.RU

§ 11. Оценка эффективности обучения - Приказ от 6 мая 2008 г. N 71 об одобрении учебно-методического пособия "методическое...


§ 11. Оценка эффективности обучения

Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Ее

смысл состоит в том, чтобы установить, какую пользу от обучения работников получает

организация, или выяснить, является ли одна форма обучения более эффективной, чем другая.

Информацию, полученную в результате оценки эффективности конкретных учебных

программ, необходимо анализировать и использовать в будущем. Оценка эффективности

обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества

обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали

возложенных на них надежд. В идеале оценку эффективности обучения следует производить

постоянно, в качественной либо количественной форме оценивая влияние обучения на показатели

работы организации.

Оценка эффективности обучения может проводиться с помощью тестов, опросных листов

(карточек обратной связи), заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п. Оценивать

эффективность обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов

обучения, преподаватели, эксперты или специально созданные целевые группы. Можно выделить

пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения:

- мнение обучающихся;

- усвоение учебного материала;

- поведенческие изменения;

- рабочие результаты;

- эффективность затрат.

Мнение обучающихся

Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они только что

прошли обучение, о ее полезности, интересности является принятой практикой. Это предполагает

выяснение их мнения по следующим вопросам:

- содержание учебной программы (насколько интересно, практическая ценность, доступность

для понимания);

- качество преподавания (квалификация преподавателя, стиль преподавания, используемые

методы обучения);

- общие условия и обстановка во время обучения (физические условия, отсутствие

отвлечений и т.д.);

- степень достижения целей обучения (соответствие ожиданиям слушателей, готовность

слушателей использовать результаты обучения в практике своей работы).

При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилась участникам,

значит она является достаточно хорошей. Обучающимся обычно предлагают по завершении

обучения заполнить специально разработанные анкеты, где могут содержаться, например,

следующие вопросы.

- Насколько полезной для вас была эта программа?

- Насколько интересным было обучение?

- Насколько актуальной была тематика обучения?

При выяснении мнений слушателей могут быть использованы как закрытые, так и открытые

вопросы.

Другой метод изучения мнения обучающихся - проведение интервью (тотального или

выборочного, стандартизованного или в свободной форме).

Еще одним ценным источником информации об отношении слушателей к учебному курсу

(программе) может быть неформальное общение со слушателями и наблюдение за ними как во

время занятий, так и в перерывах, и после окончания занятий. Замечания, комментарии, вопросы,

задаваемые во время перерывов или в конце дня, обычно отражают общее отношение

слушателей к преподавателю и к содержанию курса.

Усвоение учебного материала

Чтобы оценить степень усвоения слушателями учебного материала преподаватель или

организатор учебы должен ответить на два главных вопроса:

- Что должен уметь делать обучающийся, чтобы продемонстрировать, что он усвоил

предмет?

- Что должен знать обучающийся? На какие вопросы он должен быть способен дать ответы?

Именно полнота усвоения знаний и прочность приобретенных навыков являются теми

показателями, на основе которых оценивается успех обучения.

Оценить полноту усвоения учебного материала можно при помощи устных опросов,

контрольных работ, тестирования, устных или письменных зачетов и экзаменов. Как письменная,

так и устная форма проверки знаний предполагает, что обучающимся задают разнообразные

вопросы.

Наиболее эффективной формой оценки полноты усвоения учебного материала для системы

профессионального образования является подготовка u1089 слушателями проектных работ. При этом

разрабатываемые слушателями решения насущных проблем организации позволяют оценить не

только объем усвоения учебного материала, но и глубину его понимания, и способность

применить его на практике.

Серьезной проблемой, которая не позволяет в должной мере использовать результаты

оценки эффективности обучения, является практика, когда оценкой эффективности обучения

занимаются организаторы обучения. В идеале оценивать эффективность проведенного обучения,

его нужность и полезность должен все-таки работодатель, а не исполнитель.

