.RU

§ 1. Процессы памяти в сновидениях - Москва • Санкт Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону Екатеринбург...


§ 1. Процессы памяти в сновидениях

о сновидениях процессы памяти выражаются с самыми различными специфическими особенностями. Прежде всего следует признать тот пРостой и фундаментальный факт, что сновидения создаются из содержаний памяти человека благодаря работе подсознательного мышления

воображения. В сновидениях воспоминания о прошлом предостав-

ЯЮтся в распоряжение актуальных проблем личности, служат для их

"еЩения. Способность человека использовать свою память для разре-

ения актуальных задач в сновидениях нередко выдается более выпукло,

м в бодрствующем состоянии.

96


^ Особенности подсознательного сновидного воспроизведения знаний

В психологической литературе, посвященной проблемам памяти, тра. диционно под воспроизведением понимают возврат в сферу сознания личности воспринятых в прошлом и закрепленных в памяти знаний Процесс воспроизведения может быть произвольным (преднамеренным, целенаправленным) и непроизвольным (непреднамеренным), В обоих случаях результат этого процесса осознается, поэтому в общем (несколько упрощая) можно сказать, что процесс воспроизведения, осуществляемый бодрствующим человеком в сознательном состоянии, является осознанным психическим процессом.

Сновидения тоже создаются из содержаний памяти, часть которых, в зависимости от мотивации сновидения и воздействия внутренних и внешних раздражителей, избирательно воспроизводится и организуется в виде определенного сюжета. Однако сновидения, как мы знаем, протекают в «верхнем слое» подсознательного, на предсознателыюм уровне и являются неосознанными процессами и переживаниями. Это означает, что в сновидениях имеет место специфическое подсознательное воспроизведение, которое, несмотря на огромную роль в психической жизни личности, до сих пор не только не изучалось, но даже не было выделено в качестве специального процесса памяти.

Благодаря подсознательному воспроизведению знания и впечатления прошлого, хранящиеся в глубине подсознательной сферы (в долговременной динамической памяти) и актуально недоступные для подсознательного интроспектирования, поднимаются на более высокие «слои» подсознательной сферы психики и становятся доступными для применения в текущей психической деятельности. В сновидениях эти знания используются в качестве средств обсуждения волнующих сновидца проблем или представляют собой содержания этих проблем.

Какими психологическими особенностями отличается подсознательное воспроизведение, лежащее в основе образования сновидений? Прежде всего бросается в глаза факт избирательности этого процесса: в сновидениях содержания долговременной памяти сновидца воспроизводятся не случайно, как попало. В связи с образованием каждого сновидного сюжета избирательно воспроизводятся только определенные знания и впечатления прошлого. Существует несколько причин, способствующих избирательности воспроизведения:

а) специфические мотивы и замысел каждого сновидения требуют воспроизведения определенных знаний и образов;

97


(л некоторые проблемы и конфликты личности на данном этапе ее жизни более важны и актуальны, чем остальные. От их решения в значительной степени зависит будущее сновидца. Вот почему мотивы подсознательного воспроизведения таких психических содержаний намного сильнее, они с большей вероятностью могут быть включены в состав сновидений;

в) важными факторами, способствующими избирательности воспроизведения, являются также моральные принципы и установки личности: в сновидениях человек может видеть то, что на данном уровне психической активности приемлемо для него;

г) психическая регрессия, часто наблюдаемая в сновидениях всех людей, тоже имеет специфические индивидуальные особенности, поскольку на каждом этапе жизни для разных людей наиболее значимы различные впечатления прошлого и различные межличностные эмоционально насыщенные отношения. Это обстоятельство тоже приводит к избирательности подсознательного воспроизведения воспринятого и пережитого.

Наконец, избирательность подсознательного воспроизведения может быть обусловлена также достигнутым уровнем сформированное™ механизмов («техники») образования сновидений, который у разных люден не может быть одинаковым.

Изучение всех перечисленных условий и механизмов, обеспечивающих избирательность воспроизведения, позволит значительно углубить наши представления о закономерностях психической жизни человека.

Материалом для подсознательного сновидного воспроизведения могут служить те впечатления самых ранних этапов индивидуального развития (онтогенеза) личности, которые закрепились в ее долговременной памяти. Справедливость этих слов можно подтвердить фактами № сновидений слепых. Изучение этих сновидений показало, что впечатления ранних этапов жизни в течение всей последующей жизнедеятельности остаются в долговременной памяти человека и даже сохраняют свою конкретность и ситуативиость. Ф. П. Майоров приводит бедующие примеры. 50-летний С, который ослеп в 10-летнем возрасте, спустя 40 лет еще довольно часто в сновидениях видел небо и деревья. ^РУгой, ослепший 50 лет назад, продолжал переживать сновидения, которых было довольно много зрительных образов'.

Майоров Ф. П. Нервный механизм сновидений,- Л., 1970. - С. 40.

98


Такие впечатления ранних периодов жизни подвергаются индивц. дуальной переработке и индивидуализации под воздействием после. дующего жизненного опыта. В зависимости от индивидуальных раздц. чий памяти и мышления, сновидные психические образы в психике одних претерпевают более значительные трансформации, чем у других Это положение справедливо как для здоровых, так и для больных людей.

