.RU

§ 1. Символ, знак и подсознательное - Москва • Санкт Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону Екатеринбург...


§ 1. Символ, знак и подсознательное

Еще в античные времена люди понимали, что в сновидениях появляются многочисленные символы, требующие объяснения и толкования. Без толкования сновидных символов, т. е. раскрытия скрывающихся за ними содержаний, невозможно понять смысл всего сновидения как целостного психологического образования, мотивы его появления, проявление в нем психических свойств сновидца. Однако почему в сновидениях используются символы, почему психические содержания сновидений не всегда выражаются прямо, как интерпретировать эти символы и, тем самым, понять язык подсознательного? В какой мере толкование символов сновидений поможет глубже понять человека, характер и возможности его памяти, мышления и воображения, связи его настоящей жизни и поведения с прошлыми впечатлениями и опытом, его заботы и то, как он предвосхищает свое будущее? Думается, что знакомство с толкованиями некоторых сновидных символов поможет дать ответ на ряд таких вопросов.

Под символом следует понимать такой образ, предмет или действие, которые, обладая каким-либо явным содержанием, одновременно представляет или заменяет нечто другое, в данной ситуации недоступное для восприятия содержание — предмет, явление или действие.

Например, национальное знамя можно считать символом государственной независимости нации, оно так и истолковывается большинством людей. Красная роза у многих народов является символом любви: обычно приятно получить ее в качестве подарка. Существуют символы различных социальных статусов (позиций, должностей) и взаимоотношений. Народ с давних пор приписывал символическое значение многим явлениям, и до сих пор есть люди, которые в явлениях природы и человеческой жизни усматривают какие-то скрытые содержания или намеки на ожидаемые события. Если человек использует символ, то это значит, что он намекает на нечто, что не хочет выразить открыто. Своеобразными символами являются предметы

264


культа, фетиши. Таким может быть, например, предмет, принадлежащий лК) бимому человеку, на который переносится это чувство, особенно когда люби, мый человек долго отсутствует или умер. Символический характер имеют так называемые эвфемизмы, т.е. условные и общепринятые слова и словосочетания, которые используются вместо натуралистических или явно це. приличных мыслей, таких, которые человек в присутствии других по \ю. ральным и другим соображениям не может выразить открыто.

Для каждой нации существует исторически возникшая система национальных символов, в которых в уплотненном, сгущенном виде представлена национальная психология, во всяком случае — значительная ее часть.

В психической жизни людей символы могут выступать не только отдельно, разрозненно, но и взаимосвязанно, в виде ассоциаций. Некоторые сновидные события нередко представлены в виде цепей символов, и когда мы пытаемся понять их непосредственно, так, как они даны нашей интроспекции и как описываются словесно, то, как правило, оказываемся перед тупиком. Символы и их сочетания могут быть поняты только после их психологического толкования. Поскольку сновидения — подсознательные психические процессы, то интерпретировать используемые в них символы означает проникнуть в еще большие глубины подсознательного, содержания которых недоступны для прямого внутреннего наблюдения, т.е. интроспекции. Это одна из причин того, что так трудно истолковать сновидения: многие из них так и остаются непонятными и загадочными.

Одна из характерных особенностей связи символа с обозначаемым содержанием — его обратимость. От символов можно перейти к скрытым подсознательным содержаниям психики (это и есть процесс интерпретации или толкования символа) и наоборот, упомянутые содержания могут выражаться с помощью символов (символизация). По всей видимости именно этим и символ отличается от знака. Сам по себе знак может быть лишен смысла. В таких случаях переход от знака к обозначаемому возможен только тогда, когда известно правило обозначения. Таковы языковые и математические знаки. Между тем, например, крест является не знаком, а символом, так как имеет определенный смысл и связан с известными историческими событиями. Невозможно от знака, с помощью психологических преобразований, перейти к обозначаемому, эта связь не является обратимой и в данной взаимосвязи знак не может стать обозначаемым, а обозначаемое — знаком.

В сновидениях встречаются как символы, так и знаки. Первые из них требуют толкования, поскольку используются не в прямом смысле.


265

Однако сновидных символов значительно больше, и мы будем говорить именно об их интерпретации, поскольку в каждом конкретном случае не всегда легко решить, с чем мы имеем дело — со знаком или с символом. Есть также промежуточные формы, которые требуют специального исследования.

Почему в сновидениях психические содержания так часто символизируются?

Это очень сложный вопрос, и его ответ не до конца ясен. В целом замечается следующая закономерность, или, иначе говоря, — тенденция: в сновидениях с помощью символов выражаются те мысли, желания и представления, которые неприемлемы для сознательных принципов и моральных критериев данной личности. Эти содержания вытеснены в область подсознательного, поскольку на уровне сознания могли вызывать конфликты и неприятные переживания. Но даже после вытеснения, на подсознательном уровне, они допускаются в сновидения только в символизированном виде, так сильна направленная против них защита личности. Таким образом, в числе действующих на подсознательном сновидном уровне защитных механизмов личности, о которых мы уже знаем, важнейшее место занимает универсальный механизм вытеснения: многие явления сновидной жизни человека связаны с вытеснением и могут правильно толковаться только с учетом работы вытеснения.

Однако от этого правила есть многочисленные отступления: во многих сновидениях неприемлемые для морали, «Я-концепции» личности психические содержания — мысли, представления и желания, в том числе сексуальные и агрессивные, которые даже в сознательном состоянии считаются постыдными и вызывают чувство стыда, — выражаются явно, безо всякой символизации и эвфемизмов. Но вот мы видим, как рядом с ними символизируются такие мысли и желания, которые полностью могли бы осознаваться, не вызывая у личности ни сопротивления, ни неприятных переживаний, ни внутренних конфликтов. Вот почему можно предположить, что процесс символизации имеет и другие функции. Одной из них мы считаем создание возможности с новых сторон и более четко видеть и обсуждать волнующие человека задачи, которые на уровне сознания представлены словесно-понятийными, часто весьма абстрактными формами. Символизацию психических содержаний никогда нельзя считать излишней и бессмысленной. Она чаще Всего является способом скрытия, камуфлирования определенных мыслей и желаний человека.

Другой причиной обилия в сновидениях различных символов является психическая регрессия, интереснейшее явление, о котором мы уже

266


говорили в одной из предыдущих глав. Содержания сновидений отряжают прошлое, настоящее и будущее человека, последнее в определенной мере предвидится в подсознательных образах спящего. Во многих сновидениях человек, как герой собственных подсознательных переживаний, выступает не в том возрасте, которого достиг, а более молодым, как будто опять находится на предыдущих стадиях своего возрастного развития. Взрослые люди во сне часто видят себя детьми, на различных сценах прошлой жизни или в совершенно новых ситуациях исполняющих различные детские или подростковые роли. Психическая регрессия касается не только возраста сновидца, но также его индивидуальных психических черт и мышления. Вследствие этого, в сновидениях преобладают яркие эйдетические образы и, наоборот, по сравнению с сознательной деятельностью, крайне сужается сфера применения обобщенных понятий и словесно-логического мышления. Индивид регрессирует к своему прошлому if воспроизводит мысли, представления и психические свойства, которые были характерны еще в годы детства. Подобные факты свидетельствуют, что наше индивидуальное прошлое, наш прошлый психический опыт всегда с нами и даже в определенной степени находится в активном состоянии, служит сегодняшним заботам и будущим целям.

Однако некоторые психологи, к числу которых принадлежит и автор этих строк, склоняются к мысли, что кроме индивидуальной психической регрессии время от времени, особенно в сновидениях, люди возвращаются к прошедшим этапам развития человечества, переживают т.н. филогенетическую психическую регрессию. Вследствие такого глубокого психического возврата в прошлое сновидное мышление и воображение некоторыми своими свойствами напоминают мышление и мировосприятие древних людей: в сновидениях появляется забытый символический язык наших предков. Такая психическая регрессия наблюдается в сновидениях не только нормальных, психически здоровых людей: она характерна для мышления, воображения и мировосприятия шизофреников, очень часто приписывающих символическое значение простым явлениям, действиям и предметам: у них вообще сильно выражена тенденция во всем видеть символическое выражение каких-то скрытых, таинственных сил. Имея в виду сходство обычных сновидений и повседневных переживаний шизофреников, некоторые психологи и психиатры, как мы уже знаем, предложили довольно интересную концепцию, согласно которой каждый нормальный человек во сне временно становится психически больным. Действительно, если бы мы в реальной, бодрствующей жизни начали вести себя так, как в сновидениях,


267

т0 в полной мере проявили бы все характерные для шизофреников признаки и симптомы поведения и переживаний. Кстати, психиатрам известны случаи, когда отдельные их пациенты становились психоти-ками после того, как просыпались под влиянием страшных, кошмарных сновидений: их поведение и психическое состояние, имевшие место в таких сновидениях, перешли на уровень сознания и бодрствования. Имея в виду эти и другие мотивы и процессы, приводящие к символизации психических содержаний в сновидениях, а также накопленный опыт в деле интерпретации сновидений, выделяют три главные группы сновидных символов:

1) общечеловеческие, встречающиеся в сновидениях представителей всех наций и культур;

2) национальные: такие символы характерны только для сновидений представителей данной нации, этнической группы или, шире, социально-культурной среды;

3) индивидуальные символы сновидений: они встречаются только в сновидениях данного человека, возникали в ходе его индивидуального психического развития.