§ 12. Требования к учебной документации

Содержание учебных программ зависит от целей обучения, от категории работников,

которые проходят обучение, от уровня подготовки и опыта преподавателей. При составлении

дополнительных образовательных программ необходимо учитывать ряд требований,

разработанных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

(Приказ N 1221 от 18.06.1997). Предлагаем извлечение из данного документа, который будет

полезен при разработке программ обучения не только образовательных учреждений, но и

различных методических центров (кабинетов).

ТРЕБОВАНИЯ

^ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1. Общие положения

1.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных

программ (далее - Требования) разработаны в целях осуществления единой государственной

политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на

удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности

и творческих способностей.

1.2. Разработанные Требования призваны способствовать повышению качества

дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности

специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.

1.3. Настоящие Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации

"Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Типового положения об

образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской

Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

1.4. Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным

профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения

образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают

слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о

повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.

1.5. Разработанные Требования способствуют унификации дополнительных

профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных

учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в

соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных

особенностей.

1.6. Требования используются образовательными учреждениями (подразделениями)

дополнительного профессионального образования и органами управления образованием на всей

территории Российской Федерации наряду с другими нормативными документами при

лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений)

дополнительного профессионального образования.

2. Базовые требования к содержанию дополнительных

профессиональных образовательных программ

2.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются,

принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно.

2.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных

образовательных программ являются:

- соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и

среднего профессионального образования;

- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

- совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и

срокам; соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; соответствие принятым

правилам оформления программ; соответствие содержания программ видам дополнительного

профессионального образования.

2.3. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к

профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели

конкретной образовательной программы.

2.4. Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по

отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в

дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной

части стандартов.

2.5. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем

отражения в программах новаций: в принципах обучения (модульность обучения "до результата",

вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей,

индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и

др.); в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение,

дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий); в методах

контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям,

использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по

результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение

профориентации в процессе обучения и т.д.); в средствах обучения (компьютерные программы,

интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

2.6. Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного

профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ

повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки. В зависимости от

целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической

подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

2.7. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ

определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план, учебно-

тематический план, учебная программа. Учебные планы и программы должны быть составлены с

учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

Примерный Учебный план отражает: цель обучения; категорию обучаемых (занимаемая

должность); продолжительность обучения (согласно нормативным документам); форму обучения

(с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы); режим занятий

(количество часов в день); перечень разделов и дисциплин; количество часов по разделам и

дисциплинам; виды учебных занятий; формы аттестации и контроля знаний.

Примерный Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: описание

тем, разделов; виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.); количество

часов, отводимых на различные виды занятий; формы и виды контроля.

Примерная Учебная программа предусматривает: введение; перечень тем; реферативное

описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);

наименование видов занятий по каждой теме; методические рекомендации по реализации учебной

программы; список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-

методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций,

видеолекций, лазерных дисков и др.).

2.8. Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по

организации различных видов дополнительного профессионального образования.

Организация повышения квалификации

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников.

Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере

необходимости, но не реже одного раза в пять u1083 лет.

Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение,

тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения

актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение,

обучение по индивидуальным программам. Повышение квалификации заканчивается сдачей

соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели,

выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ

(удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).

Организация профессиональной переподготовки

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным

программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной

деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен

быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается

обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен,

междисциплинарный экзамен и т.п.). Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по

решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.

Организация стажировки

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность,

содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или

учреждения, где она проводится. Стажировка носит индивидуальный характер и может

предусматривать: самостоятельную теоретическую подготовку; приобретение профессиональных

и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации; работу с технической,

нормативной и другой документацией; выполнение ____функциональных обязанностей должностных

лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях,

деловых встречах и др. По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о

краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

В данном документе (в приложении) дается структура учебного плана, учебно-тематического

плана, учебной программы, программы стажировки.

Приведем несколько примеров учебных планов повышения квалификации работников

учреждений культуры клубного типа.