^ Консолидация в сновидениях

Экспериментами доказано, что информация, воспринятая человеком непосредственно перед сном, эффективнее, т.е. запоминается с меньшими потерями, чем воспринятая за несколько часов до этого, днем. Данный факт подтвержден такими авторитетными исследователями, как Н. Клейтман, Я. Освальд и другие, отмечающими также одну из возможных его причин — отсутствие интерференции. Интерференцией в психологии памяти называют взаимное тормозящее, «рассеивающее» влияние различных частей воспринятой информации, приводящее к ее забыванию. Существуют две разновидности интерференции:

а) проактивное торможение: информация, воспринятая раньше (в первую очередь), оказывает отрицательное, тормозящее влияние на процесс запоминания информации, воспринятой вслед за ней. Особенно заметно такое отрицательное воздействие на процесс консолидации, т. е. перехода информации из сферы кратковременной памяти в долговременную. Вследствие этого в долговременной памяти закрепляется значительно меньшая часть информации, чем в тех случаях, когда ее восприятию не предшествовало заучивание других сведений, с которыми она могла бы взаимодействовать;

б) ретроактивное торможение: часть информации, воспринятой во вторую очередь, оказывает возвратное тормозящее влияние на процессы запоминания информации, воспринятой в первую очередь.

Когда информация воспринимается непосредственно перед сном, она подвергается воздействию проактивного торможения, но освобождается от ретроактивного торможения. Проверка, осуществляемая утром, после пробуждения, показывает, что из всех впечатлений вчерашнего дня лучше всего запоминаются те, которые воспринимались перед сном. Из этой общей закономерности наблюдаются отклонения в тех случаях, когда воспринятые днем впечатления вызывают сильные положительные эмоции, улучшающие запоминание и воспроизведение.


Рели сравнительно эффективнее запоминается то, что воспринимается и заучивается перед сном, тогда можно заключить, что в психике спящего чело-ека происходит процесс закрепления (консолидации) воспринятой днем ..^формации. Этот процесс, по всей вероятности, протекает как в ортодоксальные, так и в парадоксальные периоды сна и, следовательно, должен так или иначе, и в определенной степени, выражаться в сновидениях. Переход информации из сферы кратковременной памяти (где она оказывается сразу же после восприятия) в сферу долговременной памяти, составляющий суть процесса консолидации, в основном завершается в течение 50-60 минут. Содержания долговременной памяти сохраняются в психике человека месяцы, годы, даже на всю жизнь и становятся основой жизнедеятельности и социально-психической адаптации. Вот почему изучение консолидации представляет исключительно большой интерес. Есть основания для предположения, что определенная часть явного содержания сновидений связана с процессом консолидации в сфере долговременной памяти той информации, которую сновидец воспринял перед сном и в течение всего дня. Если в сновидении впечатления дня воспроизводятся без существенных изменений, то в таких случаях связь между сновидением и процессом консолидации его содержания очевидна.

Как мы знаем, даже простые механические раздражители, воздействуя на спящих, нередко вызывают сложные и обширные сновидения. Поэтому вполне естественно предположить, что сложные дневные восприятия, находящиеся в процессе консолидации, могут вызывать еще более содержательные сновидения, сюжеты которых явно не связаны с содержанием консолидирующейся информации. В сновидениях процессы консолидации воспринятой днем информации могут осуществляться в символической форме. Можно предположить также, что сновидения, отражающие процессы консолидации, имеют вспомогательное значение и поэтому быстро забываются. Речь идет преимущественно об относительном (а не абсолютном) забывании, т. е. невозможности воспроизведения с одновременным сохранением в памяти. Известно, например, что сновидения первых ортодоксальных периодов после утреннего пробуждения становятся почти полностью недоступными для в°спроизведения. Простейшим объяснением этого феномена является СлеДующее: после переживания сновидений первых ортодоксальных еРиодов, проходит значительный интервал времени, по протекании °торого возникают новые сновидения. Сновидения последних пара-д°ксальных периодов оказывают обратное тормозящее влияние на провесы консолидации сновидений первых парадоксальных периодов, к°торых, согласно нашей гипотезе, отражается процесс консолидации спРинятой днем информации.

100


В связи с этими вопросами можно выдвинуть еще одно предпол0. жение: в сновидениях, в первую очередь, отражаются процессы конСо. лидации тех впечатлений, которые вызывали у личности внутренние конфликты и, вследствие этого, требуют психической переработки и принятия новых решений. Процесс консолидации — это не просто закрепление воспринятого в долговременной памяти, но и установи ние связей с прежними знаниями, создание новых, даже имеющу!х творческий характер ассоциаций, которые частично проявляются в сновидениях.

^ Гипермнезия и парамнезия в сновидениях

Еще в XIX веке и в начале XX века ученые, занимающиеся изучением сновидений, заметили, что в них часто наблюдаются явления гипермне-зии и парамнезии.

Гипермнезия — это облегчение воспроизведения прошлого опыта, содержаний долговременной памяти. Данное явление наблюдается и в сознательном состоянии (в минуты вдохновения, в ситуациях стресса, под воздействием кофе и т. п.), однако оно характернее всего для сновидений. Сновидения создаются подсознательно, из тех содержаний памяти, которые избирательно воспроизводятся под воздействием неосознанных мотивов личности. В процессе сновидного подсознательного воспроизведения гипермнезия проявляется следующим образом: сновидец приобретает способность воспроизведения таких впечатлений, переживаний и знаний из своего прошлого опыта, которые, в силу их давности и других причин (в частности, систематического вытеснения), стали недоступными для сознательного произвольного воспроизведения. Более того, о наличии этих знаний в своей памяти человек может ничего не знать (в отличие от тех случаев, когда мы затрудняемся вспомнить какие-либо сведения или впечатления, но сомневаемся, что знаем их, т. е. имеем в своей памяти). Ясно, что гипермнезия, сочетаясь с большой скоростью значительной части сновидений, в огромной степени расширяет возможности подсознательной переработки информации и пересмотра, осуществления новых попыток решения личностных проблем прошлого и настоящего.