Однако каждый общечеловеческий или этнический символ, как неотъемлемая часть сновидения личности, индивидуализируется и становится средством выражения ее проблем и личного видения вопросов жизни. Считаем возможным предположить, что интерпретация символов сновидений может стать средством проникновения в глубины национальной психологии, в этническое подсознательное. Такой путь исследования этнической психики, например, национального характера, представляет особую ценность в условиях, когда вследствие интенсивного взаимовлияния культур постепенно увеличивается сходство мировосприятия, сознательного мышления и поведения представителей разных народов. Вот почему крайне интересны те, пока еще немногочисленные, факты, свидетельствующие о том, что в сновидениях людей, в виде образных воображаемых событий, иногда представлены национальные легенды, сказки, притчи и даже типичные поговорки и выражения, о которых на уровне сознания у нас нет воспоминаний.

§ 2. Некоторые понятные символы сновидений

Интерпретация или толкование символов — важная часть анализа сновидений. Ниже мы приведем ряд примеров сновидных символов Ч их толкования, которые помогут читателю лучше понять те трудности,

268


с которыми сталкиваются психологи, когда перед ними возникает задача толкования символов с целью лучшего понимания психической жизни личности. Для изложения мы выбрали такие символы, интерпретации которых принимаются большинством исследователей, работающих в области психологии сновидений, независимо от того, к какой школе психологии они себя причисляют и каких теоретических взглядов придерживаются. Одновременно представим наши личные соображения относительно толкования тех или иных символов. Отметим также, что примеры символов приводятся в случайном порядке, без учета их значения в жизни людей и в психологии сновидений. Причина в том что дело классификации символов сновидений находится пока в крайне запущенном состоянии.

^ Удаление зуба в сновидении символизирует оскорбительное нападение на сновидца. Смысл этого символа проверен не только анализом многочисленных примеров, но и с помощью экспериментов.

Психологи Л. Фарбер и Ч. Фишер, гипнотизировав испытуемую студентку, внушили ей, будто подруга обвиняет ее в обмане во время экзамена, а она, хотя крайне возмущена, не имеет возможности оправдаться. Под воздействием данного внушения, девушка видела сон, в котором врач старался удалить зуб, несмотря на ее энергичные протесты и утверждение, что медсестра взяла обезболивающее средство не из той бутылки, откуда следовало взять. Как мы видим, в этом сновидении обвинение личности, оскорбляющее ее достоинство, нашло отражение в сцене, где совершается посягательство на ее тело — в данном случае — в виде попыток удалить зуб.

Отметим, что широкое распространение получила психоаналитическая (фрейдовская) интерпретация этого символа: появление действия удаления зубов в мужском сновидении означает кастрирование, а в сновидениях женщин — рождение ребенка.

По мнению большинства специалистов, когда человек видит во сне, что опаздывает на поезд или не успевает сесть на другие транспортные средства, то это означает, что он недоволен результатами своей деятельности, вообще — своими успехами, считает, что отстал от товарищей. Из советских авторов В. Н. Касаткин описал сновидение, содержащее данный символ, и дал ему сходную интерпретацию'.

Отметим, что различные конкретные разновидности этого символа встречаются в сновидениях невротиков (истериков, меланхоликов и др.). Это общечеловеческий символ.

Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., (972. — С. 170. '


Одним из наиболее часто встречающихся и, безусловно, общечело-Беческих символов является полет в сновидении. Речь идет о полете без технических средств: просто человек видит, как тело поднимается в воздух и парит над землей, затем где-то спускается, оставаясь целым и невредимым. Общим смыслом данного символа, по нашему мнению, является подсознательное желание спящего уйти, избежать чего-то, что представляет для него опасность. Наш опыт толкования сновидного полета показывает, что данный символ часто отражает конфликт, существующий между стремлением удовлетворить какое-либо желание и противоположной тенденцией (например, когда человек предвидит, что удовлетворение данного желания приведет к каким-либо неприятным последствиям). Очевидно, что у человека возникает много желаний, удовлетворение которых обещает как наслаждение, так и неприятности и страдания. Такие внутренние конфликты могут символизироваться в образе полета в собственном сновидении.

Поскольку все сновидные образы, по нашему мнению, имеют смысл и значение, то для правильной интерпретации полета, в каждом конкретном сновидении, следует как можно точнее установить, с какого места сновидец начал свой полет и где его закончил. Важно также выяснить, какие сновидные события предшествовали полету и последовали за ним. Только в таком случае нам, быть может, удастся узнать, чего желает и от чего хочет уйти автор сновидения. Мы считаем, что место приземления сновидец подсознательно считает более приятным или безопасным для себя, чем то, где начался полет. Например, молодая женщина, сновидения которой автор этих строк исследовал в течение нескольких лет, в одном из них начала свой полет с места, находящегося рядом с домом неприятного для себя человека (и в реальной жизни она постоянно старалась держаться подальше от него), и приземлилась возле дома своих родителей, который, в данный период ее жизни, был Для нее самым безопасным местом в мире.

Принимая эту общую интерпретацию полета сновидца, нельзя все же не заметить, что он чаще всего связан с половым желанием и с сопутствующими явлениями. К такому выводу пришли все специалисты, пытавшиеся интерпретировать данный символ'.

Одним из самых весомых аргументов, приводимых в пользу данной точки зрения, является то, что в сновидениях чаще всего летают молодые люди, особенно те, кто вынужден, вследствие отсутствия партнера,

Одним из первых такую интерпретацию полету дал немецкий психолог В. Штекель.

270


постоянно подавлять свои сексуальные желания. С возрастом число сновидных полетов уменьшается, и старики уже очень редко видят себя летающими. В престарелом возрасте этот символ совсем исчезает. Дру. гим важным аргументом в пользу сексуального значения полета является то, что полет в сновидении сопровождается переживанием удовольствия или даже наслаждения, причем если человек пробуждается сразу же после такого сновидения, то оказывается, что он находится в сексуально возбужденном состоянии.

О связи сексуального желания и полета в сновидении наиболее определенно из русских авторов пишет В. Н. Касаткин. Он записал 17сновидений 11 лиц, в которых они видели себя летающими. Из них семеро были 18-37-летними женщинами, четверо — 21-40-летними мужчинами. Люди более старшего возраста не рассказывали ему таких сновидений, в которых видели бы собственный полет. Такие символические сны становятся частыми, когда человек в течение длительного времени воздерживается от удовлетворения полового желания. Реже такие сны переживаются в сновидениях женатых людей, если они спят в удобной постели и чистом воздухе1.

Однако отмеченные обстоятельства не могут быть аргументами в пользу взгляда, будто женатые мужчины и замужние женщины во сне не оказываются в состоянии полового возбуждения. Как мы увидим в последней главе настоящей книги, в парадоксальных фазах сна внешние признаки половой возбужденности наблюдаются даже в тех случаях, когда спящий удовлетворил свое желание прямо перед сном.

Следует также отметить, что если моральные принципы не становятся препятствием для явного выражения в сновидениях сексуальных желаний, тогда необходимость символизации этого желания в значительной мере исчезает.

В сновидениях престарелых лиц полет получает иное значение. Вот один из таких примеров.

Один наш коллега, 70-летний интеллигент, рассказывает следующее сновидение: видит себя в знакомом курортном городе, где у него есть родственники. Он и его 35-летний сын стоят в лесистом месте. Вдруг оба одновременно поднимаются в воздух и начинают полет над лесами и горами. Он описал позу, в которой он и его сын летали в воздухе: широко раскинутые руки и согнутые колени. Что означает такое сновидение? Поскольку сновидец " человек престарелый, то я, ничего не зная о его семейных делах, предположил, что у него есть сын, который, несмотря на порядочный возраст, еше не женился. Это обстоятельство очень беспокоит отца, и порой у него даже

Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 145.


271

возникает мысль, что, может быть, молодой человек в половом отношении не совсем полноценен. Слушая эти мои предположения, он с удивлением посмотрел на меня и сразу же признался, что действительно его младший сын, которому уже 35 лет, никак не собирается жениться. Он хороший специалист, серьезный мужчина, по никак не может найти себе подругу жизни, и у отца появляются уже разные подозрения о возможных причинах такой пассивности.

Данное сновидение интересно тем, что в нем сновидец с помощью символического действия полета выражает не только свое беспокойство и подозрения о причинах полового воздержания сына, но одновременно проецирует на него те свои половые способности, которыми обладал в молодости. Своим примером он показывает, как следует летать, и приписывает сыну половые способности.