Утверждаю

______________ Директор

Учебно-тематический план

повышения квалификации художественных руководителей

учреждений культуры клубного типа

Цели:

Обеспечить слушателей знаниями и практическими умениями в области

социально-культурной деятельности, празднично-обрядовой культуры,

драматургии и режиссуры театрализованных представлений, музыкальном и

художественном оформлении досуговых программ.

Категория - художественные руководители учреждений культуры клубного

типа.

Срок обучения -

Режим занятий - 8 - 10 час. в день.

┌──────────────────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬───────────────┐

│ │Всего │Груп.│Инд. │ Примечание │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│1. Драматургия и режиссура │14 │14 │ │ │

│театрализованных представлений │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Понятие "клубная драматургия" │2 │2 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Режиссура мероприятий, посвященных │6 │6 │ │ │

│60-летию Победы в ВОВ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Режиссура театрализованного концерта│4 │4 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Агитбригада - как коллективный │4 │4 │ │ │

│ведущий театрализованных представлений│ │ │ │ │

├────────────────────────────────u9472 -─────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│2. Музыкальное оформление │4,5 │4 │0,5 │Фонограмма к │

│театрализованных представлений │ │ │ │сценарию, │

│ │ │ │ │посвященному │

│ │ │ │ │60-летию Победы│

│ │ │ │ │в ВОВ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│3. Социально-культурная деятельность │12 │12 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Государственная национально- │4 │4 │ │ │

│культурная политика │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Формы работы учреждений культуры │8 │8 │ │ │

│клубного типа по организации │ │ │ │ │

│самодеятельного художественного │ │ │ │ │

│творчества │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│4. Управление в сфере культуры │4 │4 │ │ │

│- нормативные документы организации │4 │4 │ │ │

│деятельности клубных формирований │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│5. Оформительский практикум │3 │2 │1 │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Сценическое пространство, создание │2 │2 │1 │Эскиз оформле- │

│образа программы │ │ │ │ния сцены │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│6. Информационные технологии │4,5 │4 │ │Работа с │

│- Возможности Интернета │2 │2 │0,5 │электронной │

│- Электронная почта │2 │2 │ │почтой │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│7. Народное художественное творчество │11 │10 │1 │Программа раз- │

│- Положение о клубных формированиях │4 │4 │ │вития клубных │

│- проектные технологии │6 │6 │1 │формирований │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│8. Экономика в сфере культуры │5 │4 │1 │Смета │

│- Особенности сметы самоокупаемого │4 │4 │1 │самоокупаемого │

│кружка │ │ │ │кружка │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────────u9472 -──────┤

│9. Аттестационная работа │10 │10 │ │Самостоятельная│

│ │ │ │ │письменная │

│ │ │ │ │работа "Опыт │

│ │ │ │ │работы конкрет-│

│ │ │ │ │ного учреждения│

│ │ │ │ │культуры по │

│ │ │ │ │организации │

│ │ │ │ │самодеятельного│

│ │ │ │ │художественного│

│ │ │ │ │творчества" │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│10. Защита аттестационной работы │4 │4 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│Всего │72 │68 │4 │ │

└──────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────────────┘

Учебно-тематический план

(повышение квалификации)

Семинар-практикум "Методика игрового общения"

Цели:

- обеспечить слушателей теоретическими знаниями и практическими

навыками по методике игрового общения;

- выработать умения практически реализовывать полученные знания в

условиях различных учреждений;

- познакомить с технологиями проведения конкретных игровых программ;

- дать теоретические знания и практические навыки по имиджу

ведущего-аниматора.

Категория - специалисты учреждений культуры клубного типа.

Срок обучения -

Режим занятий - 8 - 10 час.