О гипермнезии в сновидениях говорили еще А. Мори, Ф. Гильде-брандт, 3. Фрейд и другие авторы, в трудах которых имеются многочисленные примеры, иллюстрирующие эту особенность подсознательной психической активности человека'.

См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. — С. 12-16.

101


Специально отмечается (особенно 3. Фрейдом) то обстоятельство,

о гипермнестические воспоминания часто возвращаются к ранним етским годам сновидцев, хотя эти воспоминания нередко представлены в завуалированной форме.

Из русских исследователей о сновидной гипермнезии и ее значении ттля творческих процессов писал известный представитель павловской физиологической школы Ф. П. Майоров. «В бодрственном состоянии, — заметил он, — посторонние возбуждения и отрицательные индукции 0т них мешают сосредоточиться на решении той или иной умственной задачи. При развитии сна сонное торможение ускоряет множество посторонних очагов возбуждения в коре и отрицательные индукции от них. Кроме того, во сне нередко наблюдается гипермнезия, т. е. обострение памяти. Гипермнезия обуславливается устранением указанных отрицательных индукций и развитием парадоксальных фаз. Таким образом, гипермнезия, которая возможна только при неглубоком сне — при гипнотических фазах, может иногда способствовать творческой деятельности головного мозга во время сна»] (выделено мной. — А. Н.).

Является ли гипермнезия результатом работы указанного Ф. П. Майоровым нервного механизма? На этот вопрос трудно ответить. Для психологии сновидений важно то, что гипермнезия во сне есть четкое выражение возможности эффективной подсознательной актуализации прошлых впечатлений и знаний. Возможно, что и апперцепция, наблюдаемая во время сознательного восприятия и мышления, основана на том же механизме актуализации, но вследствие «узости» сознания актуализированные содержания не осознаются, а проявляются как база для понимания, осмысленного восприятия2.

Для более глубокого понимания сновидной гипермнезии следует раскрыть ее связи с процессами консолидации и реминисценции. В бодрствующем состоянии реминисценция представляет собой отсроченное, Но полное воспроизведение воспринятой информации3.

Наличие реминисценции свидетельствует об отсутствии абсолютного забывания. В этом смысле можно сказать, что сновидная гипермнезия не что иное, как подсознательная реминисценция. И гипермнезия,

Майоров Ф. П. Нервный механизм сновидений. — Л., 1970. — С. 85.

*-м-: Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

Гл- I, § 2; Гл. IV, § 2.

и Реминисценции см.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М, 1946. —

J-- 311-314; Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивене. — М., 1963. —

Т-П.-С. 174-177.


и реминисценция основаны на консолидации, но не только. Ведь в chq. видениях воспроизводятся и впечатления далекого прошлого индивц. дуальной жизни сновидца, процесс консолидации которых давно завершен.

Мы полагаем, что этот новый подход позволит глубже понять механизмы образования сновидений и возможных путей их целенаправленного использования, а также закономерности творческих процессов щ всех уровнях психической активности. Возможность всех этих сложных психических явлений (консолидации, реминисценции и гипермнезии, творческих процессов и т.д.) на предсознательном сновидном уровне хорошо гармонирует с современными физиологическими представлениями об активности мозга во время сна.

Парамнезия — это обман памяти. Существуют две ее разновидности: коифабуляция (ложное воспоминание) и криптомнезия (искажение воспоминаний). Коифабуляция имеет место тогда, когда действительные события прошлого забываются, вследствие чего появившиеся в воспоминаниях «белые пятна» заполняются воображаемыми событиями. В других случаях заполнение осуществляется путем сдвига событий прошлого к настоящему. Конфабуляции могут иметь как обыденное, так и фантастическое содержание. В случае криптомнезии человеку кажется, будто действия, которые совершали другие, но которые он наблюдал или о которых он узнал, совершил и пережил он сам. Мысли других тоже присваиваются себе как собственные'.

Внимательное изучение сновидений убеждает нас в том, что в них конфабуляции и криптомнезии встречаются достаточно часто. Так, например, днем человек слушает рассказы об интересных событиях или читает художественные произведения, и вот в сновидениях эти события (в его индивидуальном понимании и истолковании) переживаются так, что в них сновидец выступает как активное действующее лицо. Такие сновидные криптомнезии нельзя считать болезненными явлениями, как они нередко классифицируются, когда имеют место в бодрствующем сознательном состоянии. Сновидные криптомнезии используются для реализации замыслов и мотивов сновидений. Иначе говоря, эти нарушения памяти мотивированы нормальными подсознательными мотивами и в ходе анализа сновидений следует выяснить, почему «центр Я» личности выбрал такие средства реализации своих замыслов, например, для самоутверждения личности сновидца.

Об этих явлениях памяти см.: Справочник невропатолога и психиатра. — М., 1968. — С. 358.