В сновидениях современных людей очень часто встречаются символические действия вождения автомашины или путешествия в автомобиле. В простейших случаях такие сновидения выражают исполнение желания. Однако наш опыт толкования сновидений показывает, что в сновидениях, особенно в сновидениях женщин, автомобили ведутся мужчинами. На первый взгляд это вполне понятно, поскольку в реальной жизни тоже водителями автомашин в основном являются мужчины. Однако если ограничимся этими замечаниями, мы не сможем понять, почему в сновидениях организуются такие «путешествия», почему часто сповидные автомашины имеют такой непривычный, странный вид, кого символизируют их воображаемые водители, в роли которых часто выступают совершенно незнакомые мужские образы и т. п.

Мы полагаем, что когда женщины в сновидении путешествуют в автомашинах, ведомых мужчинами, то в этих образах символически выражаются:

• активность мужчин и сравнительная пассивность женщин;

• поиск женщинами мужчин-партнеров, способных вести их в желательной совместной жизни.

Две незамужние подруги, сновидения которых мы параллельно исследовали в течение почти двух лет, в своих сновидениях вместе или отдельно очень часто ездили на автомашинах, водителями которых бывали незнакомые мужчины. Но когда в реальной жизни они встречались с такими мужчинами, с которыми были бы не прочь связать свою судьбу, то эти мужчины в их сновидениях выступали как в реальной жизни, но, что особенно любопытно, часто в роли водителей автомашин. Вот почему мы полагаем, что до тех пор, пока в сновидениях в роли водителей выступают незнакомые люди, эти

272


молодые женщины находятся в стадии поиска желанных мужчин. Если ясР в сновидениях выступают знакомые люди и играют роль водителей, то можно предположить, что процесс выбора партнера противоположного пола перешел в новую, более определенную фазу. Когда эти знакомые мужчины перестают интересовать их, то в сновидениях появляются новые незнакомые лица мужского иола. Мы считаем, что последние являются обобщенными мужскими образами.

Толкование символических выражений других действующих в сновидениях лиц является одной из важных задач анализа сновидений. Люди, знакомые нам в реальной жизни, в сновидениях могут выступать измененно, с новыми чертами. У них нередко мы видим особенности, свойственные другим нашим знакомым или случайным лицам, с которыми нас больше ничего не связывает.

Когда во сне видим, что наш товарищ находится в жалком и униженном состоянии, то часто это означает, что дружба с ним переживает кризис, а сам этот друг может быть в добром здравии, с ним ничего плохого не случилось.

Когда молодой мужчина видит во сне, что его любимая девушка больна, то это может означать, что «заболела» ее любовь: молодой человек подсознательно чувствует, что у девушки больше нет прежней теплоты и доверия, с которыми она относилась к нему. Вообще интерпретируя значение сновидных образов предметов и людей, следует иметь в виду, что спящих волнуют не столько сами люди и вещи, сколько отношения, складывающиеся между ними и представленными в этих образах предметами и индивидами. А это означает, что путем анализа сновидений можно выяснить те подлинные отношения, которые существуют, существовали или ожидаются между спящим и его социально-культурным окружением.

В сновидениях большинства людей разных возрастов довольно часто появляется образ матери, являясь символом доброты и человечности. У членов тех семей, в которых взаимоотношения нормальны, нет острых конфликтов и неоправданных взаимных требований, образ матери в сновидениях детей и других членов семьи появляется лишь изредка. Если в сновидениях того или иного человека образ матери появляется очень часто, то предполагается, например, психологами школы К. Г. Юнга, что сновидец еще не достиг достаточного уровня социально-психической зрелости и независимости характера и поведения. Если это так, то по частоте появления в сновидениях человека образа его матери можно судить об уровне его психической зрелости. Но это, конечно, не очень точный критерий.


273

Взрослые люди в своих сновидениях нередко видят своих родителей в уменьшенных размерах. Данное явление часто символизирует то обстоятельство, что сновидец подсознательно или полусознательно воспринимает незначительность родительского влияния и авторитета для себя, о чем раньше у него были преувеличенные представления. В таких сновидениях сын или дочь обращаются к родителям за помощью, но они не отвечают и нередко молча удаляются.

Когда человек оказывается в трудной ситуации и терпит лишения, образы родителей начинают чаще появляться в его сновидениях. Одновременно может иметь место регрессия до ранних этапов развития его личности. Причем некоторые психологи считают, что мужчины чаще видят в сновидениях своих матерей, а дочери — отцов. Нередко появляются образы заменяющих родителей лиц обоих полов. Свое влияние на детей мать и отец сохраняют даже после своей смерти, остаются значимыми личностями. Если мать была чрезмерно строгой, тогда, в сновидениях сына или дочери может появляться в виде чужой и жестокой женщины. Она может также заменяться другим, более добрым и человечным материнским образом, каким сновидец хотел бы видеть свою мать. В сновидениях мужчин образ матери может выступать в роли обобщенного образа идеальной женщины.

В сновидениях образ отца символизирует требования общества, национальные традиции и ролевые ожидания. Для многих сыновей отцы являются идеальными мужскими образами, эталонами, достойными подражания. Именно поэтому в годы развития, социализации, учебы и приобретения первых профессиональных навыков подростки и юноши в своих сновидениях часто видят своих отцов. Для толкования смысла отцовского образа в сновидениях детей и взрослых, мужчин и женщин, следует иметь разные подходы. Для правильного толкования полезно знать, каким является отец сновидца в реальной жизни. В сновидениях подростков и юношей отец может выступить в роли лидера, указывающего, что надо знать и какие навыки следует иметь, к чему стремиться. Иногда в сновидениях молодых, вместо образа отца, появляются образы уважаемого учителя или других лиц: они по каким-то причинам заменяют образ отца. Когда молодые женщины в жизни встречаются с серьезными трудностями, в их сновидениях отец начинает появляться Достаточно часто.

^ Образы детей, по-видимому, следует понимать в прямом смысле. Родители, видящие в сновидениях своих детей, часто выражают к ним такие установки, которые в бодрствующем состоянии ими не осознаются. Когда родитель начиная с какого-то дня чаще, чем прежде, видит одного

274


из детей в сновидениях, то такой факт требует особого к себе внимания-возможно, что есть задачи и факты, связанные с этим ребенком, вызывающие у него беспокойство. В сновидениях образы детей бывают также идеальными, т. е. такими, какими их хотели бы видеть родители.

^ Образы братьев и сестер в сновидениях людей разных возрастных групп появляются тогда, когда отношения между ними и сновидцем становятся проблематичными, претерпевают какие-то изменения. В некоторых случаях эти сновидные образы могут обладать также дополнительными чертами, которые являются проекциями части психических свойств спящего.

^ Образы, связанные с профессиональной деятельностью спящего, обычно в его сновидениях выступают не в своем прямом значении, а в качестве символов.

Например, в сновидениях одной из наших испытуемых очень часто появлялись трубы разных конфигураций и диаметров (по специальности она гидростроитель), но они, как правило, являлись символическими образами. В сновидениях они играли роль различных препятствий и барьеров, чаще всего — сексуальных символов. Поскольку сновидения в основном выражают личные заботы и желания спящего, его эгоистические устремления, то связанные с профессиональной деятельностью образы появляются в них в качестве средств исполнения этих психических функций. Они в основном имеют замещающие, символические значения.

Согласно К. Г. Юнгу и другим представителям т. н. аналитической психологии образы морей, озер и других водных пространств символически выражают еще не познанные сферы психики спящего. В сновидениях люди часто видят себя погружающимися в глубины вод. Предполагается, что если во время погружения сновидец находит рыбу или драгоценный предмет, то это символизирует его ожидания наступления новых и более плодотворных этапов его жизни.

В сновидениях люди часто видят свое тело, совершают над ним какие-то действия, и т. п. Образы тела, его частей и совершаемых над ними действий имеют психологическое содержание, в первую очередь выражая существенные черты и заботы спящего. В сновидении тело иногда бывает больше или, наоборот, меньше обычного. Таким путем может символизироваться представление личности о собственной ценности, т. е. ее самооценка. Если в сновидении человек очищает свое тело, то это может означать, что он находит в себе, в своей личности, какие-то недостатки, от которых хотел бы избавиться.

Другие действующие лица сновидения тоже могут быть символическими выражениями различных сторон личности спящего. Когда при


275

анализе сновидения удается выяснить это обстоятельство, тогда следует обратить внимание также на те положительные и отрицательные черты, которые представлены в их образах и действиях.

В сновидениях человек может видеть как себя, так и других, без определенных частей тела (без головы, без руки и т. п.). Например, одна молодая женщина рассказала немецкому психологу Э. Эппли, что часто в сновидениях видит себя без нижней части тела, ниже пояса. Это символическое искажение образа собственного тела психолог объясняет как образное выражение той мысли девушки, что она еще не успела реализовать женские функции нижней части своего тела'.

Что касается отделения головы от собственного тела, то оно может выражать идею самопожертвования. В сновидении одной молодой нашей испытуемой, которое мы проанализировали в пятой главе, данный символ в соответствующем сновидном контексте мы истолковали как выражение недовольства сновидца своим внешним видом, особенно ее отрицательной оценки собственной головы.

