.RU

— 13 - | 0 ^— о ^^



^— 13

На наш взгляд, помимо основных блоков, обзорно описывающих будущую профессиональную деятельность, в дисциплину «Введение в специальность» следует включить обучение студентов процессам непрерывного совершенствования, основанного:

• на умении критически оценивать свои личностные и профессиональные позиции;

• на процессном подходе к любой деятельности на основе цикла Шухарта-Деминга (PDCA);

• на использовании индивидуальной системы сбалансированных показателей, включающей миссию, видение, разработку личных целей, роли, критические факторы успеха, показатели деятельности, задачи и меры по улучшению, сгруппированные в разрезе четырех аспектов: финансов, потребителей, внутренних процессов, знаний и обучения. Далее следует определить и рассчитать трудоемкость дисциплин в академических часах и зачетных единицах. Расчет производится в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, а также важностью для профессиональной деятельности развития компетенций, формируемых в результате обучения дисциплины на основе карт формирования и развития компетенций. ФГОС ВПО требует определения трудоемкости дисциплин в зачетных единицах. Для учебного плана потребуется определение трудоемкости дисциплин в академических часах.

Формирование перечня компетенций (универсальных и/или профессиональных) и уровней их развития при изучении каждой дисциплины

Следующей задачей планирования является определение того, как будет осуществляться реализация формирования и развития компетенций при изучении конкретных дисциплин. Как уже упоминалось ранее, развитие универсальных и профессиональных компетенций будет проходить при изучении не одной, а нескольких дисциплин. По своей сути, на данном этапе уже идет базовое формирование Учебно-методических комплексов (модулей) дисциплин. На наш взгляд, к традиционному содержанию УМК следует добавить новую форму, содержащую компетент-ностную составляющую.

В содержании УМК (модуля) дисциплины должны быть следующие составляющие:

• перечень компетенций (универсальных и профессиональных), формируемых в процессе изучения дисциплины;

• форма комплекса развития компетенций, включающей в себя:

о содержание тем дисциплины в их развитии; о технологии и методы обучения, применяемые при изучении тем;

^ I ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

4

14

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Таблица 4. Форма комплекса развития компетенций

о компетенции и уровни их развития при изучении тем дисциплин;

о виды и формы промежуточного и итогового контроля изучения дисциплины (в аспекте развития компетенций).

Перечень компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины, следует включить отдельным подразделом в состав Учебно-методического комплекса (модуля). Данный перечень составляется на основе соответствующей формы карты формирования и развития компетенций (табл. 2).

Форму комплекса развития компетенций можно включить в приложение к УМК (модулю) дисциплины, чтобы не нарушать существующую структуру его содержания. Темы содержания дисциплины, виды и формы контроля будут описаны так, как это принято сейчас. Форма комплекса развития компетенций дает полное и подробное представление о том, в какой последовательности изучать дисциплину, какие методы и технологии следует применять на каждом этапе для формирования и развития компетенций, а также какие виды и формы контроля использовать для фиксации достигнутых уровней. Форма комплекса развития компетенций представлена в таблице 4.

Форма заполняется на основе данных формирования и развития компетенций, кроме последней графы. В графе «Темы дисциплины» темы формируются на основе детального описания уровней шкал измерения компетенций, соответствующих последовательности развития компетенции. В графе «Технологии и методы обучения» определяются методы и технологии обучения, которые следует использовать при изучении тем дисциплины. В ячейки графы «Уровни развития компетенций» заносятся формулировки уровней развития всех определенных в Перечне компетенций (универсальных и профессиональных) из карты формирования и развития компетенций (табл. 1). О заполнении последней графы формы будет сказано ниже.