103


^ Забывание сновидений после пробуждения

общеизвестно, что после пробуждения, сновидения, за редкими исклю-i униями, быстро забываются. Однако исходя из этого факта нельзя заучить, будто содержание сновидений исчезает из подсознательной сферы (долговременной онтогенетической памяти). Об этом свидетельствую1" те многочисленные случаи, когда люди днем, будучи занятыми другими делами, внезапно спонтанно вспоминают отдельные отрывки (образы и их ассоциации, обрывки сновидной речи и т. п.) тех сновидений, которые переживали в течение прошедшей ночи. Спонтанное проникновение в сферу сознания осколков этих сновидений свидетельствует о том, что сновидение в целом, как новый результат подсознательных психических процессов, сохранилось в долговременной памяти. Весомым аргументом в пользу данного положения можно считать существование повторяющихся сновидений: некоторые сновидения повторяются спустя дни, месяцы и даже годы после первого переживания, причем два или большее число раз. Такие повторяющиеся сновидения нам удалось получить от многих наших испытуемых. В некоторых случаях эти сновидения до такой степени идентичны, что можно говорить об их повторных воспроизведениях: не может быть и речи об их новом конструировании в каждом отдельном случае. Исходя из этого, мы считаем возможным выдвинуть идею, согласно которой благодаря созданию все новых и новых сновидений содержания долговременной памяти человека становятся все более и более организованными. Даже случайные дневные впечатления, став элементами организованных сновидных сюжетов, по-новому осмысливаются. В связи с этим можно также предположить, что число повторяющихся сновидений значительно больше, чем люди в состоянии констатировать на основе интроспекции. Если бы нам удалось воспроизвести все сновидения, пережитые нами в течение одной ночи, то вероятно, удалось бы убедиться, что некоторые сновидения повторяются в различных парадоксальных периодах одной ночи.

Спонтанное появление в сфере сознания целостных сновидений или их «осколков» свидетельствует о том, что эти процессы непроизвольного воспроизведения, т.е. осознания сновидений, имеют свою специфическую мотивацию. О таких сновидениях можно предположить, что °ни имеют особенно важные для личности содержания. Однако в бодр-ствующем состоянии противоположно направленная мотивация, вызы-а1°Щая вытеснение, как правило, значительно сильнее, вследствие чего Новидение вновь забывается, и уже безвозвратно для сознания.

104


Те осколки сновидений, которые в бодрствующем состоянии пронц. кают в сферу сознания, можно использовать (в качестве звеньев ассо. циаций, из которых состоят сновидения) для воспроизведения цел ост-. ных сновидений. И действительно, когда мы утром или днем кратко описываем эти образы (например: «Большая комната в нашем учрежде. нии. Стоят...», «Лес. Идет дождь...» и т.п.), то этим самым создается возможность воспроизведения всего сновидения даже через несколько часов после его переживания во сне. Однако откладывание произвольного воспроизведения на большой срок все же приводит к его невозможности.

Каждый может упражняться в воспроизведении и записывании своих сновидений. Однако вряд ли целесообразно неспециалисту ставить перед собой задачу обязательно запоминать и воспроизводить свои сновидения, так как это может привести к изменению естественного хода подсознательных процессов и спонтанно устанавливавшихся соотношений между сознанием и подсознательной сферой.

Если неспециалисты желают заниматься анализом собственных сновидений (что очень полезно для самопознания), то им лучше записывать и анализировать те сновидения, которые по утрам воспроизводятся без заметных усилий.

Таким образом, в сновидениях параллельно происходят и взаимодействуют:

а) подсознательное воспроизведение прошлого опыта, т.е. содержаний долговременной памяти, причем такое воспроизведение нередко принимает характер гипермнезии;

б) переход воспринятой перед сном информации в сферу долговременной памяти, т.е. процесс консолидации;

в) парамнестические явления (конфабуляция и криптомнезия);

г) переработка и запоминание во сне подсознательно воспринятой информации и другие процессы памяти.

Все это убеждает нас в чрезвычайной сложности и многофункциональности сновидной психической активности человека.

§ 2. Мышление в сновидениях Природа мышления

С психологической точки зрения мышление можно определить как последовательность действий объединения, разделения, трансформации и т.п., совершаемых с «порциями» информации или, говоря иначе,

105


значениями. С помощью этих действий человек решает задачи, нахо-ответы на те или иные вопросы. Мыслительные действия, процесс ' пиления в собственном смысле слова, невидимы, они недоступны для нешнего, объективного наблюдения. Эти процессы могут сопровож-тьсЯ представлениями и словами, могут выражаться с их помощью, к нцм не сводятся. Образ или слово несут информацию, которая составляет содержание мышления. Знания человека сохраняются в его памяти в виде «сетей» различных порций, доз или «кусков» информации, а при использовании выражаются с помощью слов, образов и других символов. Интересно, что мышление (по крайней мере на уровне сознания) протекает успешно, т. е. быстро и эффективно, в тех случаях, когда сопровождающие его представления смутны и неконкретны, в то время как очень яркие и четкие образы тормозят процесс мышления. Представления строятся из значений (отдельных доз информации) и являются их образными выражениями. Одной из важнейших функций представлений является следующее: если в процессе мышления человеку удается с их помощью представить себе содержание своей мысли (трансформируемой информации), то у него возникает уверенность, что он правильно мыслит.

Если мышление осуществляется быстро и успешно, тогда число представлений сокращается, а те, которые все-таки появляются в сфере сознания, бывают очень смутными. Наоборот, если человек оказывается в проблемной ситуации и ищет выход из нее, тогда в сферу его сознания вторгаются многочисленные образы, в которых отражаются как индивидуальное восприятие проблемной ситуации, так и возможные, гипотетические пути выхода из нее. С учетом последней мысли можно предположить, что сновидения парадоксального периода сна имеют ооразный, нередко эйдетический характер по той причине, что именно в эти периоды личность на подсознательном уровне подвергает обсуждению те волнующие ее проблемные ситуации, из которых она еще не нашла для себя приемлемого выхода.