Всего Груп. Инд. Практич. Примечание

1. Методика игрового общения 58 18 2 38

- Сущность игры. Ее значение 2 2

- Классификация игр 14 2 12 2 час. -

самост. работа

- Композиционное построение

игровых программ

3 2 1 Составление

тематической

игровой

программы

- Роль ведущего-аниматора в

организации игрового действия

4 4

- Мастерство ведущего 18 4 14 10 час. -

самост. работа

Методика подготовки и проведения

игрового общения

17 4 1 12 Разработка

плана подго-

товки 8 час. -

самост. работа

2. Экономика в сфере культуры 4 2 2

- Платные услуги в учреждении

культуры

4 2 2 Составление

прейскуранта

платных услуг

3. Имиджелогия 5 2 1 2

- Имидж - как информация о себе 2 2

- Костюм - важная составляющая

имиджа ведущего

3 1 2 Эскиз костюма

ведущего теат-

рализованной

игровой

программы

4. Информационное обеспечение

профессиональной деятельности

3 1 2

- Запуск и работа в стандартных

программах системы Windows

3 1 2 Практическая

работа

5. Защита практических работ 2 2

Итого 72 22 6 44

Приложение к учебно-тематическому плану.

Проведение ролевых игр:

- Методика игрового общения.

Практические занятия:

- Деление на подгруппы (до 8 человек).

Учебно-тематический план

повышения квалификации специалистов сельских

учреждений культуры клубного типа

Цели:

Обеспечить слушателей знаниями и практическими умениями в области

социально-культурной, игровой деятельности, празднично-обрядовой культуры и

в создании имиджа конкретного учреждения культуры.

Категория - специалисты сельских учреждений культуры клубного типа.

Срок обучения -

Режим занятий - 1 раз в месяц.

┌──────────────────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬───────────────┐

│ │Всего │Груп.│Инд. │ Примечание │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│1. Имиджелогия │32 │32 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Место учреждений культуры в │4 │4 │ │ │

│социально-культурной среде села │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Имидж и его составляющие. Значение │4 │4 │ │ │

│имиджа │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Внешний облик учреждения культуры и │4 │4 │ │ │

│прилегающей к нему территории │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Интерьер учреждения культуры │4 │4 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Имидж ведущего: │16 │16 │ │ │

│- ведущий - стержень программы; │ │ │ │ │

│- современная косметика и грим │ │ │ │ │

│ведущего; │ │ │ │ │

│- сценический костюм ведущего; │ │ │ │ │

│- комплекс дыхательных упражнений; │ │ │ │ │

│- этика и манера поведения ведущего │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│2. Социально-культурная деятельность │21 │20 │1 │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│Общая методика подготовки и проведения│4 │4 │ │ │

│досуговых программ. Сценарий - основа │ │ │ │ │

│клубного мероприятия │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Формы работы учреждений культуры: │ │ │ │ │

│- праздники │9 │4 │1 │ │

│- фестивали, смотры, конкурсы │ │4 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Роль игр в создании положительного │8 │8 │ │ │

│микроклимата клубного мероприятия │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│3. Оформительский практикум │21 │20 │1 │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Сценическое пространство, создание │13 │12 │1 │ │

│образа программы │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│- Композиционное построение оформления│8 │8 │ │ │

│(стилистика, цветовое и музыкальное │ │ │ │ │

│решение) │ │ │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│4. Практика │10 │10 │ │ │

├──────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────────────┤

│Итого │84 │82 │2 │ │

└──────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────────────┘

Приложение

к учебно-тематическому плану

Консультации по предметам:

Социально-культурная деятельность ____________________________

Индивидуальные занятия по предметам:

СКД - 1 час

___________________________________________________________________________

Оформительский практикум - 1 час

___________________________________________________________________________

Проведение деловых игр:

___________________________________________________________________________

1 час - каждому преподавателю (не более 3-х человек)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководство практикой:

10 час. на группу

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Консультации к выпускным работам:

1 час на человека. Проверка работ выпускников - 2 час. на человека

___________________________________________________________________________

Защита выпускных работ:

0,5 часа на человека

___________________________________________________________________________

Деление на подгруппы на практических занятиях:

от 8 человек в п/г

___________________________________________________________________________

Для подавляющего большинства учреждений культуры клубного типа муниципальных

районов и их методических служб развитие системы повышения квалификации в числе

приоритетных u1085 направлений деятельности. Своей продуманностью, своевременностью,

современностью, качеством, а главное, влиянием на процесс реформ и перемен в клубах

отличается система обучения специалистов Дома культуры "Зодчие" Западного

административного округа г. Москвы, где действует "Отраслевой Корпоративный университет". В

Приложении предложена программа обучения работников учреждений культуры клубного типа на

2007 - 2008 учебный год.