^ Разработка видов и форм промежуточного и итогового контроля развития компетенций

На данном этапе проводится разработка видов и форм промежуточного и итогового контроля. Прежде чем приступать к конкретному планированию ви-

дов и форм контроля на всех этапах изучения дисциплины, каждый вуз должен разработать свою систему контроля, которая должна включать [6]:

• установление вузом нормативных объемов (число кредитов в семестр) освоения дисциплин направления;

• разработку вузом единого подхода к выбору шкалы балльно-рейтинговой оценки освоения дисциплины;

• разработку вузом критериев успеваемости и статуса студентов (имеется в виду средний балл -средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе: отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения). Вуз устанавливает проходной балл при переводе с курса на курс;

• разработку факультетами и кафедрами конкретных схем и положений о балльно-рейтинговой системе по каждой дисциплине (с разбивкой по трудоемкости, измеренной в зачетных единицах для каждого этапа рубежного контроля знаний);

• разработку факультетами и кафедрами форм контроля знаний студентов:

текущая аттестация: о контрольные работы; о тестирование (письменное или компьютерное) по

разделам; о отчет по курсовой работе; о «защита» практикумов;

промежуточная аттестация: о итоговое тестирование по дисциплине; о экзамен (письменный или устный);

итоговая аттестация: о защита выпускных работ; о междисциплинарный экзамен; о проведение учебных практик.

Сочетание кредитной и балльно-рейтинговой системы оценок деятельности студента имеет следующие преимущества:

• предусматривает вариативность результатов образования;

• способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей студентов;

• стимулирует планомерную работу студента;

^ КАЧЕСТОО ИННОВАЦИИ 0БРА300АНИЕ

№0, 2000

i

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ !

• устраняет субъективизм преподавателя.

Для каждого уровня развития компетенций определяются виды и формы контроля, которые могут измерять как достижения в области развития отдельных компетенций, так и их совокупности.

Возможные виды и формы контроля:

• тесты;

• кейсы;

• задачи и упражнения;

• эссе;

• проекты;

• презентация и др.

Для определения результатов контроля могут использоваться следующие варианты оценки компетентности обучающихся:

• формативное оценивание;

• суммативное оценивание;

• аутентичное оценивание (напр., портфолио);

• накопительная оценка;

• оценивание по среднему показателю и др. Далее определяются конкретные формы контроля по отдельным темам каждой дисциплины, направленные на измерение достижения уровней компетенций, которые заносятся в форму комплекса развития компетенций. Одновременно разрабатываются виды и формы оценки итоговой аттестации, которые включаются в методический комплекс по формированию и развитию компетенций.

^ Определение элементов воспитательной работы при изучении дисциплин

Как уже отмечалось ранее, важнцю роль в процессе формирования компетентностного специалиста играет воспитательный процесс. Личностно-ценност-ные качества студента лежат в основе формирования как универсальных, так и профессиональных компетенций. Поэтому в инновационном образовательном процессе стоит задача не только подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, но и воспитать высоконравственную личность с устойчивой гражданской позицией на благо общества и государства. Правда, необходимо еще раз отметить, что на рынке труда и экономической системой государства должны быть востребованы именно такие специалисты.

Воспитательной работе в вузе уже давно уделяется большое внимание. Однако в вузовской среде бытует мнение, что воспитанием должны заниматься кураторы, преподаватели блока гуманитарных дисциплин и соответствующие структуры вуза [7]. Все это, несомненно, влияет на развитие социокультурных, коммуникативных и других универсальных компетенций. Но существует и большая необходи-

№0, 2000

^ 15

мость связать личностно-ценностные качества с формирование профессиональных компетенций. И здесь возрастает роль воспитательной работы при изучении профессиональных дисциплин, где должна проявляться еще одна сторона преподавателя - не только как сеятеля знаний, но и мудрого наставника, воспитателя, советчика. Не только гуманитарные, но и профессиональные дисциплины имеют мировоззренческую направленность, охватывают различные аспекты человеческого бытия, помогают студентам сформировать отношение к окружающему миру и спроектировать свою жизнь.

Воспитательную работу в рамках изучения дисциплин можно вести по двум основным направлениям.