Если мыслительный процесс протекает успешно, то наступает момент понимания задачи, а в качестве окончательного результата выступает понятие (мысль, идея). Как в бодрствующем состоянии, так и на сно-Видном подсознательном уровне природа мышления в основном одна и та же: его функцией является решение задач и создание понятий и мыслей. Понятия невидимы, а представления как в бодрствующем со-т°янии, так и во сне (в его парадоксальные периоды) являются такими х в°площениями, которые доступны для интроспектирования. В сношениях понятийные знания человека становятся воспринимаемыми,

106


благодаря чему значительная часть сновидных образов получает символическое значение.

О сновидных образах как символах здесь следует упомянуть следую. идее: поскольку каждое понятие в голове конкретного человека индц. видуализируется (т. е. получает своеобразный личностный смысл ц нюансы), то сновидная символизация понятий является индивидуальным процессом. Каждая личность одно и то же понятие, обозначаемое определенным словом или словосочетанием, понимает по-своему. Именно таким образом индивидуально осмысленное понятие и подвергается символизации.

Исходя из этих правильных посылок некоторые авторы приходят к таким выводам, которые нам представляются спорными. Так, например, известный исследователь сновидений К. Холл считает, что специфические символы для соответствующих специфических объектов (понятий) не могут быть универсальными. Свою мысль он иллюстрирует с помощью следующего примера: в сновидении образ коровы может стать символом любвеобильной матери, если индивид на сознательном уровне именно так воспринимает данное животное. А если корова кажется ему опасным животным (как ее воспринимают многие дети), то она в сновидениях, конечно, не может стать символом любвеобильной матери1.

Такие случаи, безусловно, бывают. Однако точка зрения К. Холла нам представляется односторонней. Есть множество объектов, которые представителями каждой социально-культурной среды воспринимаются и оцениваются примерно одинаково. При ином положении вещей взаимопонимание людей было.бы невозможно. Поэтому есть все основания для утверждения, что в сновидениях встречаются как индивидуальные и общенациональные, так и общечеловеческие символы.

Изучение сновидений — это чуть ли не единственный путь, позволяющий время от времени как бы непосредственно, без опосредования образами и словами, «видеть» подсознательные мысли и содержания понятий. Данное положение мы считаем возможным выдвинуть на основе фактов следующего характера: во многих сновидениях люди понимают что-то или чувствуют, что знают что-то, без необходимости выражения понятого и знаемого с помощью слов или представлений. В сновидениях люди могут постигать не только собственные мысли, не выражая их в какой-либо форме. В подобных случаях сновидец по-

Oswa/dlan. Sleeping and Waking. - N. Y., 1962. - P. 121.


107

«мает мысли и намерения другого действующего лица, хотя послед-й не выражает их ни словами, ни образами, ни действиями. Часто треЧается и следующее явление: перед сновидцем стоит незнакомый

ерсонаж, но он каким-то образом знает и понимает, что в лице этого незнакомца имеет дело с хорошо знакомым человеком.

{-[а основе анализа таких фактов можно выдвинуть гипотезу, согласно которой сновидец непосредственно воспринимает свои собственные безобразные и невербальные мысли (понятия, значения). Это явление становится возможным благодаря тому, что в процессе переживания сновидения человек находится на подсознательном уровне психической активности и интроспективно отражает содержания той сферы своей психики, где живут «чистые» понятия. На этом уровне, благодаря исключительной сосредоточенности внимания, обостряется также восприятие и понимание неречевых выражений (мимики, жестов, выражения глаз, позы) других персонажей сновидения, вследствие чего их мысли моментально схватываются. Это явление можно объяснить, в частности, тем, что мысли других действующих лиц сновидения, по существу, являются мыслями самого сновидца или его представлениями о мыслях других, хотя в сновидении они «объективируются» в образе другого человека (если не затрагивать спорный вопрос о возможности телепатических явлений в сновидениях).

Если предложенная гипотеза верна, тогда путем анализа сновидений вышеуказанного типа мы получаем возможность прямого и непосредственного изучения подсознательного мышления. Анализ и истолкование явного содержания сновидений тоже позволяет изучить мышление, но это в основном косвенное, опосредованное изучение, поскольку сновидные образы, слова и мысли являются символами подсознательных мыслей и требуют истолкования.

^ Принятие решений в сновидениях

" сложных сновидных процессах нередко очень четко можно видеть момент принятия решений. Принять решение означает с помощью мышления решить определенную задачу, совершить выбор между двумя или оольщим числом возможностей. Моменты принятия решений в сновидениях отличаются от сознательных решений, в частности, тем, что большинстве случаев не связаны с чувством социальной ответственен и не требуют волевых усилий. Эти решения обычно принимаются егко, без переживания моральных конфликтов. Это вовсе не означает, т° в сновидениях люди не переживают конфликтов. Наоборот, мы по-агаем, что сновидения дают обильный материал для изучения внутрен-

108


них конфликтов личности, в частности — различных форм когнитив-ного диссонанса.

Нельзя согласиться с мыслью, отрицающей участие самосознания личности в процессах принятия решений в сновидениях'.


Известно, что во многих сновидениях самосознание выступает доста-точно четко, хотя нередко в значительной степени измененных формах. Этот вопрос мы более подробно обсудим в следующей главе. Здесь необ-ходимо отметить, что сложные сновидные сюжеты не могли образовать-ся, если бы не существовал «личностный центр», осуществляющий руководство и регулирование этим творческим процессом.

Что из себя представляет этот центр?


