.RU

§ 12 Прибавочный продукт как основа социально-классовой дифференциации - Апология «капитала». Политическая экон омия творчества.


^ § 12 Прибавочный продукт как основа социально-классовой дифференциации
Сам термин «разделение труда» впервые в теоретический оборот вводит Адам Смит. Именно этим понятием он и начинает свою книгу. Он же связывает с ним и общественный прогресс: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».53 Правда у него оно «представляет собою последствие склонности к торговле, к обмену одного предмета на другой».54 Другими словами, следствие здесь оказывается на том месте, которое надлежит занимать причине. Не в последнюю очередь поэтому заслуга в исследовании того, что стоит за рассматриваемым явлением, принадлежит Марксу, который связывает с разделением труда не только совершенствование производства, но и самые глубокие преобразования всего общественного организма.

Теория марксизма различает три крупных этапа всеобщего разделения. Первое — это выделение пастушеских племен; существо второго состоит в отделении ремесла от земледелия, которое положило начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними; третье — это обособление торговли от производства и выделение купечества.

Но заметим главное. Уже в самом начале этого процесса порождается классовое деление общества: «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».55

В эпоху рабства же возникает и противоположность между умственным и физическим трудом.

Уже античная мысль ставит оба следствия в жесткую нерасторжимую связь друг с другом. Так, Аристотель в своей «Политике» пишет: «Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно — начало властвующее, другое — начало подчиненное. Разумеется, когда дело идет о природе предмета, последний должен рассматриваться в его природном, а не в извращенном состоянии. Поэтому надлежит обратиться к рассмотрению такого человека, физическое и психическое начала которого находятся в наилучшем состоянии; на этом примере станет ясным наше утверждение. У людей же испорченных или расположенных к испорченности в силу их нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело властвует над душой».56

Наглядным свидетельством тому (на взгляд, кроме всего прочего, еще и фактического родоначальника всех расистских теорий) является наличие неразвитых подобий разумного существа — обиженных самой природой «недочеловеков», которым отказано в возможности самодостаточного существования. Единственным их спасением является только одно — симбиотическое соединение с теми, чьим назначением оказывается управление; предоставленные сами себе эти жалкие особи обречены на полное вырождение. Правда, и тот, кому надлежит взять на себя заботу о спасении первого, не в состоянии существовать без них. «Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга,— женщину и мужчину в целях продолжения потомства»;57 точно так же необходимость сводит вместе «властвующих и подчиненных», способных к организации и планированию с теми, кому доступно лишь выполнение чужих предначертаний. Эллин и раб — это совершенно разные существа, но при всем этом они не могут существовать друг без друга, ибо «в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же».58 «Неизбежно приходится согласиться, что одни люди повсюду рабы, другие нигде такими не бывают».59 Словом, с самого часа своего рождения одни предназначаются для подчинения, другие — для господства.60

Вычленяя из всего сказанного Аристотелем рациональное зерно и переводя все это в контекст глобального процесса разделения труда мы обнаруживаем, что уже в самом начале этого транс-исторического потока происходит разделение чисто исполнительской и организационной управленческой деятельности, каждая из них получает относительную самостоятельность.

Разумеется, эти выводы афинского мыслителя не вправе приниматься гуманитарной мыслью в качестве руководящего принципа. Но вместе с тем, что бы ни говорилось их противниками, нужно признать: способность к управлению (во всяком случае в достаточной для эффективного руководства кем-то, кроме самого себя) может быть развита далеко не в каждом человеке. Впрочем, не в каждом может быть развита и переходящая границы любительства способность к музыке, шахматам, философии и т.п.

Начала же каждой способности, в конечном счете, кроются в избыточной части необходимого продукта, качественном преобразовании целевой структуры человеческой деятельности и отчуждении ее предмета.
Выводы
Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Прибавочный продукт обнаруживает себя в двух основных исторических формах:

Первая из них возникает на самых ранних этапах формирования общественного производства и проявляется как избыточный объем строго необходимого продукта, обеспечивающеего удовлетворение базовых потребностей живого тела; при этом избыточная и необходимая части по своим потребительским качествам ничем не отличаются друг от друга. Вторая, исторически более развитая и совершенная, воплощает в себе качественно новые характеристики интегральной общественной практики, которые дают начало диверсификации производства и формированию новых общественных потребностей.

2. В своей исходной форме количественного избытка прибавочный продукт не может производиться там, где потребность в необходимом удовлетворена в полной мере. Его появление возможно только при том условии, что рядом с ним, в соседской общине, складывается хронический дефицит необходимых для обеспечения жизнедеятельности средств.

Центры производства прибавочного продукта образуют собой «точки кристаллизации» всей будущей цивилизации. Только сочетание возможности одних групп производить сверх необходимого уровня с существующей рядом неспособностью других обеспечить собственное выживание образует обязательное условие окончательного выделения человека из царства животных.

При этом суммарное производство хозяйствующих общин, одна из которых в состоянии обеспечить более высокую производительность, другая стоит на грани вымирания, не превосходит объемы, в сумме необходимые для поддержания жизнеспособности обеих.