1. Проводить мероприятия в рамках будущей профессиональной деятельности на уровне вуза или факультета. Например, на экономическом факультете УГПУ им. А. И. Герцена ежегодно проводится конкурс «Карьера менеджера». Или еще более впечатляющий проект Института качества жизни Уральского государственного лесотехнического университета (ИКЖ КГЛТУ) - «Школа креативных руководителей», основная цель которого - создание условий для формирования новой социальной роли российских вузов как лидеров инновационных процессов в образовании и повышении качества жизни населения [5].

2. Введение воспитательных элементов в изучение дисциплин. В настоящее время существует большое многообразие различных средств. Студенты могут изучать биографии видных деятелей науки, интересные исторические факты в развитии отрасли, поучительные примеры в деятельности профильных зарубежных и отечественных предприятий. Воспитательный процесс может быть реализован посредством включения в учебные элементы изучения дисциплины написания рефератов, эссе, организации групповых дискуссий. В предлагаемых для решения кейсов, задач и упражнений, деловых играх следует планировать выполнение не только обсуждения профессиональных сторон деятельности, но и морально-нравственных аспектов.

Для достижения поставленных целей по формированию личности необходимо еще в пределах учебного заведения приучить студентов интересоваться и вырабатывать свой взгляд по вопросам политики, экономики, культуры, а также развития научных тенденций в их профессиональной области деятельности, причем не периодически (при написании рефератов или курсовых работ), а постоянно «держать руку на пульсе».

^ I ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

4

16 ___

С учетом данного требования должны меняться подходы к преподаванию практически всех учебных дисциплин, особенно специальных. Для развития творчества, коммуникативных умений, психологической готовности работать в коллективе предлагается осваивать (студентам и преподавателям) технологии коллективного решения проблем и применять их на практических занятиях специальных и общепрофессиональных дисциплин в качестве активной формы обучения.

Особая роль в формировании личности принадлежит преподавателям. Необходимо, несмотря на все трудности и сложности, добиваться того, чтобы в данном составе не было случайных людей, они должны быть научными деятелями с активной, духовно-нравственной жизненной позицией, желательно обладающими лидерскими качествами. Отношения со студентами должны строиться на основе сотрудничества и тренерства, т.е. умения развивать способности своих учеников.

Грамотно выстроенная балльно-рейтинговая система оценки, как показывает практика, также может действовать как инструмент воспитательного процесса в процессе изучения дисциплины.

Данная методика планирования процесса формирования компетентностного специалиста в вузе предлагает схему и структуру действий, а содержательное наполнение может быть совершенно различным. Для методического наполнения планирования можно использовать весь огромный опыт, накопленный российскими вузами.

ЛИТЕРАТУРA

1. Асадуллин Р.М., Васильев Л.И., Дмитриева В.Ф., Мамцев А.Н. Научно-методические основы модульной технологии образовательного процесса в вузе: Научно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 116 с.

2. Васильев Л.И., Мамцев А.Н. Компетентностный подход при модульной технологии организации

^ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

I

1 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТОА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

обучения в вузе // Высшее образование сегодня.

2006. № 12. С. 40 - 43.

3. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетент-ностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39 - 46.

4. Дворецкий С, Муратова Е., Федоров И. SADT -методология моделирования процесса подготовки студентов // Высшее образование в России.

2007. № 5. С. 67 - 74.

5. Дремина М.А., Почечун АА. Социально-образовательное проектирование как инструмент повышения качества жизни вузовского сообщества // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 2. С. 9 - 18.

6. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностей обучающихся / Под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 211 с.

7. Майер В. Управление воспитательным процессом через учебные дисциплины // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 16 - 19.

8. Можаева Т.П. Формирование компетентных специалистов в техническом вузе // Методы менеджмента качества. 2005. № 12. С. 15 - 18.

9. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 125-127.

10. Самсонова М.В. Модель реализации компетенций в образовании / М.В. Самсонова, В.В. Ефимов // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 6. С. 17 - 24.

11.Сергеев В., Рязанова Л., Ярошевская Х., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 60 - 64.

