.RU

§ 2. История медицинских школ - Юмжана Жалсановна «кхогбуг»


§ 2. История медицинских школ


К XV в. среди различных тибетских медицинских школ выдели­лись две: Чжан и Сур. Дэсрид Санчжай Чжамцо сообщает, что школу Чжан и близкие ей школы Гонман (gong sman), Лхолуг (Iho lugs) и другие называют Тодлуг (stod lugs) - «Верхняя школа», а школу Сур -Мадлуг (sniad lugs) - «Нижняя школа» [I, л. 18266]. Иногда школу Чжан называют «Северной школой», Сур - «Южной школой» [94, с. 17]. Оформились они в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши».

Их возникновение обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Деятельность представителей школ Чжан и Сур наиболее полно освещена именно в «Кхогбуге». Все последующие авторы воспроизводят, чаще всего дословно, сведения «Кхогбуга», что наглядно представлено в сочинениях Лунриг Дандара [7. с. 91-104] и Пасанг Ендона [4, с. 95-122].

Жизнеописание врачей Дэсрид Санчжай Чжамцо ведет беспристрастно, избегая прямых оценок их деятельности. Сосредотачивает внимание на их медицинских трактатах в соответствии с той или иной линией преемственности.

Сам Дэсрид Санчжай Чжамцо получил наставления как от последователей школы Чжан, так и Сур. В линии преемственности Чжан он относится к седьмому поколению, а Сур - девятому [94, с. 20]. Это обстоятельство свидетельствует об определенной объективности изложенного им материала.

Медицинская школа Чжан возникла примерно на 50 лет раньше, чем школа Сур. Она получила свое название от имени основателя школы Чжанба Намчжал Дагсана (1395-1475; byang ba mam rgyal grags bzang). Он является представителем крупной феодальной семьи Чжандаг (byang bdag), принадлежащей к роду царя Миньаг Сэу Чжал-бо (mi nyag se'u rgyal po), или к «великому царскому роду Нгамрин-га».

Чжанба Намчжал Дагсан родился в 1395 г. в центральной провинции Цзан, в Нгамринге (gtsang ngam ring). Это старший сын Гуигун Чойдаг Балсана и Бумчжон Чжалмо, дочери Ситу Чойринпы. При рождении его нарекли Чжаруг Дарма Ригзином (rgya rug darma rigs 'dzin). Носил титул дай-ситу (ta'i si tu). После принятия обета генина у «хор кашипа» Сенге Чжалцана (hor bka1 bzhi pa seng ge rgyal mtshan) получил имя Намчжал Дагсан.

Его первыми учителями были великий лоцзава Чжанчуб Цземо (lo chen byang chub rtse mo), Дамби Чжалцан (bstan pa'i rgyal mtshan), Дагон Шейраб (zla mgon shes rab) и др. В 4-5-летнем возрасте для обучения письму, чтению пребывал во дворце Лхочжог-Чжедма (Iho phyogs bskyed ma), а затем вернулся в Нгамринг.

С 10 лет Чжанба Намчжал Дагсан приступил к слушанию и освоению наук, Сутр, Тантр при этом особенно преуспел в учении Ка-лачакра. В возрасте 31 года взял в жены Намха Балбум, дочь Сенге Цзеба, имел сына и дочь.

Продолжал свое обучение у многочисленных буддийских философов, таких как индийский пандита Ванаратна (1384-1463; pan chen nags kyi rin chen), прибывшего впервые в Тибет в 1426 г. [6, с. 3246], Кангапа Балчжор Ринчен Балсан (bka' Inga pa dpal 'byor rin chen dpal bzang). Под их руководством он изучил «большие» и «малые» науки и то, что следует знать по Сутрам и Тантрам. К 40 годам Чжанба На-мчжал Дагсан стал признанным ученым в тайных учениях класса тантр.

Когда его слава как ученого распространилась повсеместно, то Данванг Дорчже Чжанцан (drang dbang rdo rje rgya mtshan), Миньаг Чойдаг Санпо (mi nyag chos grags bzang po), Цзедангпа Санчжай Лхундуб (rtses dang pa sangs rg>'as Ihun grub) и другие обучались у него. Согласно сообщению Далай-ламы V, они выслушали у Чжанба Намчжал Дагсана основные комментарии к учению Калачакра [5, л. 6663].