3. Появление прибавочного продукта порождает прямую экономическую зависимость одних производителей от других. Экономическая зависимость, в свою очередь, порождает экономическое принуждение. Экономическая зависимость в сочетании с экономическим принуждением дают начало процессам первичного социального синтеза, в результате которого разобщенные автаркичностью своего хозяйства группы сливаются в общество.

4. Внеэкономическое принуждение и весь политический его инструментарий возникают только на основе экономического; и со временем уже не прибавочный продукт становится средством принуждения к чему бы то ни было, но именно этот инструментарий — орудием принуждения к производству прибавочного продукта.

5. Формирование сложных технологических цепей, в которых задействовано множество различных по своему назначению орудий, влечет за собой качественное преобразование целевой структуры деятельности, в результате чего целью зарождающегося производства становится не человек, но внешние по отношению к нему и чуждые его природе начала.

6. Развитие инерции первичного социального синтеза и его ускорение возможно только там, где известная часть прибавочного продукта:

— подвергается полному отчуждению от своего непосредственного производителя,

— выводится из процессов удовлетворения базовых потребностей,

— наконец, меняет свою исходную форму.

При этом прибавочный труд канализируется поначалу в производство, вещей, излишних для удовлетворения базовых потребностей организма, но вместе с тем формирующих инфраструктуру зарождающейся цивилизации и одновременно способствующих расширению масштабов производства. В дальнейшем он обнаруживает себя в качественно новых свойствах потребительных стоимостей. Тем самым полагается начало диверсификации социальных потребностей и разделению труда.

7. Умножающееся разнообразие технологических связей и форм экономической зависимости порождает общественные отношения, всеобщую зависимость всех от всех, делает в буквальном смысле слова принудительным совместное существование ранее разобщенных автаркичных семейств и в конечном счете создает все великие цивилизации.




-4-vojna-rossii-i-ukraini-s-rechyu-pospolitoj-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-4-vosstaniya-v-moskve-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-4-yuridicheskaya-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-o-reklame.html
-4-zaklyuchenie-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997.html
-4-zolotoj-rubl-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
-40-kotelshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-32-tehnologicheskaya-shema-uzla-predohranitelnih-ustrojstv-konspekt-lekcij.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-svoe-rukopolozhenie-slova-i-besedi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vas-predlozhil-ogradit-sudej-ot-pravoohranitelnih-organov-kommersant-gazeta-moskva-irina-granik-anastasiya-gorshkova07-12-2011-7-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-dvizheniya-tovarov-v-roznichnoj-torgovle.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-literature-na-temu-a-a-blok-osnovnie-temi-tvorchestva.html
  • reading.bystrickaya.ru/konferencii-seminari-sleti-konkursi-issledovaniya-itogi-raboti-instituta-v-1999-2000-g-2-korotko-o-glavnom-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-22.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-tehnicheskie-izmereniya-i-pribori.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dorogie-lyubimie-arima-i-vsya-zemnaya-rat-spasatelej-vkr-1-poslanie-pozdravlenie-ot-visshih-sil-lyubvi-dobra.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-osobennosti-i-osnovnie-napravleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/marketing-otdelnih-lic-v-b-bobrova-obshaya-redakciya-i-vstupitelnaya-statya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svetlyachok-na-ladoni-mira-kak-deti-vosprinimayut-i-osvaivayut-okruzhayushij-mir-kak-razvit-tvorcheskoe-nachalo-v-kazhdom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulturologiya-antropologicheskie-teorii-kultur-www-lekcii-at-ua-stranica-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rezultatah-obrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-nauchnoj-deyatelnosti-kollektiva-fgou-vpo-kgtu-na-period-2007-2008gg.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-novoj-forme-publichnij-doklad.html
  • college.bystrickaya.ru/-2-o-problemah-ispolzovaniya-tradicionnih-terminov-v-mugamovedenii-ogli-morfologiya-dastgyaha.html
  • grade.bystrickaya.ru/novoe-tvorenie-razrabotchikov-iz-firmi-h-g-fortune.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost-040102.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-effektivnosti-raboti-shkoli-n-a-aminov-pedagog-nauka-tehnologiya-praktika-barnaul-1997-2-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-2003-12-str160-kbajt-kostanyan-a-belyavskaya-a.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otladka-programm-polzovatelya-v-tubro-pascal.html
  • school.bystrickaya.ru/amortizacionnaya-politika-predpriyatiya-i-ee-razvitie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-brodyazhih-vospominanij-dalnevostochnogo-geologa-poiskovika-stranica-59.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelno-normativnaya-baza-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-tolyatti-2006-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-1-shema-provedeniya-akkreditivnoj-formi-mezhdunarodnih-raschetov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-vneshnetorgovih-sdelok.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-zanyatij-formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-nemeckij-kod.html
  • lesson.bystrickaya.ru/oslozhneniya-v-rannie-sroki-beremennosti-kak-prichina-specificheskih-bolej-i-krovotecheniya.html
  • education.bystrickaya.ru/33-gosudarstvennij-zemelnij-kontrol-i-n-pudova-zamestitel-rukovoditelya-m-g-martinova-v-t-egorova.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oao-dgk-novosti-oao-dek-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nugerbekova-k-i-14-orta-mektep-gimnaziyasini-matematika-pn-malm-taldioran-alasi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-na-temu-horoshie-i-vrednie-privichki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-vibori-profsoyuznih-organov-profsoyuzov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.