Раздел III. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 13. Термины и понятия

Перед тем как начать разговор на заданную тему необходимо дать трактовку терминам и

понятиям, используемым в методике социологических исследований.

Социология - наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и

функционировании, включая все его структуры, общности, подсистемы, а также развитие всех

возможных форм социума (трудовой коллектив, семья, школа, пенсионеры, студенты и т.д.).

Социология рассматривается на трех уровнях:

1. Исторический материализм;

2. Специальные социологические теории, отражающие тот или иной аспект социальной

жизни общества (социология труда, быта, культуры, досуга, семьи). Эта часть направлена на

рассмотрение проблем, которые решаются обществом;

3. Непосредственно социологические исследования - система теоретических и эмпирических

процедур, позволяющих получить знания об изучаемом объекте для разрешения социальных

проблем.

Методология - учение о формах, методах исследования или познания.

Методология социальных исследований - совокупность приемов исследования, включая

методику, технику и процедуру, поиск социальной информации.

Методика социальных исследований - система операций, процедур, приемов установления

социальных факторов, их систематизации и средств их анализа.

Прием - часть метода, его отдельный элемент.

Классификация функций социологических исследований:

- познавательная;

- аналитическая (анализируются исследования, данные);

- диагностическая (выявляется на основе анализа содержание, структура элементов

предложенной u1084 модели и определяются факторы, на них влияющие);

- прогнозирование (научное предсказание о ходе процесса);

- идеологическая;

- объяснительная (раскрывает специфику изучаемого объекта);

- критическая;

- управление (практическое применение результатов).

Классификация видов социологических исследований:

1-я группа. По научной глубине и степени сложности:

1. Разведывательные (наиболее простой вид);

2. Описательные (чуть сложнее);

3. Аналитические (научное социологическое исследование, отличающееся глубиной и

масштабностью используемых процедур).

2-я группа. По месту проведения:

1. Лабораторные (проводятся в специально созданных условиях);

2. Полевые (проводятся в естественных условиях).

3-я группа. В зависимости от сроков проведения:

1. По плану исследований - плановое;

2. Возникающие случайно - оперативное.

4-я группа. По объекту, находящемуся в динамике или статистике:

1. Точечные (разовые);

2. Повторные.

5-я группа. В зависимости от основного метода сбора первичной информации:

1. Опрос (анкетирование, интервью);

2. Наблюдение;

3. Эксперимент;

4. Контент-анализ (анализ документов);

5. Социометрия.

Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления,

закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере.

Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей,

динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения

или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры.

Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать

выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности.

Исследования в этой области позволяют полнее учитывать характерные особенности, социально

типичные признаки посетителей учреждений культуры, проанализировать их возможные реакции

на различные виды досуговых занятий и услуг.