На современном этапе развития психологии трудно ответить на это, однако ведь не менее трудно сказать, что мы имеем в виду, когда в бодр-ствующем состоянии сознания говорим о нашем «Я», о его желаниях и стремлениях. Ни одна совокупность свойств личности не составляет центра ее «Я», но мы непосредственно чувствуем, что последнее руково-дит процессами нашей сознательной, произвольной деятельности, са-моконтроля и интроспекции. Несмотря на трудности, связанные с дока-зательством его существования, мы ощущаем в себе его наличие. То, что он в нас есть, для нашей интуиции и интроспекции очевидно.


Еще одним часто встречающимся утверждением о процессах приня-тия решений в сновидениях является следующее: эти процессы будто бы являются самыми целесообразными и оптимальными. Предпола-гается, что на уровне сознания произвольные усилия и влечения «Я» часто мешают принятию объективных решений, в то время как в сно-видениях эти препятствующие обстоятельства исчезают и решение задач достигается как бы спонтанно. Осуществляется беспристрастный пере-бор возможных вариантов решений, из которых выбирается наиболсе оптимальное в данных условиях. В этой связи необходимо отметить, что сновидное мышление, порою очень смелое, не всегда оптималыю. Оно, по сравнению с сознательным мышлением, имеет свои серьезные недостатки. Достаточно сказать (об этом мы вкратце упомянем на сле-дующих страницах), что ряд исследователей обнаружил сходство между сновидным подсознательным мышлением психически здоровых людеіі и мышлением шизофреников в бодрствующем состоянии.


Встречаются, конечно, и такие случаи, когда решения, принятые в сно-видениях, настолько разумны и реалистичны, что оказывают серьезное

См.: Пцшкипа И. II. «Спит» ли человек восне? //Число и мысль. — М., 1979. Вып. 2. — С. 70.'


109

ияние на жизненно важные сознательные замыслы и планы лично-Даже объективно ошибочные (вообще подсознательные) решения 0гут оказывать заметное влияние на сознательную жизнедеятельность иЧности. Если принять точку зрения, согласно которой параллельно сознательной активностью в психике человека протекают также под-•ознательные концептуальные и образные процессы, то можно даже тверждать, что подготовительные этапы принятия осознанных решений протекают на подсознательном уровне.

Реальность воздействия решений, принятых в сновидениях, на процессы осознанного принятия решений можно проиллюстрировать многими примерами. Приведем один из них: муж, который после долгих лет совместной жизни решил развестись с женой, видит сон, в котором с женой идет по какой-то туманной улице. Они подходят к развилке дорог, где одна ветвь идет налево, а другая — направо. Они должны идти в разные стороны. В момент расставания сновидец переживает сильную тревогу и жалость и, проснувшись, решает продолжать совместную жизнь'. Появление чувства тревоги в сновидении означало отказ от прежнего решения, понимание его неправильности и выбор нового решения, другой возможной альтернативы. Этот выбор после пробуждения и был оформлен в вербальной форме.

^ Речь в сновидениях

В сновидениях парадоксального периода сна речь и абстрактно-речевое мышление, по сравнению со зрительными образами, занимают довольно скромное место. Согласно данным В. Н. Касаткина, отдельные слова и мысли, связанные со зрительными представлениями, встречаются в 84 % всех записанных им сновидений, но в массе ассоциаций каждого сновидения они составляют очень небольшую часть. Присутствие речевых процессов в сновидениях является еще одним веским доводом в пользу того, что высшие психические центры спящего человека не прекращают свою работу, они не заторможены. Степень участия речи и выс-щих форм мышления в сновидениях зависит от того, на каком подуровне или «слое» подсознательной сферы развертываются эти воображаемые с°бытия.

Сновидения в основном состоят из образов различных видов, но люди °спроизводят их преимущественно с помощью речи. В некоторых слу-

>члчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного '"знания. — М, 1972; Наячаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. - Ереван, 1980.

110


чаях сновидные образы можно нарисовать (такой метод объективацц, сновидений следует использовать как можно шире), но многим данный метод недоступен: даже художники затрудняются воспроизвести обра. зы своих сновидений.

Сновидения возможны и без участия речи. Таковы сновидения животных, факт существования которых уже доказан научными методами (В этом отношении значительный интерес представляют экспериментальные результаты французского исследователя Мишеля Жуве.) Однако способность говорить, обладание второй сигнальной системой не может не оказать глубокое влияние на структуру сновидений, даже оставаясь в тени. Поэтому если даже в явном содержании сновидения нет ни одного элемента речи, мы не можем утверждать, что оно образовалось независимо от языка. На каком этапе речь присоединяется к сновидным образам (на подсознательном уровне или же при пробуждении сознания) и в какой мере участвует в формировании сновидений? Ответ на этот вопрос в значительной мере углубит наши представления о закономерностях психической деятельности человека.

Решению этой задачи и выяснению природы внутренней речи, участвующей в образовании сновидений, может способствовать изучение сноговорения. Имеется в виду то явление, когда человек, продолжая спать, начинает слышным для окружающих голосом, иногда довольно громко, говорить. Эта речь нередко бывает связной и осмысленной. Есть люди, которые во время ночного сна говорят очень часто, почти каждую ночь, но с большинством людей это случается редко. Мы полагаем, что сноговорение является внешним выражением, экстериори-зацией внутренней сновидной речи. Нет сомнения, что, когда спящий говорит, он переживает сновидение. И если в это время его сон прекращают, он рассказывает сновидение. Другим убедительным доказательством выдвинутой выше идеи являются факты, полученные экспериментальным путем: когда человека гипнотизируют и он начинает спонтанно (без специального внушения) переживать сновидения, это «гипнови-дение» иногда сопровождается сноговорением, испытуемый спонтанно начинает говорить. Ряд убедительных примеров такого рода описывает И. Е. Вольперт1.