Если человек сам себя или какое-либо другое лицо, символизирующее в сновидении его самого, видит голым, а тело — покрытым волосами, то это может выражать мысль о наличии в себе животных черт.

В сновидениях обед может иметь ритуальное значение. В таких случаях образы и действия участников обеда должны быть истолкованы. Согласно одной из существующих точек зрения, образ хлеба символизирует нужду, наличие депривации, причем не только материальной, но и духовной. Любая духовная и материальная ценность может символизироваться с помощью образа хлеба. Такая символизация не окажется удивительной, если вспомнить, что народ всегда считал хлеб святым (во всяком случае — в христианской традиции) и под «хлебом» понимал вообще все то, что обеспечивает существование человека («иметь свой кусок хлеба», «из камня выжимать хлеб» и т. п.). В исследованных нами сновидениях мы заметили, что символ в образе хлеба чаще всего появляется в сновидениях тех лиц, которые нуждаются в любви, интимности и ласках.

Одежда человека в сновидениях, имея самые различные и порой неожиданные формы, в каждом конкретном случае должна получить соответствующую интерпретацию, хотя это, как правило, очень трудное Дело. Образ различных частей туалета выдвигается на первый план

L Appli E. Der Trail m und seine Deuting. Mit 500 Traum-Symbolen. Sechste Aufgabe. £'*• Eugen Rentsch Verlag. - Erlenbuch-Zurich und Stuttgart, 1975. - S. 224.

276


сновидной сцены, если у спящего есть желание иметь новые одежду или, если на данном этапе жизни у него силен мотив представить себя в благоприятном свете. Вспомним, что одежда играет функцию не только чисто биологическую (защищать тело от холода и других неблагоприятных воздействий физической среды), но и психологическую: символизирует социальное положение человека, делает его привлекательным и т. п. Цвет одежды действующих лиц сновидения связан с подсознательными переживаниями и установками сновидца. Если в сновидении мы видим себя в детских одеждах, то это можно истолковать в том смысле, что в нашей психике сохранились детские интересы, в бодрствующем состоянии уже неосознаваемые. Это частный случай психической регрессии в сновидении. Если на сцене сновидения мы выступаем в той одежде, которую носили в определенный замечательный день нашей жизни, то это означает, что впечатления этого дня не потеряли для нас своего значения.

^ Головной убор выражает социальное положение человека. Поэтому психолог должен быть внимательным к тому, в каких головных уборах выступают герои сновидного спектакля. Например, если во сне человек носит смешную шапку, то смысл данного образа в том, что, по его мнению, в его социальном положении произошли дискредитирующие его изменения. Если сновидец носит в своем сновидении шапку другого человека, то это означает, что в реальной жизни его кто-то опекает. Это та точка зрения, которая принята в школе К. Г. Юнга. Нельзя забывать, что, согласно 3. Фрейду, шапка в сновидениях, особенно у женщин, является сексуальным символом.

Нельзя считать второстепенными символические образы различных видов обуви, особенно если они в сновидении становятся предметом внимания как сновидца, так и других действующих лиц. Например, если в своем сновидении человек обут в несоответствующую его ногам обувь, то это может означать, что он не готов для выполнения определенной деятельности или планируемого путешествия. Как мы видим, в таких случаях в образной форме выражены определенные элементы народной мудрости.

Как хлеб и другие съедобные предметы, так и сновидные действия, изображающие процесс принятия пищи и питья, очень часто не являются отражением голода и жажды спящего, хотя, как мы уже знаем, нередко образуются и такие сновидения. Есть, быть одним из участников обеда, как правило, имеет более глубокое символическое значение.

Один из психологов приводит следующее сновидение молодой и, как сам выражается, достойной личного счастья женщины, которая, однако, была

277


лишена такого счастья: «Поднимаюсь по лестнице и вхожу в большую комнату. Там стоит длинный стол, загруженный разными пищевыми продуктами, а возле него женщина. Радуясь, я подхожу к ней и прошу, чтобы и для меня она поставила прибор. Качая головой, она отвергает мою просьбу. Я ей объясняю, что очень голодна, но она опять головой делает отрицательный знак. Я продолжаю упорно просить, чтобы она дала мне хоть что-нибудь поесть, по она отрицательно качает головой». Жизненными благами, «от стола жизни» люди пользуются неодинаково — вот, по-видимому, главный смысл этого сновидения. Образ отказывающей женщины, безусловно, является символическим, возможно, что он является обобщенным материнским образом — отказывающим и наказывающим.

В сновидении человек может также отвергать предлагаемую ему пищу, потому что ее слишком мало или по причине ее отвратительного вида. Особенно сильное отвращение спящие переживают, когда во сне едят мясо и колбасу. В одной из предыдущих глав мы рассмотрели такой пример, и нам удалось показать, что подобные сновидные символы и связанные с ними переживания могут вызываться болезнями желудка и кишечника.

С образами различных видов пищи, например фруктов и сладостей, могут связываться чувства, причем они нередко сопровождаются психической регрессией. Например, находясь в тяжелом душевном состоянии, женщина средних лет видит себя во сне в той самой комнате, где в детстве получила два куска шоколада и съела вместе с братьями и сестрами. Как видно из этого сновидения, подсознательно она выбрала детский способ самоутешения и получения удовольствия. В сновидении бросается также в глаза желание вернуться к тем непосредственным и теплым отношениям, которые у нее были с сестрами и братьями в годы далекого детства.

^ Образы домов в сновидениях могут состоять как из реальных, так и из воображаемых, фантастических частей. Все новые элементы и изменения подлинных образов реальных домов выражают подсознательные намерения спящего. Всегда желательно уточнить, почему в качестве сновидных сцен избраны именно этот дом, эта комната или же разные сочетания частей различных домов.

Согласно современным представлениям, все то, что происходит в сновидных домах и других строениях, на самом деле происходит в психике сновидца. Во многих случаях образ дома есть изображение, символизация его психики, внутреннего мира. Если спящий видит себя во сне, Как, проходя через ряд комнат, останавливается в последней и совершает какие-то действия, то такое сновидение следует понимать


278


следующим образом: с помощью самонаблюдения и самоанализа он углубился в собственное подсознательное. События, имеющие место в этих глубинных слоях психики, как правило, имеют смысл, который недоступен сознанию в бодрствующем состоянии.

Действия, совершаемые в спальнях, как в сновидениях, так и в реальной жизни, выражают самые интимные стороны жизни спящего. Если человек во сне видит себя лежащим в постели, то очень часто его покой нарушают другие действующие лица или даже животные. Все эти события требуют тщательного психологического анализа. Размеры кровати или дивана, на котором лежит человек в своем сновидении, тоже имеют смысл. Например, молодая еще женщина видит во сне, что ее кровать увеличилась в размерах и покрыла всю поверхность спальни. Один из психологов следующим образом истолковал данный символический образ: женщина хотела бы, чтобы «постельные действия» в ее жизни занимали значительно большее место.

^ Пустые комнаты, в которых в сновидении оказывается человек, в школе аналитической психологии К. Г. Юнга истолковывается как символизация существующих в психике и еще не использованных возможностей. Очень важно то, что мы вносим в эти комнаты и какие предметы там находятся. Иногда мы видим комнаты, полные знакомых предметов и людей. При их правильной интерпретации можно получить интересные сведения о психической жизни и социальных связях сновидца. Когда такие сновидения повторяются, рекомендуется нарисовать запомнившиеся образы.

Если лестницы сновидного дома повреждены, то это может означать наличие у сновидца неустойчивых психических черт, например — нерешительности в ситуациях, требующих принятия решений.

Всегда важными сновидными символами являются путешествия, средства передвижения (поезд, автобус и другие), авто- и железнодорожные станции. Правильное их истолкование позволяет понять, каким образом человек осмысливает свой жизненный путь, свои достижения и ожидания. Образ станции изображает то место, которое в жизни занимает спящий. На уровне сознания человек может считать, что достиг больших успехов, но вот в сновидении он свой путь начинает с очень жалкой авто- или железнодорожной станции. Не исключено, что такая подсознательная оценка собственных достижений и своего места в жизни более реалистична, чем та, которая дается на уровне сознания. Важно также, с кем в сновидении путешествует человек: в качестве попутчиков могут выступать идеальные личности, персонификации различных аспектов («Я-образов») собственной личности и другие люди.


279

Мы уже говорили о символическом значении путешествия на автомашине. Добавим, что имеет значение и внешний вид автомобиля (считается, что он символизирует психические состояния личности), а также внешность сновидца или других действующих лиц. Если в сновидении машина, в которой едет сновидец, останавливается и не идет дальше, то это значит, что в данный период жизни он встретится с серьезными препятствиями и больше не захочет идти дальше. Когда машина, везущая спящего, потерпела аварию, то следует выяснить те «аварии», которые в последнее время имелись в жизни сновидца или же предвидятся в ближайшем будущем.

Если человек в своем сновидении путешествует в автобусе, на трамвае или других средствах передвижения, которые полны пассажиров, то это может символизировать групповые переживания. Можно предположить, что в таких сновидениях изображается общая судьба людей.

