», бельгийско-франко-люксембургский металлургический концерн «Арбед», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт», англо-итальянский концерн резинотехни— ческих изделий «Данлоп-Пирелли». ^

Общим для этих" двух групп является то, что те и другие монополии созданы как юридические лица од­ного государства. В других странах и те и другие мо­нополии имеют многочисленные филиалы, отделения, а также дочерние общества.

Наконец, к третьей группе международных монопо­лий относятся многочисленные картели и синдикаты*

118

объединения производственного и научно-технического характера, юридическими лицами не являющиеся.

С правовой точки зрения монополии (речь идет о первых двух группах) не являются международными юридическими лицами, хотя термин «международный» применяется и в официальном названии некоторых из них.

Тенденция развития транснациональных корпораций США такова, что от участия и контроля над запад­ноевропейскими предприятиями они все чаще переходят к превращению их в свою собственность. Экономически и политически это ведет к более глубокому воздействию американского капитала на экономику Западной Европы, а юридически — к образованию в европейских странах юридических лиц, формально самостоятельных, но пол­ностью принадлежащих американской компании, часто с одноименным названием, например «Дрессер Франс» (Франция), «форд АГ Кёльн» (ФРГ).

Монополии используют для полностью принадлежа­щих им компаний форму самостоятельного юридическо­го лица страны места нахождения, для того чтобы распространить на них действие местного законодатель­ства, и в первую очередь налогового, если его требо­вания являются более льготными для «отечественных» компаний, чем для иностранных.

В других случаях монополии, и прежде всего транс­национальные, создают в иностранных государствах свои филиалы. Филиалы не наделяются правами самостоя­тельных юридических лиц. Таким образом, наиболее характерной особенностью ТНК является несоответст­вие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое един­ство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т. д.), что служит интересам собственников ТНК. Хартия эко­номических прав и обязанностей государств 1974 года предусматривает, что каждое государство имеет право в пределах действия своей юрисдикции регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпо­раций. В этой хартии, принятой в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, точно так же как в проек­те разработанного Кодекса поведения ТНК, отразилось стремление развивающихся стран оградить- свою эко-

119

номику от пагубного влияния транснациональных кор­пораций.

Еще одной распространенной формой экспорта ка­питала является организация смешанных обществ (на паях с местным капиталом или с фирмами различных государств). Под смешанными обществами в между­народном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражда­нам различных государств.

Международными юридическими лицами современ­ная западная доктрина признает те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу меж­дународного договора (например. Международный банк реконструкции и развития — МБРР, Европейское обще­ство химической обработки облученных горючих мате­риалов — «Еврохемик»), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соот­ветствии с международным договором (Европейское об­щество по финансированию закупок железнодорожного оборудования — «Еврофирма», Банк международных расчетов — БМР).

В советской юридической литературе понятие между­народного юридического лица было применено к между­народным банкам стран — членов СЭВ — Международ­ному банку экономического сотрудничества (МВЭС) и Международному инвестиционному банку (МИБ)

2. В целом ряде случаев важно установить, к какому государству принадлежит то или иное юридическое лицо. Например, если в торговом договоре указывается, что юридическим лицам договаривающегося государства предоставляется режим наибольшего благоприятствова­ния или же национальный режим, то необходимо опре­делить, какие юридические лица могут рассматриваться как юридические лица данного государства.

В международных отношениях часто возникает необ­ходимость дипломатической защиты иностранных граж­дан, причем такая защита имеет место в отношении не только граждан (физических лиц), но и юридиче­ских лиц.

Из этого положения исходило и советское законо­дательство. Консульский устав СССР предусматривал,! что консул обязан принимать меры к тому, чтобы совет- т

120

ские юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания, соответствующими междуна­родными договорами и международными обычаями (ст. 23). Консул обязан принимать меры для восста­новления нарушенных прав юридических лиц.

В международных отношениях возникает множество правовых вопросов, касающихся юридического лица, ко­торые нужно решить. Например, в одном государстве какое-то образование признается юридическим лицом, а в другой стране такое же образование рассматри­вается не как юридическое лицо, а как простая сово­купность физических лиц. Так, английский «партнер-шип» (полное товарищество) по английскому праву не является юридическим лицом, по французскому же пра­ву аналогичное образование считается юридическим лицом.

