№ 13. Проблема истины. Философские концепции истины - Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой...
.RU

№ 13. Проблема истины. Философские концепции истины - Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой...


^ № 13. Проблема истины. Философские концепции истины.
Истина – одно из основных философских понятий наряду с такими понятиями, как бытие и сущее. Категория истины выступает критерием процесса познания. Поскольку философия претендует на некоторое знание о мире, то она нуждается в гаранте действительности этого знания Таким гарантом и является истина. Можно понимать истину как адекватное отражение действительности. Противоположным истине являются понятия лжи и заблуждения. Ложь – утверждение, не соответствующее истине и высказанное а таком виде сознательно. Этим оно отличается от заблуждения. Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Первую классификацию заблуждения дал Бэкон под именем "идолов".

1)Первое определение истины дает Аристотель: говорить истину значит говорить о «существующем, что оно существует, а о несуществующем, что оно не существует». Это классическая концепция или концепция соотвествия.

2) коммуникативная концепция истины считает истину результатом соглашения, достигнутого в ходе коммуникации

3) прагматическая концепция (Джеймс) говорит, что критерием истины является полезность. Истина – то, что приносит пользу. Истинны те идеи, которые наиболее полезны.

4) Онтологическая концепция: бытийственную укорененность истины пытались определить Флоренский, Хайдеггер и Деррида. Флоренский проводил этимологический анализ слова истина и пришел к выводу, что в русском языке она указывает на то, что есть – «естина». Хайдеггер, исходя из анализа древнегреческого, показал связь между истиной и бытием («алетейя» - непотаенность, или то, что является в бытии и дано нам в непосредственном восприятии

5) авторитарная концепция: истина – доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

6) Теория истины как очевидности («это ясное и отчетливое представление») Декарт, Брентано, Гуссерль

7) Семантическая теория истины: Тарский – поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины.

В целом же можно выделить 2 основных направления: в классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки истины. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и др.), другая — на принципе когеренции , т. е. если она логически дедуцируется. Истина –характеристика непротиворечвого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)


Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии 1)проблема критерия истины, 2)проблема соотношения истины с заблуждением и 3) абсолютной истины с истиной относительной , 4) проблема соотношения фактической и логической истины.


В неклассической философии происходит своего рода деонтологизация И.: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман) и др.


^ № 14. Категория знания: знание, мнение и вера.Знание и информация.
Знание — 1)селективная, 2)упорядоченная, 3)определенным способом (методом) полученная, 4) в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая 5) социальное значение и 6) признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом.

Зн́ание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Зн́ание — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Зн́ание в широком смысле - совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Зн́ание в узком смысле — данные, информация.

Зн́ание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

В зависимости от названных критериев 3. может быть разделено на два типа по уровню его функционирования: 1)обыденное 3нание повседневной жизни и специализированное 3нание (научное, религиозное, философское и т.д.), а также "перекрывающее" границу уровней профессональное и практическое 3. различных социальных общностей и групп. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. Также различают объективное и субъективное знания. На создание объективного знания (как реального и независимого) претендует рационализм.


Различают также структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) 3., локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов.

Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о 3.") и гносеология ("учение о познании").


Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.


Знание, мнение и вера.

«Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность – достоверностью (для каждого)». Эта классификация дана Кантом в «Критике чистого разума». Конечно, она не универсальна. В религиозной философии, например, очень часто веру называют высшим способом познания и даже противопоставляют веру и знание. В средневековой схоластике эти понятия примиряются.


Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно, либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания, КАнт).

Информация - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Информация передается, раскрываясь в каким-либо носителе – сообщении. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется через категорию информации.



-5-vneshnie-ustrojstva-evmfizicheskie-principi-i-harakteristiki-predislovie.html
-5-yuridicheskaya-lichnost-nekommercheskih-organizacij-grazhdanskoe-pravo-tom-i-uchebnik-2-e-izdanie-pererabotannoe.html
-5-zhivopis-i-arhitektura-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-50-rotnij-feldfebel-i-pisar-naznachayutsya-kapitanom-eskadronnij-vahmistr-i-pisar-naznachayutsya-rotmistrom-kapral-naznachaetsya-vzvodnim-komandirom.html
-51-polyarizaciya-sposobnostej-kak-rezultat-polyarizacii-infrastrukturi-vosproizvodstva.html
-52-gomumi-mglmat-morfologiyase.html
  • student.bystrickaya.ru/22-maya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-dorozhno-transportnimi-proisshestviyami-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perevod-s-francuzskogo-yazika-irini-liming-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-9-kurskaya-duga-visadka-soyuznikov-v-sicilii-nachalo-italyanskoj-kampanii-aleksandr-nikolaevich-alyabev.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-otkritogo-akcionernogo-obshestva-kirovskijzavod-kod-emitenta-00046-a-za-iv-kvartal-2008-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-d-kondratevosnovnie-problemi-ekonomicheskoj-statiki-i-dinamiki-sostavlenie-i-obshaya-redakciya-v-v-vinokurova.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vneshnyaya-i-vnutrennyaya-politika-stran-severnoj-i-yuzhnoj-ameriki-dlya-napravleniya-032301-65-regionovedenie-podgotovki-specialista.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-n-lukashevskaya-ponyatie-hudozhestvennij-obraz-iproblemi-ego-izucheniya-v-pervobitnom-iskusstve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-32-apparatchik-ekstraktorshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/storya-viniknennya-ta-vrovchennya-zoroastrizmu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-yurchak-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/48-bett-s-azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-fizike-mnogoobraznij-mir-dvizheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-14.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/merime-p-torgovec-lyudmi2.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-triki-vu-sobachi-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-s-roditelyami-na-2011-2012uchebnij-god-mesyac.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katalog-konkursnih-rabot.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/argo-kak-element-subkulturi-muzikantov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-po-specialnostyam-medicinskie-nauki-14-00-00.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/palindrom-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-visshej-shkoli-narodnih-iskusstv-instituta-na-2010.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • report.bystrickaya.ru/kapitalizm-kak-ekonomicheskij-stroj-i-socialno-ekonomicheskaya-sistema.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pokazateli-i-metodi-analiza-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/z-v-krecan-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent-pervij-prorektor-kripkipro-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dudnikov-a-v-russkij-yazik-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-muk-0001-opredelenie-urovnej-magnitnogo-polya-v-mestah-razmesheniya-peredayushih-sredstv-radioveshaniya-i-radiosvyazi-kilo-gekto-i-dekametrovogo-diapozonov-muk-679-97.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minskaya-oblast-ezhenedelnij-informacionnij-vestnik-minsk-oficialnij.html
  • studies.bystrickaya.ru/ciklotronnij-rezonans.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-organizaciya-deyatelnosti-sluzhbi-pitaniya-v-gostinice-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/puti-sovershenstvovaniya-turizma-kak-sredstva-vozrozhdeniya-kulturno-istoricheskih-cennostej-kaliningradskogo-anklava-chast-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-prinyatiya-resheniya-i-osushestvleniya-tamozhennogo-soprovozhdeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-geograficheskie-aspekti-sovremennih-globalnih-problem-chelovechestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenam-4-kurs-2013-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.