Имеют смысл также сновидные ландшафты. Следует просить, чтобы испытуемый подробно описывал те местности, в которых развернулись воображаемые события сновидения. Первым делом надо найти сходства с образами реальных местностей, если таковые имеются. Если к образам знакомых местностей добавлены новые элементы, то это не случайность, а отражает какие-то подсознательные желания и тенденции, представления. Например, человек видит во сне реально существующую реку, над которой, однако, проходит не существующий в реальности мост, и сновидец желает перейти его. Рекомендуется выяснить, что связано с местом «построения» сновидного моста, не таит ли оно опасностей для спящего.

Если сновидные ландшафты совершенно незнакомы, то они, безусловно, имеют символическое значение. Их появление следует объяснить наличием в психике человека подсознательных представлений, желаний, намерений. Личность может видеть во сне незнакомые горы, Долины, дороги, реки и т. п. Когда он видит себя в пустыне, то это может символизировать его психологическое одиночество. Цветущие картины весны могут изображать его молодость и силу, осень — «осень» его жизни и т. п. Как видим, в таких сновидениях воплощаются обычные образные представления людей о различных этапах жизненного пути Человека, его судьбе, о взаимоотношениях с другими людьми и другие важнейшие стороны человеческого существования. Сновидения имеют глубоко экзистенциальный характер.

В сновидениях, как мы уже говорили, отражаются внутренние и внешние конфликты личности, предпринимаются попытки их разрешения. При изображении конфликтов и попыток их разрешения используются

280


многочисленные символы. Довольно часто встречается символ дороги Вновь приведем очень известный пример из книги И. Е. Вольперта Сновидению предшествовали некоторые другие события.

После многих лет совместной жизни с женой С. увлекается другой женщиной и начинает серьезно размышлять о разводе. Но с женой он связан духовно, они рука об руку прошли через многие трудные годы своей жизни. И вот эти противоречивые переживания отражаются в сновидении: туманное утро он и жена идут по какой-то пустынной улице города. Впереди появляется развилка дорог: жена должна идти вправо, а он — влево. Они прощаются, и в этот момент в самом сновидении он переживает чувство жалости к жене, которая долгие годы была его верным другом. Проснувшись, он решает отказаться от развода, подавить свою новую любовь и остаться с женой '.

Перед нами хороший пример символизации конфликтной ситуации, причем весьма примечательно то, что ее разрешение в значительной степени подготавливается на подсознательном уровне. Развилка дорог, как один из поэтических образов, изображающих конфликт, ярко представила перед этим человеком возможное нерадостное будущее и ускорила принятие решения. Сам И. Е. Вольперт вполне прав, когда, следуя за К. Г. Юнгом, считает данное сновидение проспективным, т. е. направленным на ближайшее будущее. Необходимо добавить, что сновидение помогло его автору в значительной степени освободиться от фрустрации, т. е. состояния лишенности чего-либо, блокады целенаправленной деятельности. Мы полагаем, что представление личностных конфликтов с помощью зрительных эйдетических, одновременно символических образов делает их содержание более понятным, позволяет наглядно предвидеть последствия того или иного их решения. Образные средства усиливают внушающее воздействие мыслей сновидца, помогают ярче предвидеть возможные последствия, могущие стать желанными целями, между которыми трудно было бы произвести выбор, если бы они были представлены только на сознательном уровне и концептуально, т. е. с помощью понятий. Поэтому есть все основания для предположения, что преимущественная образность сновидений и преобладание в них зрительных образов возникли в ходе биологической эволюции и социально-культурного развития человека как крайне целесообразные механизмы его психики, способствующие адаптации в трудных ситуациях существования. Целесообразный и адаптивный характер имеют также сновидения высших животных.

Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 143.


281

Многие сновидные события происходят в «долинах», созданных подсознательным воображением: здесь дух спящего встречается с разными диковинными животными, среди которых очень часто встречаются змеи, и со многими другими животными, образы которых являются символами. В тех случаях, когда удается найти значение этих символов, нам становятся более понятными такие психические переживания и процессы человека, которые в бодрствующем состоянии или совсем не осознаются, или едва замечаются. Эти подсознательные процессы, безусловно, оказывают глубокое воздействие на сознательные психические состояния человека, на его решения и действия. События, развертывающиеся на сновидных сценах, нередко очень похожи на сказки, поэтому следует ожидать новых открытий от сравнительного исследования сновидений и сказок, особенно — лучшего понимания многих из тех символов, которые используются в народном творчестве. Недаром сказки нередко называют сновидениями человечества.

Действия, совершаемые в сновидных долинах, особенно когда речь идет о сновидениях молодых людей, могут отражать их представления о своей будущей деятельности в обществе. Так, по-видимому, следует понимать сновидение одного молодого человека, который в сновидной долине строил железную дорогу. Но когда пожилой человек видит себя идущим по долине, то такой образ может символизировать возврат к переживаниям и ожиданиям молодых лет его жизни.

Во многих сновидениях люди мысленно возвращаются в те места, где проходили юношеские годы их жизни. Толкование таких сновидений, возникающих на основе возрастной психической регрессии и содержащих результаты этого эго-защитного процесса, нужно углублять на основе новейших данных возрастной психологии. Следует иметь в виду, что психический возврат к индивидуальному прошлому нередко необходим для нахождения исходных источников собственной личности и для более успешного продвижения и реализации своего идеального я, если такое представление у личности имеется. Когда в сновидении человек Не просто возвращается в прежние места, но самого себя видит в них Молодым или даже маленьким ребенком, то это значит, что перед нами Настоящая возрастная регрессия, которая, как мы уже знаем, является Результатом подлинных и актуальных фрустраций. Такая регрессия иногда очень четко показывает, что в психике человека до сих пор сохраняются, даже фиксированы, некоторые детские черты характера и склонности. С помощью таких сновидений он временно забывает свои сегодняшние заботы, потери и страдания.


282


Случается, что в сновидении человек идет по незнакомой дороге, но она заканчивается. Если здесь кто-то продолжает строить дорогу и спящий активно участвует в этом строительстве, то все это символизирует активность личности в реальной жизни, успешный поиск собственного пути. На воображаемой, символической дороге сновидения могут встречаться различные препятствия, незнакомые люди и т. п. Психолог должен все это подробно описать, исследовать и истолковать, поскольку встречающиеся в реальной жизни препятствия в сновидении могут символизироваться образами разбойников и других, не очень отчетливо воспринимаемых существ, а также физических объектов, преграждающих сновидцу путь.

В сновидении на пути человека встречаются самые различные препятствия — посты, пункты проверки, шлагбаумы и т. п. Иногда дорогу преграждают животные, которые, согласно некоторым современным авторам, символизируют страсти и желания самого спящего. Если дорогу преградило какое-то странное и мощное животное, то такую сновидную ситуацию можно истолковать следующим образом: спящий в реальной жизни стремится к какой-то цели, но его собственные страсти мешают ему успешно и целенаправленно действовать и достигнуть ее.

Переход через мост показывает, что личность видит перед собой новые области применения своих сил и думает (во всяком случае на подсознательном уровне), что они ему доступны. Если возможно правильно истолковать все то, что видно за мостом, то полученные результаты можно даже использовать при принятии решений в реальной жизни. Мосты могут быть различных видов и из разных материалов (железные, каменные и т. п.). Все это не может не обладать скрытым смыслом: мы ведь полагаем, что в психической жизни человека все детерминировано, в ней нет бессмысленных и немотивированных явлений. Если сновидный мост еще строится, то это может означать, что сновидец ищет пути выхода в новые области жизнедеятельности и применения своих сил.

Когда в сновидении человек проходит через узкие проходы, щели и т. п., то это может означать, что в реальной жизни он оказывается (или окажется) в трудных ситуациях, но ему удастся избежать их, найти пути спасения. Проснувшись после таких сновидений, люди, насколько мы могли убедиться на основе анализа ряда сновидений разных лиц, переживают приятное состояние облегчения, как будто избавились от каких-то забот.

Нередки такие сновидения, в которых человек оказывается в лесу, погружается в воду, из-за темноты или тумана блуждает и т. п. В та-


283

ких случаях, находясь еще в сновидении, спящий переживает чувство тревоги или страха, поскольку подобные ситуации содержат в себе угрозу и подсознательно действующее «Я» личности правильно воспринимает данное обстоятельство. Если спящий в своем сновидении оказывается в зимней стуже, среди покрытых снегом пространств, то такие образы могут символизировать его одиночество и отчужденность, холодность его отношений к людям. Однако вспомним, что в сновидениях людей зимние сцены появляются и в тех случаях, когда на спящего несильно воздействуют холодными предметами, на определенный участок его тела направляют струю холодного воздуха, когда одеяло падает на пол, а он продолжает спать и т. д. А это означает, что вышеуказанный смысл (одиночество, отчужденность от людей) имеют только те зимние сцены сновидений, которые появляются спонтанно и в обычных условиях сна.