При изучении сноговорения возникает ряд вопросов:

а) представлена ли эта речь в сновидении в точно такой же форме, как она экстериоризируется, или как-нибудь иначе?

Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 175-177,229-237-

111


б) возможно ли, что в сновидении этой речи нет, так как она является вербализацией некоторой части сновидных образов, но остается нне явного содержания сновидения?

в) или, если эта речь произносится для «внешней аудитории», то не следует ли предположить, что в сновидении речь личности представлена полнее и более связно, а громкая экстериоризованная речь спящего является лишь цепью фрагментов этой внутренней речи?

Можно, наконец, поставить и такой вопрос: является ли сноговоре-ние речью самого сновидца как одного из персонажей собственного сновидения или же могут быть случаи, когда спящий экстериоризует речи других сновидных персонажей?

Нет сомнения, что нахождение адекватных ответов на все эти вопросы значительно продвинуло бы наши представления о психологических и особенно психолингвистических механизмах сновидений и всей подсознательной активности человека.

Так как сновидения являются подсознательными психическими процессами, сопровождающее их сноговорение можно считать непроизвольной экстериоризацией подсознательных психических процессов и содержаний спящего или загипнотизированного. Поэтому данная особая форма речи является источником исключительно ценного материала, необходимого для изучения закономерностей подсознательной психической активности человека. Изучение логической и синтаксической структур речи спящего позволит составить определенное представление о структуре рече-мыслительных и других интеллектуальных процессов, протекающих на подсознательном уровне. Для этого следует широко использовать результаты психолингвистических исследований и Достижения в деле изучения внутренней речи'.

Если судить по тем примерам сноговорения, которые приводит в своей (уже упомянутой нами) книге И. Е. Вольперт, то придется заключить, что это просто фрагменты обычной речи, которая могла бы принадлежать бодрствующему человеку. Этот вопрос следует обсуждать на более °°Ширном эмпирическом материале. Однако уже теперь на основе наличных фактов можно сказать, что в известной формуле французского Психолога Ж. Лакана «Бессознательное структурировано как язык» имеется значительная доля истины2.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

ыеман К. Б.. Брюно П., СэвЛ. Марксистская критика психоанализа. — М.: Прогресс,

1976. - С. 139.


Если сноговорение является связной речью и сопровождает весь пр0. цесс сновидения, то с его помощью можно измерить скорость его тече. ния. Существующие факты еще раз убеждают в том, что скорость многих сновидений всегда значительно выше скорости реальных событие Однако в ходе экспериментов, проведенных с помощью гипноза, получены данные, несовместимые с этим выводом. Эти данные необходимо специально обсудить. И. Е. Вольперт, загипнотизировав испытуемых ц внушив им, что они должны видеть сон, нередко требовал, чтобы по ходу переживания они вербализовали содержание сновидений. Он использовал такую формулу внушения: «Все то, что вы видите и переживаете в сновидении, вы говорите громко, вслух, не пробуждаясь»'.

Измерив течение одного сновидения, И. Е. Вольперт пришел к выводу, что «...сновидение в гипнозе может длиться минутами и что протекание событий в сновидении, возникшем в гипнотическом сне, может не отличаться по быстроте от течения событий в действительности»2.

Однако вызванное им сновидение было очень пассивным: испытуемая видела себя лежащей на пляже, ей было жарко, она хотела пить и т. д. В рассказе о сновидении не было более или менее полной его вербализации, поэтому заключение И. Е. Вольперта нам кажется спорным. Ведь скорость течения переживаний лежащей на песке пляжа женщины он не смог измерить] Поток ее переживаний, субъективных ощущений и составил содержание сновидения. Но скорость этого потока намного труднее определить, чем скорость возможных в реальной жизни, но увиденных во сне, вне сновидца протекающих событий. Значительно легче измерить также скорость таких активных воображаемых действий сновидца, как ходьба, бег и т. п. Поэтому для решения вопроса о скорости сновидений с помощью сноговорения нужен более адекватный эмпирический материал, полученный с помощью специально поставленных гипнотических опытов.

Эксперименты И. Е. Вольперта показали также, что процесс сноговорения длится намного дольше, чем словесное воспроизведение содержания сновидения после пробуждения. Сноговорение сопровождает в таких случаях все сновидение. В гипнозе в каждый момент протекания сновидения можно задавать вопросы испытуемому о содержании его сновидения («Что вы видите сейчас?») и получать ответы о тех событиях, которые имеют место на сновидной сцене. Эти ответы испытуемых,

1 Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 232.

2 Там же. С. 234.


нашему мнению, не входят в содержание сновидения, а составляют но-- '^дполнителъный поток психической активности. Как мы видим, здесь зникает целый ряд вопросов, требующих дальнейших исследований. Поскольку лучше осознается то, что выражено с помощью речи, сле-veT ожидать, что после пробуждения с большой вероятностью осоз-7аЮтсЯ и воспроизводятся те содержания и результаты сновидных познавательных процессов (например, рассуждения, диалоги, процессы оешения задач), которые выражены в речи. Знание данного обстоятельства можно использовать с целью активизации подсознательной деятельности человека. Например, можно потребовать от загипнотизированного, чтобы в сновидении он больше использовал язык, решая задачи с помощью рассуждений. Мы предполагаем, что благодаря таким внушениям испытуемый после пробуждения воспроизведет более богатые сновидные содержания, поскольку вербализованные сновидения в большей степени доступны сознательному контролю.