Чжанба Намчжал Дагсан питал огромную симпатию к учению Сакья-пандиты. Дэсрид Санчжай Чжамцо отмечает, что он «вобрал всю суть сокровенных мыслей Сакьяпы» [1, л. 156а2], возможно, он был приверженцем тибетской буддийской школы Сакьяпа. О врачебных способностях Сакья-пандиты известно, что в 1247 г. он излечил монгольского наместника Годана «от некоей разновидности проказы» [46, с. ПО].

Чжанба Намчжал Дагсан создал более 100 произведений по разным областям тибетских средневековых наук: по религиозно-философской доктрине, грамматике, технологии, астрологии, в том числе 13 работ по медицине. Дэсрид Санчжай Чжамцо дает только список этих трудов без указания каких-либо характеристик. Судя по названиям, можно выделить 4 комментария, составленные к «Чжуд-ши»:

1. Комментарий к «Тантре основ» под названием «Светильник, проясняющий смысл, проповеданной Тантры» (rtsa rgyud kyi bshad pa rgyud don gsal byed sgron ma).

2. Обширный комментарий к «Тантре объяснений» - «Поток амриты» (bshad rgyud kyi rgya cher 'grel pa bdud rtsi'i chu rgyun).

3. Малый комментарий (к «Тантре объяснений») - «Ясный смысл» (tik chung don gsal).

4. Комментарий трудных мест «Дополнительной Тантры» -«Происхождение требуемого материала» (phyi rgyud kyi dka' 'grel dgos 'dod 'byung ba).

В приведенном списке трудов Чжанба Намчжал Дагсана по медицине имеются следующие сочинения:

1. «Драгоценный камень чиндамани - собрание сути всех восьми членов» из 120 глав (yan lag brgyad pa thams cad kyi snying pa bsdus pa yid bzhin nor bu rin po che).

2. Комментарий всего передаваемого под* названием «Полное разъяснение смысла выражений» (yongs gtad kyi 'grel pa tshig don rnam par gsal ba).

3. «Драгоценная шкатулка медицинской теории» (sman gzhung rin chen sgrom bu).

4. Небольшое произведение под названием «Разгоняющий мрак трудных тропинок "Чжуд-ши"» (rtsom pa chung ba brgyud bzhi'i dka' 'phrang mun sel).

5. «Сведения о 360 методах лечения» (gso thabs sum brgya drug bcu'i ngos 'dzin).

6. «Ясный светильник объяснений основ» (rtsa bshad gsal ba'i sgron me).

7. «Отличия девяти болезней, лишающих жизни» (srog gcod nad dgu'i dbyeba).

8. «Милосердное, волшебное письмецо врачам» ('tsho byed rnams la snying brtse ba'i 'phrul gyi yig chung).

9. «Ответ на вопросы Сенге Цожеда» (seng ge 'tsho byed kyi dris lan).

Чжанба Намчжал Дагсан на 81-ом году жизни, «сотворив громадную пользу для блага Учения и живых существ», в 1475 г. покинул этот мир. Его сын, Намха Цеванг Дорчже [4, с. 98], не стал продолжателем медицинской школы, основанной отцом.

Среди многочисленных последователей Чжанба Намчжал Дагсана Дэсрид Санчжай Чжамцо упоминает настоятеля монастыря Джонанг Чжамъян Намха Чойчжана (Jo nang gdan sa ba 'jam dbyangs nam mkha' chos skyong), Чжамба Серчог Одпала (byams pa gsermchog 'od dpal), Цонапа Самдан Чжамцо (tsho sna ba bsam gtan rgya mtsho), Шантон Гунга Балдана (shangs ston kun dga' dpal Idan).

Однако главными учениками, значительно развившими медицинские идеи основателя школы, были Миинима Тхонба Дондан (mi'l nyi ma mthong ba don Idan) и Лхундинпа Легдуб Бал (Ihun Iding legs grub dpal).

Прямым преемником Чжанба Намчжал Дагсана называется Миинима Тхонба Дондан (его другое имя Чжамба Гончог Ринчен, byams pa dkon mchog rin chen). Перед смертью Чжанба Намчжал Дагсан именно ему передал «специальные» наставления и даровал посвящение в «царя лекарей». Миинима Тхонба Дондан (далее Миинима) одновременно считался личным врачом Чжанбы.

Миинима родился в роду тибетских царей «дхарма раджей» (bod chos rgya! gyi gdung). Его отец - Содном Дорчже, в линии преемственности школы Чжан указан как непосредственный предшественник Чжанба Намчжал Дагсана. Однако его имя не встречается в числе учителей последнего.