Здесь мы весьма и весьма кратко описали только некоторые из символов сновидений людей, выбирая те, толкования которых нам представляются более или менее достоверными. Интерпретация символов — одно из наиболее трудных, но необходимых направлений исследования сновидений, причем здесь есть опасность, увлекшись, незаметно отойти от науки в область произвольных суждений. По нашему мнению, именно этим недостатком страдают народные сонники. Чтобы избежать такой участи, мы прекратим толкование символов и перейдем к изложению некоторых новых экспериментальных данных. Эти результаты, как мы надеемся, убедят читателя, что в области расшифровки символов сновидений возможны новые, оригинальные и перспективные подходы.

|§ 3. Толкование символов с помощью гипноза В предыдущих главах мы уже упоминали о некоторых возможностях применения гипноза в исследовании сновидений. Как метод исследования психологии сновидений, гипноз использовали русские ученые А. К. Ленц, И. Е. Вольперт и И. Г. Беспалько. Эти авторы, гипнотизируя испытуемых, внушали им сновидения, а затем требовали описать эти видения словами. На основе таких исследований они пришли к выво-Ду, что сновидения, появляющиеся в гипнотическом состоянии, ничем Не отличаются от спонтанно возникающих во время естественного сна сновидений. Но для такого категорического вывода нет достаточных оснований. Более приемлема точка зрения В. Н. Касаткина, но мнению Которого, о полном сходстве этих двух типов сновидений речи быть Че может, поскольку есть различия между обычным и гипнотическим

I

284


сном. Более того, гипнотический сон нельзя назвать сном в обычном смысле, поскольку, как отмечает известный французский специалист в области гипноза Л. Шерток, по электрофизиологическим параметрам работы мозга они совсем не похожи'.

То же самое говорил известный английский физиолог Г. Уолтер2.

Данный вопрос специально исследовался также Б. Домхофом3.

Он отмечает, что метод свободных ассоциаций, несмотря на свою большую ценность, не позволяет глубоко изучить сновидения, особенно их символику. Перспективным является гипноз. Однако в настоящее время стало ясно, что в физиологическом, в частности, электрофизиологическом отношении обычный сон и гипнотический транс совсем не сходные явления. Поэтому, нельзя без проведения специальных исследований утверждать, что сновидения, появляющиеся в обычном сне и вызванные в гипнотическом состоянии, идентичны. При углублении человека в гипнотическое состояние его ЭЭГ почти не меняется, во всяком случае не обнаруживает никакого сходства с ЭЭГ сна. Однако следует уточнить, какие периоды медленного сна сравниваются с гипнотическим состоянием. Другое дело физиологические характеристики парадоксального сна.

Л. Шерток и Крамере в 1959 году пришли к выводу, что гипнотическое состояние имеет сходство с парадоксальной фазой. Эксперименты показали, что па ЭЭГ испытуемых в гипнотическом состоянии преобладают тета-волны, по, когда они отвечают на вопросы гипнотизера, появляются альфа-волны. Это означает, что при наличии раппорта на ЭЭГ преобладают альфа-волны, как в бодрствующем состоянии. При отсутствии же раппорта ЭЭГ была сходна с ЭЭГ медленного сна.

Н. Клейтман показал, что появление на ЭЭГ альфа-ритмов говорит о наличии сознания, аналитической работы психики.

Замедленные альфа-ритмы наблюдаются у детей, у престарелых, алкоголиков, у скучающих людей, а также в гипнотическом состоянии. Известно, что небольшие изменения альфа-ритма могут коррелировать с большими изменениями в психической активности. Поэтому если ЭЭГ гипнотического состояния имеет сходство с ЭЭГ парадоксальной фазы, то, как полагают Б. Домхофф и другие исследователи, это обстоятельство можно

1 ШертокЛ. Гипноз. — М, 1972. — С. 54-55; ШертокЛ. Непознанное в психике человека. - М., 1982. - С. 120-122.

2 Уолтер Г. Живой мозг. - М., 1966. - С. 253.

3 Domhoff Bill. Night Dreams and Hypnotic Dreams: Is There Evidence that They Are Different // Dreams and dreaming / Ed. by S. G. Lee and H. Mayes. Harmondswortn (Mx.), 1972.-P. 144-152.


285

использовать для изучения работы сновидения и процесса формирования символов.

Отметим, что поскольку альфа-ритм имеет индивидуальные различия (у разных индивидов может отличаться на 1-3 цикла), то целесообразно в качестве испытуемого, как в обычном сне, так и в гипнозе, иметь одного и того же человека.

Из существующих точек зрения по этому вопросу, более близкой к истине представляется точка зрения известных американских гипнологов Джилла и Бренмана, которые считают, что гипноз не является глубоким сном. Но у нас нет оснований и для утверждения, что гипноз является бодрствующим состоянием психики.

Некоторые данные свидетельствуют, что ЭЭГ гипноза и электрографические характеристики бодрствования различны. Кроме того, в парадоксальной фазе сна ЭЭГ может стать сходной с ЭЭГ бодрствования. В это время раздражения органов чувств не приводят к прекращению сна и появляются сновидения.

В последние годы, для исследования сновидений, гипноз используется в новом аспекте, а именно: для раскрытия способностей испытуемых в деле истолкования символов и их изменений. Известно, что люди, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки, не в состоянии правильно интерпретировать символы как собственных, так и чужих сновидений. Вследствие этого, сновидения для них остаются полностью непонятной областью психической жизни. Однако можно задать парадоксальный на первый взгляд вопрос: являются ли многочисленные символы, так обильно появляющиеся в наших сновидениях, непонятными не только на сознательном, но и на подсознательном Уровне?

Вопрос можно сформулировать и таким образом: не изменяется ли способность толкования этих символов, когда человек находится в загипнотизированном состоянии, т. е. когда вся его психическая активность приобрела бессознательно-подсознательный характер?

Из немногочисленных исследований, проведенных с целью выяснения данного вопроса, особый интерес вызывает одно из исследований Л. Фарбера и Ч. Фишера'.

В их экспериментах в качестве испытуемых выступали 18-21-летние здоровые и уравновешенные студенты Вашингтонского университета. С помощью

См.: ^ Farber L. H. and Ch. Fisher. An Experimental Approach to Dream Psychology through the Use of Hypnosis// Dreams and dreaming / Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. Harmondsworth (Mx.), 1973. - P. 132-143.

286


тестов были отобраны молодые люди со средними интеллектуальными С11о собностями. Оказалось, что после ввода в глубокое гипнотическое состояние некоторые из них приобретают способность к пониманию результатов п0д. сознательной психической деятельности других людей. Известно, что шизофреники иногда правильно объясняют сновидения других. То же самое в определенной степени верно и для людей с художественными способностями, которые воспринимают подсознательные слои или подтекст произведений искусства. Известный специалист в области гипноза Эрика Эриксон показала, каким образом один из ее испытуемых мог читать и правильно толковать автоматическое письмо другого человека.

Испытуемому, после приведения в гипнотическое состояние, рассказывают такие сновидения, часть которых сочинена психологами, а остальные являются подлинными сновидениями других испытуемых.

Например, одной 18-летней девушке психолог говорит: «Сновидения имеют смысл. Сейчас, в спящем состоянии, вы должны лучше понимать сновидения. Вот одно из них: девушка видит во сне, как приводит в порядок свой чемодан, и в это время в него влезает змея. Девушка в страхе выбегает из комнаты. Как вы думаете, что означает это сновидение?» Психолог едва успел завершить свой вопрос, как находящаяся в гипнотическом состоянии испытуемая покраснела и после минутного колебания сказала: «Ну, я думаю, что она боится обольщения. Змея — это половой член мужчины, а чемодан — девушки». Это — чисто психоаналитическое объяснение приведенных в сновидении символов. Для проверки результата эту девушку просили до гипноза и после него истолковать то же самое сновидение. В обоих случаях она дала такие ответы, которые не имели даже отдаленного сходства с толкованием, полученным в состоянии гипноза. Отметим, что предпринимались шаги, чтобы психоаналитическая точка зрения психологов-экспериментаторов заранее не стала известна испытуемой.

Нескольким испытуемым девушкам предложили следующее сновидение: «Мальчик сидит за столом и занимается. В это время пустая корзина вспыхивает огнем. Он вскакивает, берет ведро с водой и тушит огонь». Испытуемые сразу же отвечали: «О, он помочился в свою постель» или: «Было бы лучше, если бы он пошел в ванную комнату». Но когда то же самое сновидение приписывали девушке, испытуемые не могли дать какие-либо интерпретации. Можно предположить, что существуют типичные мужские и женские сновидения и соответствующие символы. Если это действительно так, то открываются новые возможности для дифференцированного исследования психологии личности мужчин и женщин.