Для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это образование отно­сится.

Классическая- доктрина международного частного права определяла личный закон образования (объеди­нения) в зависимости от его государственной принад­лежности, «национальности».

Этот закон отвечает на вопрос, является ли то или иное образование юридическим лицом. Если личным законом товарищества, о котором говорилось выше, будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, это образование будет рассматриваться как юри­дическое лицо.

Личным законом (статутом) юридического лица опре­деляются такие правовые вопросы, как объем право­способности, порядок ликвидации юридического лица.

Личный закон юридического лица определяется его национальностью. Термин «национальность» в между­народном частном праве применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Под национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического лица к опре­деленному государству. В праве Великобритании и США

121

господствующим критерием для определения националь­ности юридического лица является место его учрежде­ния, то есть закон того государства, где юридическое лицо создано и утвержден его устав. Английские авторы называют такой закон законом инкорпорации. При этом если юридическое лицо учреждено в Великобритании и там зарегистрирован его устав, то считается, что это юридическое лицо английского права (принцип инкорпо­рации).

В континентальных государствах Западной Европы применяются другие принципы определения националь­ности юридического лица. Господствующая тенденция сводится к тому, что в качестве критерия для уста­новления национальности юридического лица применяют закон места нахождения юридического лица. Под мес­том нахождения юридического лица понимается то ме­сто, где находится правление этого юридического лица. Такой принцип принят, в частности, во Франции и ФРГ.

В литературе по международному частному праву был выдвинут и третий критерий определения нацио­нальности юридического лица — место деятельности (его восприняло законодательство Италии). Этот кри­терий получил применение в практике развивающихся стран.

В ряде случаев в законодательстве и судебной прак­тике упомянутые критерии установления национальности , юридического лица отбрасываются со ссылкой на то, что эти критерии исходят из формальной точки зре­ния, а подлинную принадлежность капитала по таким формальным признакам определить нельзя. Когда нужно установить, кому в действительности принадлежит юри­дическое лицо, кто его контролирует, используется «тео­рия контроля». Эта теория была первоначально сфор­мулирована во время первой мировой войны и приме­нялась в судебной практике в борьбе с нарушением за­конодательства о «враждебных иностранцах».

Этот вопрос впервые возник в английской судебной практике в известном деле Даймлера (1916 г.). В Англии была учреждена акционерная компания по продаже -шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из них только одна принадлежала англичанину, а остальные находились в руках германских собственников. Компания

122

бь1ла зарегистрирована по английским законам. С точки зрения английского права компания — английское юри­дическое лицо. Однако суд признал, что в данном слу­чае надо установить, кто контролирует юридическое ли­цо, и соответственно с этим решил вопрос о его факти­ческой принадлежности.

В дальнейшем критерий контроля был воспринят законодательством ряда государств, предусматриваю­щим, что,под «враждебным юридическим лицом» пони­мается юридическое лицо, контролируемое лицами враж­дебной национальности. Критерий контроля применялся после второй мировой войны во всех случаях, когда особенно важно было установить действительную при­надлежность юридического лица. Как и другае право­вые категории, этот критерий используется различ­ными государствами в зависимости от целей их эконо­мической политики.

Законодательство и практика различных государств при решении вопроса о национальной принадлежности юридических лиц не ограничиваются формальными критериями. В реальной экономической жизни большое значение имеет критерий контроля, который может в отдельных случаях сочетаться с другими критериями. В последние годы в западной литературе по международ­ному частному праву все чаще государственная принад­лежность отделяется от личного статута юридического лица. Более того, предлагается вообще не применять категорию личного статута для решения всех коллизион­ных вопросов, касающихся данного юридического лица. По этому пути идет в ряде стран и законодательная практика. В зависимости от конкретной цели выбирается определенный критерий. Так, для определения подсуд­ности в США применяется принцип инкорпорации, а для целей налогообложения — принцип места деятель­ности.