-36-pragmatika-i-ritorika-diskursa-v-periodicheskoj-pechati-sfera-subekta-i-virazhenie-ocenki.html
-37-globalizaciya-i-ee-posledstviya-uchebnik-dlya-11-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
-37-rekreacionnoe-rajonirovanie-rossii-v-s-preobrazhenskij-protivopostavlyaet-dve-issledovatelskie-pozicii.html
-38-sborshik-inekcionnih-igl-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-16-razdel.html
-39-kontrolnie-ispitaniya-vodovodov-i-setej-spravochnik-izdanie-3-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
-4-afinskoe-gosudarstvo-v-v-v-do-n-e-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-otvetstvennost-za-zaderzhku-viplati-zarabotnoj-plati-otvetstvennost-po-rossijskomu-trudovomu-pravu.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/valyutnaya-sistema-ee-sushnost-i-raznovidnosti-forfejtnaya-operaciya-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-principi-lezhashie-v-osnove-proektivnogo-issledovaniya-lichnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-istorii-lidskogo-rajona.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-konkurs-fotografij-elektronnih-prezentacij-i-video-syuzhetov-igri-moego-naroda.html
  • writing.bystrickaya.ru/chelovek-i-muzika-netradicionnij-podhod-k-probleme-chast-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bivayut-li-v-prirode-gomologichnie-sudya-po-shodstvu-posledovatelnostej-belki-imeyushie-sushestvenno-raznie-strukturi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnie-situacii-razvitiya-lichnosti-i-ee-status-a-i-sherbakov-hrestomatiya-po-psihologii-ucheb-posobie-dlya-studentov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-vspomogatelnih-materialah-i-korrektirovke-svojstv-pechatnih-krasok.html
  • education.bystrickaya.ru/1-principi-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-v-respublike-belarus.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezyume-proishodyashie-v-kliente-izmeneniya-v-processe-art-terapii-mozhno-bilo-lekciya1-tema-opredelenie-art-terapii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatiya-na-osnove-pokazatelej-dohodnosti-chast-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/251sezd-upakovshikov-rossii-isklyuchitelnosti-specializacii-i-uslugah-konkretnih-kurortno-turistskih-obrazovanij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-vopros-kakovi-plani-pravitelstva-oblasti-po-individualnomu-zhilishnomu-stroitelstvu.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminologicheskaya-harakteristika-lic-sovershivshih-nalogovie-prestupleniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/starinskaya-g-neftyanikov-zastavyat-utroit-obemi-realizacii-nefteproduktov-cherez-birzhu1.html
  • bukva.bystrickaya.ru/myasnoe-zhivotnovodstvo-urfo-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-regulirovanie-povedeniya-cheloveka-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-raboti-semioticheskij-analiz-zapadnohristianskogo-religioznogo-rituala-24-00-01-teoriya.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-obshestvoznanie-dlya-vipusknih-ekzamenov-v-11-klasse-chast-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/pdd-nachali-perenosit-na-zakonnuyu-osnovu-pervij-kanal-novosti-08-02-2006-kriskevich-vyacheslav-12-00-13.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskom-razvitii-orichevskogo-rajona.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-po-russkomu-yaziku-imeet-tvyordij-kurs-na-razvitie-rechi-uchashihsya-na-povishenie-ih-rechevoj-kulturi-vot-pochemu-osoznannie-znaniya-o-predlozhenii-i-ego-sostavnih-chastyah.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-obedinennih-nacij-stranica-12.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurse-centra-nacionalnoj-slavi-morskaya-slava-rossii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-kompleksnij-ekonomicheskij-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-uchet-beznalichnih-raschetov-na-predpriyatii-ooo-skazka-1-sushnost-i-znachenie-beznalichnogo-rascheta-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/usilitel-moshnosti-millimetrovogo-diapazona-dlin-voln.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-provedeniyu-sertifikacii-rabot-po-ohrane-truda-dlya-organizacij-zayavitelej-g-sankt-peterburg-2007-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-voenno-pereselencheskaya-deyatelnost-zarema-kipkeeva-severnij-kavkaz-v-rossijskoj-imperii-narodi-migracii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sejchas-mi-ochen-gluboko-issleduem-samie-slozhnie-ezotericheskie-idei-otlichiya-nyuansi-tut-ochen-tonkie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezidium-visshego-arbitrazhnogo-suda-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2006-g-981206.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-nachalnika-upravleniya-obrazovaniem-go-bogdanovich-po-itogam-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-gorbovskij-inie-miri-hudozhnik-o-kovaleva-na-oblozhke-a-muntyan-logos-11-i-zolotie-niti-dao-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.