.RU

§ 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - Предисловие


^ § 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ


13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности.

Характерной приметой компьютерной эры стали компьютерные игры. К ним можно относиться по-разному. С одной стороны, они могут приносить пользу как учебные средства; с другой - отнимать время (иногда очень много), отвлекать от работы. Никуда не годится играть в рабочее время, применять для этого свои дискеты, рискуя занести вирус в систему коллективного пользования и т.п. Психологи считают, что игры с изобилием сцен насилия - пусть даже выраженного в предельно условной форме - способствуют формированию у детей не самых лучших качеств. Тем не менее, компьютерные игры широко распространены. Над их созданием трудятся высокопрофессиональные программисты, художники, мультипликаторы; это достаточно процветающая подотрасль индустрии программирования. Как и многие человеческие достижения, компьютерные игры можно использовать во благо и во зло.

Компьютерные игры ориентируются на развитие у игроков определенных знаний, навыков, способностей. Как правило, в компьютерных играх от игрока требуется

• владение средствами управления, быстрота и точность манипуляций;

• быстрая и правильная реакция на происходящие события;

• чувство времени, умение выдерживать заданные временные интервалы;

• способность следить за несколькими объектами одновременно;

• знание географии игрового поля, законов игрового мира;

• знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре;

• умение искать закономерности;

• умение предугадывать действия противника;

• знание алгоритма и стратегии выигрыша;

• способность к быстрому и максимально полному перебору основных вариантов;

• память на текущие события;

• использование прошлого опыта, что происходило в предыдущих сеансах игры;

• способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры.

В разных играх необходимы разные качества. Привлекательность компьютерных игр определяется следующими факторами:

• интересным сценарием;

• богатым внешним оформлением;

• кажущейся простотой;

• бесконечностью игры (недостижимостью поставленной цели);

• наличием большого числа стратегий;

• разнообразием игровых ситуаций.

В компьютерных играх можно выделить следующие категории:

• игры на мастерство;

• азартные игры;

• логические игры;

• обучающие (дидактические) игры.

Игры на мастерство основаны на управлении игровыми объектами. В азартных играх исход в большей степени зависит от случайности, везения. Логические игры содержат стратегию поведения игрока, зависящую от игровых ходов соперника или от игровой ситуации. В обучающих играх объектом управления становится ученик, а целью - отработка некоторых навыков и усвоение знаний.

По способам реализации игры можно классифицировать по признакам:

Самые распространенные компьютерные игры - пошаговые, конечные, детерминированные для двух участников, один из которых компьютер.

По структуре в компьютерных играх можно выделить три блока и три уровня:

Общая структура компютерных игр представлена на рис. 2.31.





Рис. 2.31. Общая структура компьютерных игр


Блок игровой среды - это та сцена, тот трехмерный компьютерный мир, в котором есть все, что стоит, лежит, движется, появляется и исчезает в соответствии со смыслом и законами игры.

^ Блок взаимодействия - это все то в программе, что позволяет играющему изменять то, что предусмотрено блоком игровой среды.

Блок оценки - это условия для играющего и для объектов игры на игровой сцене. Это подсчет числа очков, описание или показ начальной и конечной игровой ситуации в игре.

Удается выделить три иерархических уровня, которые позволяют правильно построить схему игры: оперативный, тактический и стратегический.

^ Оперативный уровень - это изменение объектов на игровой сцене посредством нажатия клавиш или управляющего устройства (мышь, джойстик). Результатом действия оперативного уровня должно быть отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея.

^ Тактический уровень включает и оперативный. Действия на этом уровне ведут к достижению некоторой вполне определенной локальной цели. Изменения сложности игры, темпа, уровня происходят на этом этапе.

^ Стратегический уровень включает тактический и содержит несколько самостоятельных блоков: ввод на игровую схему всех объектов для определения, задания и визуализации их начальных параметров, проверка критериев окончания игры, фиксации и визуализации результатов всей игры в целом и результатов прошлых игр.

^ 13.2. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Компьютерные игры бывают разные и каждая из них требует разных ресурсов компьютера.

Ниже приведен краткий обзор компьютерных игр.


Игры на мастерство


1. Имитационные игровые виды спорта: футбол, волейбол, теннис и т.д.

2. Военные игры: морские бои, воздушные бои, звездные воины, игры с вооружениями и др.

3. Рукопашные схватки: каратэ, кунг-фу, тэквондо.

4. Профессиональные игры: авторалли, пилотирование самолета и др.

5. Приключенческие игры: путешествия, подвиги, приключения.

6. Графические игрушки: тетрис, выбивалки, «живые картинки» и т.д.

7. Учебные тренажеры: азбука, клавиатурный тренажер и др.


Азартные игры


1. Карточные игры: пасьянсы, покер, преферанс, марьяж, бридж и т.п.

2. Имитационные азартные игры: кости, рулетка, «поле чудес» и др.


Логические игры


1. Шахматные игры: шашки, шахматы, реверси и т.п.