Одной из загипнотизированных девушек внушили, будто она во сне помочилась в свою постель, из-за чего мать строго отчитала ее. В ответ на такое внушение она увидела следующий сон: зима, она спотыкается и падает в бассейн, вся ее одежда становится мокрой. Из-за этого мать


287


ругает ее. Затем это сновидение рассказали другой загипнотизированной девушке, которая не имела ни малейшего представления о его происхождении. Вторая испытуемая, без колебаний, ответила: «О, эта девушка, конечно же, помочилась в свою постель!» Это означает, что она поняла, под влиянием какого стимула в чужой психике возникло такое сновидение. Ясно, что подобные опытные данные возвещают приближение к более глубокому пониманию природы подсознательных познавательных процессов, «языка подсознательного».

Подобные данные важны как для раскрытия подсознательных познавательных процессов (в частности — способности интерпретировать символы), так и для понимания того, что существуют всеобщие символы, на подсознательном уровне известные всем. Именно это позволяет в подсознательном состоянии правильно расшифровать сновидения других.

Одни и те же сновидения получают различное толкование в зависимости от того, кому они приписываются — мужчине или женщине.

Например, человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, рассказывают следующее сновидение: «Человек сидит в кресле в кабинете зубного врача. Врач пытается удалить его зуб. Он долго не может это сделать, а спящий в конце сновидения ощущает сильную боль». Часть испытуемых смыслом этого сновидения считает то, что сновидец потерял какой-то очень важный орган. Но когда психолог уточняет, что в кресле зубного врача сидит женщина, тогда то же самое сновидение толкуется как символизация «рождения ребенка».

Мужчина, страдающий психическими нарушениями, проявлял необычайно сильный интерес к грибам. Когда об этом рассказали одной из загипнотизированных студенток и просили объяснить, в чем мог бы состоять смысл такого интереса, если бы он проявился в сновидении, она ответила: «Этот человек очень сексуален. Возможно, что он гомосексуален». Дополнительное обследование больного показало, что он действительно является гомосексуалистом.

При ознакомлении с такими сновидениями трудно избежать впечатления, что имеешь дело с загадками, каждая из которых имеет только одно решение: ведь разные испытуемые дают в основном один и тот же ответ. Однако следует иметь в виду, что разные гипнологи, предлагая своим испытуемым одно и то же сновидение, получают от них несколько различающиеся друг от друга ответы. Эти различия обусловлены тем, что между разными гипнологами и их испытуемыми создаются неодинаковые отношения. Когда испытуемый не доверяет психологу, то его ответы становятся формальными, подобно тем, которые даются

288


в сознательном состоянии, когда учитываются нормы и условности об щественной жизни. С этой точки зрения представляет интерес следу ющий эксперимент тех же исследователей.

Девушке, введенной в состояние гипноза, говорят: «Недавно вы узнали чт ваша подруга забеременела. Она пришла к вам и рассказала, как ей стращНо от мысли, что об этом могут узнать другие. Вы были удивлены и не знали что делать». Под воздействием этого рассказа испытуемая увидела сон' «Нахожусь на каком-то острове и вокруг меня поднимаются волны. За моей спиной — горы. Вдруг начинается проливной дождь. Чувствую, что перет окружающими меня могучими силами я слаба и незначительна. Я не знаю что делать». Спустя несколько дней это сновидение рассказали ей самой и опять в гипнотическом состоянии, но эксперимент проводили в двух вариантах. В одном случае сновидение рассказал незнакомый мужчина, а в другом — знакомый гипнолог. Незнакомцу она объяснила сновидение следующим образом: оно связано с беременностью. Нахождение на острове означает насильственную изоляцию из-за ее трудного положения, а дождь символизирует те слухи и клевету, которые распространяются о ней из-за ее положения.

Но вот гипнологу она ответила, что дождь символизирует момент оргазма.

Некоторые исследователи сравнивают гипноз с сексуальным обольщением. Гипнотизер-мужчина легче гипнотизирует женщин, чем мужчин, а из мужчин тех, кто отличается пассивным характером. Все вышеописанные эротические интерпретации были получены от несдержанных женщин и от одного мужчины с пассивным характером.

К. Г. Юнг бросил пользоваться гипнозом, когда одна из пациенток, после вывода из гипнотического состояния, застенчиво поблагодарила его за то, что он был таким добрым. «Этот факт открыл мне подлинную природу гипноза», — говорил он.

Гипноз — отношение трансференции. Согласно Дж. Фарберу и Ч. Фишеру, это повышает его значение как метода исследования. Они приводят пример того, как женщина в гипнотическом состоянии объясняет свое сновидение в одном случае самому гипнотизеру, в другом — постороннему человеку. Во втором случае она дает в социальном отношении более приемлемые, конвенциональные ответы. Для гипнотизера же она раскрывает подлинное сексуальное содержание и смысл сновидения.

Не все испытуемые оказались способными успешно толковать сновидения в гипнотическом состоянии. Такие способности были обнарУ жены только примерно у 20 % испытуемых. Причины таких индивидуальных различий пока еще не ясны. Исследователи отмечают лишь то, что плохо толкующие сновидения индивиды имеют негибкий характер-


289


заторможены, тогда как способные толкователи наделены противоположными чертами. Интересно, что некоторые вообще отказались ин-терпретировать как свои, так и чужие сновидения. Все эти индивидуальные различия тоже достойны дальнейших исследований.

Следует говорить о методике таких исследований, в частности — получения экспериментальных сновидений. Впервые такие сновидения под гипнозом получил Карл Шреттер в 1911 году. В 1912 году он сообщил о нескольких сновидениях, содержащих известные из психоаналитической теории символы. Эта работа считалась дополнительным подтверждением верности фрейдовской теории сновидных символов. В дальнейшем сходные исследования проводились и другими исследователями. В этих исследованиях сообщалось, что испытуемые в гипнозе видят спонтанно возникающие сновидения, но им можно и внушить сновидения. Однако для возникновения внушенного сновидения необходимо, чтобы субъект умел принять идею и переживать ее. Когда это происходит, по выражению лица и движениям можно видеть, что он испытывает подлинные, порой очень интенсивные, положительные и отрицательные эмоции.

Экспериментальная процедура следующая: «Я сейчас напомню переживание, которое было у вас некоторое время назад. Вы, наверное, забыли его, но как только я опишу его, вы все вспомните во всех подробностях». Затем дается инструкция: «Сейчас у вас возникнет сновидение. Как только начнется сновидение, поднимите руку и опустите, когда кончится». После 2-3 минут сновидений испытуемый должен рассказать его. Эта форма внушения, при которой конкретное содержание сновидения не диктуется, оставляет большой простор для работы воображения испытуемого.

Дж. Фарбер и Ч. Фишер использовали два вида стимулов:

• сексуального характера: переживания беременности, коитуса, мочеиспускания в постель (энурез), мастурбацию, гомосексуальность;

• несексуальные стимулы: переживания вражды, ложные обвинения, состязание, превосходство и другие.

Сновидения, полученные с помощью гипноза или постгипнотического внушения, были спонтанными. После восприятия стимула испытуемые вначале сообщали сновидения, которые были перефразировкой стимула; последние слегка преобразовались вследствие присоединения Цементов собственного личного опыта. Продолжая переживать сновидения, они рассказывали о все более странных и ярких образах, т. е. о подлинных сновидениях.

Чак 654

290


Оказалось также (во всяком случае так утверждают эти авторы), Чт не все испытуемые способны иметь сновидения под гипнозом. В этой играют роль такие факторы, как природа стимула, личность испытуемого, его отношение к гипнотизеру. Исследователь Роффенштейн с тру. дом находил испытуемых, так как во время опытов воздействовал травмирующими стимулами.

Например, он внушал женщине, чтобы она вошла в гомосексуальную связь с другой женщиной. Чтобы не ранить моральные чувства испытуемых и не вызвать сопротивления, Дж. Фарбер и Ч. Фишер разработали косвенный метод: чтобы вызвать сновидение о беременности, они говорили испытуемой о беременности подруги. Поскольку сновидение всегда персонализировано, в конце концов получался желаемый результат.

Чтобы предосудительные переживания становились для испытуемых приемлемыми, использовался также метод «возвращения» в детство. Например, одной женщине внушили: «Когда вы были маленькой девочкой, у вас случилось ночное недержание мочи. Когда утром вы проснулись, ваша мать обругала вас». Испытуемая видела сои, в котором она говорила родителям какую-то ложь и ее шлепнули. Первый раз рассказав сновидение, она опустила причину обмана — недержание мочи. Только после дополнительных вопросов она призналась в том, что во сне видела такой эпизод. Некоторые исследователи (Л. Кюби, те же Дж. Фарбер и Ч. Фишер) просили, чтобы испытуемые нарисовали свои зрительные образы. Один из испытуемых нарисовал самолет, который в его сновидении был сексуальным символом (символически изображал мужские половые органы). Чтобы выяснить природу символизации женской груди, испытуемому (мужчине) говорили: «Однажды вы шли по улице в одном из самых бедных районов города и видели молодую женщину. Она сидела у порога и грудью кормила ребенка. Ее грудь была открыта, и вы видели, как ребенок взял в рот сосок и стал сосать». Под влиянием этого раздражителя он увидел сон: «Я подошел к углу улицы, где был старый магазин. Я вошел туда, чтобы купить журнал "Знаменитые фантастические мистерии". Я заметил там фрукты: яблоки и апельсины, а также табак и конфеты. У них не было жуР" нала, поэтому я купил несколько фунтов табака и вышел. Я сел в автобус на улице "Приятная гора" и доехал до вершины высокого холма. На вершине было плоско, а на другой стороне был крутой спуск. Здесь был конец автобусной линии. Я вышел, встал на краю спуска и смотрел вниз». Под гипнозом испытуемый нарисовал холм, который и считается исследователями символом женской груди в данном сновидении.