Как уже отмечалось, юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их дея­тельность не ограничивается территорией этого государ­ства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возни­кают два вопроса: во-первых, о признании правосубъект-ности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятель-

123

ности на территории данного государства и об усло­виях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних догово­ров, прежде всего торговых.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В боль­шинстве стран такая деятельность иностранного юри­дического лица возможна, но при выполнении определен­ных правил, условий, установленных национальным за­конодательством.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых уста­навливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наиболь­шего благоприятствования, либо на принципе националь­ного режима. В интересах крупнейших монополий стра­нами — членами ЕС подготовлен проект устава «компа­нии европейского права». Учреждение «европейской ком­пании» дает возможность юридическим лицам отдель­ной страны распространить хозяйственную деятельность на всю территорию Общего рынка.


-2-yuridicheskaya-ontologiya-gnoseologiya-i-aksiologiya-v-s-nersesyanca-izdatelstvo-norma-moskva-2004.html
-2-zakonodatelnoe-obespechenie-razvitiya-transportnoj-sistemi-doklad-soveta-federacii.html
-2-zhizn-vozrozhdaetsya-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-20-g-uchebnij-plan-magisterskoj-programmi-mezhdunarodnij-finansovij-menedzhment-napravlenie-080200-menedzhment-kvalifikaciya-magistr-normativnij-srok-obucheniya-2-goda.html
-20-kvaziedinici-v-paronimicheskoj-sisteme-pya-v-p-grigorev-paronimicheskaya-attrakciya.html
-200-g-programma-disciplini-po-k-afedre-himicheskaya-tehnologii-i-biotehnologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-obedinenie-optimalist-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ivanova-viktora-vladimirovicha.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iv-problemno-orientirovannij-analiz-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-12-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-ischislenie-i-uplata-tamozhennih-platezhej-st-117-125-kommentarij-k-tamozhennomu-kodeksu-rf.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-uchebnoj-nedeli.html
  • znanie.bystrickaya.ru/begstvo-kapitala-priroda-formi-posledstviya-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12paradoks-epr-inelokalnost-kvantovogo-mira-vyuirhin-mikacnelson.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-trudov-m-b-ignateva-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-30052008-osipov-leonid-1100-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-zagryaznenie-pochvi-himiya-okruzhayushej-sredi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-zaochnogo-otdeleniya-tvorcheskij-seminar-tolkacheva-sergeya-petrovicha-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-v-g-korolenko-slepoj-muzikant-stranica-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/patologiya-pochek-i-beremennost.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-05-17-03-tehnologiya-elektrohimicheskih-processov-i-zashita-ot-korrozii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zakonnost-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-lekcii-ontologiya-osnovnie-ponyatiya-ontologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncentratori-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-pervuyu-chast-konspekta-lekcij-po-discipline-kompyuternie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-disciplina-osnovnoj-yazik-sovremennij-russkij-yazik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-sostavit-finansovij-otchet-chtobi-ne-zametit-milliard.html
  • college.bystrickaya.ru/13-preimushestva-strukturirovannih-kabelnih-sistem-poyasnitelnaya-zapiska-2201-000000-003-pz-rukovoditel-st-prep.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-ponyatii-vremya-v-hristianskoj-kartine-mira.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prazdnik-sporta-i-zdorovya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-kontrolnoj-raboti-opredelyaetsya-nachalnoj-bukvoj-familii-studenta-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-aprelya-2011-goda.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-diplomnih-rabot-ne-mogut-povtoryatsya-opredelennaya-tema-mozhet-bit-tolko-u-odnogo-studenta-kriterii-ocenki-diplomnih-rabot.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-podgotovki-k-sdachi-zacheta-po-pozharno-tehnicheskomu-minimumu-dlya-otvetstvennih-za-pozharnuyu-bezopasnost-vladimir-2010-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/46pravotvorchestvo-obshaya-harakteristika-1-vozniknovenie-i-evolyuciya-yurisprudencii-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-shl-zonasi-sabati-masati-blmdlk-azastanni-tabiat-zonalari-bojinsha-oushilara.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sektorni-analizi-plan-za-dejstvie.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-stranica-8.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aou-vo-dpo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-o-tom-kak-horosho-chto-mi-ne-v-shvecii-i-potanina-istoriya-odnoj-isterii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-razvitie-materialno-tehnicheskoj-i-uchebnoj-bazi-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-gou-spo-kstovskij-neftyanoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.