Влияет ли язык на содержание сновидений людей разных национальностей? Я думаю, что в принципе на данный вопрос мы можем ответить положительно, и по крайней мере по следующим двум причинам:

• согласно гипотезе Сепира-Уорфа, национальный язык оказывает влияние на мышление и другие познавательные процессы человека. Это влияние не может не выражаться в сновидениях человека, тем более в таких, в которых речевые процессы играют заметную роль;

• есть данные, согласно которым этимологические и другие выражения каждого языка, которые не свойственны другим языкам, особым образом выражаются в зрительных представлениях сновидений. Пословицы, поговорки тоже могут выражаться в виде небольших сновидений или же отрывков в составе обширных сновидений.

Если это так, то и национальная психология должна найти отражение в сновидениях.


-215-psihologicheskoe-obespechenie-boevoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-adyunktov-i-slushatelej.html
-218-socialno-psihologicheskie-faktori-effektivnosti-sovmestnoj-deyatelnosti-voinskogo-kollektiva.html
-22-sejmovij-ustav-dlya-velikogo-knyazhestva-finlyandskogo-finlyandiya-polsha-pribaltika-bessarabiya-ukraina-zakavkaze.html
-221-otricatelnoe-liderstvo-v-pervichnih-voinskih-kollektivah-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-adyunktov-i.html
-229-vozmesheniya-prikaz-ministra-finansov-respubliki-kazahstan-ot-21-iyunya-2007-goda-217-ob-utverzhdenii-nacionalnogo.html
-23-organizaciya-processa-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsem-kogda-libo-zhivshim-i-nine-zhivushim-na-polyarnih-ostrovah-posvyashaetsya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-e-saimbaeva-zh-k-akkasinova-p-k-tazabekova.html
  • college.bystrickaya.ru/3analiz-standartov-31vvodnaya-gruppa-dlya-professionalnih-buhgalterov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-realizacii-standarta-pravoslavnogo-komponenta-nachalnogo-obshego-osnovnogo-obshego-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-dlya-uchebnih-zavedenij-rossijskoj-federacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-4-aprelya-1996-goda-o-poryadke-razrabotki-deklaracii-bezopasnosti-promishlennogo-obekta-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/-60-vocabulary-to-lesson-11-a-z-cisik-per-na-angl-yaz-a-z-cisik-minsk-bgmu-2010-212-s.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennaya-organizaciya-soyuz-markshejderov-rossii-proekt-gosudarstvennij-kontrakt-dgp-11-45-ed.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-tolkovanii-nekotorih-polozhenij-statej-228-1-229-1-230-231-i-232-1-ugolovnogo-kodeksa-azerbajdzhanskoj-respubliki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-tarifikacii-rabotnikov-kirovskaya-oblast.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-ekspertiza-krovi-chast-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhsessionnaya-rabota-plan-grafik-municipalnih-massovih-metodicheskih-meropriyatij-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-i-sergeev-v-v-mungalova-oprincipah-vzaimodejstviya-uralskogo-territorialnogo-upravleniya-federalnogo-agentstva-zheleznodorozhnogo-transporta-territorialnih-upravlenij-federalnih-organov-ispolnitelnoj-vlasti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-inostrannij-yazik-francuzskij-gse-f-01-dlya-specialnostej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnij-vrach-sanitarno-profilakticheskogo-uchrezhdeniya-sanitarno-epidemiologicheskogo-uchrezhdeniya-uchrezhdeniya-profilakticheskoj-medicini.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1matematicheskie-nauki4-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-saratov-2011-g-ooo-izdatelskij-centr-nauka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-po-professii-260807-01.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-obektov-nedvizhimogo-imushestva-prinadlezhashih-na-prave-sobstvennosti-ili-nahodyashihsya-v-polzovanii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lermontov-m-yu-lermontov-i-pechorin.html
  • college.bystrickaya.ru/18-otvetstvennost-za-narushenie-trebovanij-promishlennoj-bezopasnosti-pravila-bezopasnosti-v-neftyanoj-i-gazovoj-promishlennosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/fedor-mihajlovich-dostoevskij-chast-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-kruiznij-turizm-uchebnoe-posobie-rostov-na-donu-2008-soderzhanie-vvedenie-glava-evolyuciya-turizma-klassifikaciya.html
  • institut.bystrickaya.ru/summarnoe-izlozhenie-zhizni-nashego-duha-videt-boga-kak-on-est.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-napisanie-slov-s-bukvosochetaniyami-zhi-shi-cha-sha-chu-shu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-mezhregionalnoj-profsoyuznoj-organizacii-oao-gazprom.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-aparatti-kartasi-masati.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-osnovnie-edinici-yazika-i-ih-funkcii-v-rechevoj-deyatelnosti-gluhov-v-kovshikov-v-psiholingvistika-teoriya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-ki-be-rn-e-t-i-ch-e-s-k-i-j-d-a-lovcov-d-r-tehn-nauk-professor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-respubliki-tatarstan-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-stranica-9.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-specialnosti-1-21-80-03-germanskie-yaziki-perevod.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/prozhitochnij-minimum-podros-na-paru-soten-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-10-podem-kundalini-voshozhdenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/part-1-chast-dolya-part-of-fraction-bbk-81-2ang-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-umk-shkola-rossii-razrabotchiki-volkova-g-a.html
  • doklad.bystrickaya.ru/volskij-n-n-zagadochnaya-logika-detektiv-kak-model-dialekticheskogo-mishleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.