Многие испытуемые в гипнотическом состоянии по просьбе гипнотизера производят сновидения. Эти спонтанные сновидения имеют такие явные содержания, которые отражают основные интересы личности. Например, один из испытуемых, который интересовался ар-

291


^итектурой, повторно увидел сновидные образы архитектурных групп й ландшафты.

Во время некоторых гипнотических сеансов Дж. Фарбср и Ч. Фишер просили присутствовать врача-женщину. Оказалось, что ее присутствие влияет на содержание сновидений испытуемых. В частности, любитель архитектуры начал видеть такие картины, как карабканье по лестнице, канализационную трубу, которая проходит по тоннелю, управление автомобилем, объезд вокруг левой стороны горы и вхождение в тоннель. Отметим, что согласно психоаналитическим представлениям, все эти действия и предметы в сновидениях являются сексуальными символами.

Эти авторы приходят к выводу, что сновидное поведение в гипнозе является активным, осмысленным, целенаправленным стремлением, его природа определяется динамическим бессознательным личности. Спонтанные сновидения испытуемых определяются их бессознательными желаниями и их взаимодействием с гипнотизером, а также с другими присутствующими. Даже те сновидения, которые возникают не спонтанно, а в ответ на раздражения, являются не просто реакциями на стимулы, а раскрывают потребности и желания испытуемых.

Явно несексуальные стимулы вызывают сновидения, которые выражают социальную ситуацию в терминах «языка тела».

Например, молодой девушке, как вы помните, предложили в качестве стимула ситуацию, в которой подруга ложно обвинила ее в мошенничестве во время экзамена, и она, очень злая, тем не менее не в состоянии оправдаться. Девушка увидела сон, в котором зубной врач старался удалить ее зуб несмотря на ее энергичные протесты и указание на то, что медсестра брала обезболивающее средство не из той бутылки. В этом сновидении унижающее ее достоинство обвинение нашло отражение в покушении на ее тело и в переживании денривации.

Как мы видим, в процессе такой символизации действуют сложные психосоматические механизмы. Было бы интересно выяснить, какие выражения получают в таких сновидениях процессы рационализации личности, различные варианты самооправдания.

Из приведенного примера видно, что удаление зуба в сновидении вовсе Не всегда означает кастрацию или деторождение (как думал 3. Фрейд): Чаще всего оно означает оскорбительные нападки.

В другом, тоже знакомом нам опыте, школьнику в гипнозе было сказано, что в их классе есть мальчик, который является его соперником "о географии, но с ним ему трудно соперничать, так как тот подчиняется учителю, а он — нет. После этого он видел сон, в котором весь Kjiacc во время урока географии вышел в поле. Все идут к скале, и маль-

292


чик (сновидец) начинает своим молотком стучать по ней. Летят оскол ки, которые ударяются в лицо мальчику-сопернику, раня его. При этом сновидец чувствует себя счастливым.

Это сновидение авторы комментируют так: удар молотка является не только выражением гомосексуального нападения, но и школьного соперничества. Таким образом, мы здесь видим символическое выражение психической самозащиты в сновидении.

Описанные опыты очень интересны не только потому, что показывают скрытый смысл многих символов сновидений, но и потому, что расширяют теорию символов, зачастую отрицая устоявшиеся представления, в том числе психоаналитические. Однако во многих случаях, как мы убедились, они дают экспериментальное доказательство фрейдовской теории сновидений.

Толкование сновидений, особенно встречающихся в них многочисленных символов, является одним из перспективных направлений психологии сновидений и вообще психологии личности и подсознательного, поскольку такая работа позволяет проникнуть в такие слои психики человека, которые иначе оставались бы недоступными для научного познания. Полагаем, что эта мысль станет еще более убедительной, когда мы ознакомимся с такими сновидными символами и их толкованием, которые относятся к одной из самых волнующих людей тем — проблеме смерти. Ниже речь пойдет о «символах смерти».


-25-tehnicheskie-izmereniya-kizhner-a-h-k-38-remont-truboprovodnoj-armaturi-elektrostancij-ucheb-posobie-dlya.html
-255a-operator-mehanizirovannih-i-avtomatizirovannih-skladov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot.html
-26-dlya-svyazi-pridatochnih-predlozhenij-podlezhashij-skazuemih-i-dopolnitelnih-s-glavnim-upotreblyayutsya-mestoimeniya-who.html
-26-kontroler-stanochnih-i-slesarnih-rabot-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih.html
-26-uchebnika-i-voprosi-k-nemu-vipolnit-zadaniya-1-2-3-5-26-v-rabochej-tetradi-povtorit-5-12-14-kavkazskaya-vojna-osvoenie-russkoj-ameriki-krimskaya-vojna.html
-26imya-sushestvitelnoe-v-tekste-1-povtorit-svedeniya-ob-osobennostyah-strukturi-uchebnika-i-osnovnih-tipah-uprazhnenij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-79-chas-vsego-chasov-113.html
  • essay.bystrickaya.ru/chinovniki-vorovali-voruyut-i-budut-vorovat-klassicheskij-gorod-15052007-mihail-druzhininskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/plz-68-issledovanie-lichnosti-s-ispolzovaniem-minnesotskogo-oprosnika-mmpi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shum-i-hudozhestvennaya-informaciya-lotman-yu-m-struktura-hudozhestvennogo-teksta.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-kontrolya-evolyucii-dlya-evolyucionnih-strategij-na-osnove-nejrosetevih-metamodelej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-ohotnichya-kinologiya-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdeleniya-instituta-lesnogo-i-lesoparkovogo-hozyajstva-pgsha-po-specialnosti-250201-lesnoe-hozyajstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastie-v-predkvalifikacii-kto-mozhet-prinyat-v-nej-uchastie-proekt-po-predvaritelnoj-kvalifikacii-vipolnyaemij.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-shriftov-detskoj-pechatnoj-produkcii-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-dlya-studentov-medicinskih-institutov-st-pavlov-o-k-shaposhnikov-v-i-samcov-i-i-ilin-kozhnie-i-venericheskie-bolezni-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-07-geografiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/gore-ot-uma.html
  • university.bystrickaya.ru/final-chasti-tretej-nasledstvo-dostavsheesya-slaviku-antonovu-prevrashaetsya-v-proklyatie-dver-vedushee-v-otdalennoe.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mosenergo-nedoschitaetsya-milliarda-o-perspektivah-diagnostiki-elektricheskih-setej-i-o-novih-ispolzuemih-mrsk.html
  • essay.bystrickaya.ru/diskontnaya-programma-na-2011-god-vnashej-kompanii-s-2011-go-goda-dejstvuet-novaya-diskontnaya-programma.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-harakteristika-osnovnih-faz-v-splavah-1-harakteristika-kristallicheskih-reshetok.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-kompleksno-kombinirovannih-zanyatij-ozdorovitelnoj-gimnastikoj-v-vuze-na-osnove-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya-prepodavatelya-i-studentov-13.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-obshaya-biologiya-9-klass.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-socialnoj-pomoshi-v-rossii-chast-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchet-zatrat-na-stroitelstvo-na-primere-stroitelno-montazhnogo-poezda-334-filiala-oao-kavtransstroj.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-po-auditu.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-kadrovogo-potenciala.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimootnoshenie-metodologicheskih-osnov-nauki-o-yazike-i-ee-specialnih-metodov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshestvo-i-terrorizm-zakoldovannij-krug-chast-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-1997.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-hanin-sostoyanie-i-perspektivi-rossijskoj-ekonomiki-v-nachale-xxi-veka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-gse-r-1-istoriya-zarubezhnoj-literaturi-dlya-specialnosti-031202-65-perevod-i-perevodovedenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-ustojchivie-kurs-lekcij-materialovedenie-avtor-docent-v-m-aleksandrov-arhangelsk-2010-plan-lekcij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-vidi-socialnih-grupp-uchebnik-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primer-programmi-probnogo-predmetnogo-kursa-dlya-9-klassa-osnovi-racionalnogo-pitaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcij-dornah-i-bazel-4-31-dekabrya-1916-goda-karma-nepravdivosti-10-lekcij-rozhdestvo-v-fatalnejshem-vremeni-chast-vtoraya-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alhimiya-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mchs-i-departament-po-likvidacii-chs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-gornij-universitet-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/12052010nash-gorod-tyumen-nashgorodruparad-pobedi-pobil-po-rejtingu-final-evrovideniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vesi-ohaus-rv3102-arc120-3-kl3100-05001g01vnkvd-18-instrukciya-uchastnikam-konkursa-4-informacionnaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.