2. Логические учебные развивающие игры: крестики - нолики, минер, лабиринты, угадан число, слово, быки и коровы, поле чудес, ним и др.


^ Обучающие игры


Особая роль в мире компьютерных игр принадлежит обучающим и развивающим играм. Педагогам хорошо известна важность и высокая эффективность игровых форм обучения, особенно успешно применяемых при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Существуют, например, специальные среды для начального обучения информатике с забавными исполнителями, которые в игровой форме отрабатывают простые пользовательские навыки, навыки алгоритмизации и т.д. Так, созданная под руководством Ю.А.Первина среда «Роботландия» с ее забавными исполнителями «Машинист», «Буквоед», «Кукарачча» и др. с успехом используется во многих школах.

До недавнего времени основная масса игр требовала минимальных компьютерных ресурсов. Современная индустрия компьютерных игр нацелена на использование технологии мультимедиа и виртуальной реальности. Для них требуются высокие характеристики компьютера и его периферии.

^ Контрольные вопросы

1. В чем полезность компьютерных игр? Может ли компьютерная игра приносить вред?

2. На какие основные группы можно разделить компьютерные игры и в чем их

различия?






Дополнительная литература к главе 2


1. Андриес ВанДааг. Машинная графика // Современный компьютер. - М.: Мир, 1986.

2. Ахметов К. С. Курс молодого бойца. - М.: Компьютер-пресс.1995.

3. Бабий А. А..Коновалова Н.И.,Пак Н.И.Пара.ией М.Г. Методическое пособие по работе с IBM PC- Красноярск: КГПИ. «Демос», i991.

4. Безрукое Н. Н. Компьютерные вирусы. - М.: Наука, 1991.

5. Брукс Ф П. Как проектируются и создаются программные комплексы. /Очерки по системному программированию. - М.: Наука. 1979.

6. Брябрин В. М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. - М.: Наука, 1990.

7. Богумирский Б. С. Руководство пользователя ПЭВМ. Части 1,2. - С.-Пб.: Печатный Двор, 1994.

8. К.Герман О. В. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний. -Минск: «Дизайн-ПРО», 1995.

9. Глазко Т.П., Киреева Т. В., Киреев Н.В. Работа с инструментальными средствами на IBM. - Красноярск, КГПУ, 1995.

10. Илюшечкин В.М., Костин А.Е. Системное программное обеспечение. - М.:

Высшая школа, 1991.

11. Как работать с Microsoft Office для Windows 95. Техническое описание Microsoft Corporation. 1995.

12. Каратыгин С., Тихонов А., Долголаптев В. Базы данных: простейшие средства обработки информации. Т. 1,2. Серия «Компьютер для носорога». - М.: ФИА, 1995.

13. Келжек А. М. и др. Работа на IBM. - М.:АО «Книга и бизнес». 1992.

14. Кирмайер М. Мультимедиа. - С.-Пб.: BHV-Санкт-Петербург, 1994.

15. Климов Д. М., Руденко В.М. Методы компьютерной алгебры в задачах механики. - М.: Наука, 1989.

16. Компьютерная вирусология. - Киев: Укр. сов. энцикл., 1991.

17. Косневски Ч. Занимательная математика и персональный компьютер. - М.:

Просвещение, 1989.

18. Липаев В. В. Проектирование программных средств. - М.: Высшая школа, 1990.

19. Маейрс Г. Надежность программного обеспечения. - М.: Мир, 1980.

20. НаймертаимД. Word 6.0 для Windows. - М.: Международные отношения, 1995.

21. Операционная система MS DOS. - М.: Радио и связь, 1992.

22. Одинцова О. П. Введение в Автокад. Методические указания. - Красноярск, КГПУ, 1996.

23. Пак Н. И. Рогов В В Компьютерная графика. - Омск, ОмГПУ, 1995.

24. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Стандарт фирмы IBM. - Вильнюс: DBS Ltd., 1992.

25. Ратбон Э. Windows 3.1 для «чайников». - Киев: Диалектика, 1994.

26. Роджерс Д. Ф., Адамс Дж.А. «Математические основы машинной графики». -М: Машиностроение, 1980.

27. Скляров В. А. Программное и лингвистическое обеспечение персональных ЭВМ. Системы общего назначения. - Минск: Высшая школа, 1992.

28. Смирнов Н.Н. Программные средства персональных ЭВМ. - Л.: Машиностроение, 1990.

29. Смолянинова О. Г. Основы компьютерной грамотности. - Красноярск, КГПУ, 1996.

30. Смолянинова О. Г., Яшин А. В. СУБД MS Access. Метод, указания. - Красноярск, КГПУ, 1997.

31. Соловьев Г.Н., Никитин В. Д. Операционные системы ЭВМ. - М.: Высшая школа,1989.

32. Туранова Л. М. Элементы компьютерной графики. Уч. пособие. - Красноярск, КГПУ, 1996.

33. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд.б-е. - М.: ИНФРА, 1995.

34. ФоксДж. Программное обеспечение и его разработка. - М.: Мир, 1985.

35. Фош Д., Ван Дем А. Основы интерактивной машинной графики. - М.: Мир, 1989.

36. Хаслер Р., Фаненштих К. Word 6.0 для Windows. - М.: Экон, 1994.

37. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. - М.: ABF, 1996.

38. Шенен П., Каспар М. и др. Математика и САПР, книга 1. - М.: Мир, 1988.

39. Шикин Е. В. Начала компьютерной графики. - М.: Диалог-МИФИ, 1994.

40. Шкаев А. В. Настольные издательские системы: Справочник. - М.: Радио и связь, 1994.

41. AutoCAD Release 10. Reference manual. 1989, Autodesk, Inc


-5-predeli-i-usloviya-bezopasnoj-ekspluatacii-i-tehnologicheskij-reglament-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
-5-principi-razrabotki-algoritmov-i-programm-dlya-resheniya-prikladnih-zadach-teoreticheskie-osnovi-informatiki.html
-5-proishozhdenie-razvitie-i-rasprostranenie-programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-s-s-frolov.html
-5-psihologicheskaya-teoriya-prava-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997-c-dobavleniem.html
-5-rasstrelnij-morskoj-spisok-yurij-dojkov-pamyatnaya-knizhka-krasnij-terror-v-sovetskoj-arktike.html
-5-retrospektivnij-vzglyad-kniga-izvestnogo-amerikanskogo-ekonomista-matematika-irvinga-fishera-professora-politicheskoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-eddi-dijn-temnaya-bashnya-ii-izvlechenie-troih.html
  • student.bystrickaya.ru/13-prochie-polozheniya-smk-dokumentaciya-po-zaprosu-predlozhenij-dlya-nuzhd-svfu.html
  • writing.bystrickaya.ru/hudozhniki-pervoj-polovini-xixveka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cheskij-kompleks-po-istorii-srednih-vekov-dlya-fakulteta-bashkirskoj-filologii-dnevnogo-otdeleniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnikali-zhne-ksptk-blm-beru-zhjesn-zhaartuda-oitushini-zrettlgn-damitu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-cennostej-stranica-11.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-torgovij-dom-holding-centr-po-itogam-raboti-za-2011-god-polozhenie-akcionernogo-obshestva-v-otrasli.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-stanovlenie-demokraticheskoj-tradicii-v-zapadnoj-pedagogike-do-konca-xix-veka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-na-avgust-2011-g-moskva-ic-partner.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-soderzhanie-disciplini-rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-rabot-po-kursu-dialog-religioznih-i-nereligioznih-mirovozzrenij-ch-1-5-kurs-specialnost-religiovedenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-noyabr-dekabr-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otchet-o-prohozhdenii-proizvodstvennoj-preddiplomnoj-praktiki-v-ooo-avtos.html
  • composition.bystrickaya.ru/ozadachah-medicini.html
  • student.bystrickaya.ru/21-uborka-dvorovih-territorij-i-vnutrikvartalnih-proezdov-instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-rabot-pri.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nasledovanie-po-zaveshaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/korkin-vp-nazvanie-knigi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-ocenki-deyatelnosti-uchrezhdeniya-roditelyami-8-voprosi-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-d-saharov-borec-za-svobodu-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-specialnosti-270103-stroitelstvo-i-ekspluataciya-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-analiticheskaya-himiya-i-fiziko-himicheskie-metodi-analiza-dlya-specialnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshetnevskie-chteniya-2009-sibirskij-gosudarstvennij-aerokosmicheskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-mehanizm-realizacii-programmi-i-kontrol-za-hodom-ee-vipolneniya-programmi-ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shag-shestoj-dizassembler-otladchik-v-svyazke-tehnika-hakerskih-atak-fundamentalnie-osnovi-hakerstva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-leningrad-vitebsk-erih-manshtejn.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koridori-i-shahti-kak-volnovodnaya-sistema-piramidi-kompleks-piramid-gizi-1-obshee-opisanie-piramidi-heopsa-2-gipotezi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-na-proshloj-nedele-v-las-vegase-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priem-na-specialnost-080503-antikrizisnoe-upravlenie-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/industriyali-innovaciyali-izmet-subektlern-internet-resurstarin-ru-zhne-ske-osu-izmettern-tleu-bojinsha-shiindardi-br-blgn-teu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekzamen-russkij-yazik-testirovanie-prepodavatel-zorina-i-a-konsultaciya.html
  • control.bystrickaya.ru/chastyu-chtobi-ona-sama-oboznachila-i-opredelila-sozercatelnuyu-chast-vtoraya-chast-sochineniya-nazivaemaya-ili-istinnie.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-ya-predstavlyayu-proishozhdenie-mira.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast.html
  • reading.bystrickaya.ru/kognitivno-sinergeticheskoe-modelirovanie-ponimaniya-reklamnogo-teksta-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.