12. Серенков П.С. Функциональная модель деятельности специалиста как основа системы подготовки в области качества // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2. С. 11 - 15.

№0, 2000

^ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

17

Л.А. Семенова, Н.И. Барсукова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА________________

Применение методов и инструментов качества является важным условием рентабельного управления качеством, а также средством повышения результативности процессов и СМК в целом. Применение методов и инструментов качества может осуществляется на этапах разработки, внедрения и функционирования СМК вуза. В статье рассматриваются примеры использования простых методов и новых инструментов управления качеством при проведении внутренних аудитов СМК вуза. Ключевые слова: внутренний аудит, система менеджмента качества, диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, диаграмма Ганта

При разработке и внедрении систем менеджмента качества руководителям и специалистам вузов важно осознать, что все процессы деятельности вуза являются статистически изменчивыми и должны постоянно изучаться в отношении стабильности присущих им вариаций. Без применения статистических методов, мониторинга и анализа бизнес-процессов управленческая система и, в частности, СМК не сможет функционировать результативно, чтобы обеспечивать постоянно и гарантированно надлежащие результаты.

Таким образом, статистические методы позволяют лучше использовать имеющиеся данные для принятия решения и тем самым способствуют повышению качества продукции и процессов, а также достижению удовлетворенности потребителя.

К настоящему времени в мировой практике накоплен арсенал инструментов и методов управления качеством, многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных вопросов, связанных с менеджментом качества.

Рассмотрим примеры применения простых методов и новых инструментов управления качеством при организации и проведении внутренних аудитов


L.A. Semenova, N.I. Barsukova

^ THE APPLICATION OF QUALITY

METHODS AND INSTRUMENTS

FOR ORGANIZATION

AND IMPLEMENTATION

OF INTERNAL QMS AUDITS

__________________IN UNIVERSITY

The implementation of quality methods and instruments is an important aspect of effective quality management as well as the means of achievement better process performance and QMS in general. Quality methods and instruments can be applied at the stage of development, implementation and actual functioning of QMS in University. The article covers examples of the use of simple methods and new instruments of quality management while conducting internal audits of University Quality Management System. Keyword: internal audit, quality management system, the diagramme of Isikava, the diagramme of Pareto, the diagramme of Gant

em, eto,

СМК вуза. Аналогично, данные методы и инструменты можно использовать и при мониторинге функционирования любого другого процесса СМК или СМК вуза в целом.

К простым методам управления качеством относятся следующие:

• контрольный листок;

• гистограмма;

• метод стратификации (группировки, расслаивания);

• причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы);

• диаграмма Парето;

• диаграмма разброса (рассеивания);

• контрольные карты.

Применение этих методов позволяет реализовать важный принцип СМК в соответствии с МС ИСО 9000 - «принятие решений, основанное на фактах». Данные инструменты дают возможность получить эти факты и достоверную информацию о состоянии изучаемых процессов.

Простые методы получили наибольшее распространение ввиду их сравнительной несложности, убедительности и доступности. В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов

№9, 2009

^ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

I

18

контроль шестой подготовки специалистов

Таблица 1
















Методы

и инструменты управления качеством










-5-ot-zakona-za-izmenenie-i-doplnenie-na-zakona-za-obshinskite-byudzheti-i-chl28-al1-ot-zakona-za-obshinskite-byudzheti-obshinskiyat-svet-prie.html
-5-pervaya-rossijskaya-revolyuciya-kosulina-l-g-istoriya-rossii-xx-vek-ucheb-kn-dlya-9-kl-obsheobrazovat-uchrezhdenij.html
-5-podgotovka-advokatom-materialov-dela-shamba-t-m-advokatura-v-rossijskoj-federacii-uchebnik-dlya-vuzov.html
-5-polozhenie-krestyanstva-dvoryanstva-kupechestva-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
-5-poruchitelstvo-uchebnik-2-e-izdanie.html
-5-pravo-izgotovitelya-bazi-dannih-kodeksa-rossijskoj-federacii-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij-i-fonda-organizacii-obedinennih-nacij-v-oblasti-narodonaseleniya-distr-general.html
  • composition.bystrickaya.ru/parametri-ocenki-rechevogo-razvitiya-i-lichnostnih-osobennostej-detej-s-predraspolozhennostyu-k-rechevim-narusheniyam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issi-i-pauchya-noga-izlechivaet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slozhnoe-iskusstvo-prostoti-chastie-zhalobi-oglavlenie-prezhde-vsego-otveti-na-voprosi-dlya-somnevayushihsya-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-osobennosti-specialnoj-podgotovki-lizhnikov-gonshikov-13-15-let-v-podgotovitelnom-periode.html
  • credit.bystrickaya.ru/parthenocissus-planch-i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-istinnaya-misl-istinnoe-slovo-spb-izd-respeks-2000.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-ustav-malishevskogo-gorodskogo-okruga.html
  • college.bystrickaya.ru/-kakova-dalnejshaya-sudba-voroshilovskogo-mosta-v-rostove-na-donu-planiruetsya-li-v-blizhajshee-vremya-ego-rekonstrukciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-politicheskaya-reklama-uchebnik-rekomendovano-gouvpo-gosudarstvennij-universitet-upravleniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/serdikskij-sobor-bez-vostochnih-a-v-kartashev-vselenskie-sobori.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-nauki-i-tehniki-v-dorevolyucionnom-rossijskom-obshestve-stranica-17.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-sposobnosti-poterpevshej-po-delu-ob-iznasilovanii-ponimat-harakter-i-znachenie-sovershaemih-s-neyu-dejstvij-ili-okazivat-soprotivlenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rozin-semioticheskie-issledovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yajco-chto-kuricu-vskormilo-skaya-elena-g-kordikova-rodilas-22-iyunya-v-g-krasnodare-v-visokoobrazovannoj-i-intelligentnoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-utverzhdeni-polozhenie-o-poryadke-viborov-dekana-fakulteta-i-zaveduyushego-kafedroj-40-polozhenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-rasporyazhenie-ot-8-dekabrya-2011-g-n-2227-r-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-socialnaya-psihologiya-dlya-specialnosti-030602-svyazi-s-obshestvennostyu-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/68-dopolnitelnie-trebovaniya-k-iziskaniyam-v-rajonah-razvitiya-opasnih-geologicheskih-i-inzhenerno-geologicheskih-processov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grupp-ekspertov-po-obrazovatelnim-oblastyam-stranica-16.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhenskoe-obrazovanie-v-xviii-nachale-xix-veka-lotman-yu-besedi-o-russkoj-kulture-bit-i-tradicii-russkogo-dvoryanstva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-krugosvetnoe-puteshestvie-na-velosipede.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-vse-eti-voprosi-i-na-mnogie-drugie-vi-poluchite-otveti-v-etoj-knige.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagolovok-poteryali-li-amerikanci-atomnuyu-bombu-u-beregov-grenlandii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/132-povodi-k-peresmotru-v-poryadke-nadzora-v-arbitrazhnom-processe-zadacha-suda-nadzornoj-instancii-ne-ischerpivaetsya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-psihologiya-kak-nauka-stranica-38.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-funkcii-svojstva-avtomatizirovannoj-sistemi-avtomatizirovannoe-rabochee-mesto-special.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-obshaya-fizika-stranica-3.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-na-diplomirovanie-referat.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vinkov-andrej-sivakov-dmitrij-rozgi-protiv-inflyacii1-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • studies.bystrickaya.ru/gigienicheskie-aspekti-bezopasnosti-truda-polzovatelej-personalnih-evm.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-poluchena-s-sajta-ruscable-ru-gost-r-iso-8528-12-2005.html
  • college.bystrickaya.ru/3-konstrukcionnie-materiali-himicheskogo-mashinostroeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-arbitrazhnij-process.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.