Миинима «с самого раннего детства... отличался большой прилежностью, усердием и проявлял заботу, сострадание к бедным и убогим». Легко одолев грамоту, в дальнейшем учился у индийского пан-диты Ванаратны, великого лоцзавы Содном Чжамцо (1424-1482; 1о chen bsod nams rgya mtsho), Брангти Балдан Цожеда (brang ti dpal Idan 'tsho byed) и, конечно, Чжанба Намчжал Дагсана. Главным образом перенимал у них знания по трактатам, комментирующих Трипитаку, Четыре класса Тантр. а также «Чжуд-ши».

У своего отца Миинима получил специальные, очевидно родовые, посвящения «хранителя сокровищ наставлений» (bka' gtad rgya'i dbang), «садхана богини воды» (chu'i lha mo'i sgrub skor), «благословение устной традиции» (snyan brgyud kyi byin rlabs). Отмечается, что у Брангти Балдан Цожеда «выслушал наставления по садханам богини воды и риши» (chu'i lha mo dang drang sron gi sgrub skor) [1, л. 1$8а2]. В будущем эти посвящения непременно передавались последующим преемникам и, должно быть, имели особое значение для школы Чжан, На данном этапе мы не располагаем источниками, позволяющими выяснить конкретное значение указанных посвящений.

Среди медицинских текстов, большей частью освоенных Миини-мой у Чжанба Намчжал Дагсана, названы «Сомараджа», «Дазер» Чан-дранандны.

Литературная деятельность Миинимы была обширной и включала 12 медицинских работ:

1. Трактат под названием «"Царь врачевания", или назидательные изречения, рожденные в душе» (thugs las 'khrungs pa'i legs par bshad pa'ang gso dpyad kyi rgyal po).

2. «Четыре вида составления комментариев на "Чжуд-ши"» (dpal Idan rgyud bzhir 'grel ba bcod pa mam bzhi).

3. «Четыре вида потока» (rgyun rnam bzhi).

4. «Молитва ясного познавания» (mngon par rtogs pa'i gsol 'debs).

5. «Истина "Чжуд-ши", или выполнение наставлений» (rgyud bzhi'i rnam nges sam bka' sgrub).

6. «Большая и малая Камадхену, комментирующие трудные места Малайи» (ma la ya'i dka' 'grel 'dod 'jo che chimg).

7. «Особые и обычные лекарства» (khyad 'phags spyi sman).

8. «Единичные и общие лекарства» (ngo mtshar spyi sman).

9. «Лечение [заразной болезни] римс, и дарование жизни людям» (rims bcos mi la srog sbyin).

10. Комментарий к 4-й главе «Тантры объяснений» под названием «Ясная картина» (bshad rgyud le'u bzhi pa'i 'grel ba gnas lugs rab gsal).

11. «Алмазные строфы устной традиции, комментирующей основную сутру» (rtsa mdo'i 'grel ba snyan brgyud rdo rje'i tshig rkang).

12. «Драгоценные четки цитат» (gees bsdus rin chen 'phreng ba).

Миинима посвятил всю жизнь и деятельность дальнейшему распространению и развитию медицинской традиции школы Чжан, которую успешно продолжил его сын Лхабцзун Даши Балсан (lha btsun bkra shis dpal bzang), или Чжанба Даши Балсан.

Первоначально образованием Чжанба Даши Балсана занимался его дед Содном Дорчже, а затем и отец. От них он выслушал всю медицинскую теорию и получил три родовые посвящения.

Совершенствуя свои знания, изучал науки, сочинения по Сутрам и Тантрам у многих учителей. Среди них - Ванаратна, лоцзава Содном Чжамцо. Семпа-ченпо Шонну Чжалчог (sems dpa' chen po gzhon nu rgyal mchog), Муйчен Гончог Чжалцан (1388-1469; mus chen dkon cog rgyal mtshan), Дубванг Тхантонгпа (grub dbang thang stong pa), Хайдуб Доньод Балба (mkhas grub don yod dpal ba), Легшад Санпо (legs bshad bzang po). Чагло Тхамчад Кьенпа (chag lo thams cad mkhyen pa).

Чжанба Даши Балсан также внес свой вклад в составление комментариев на «Чжуд-ши». Им написаны:

1. Комментарий к «Тантре объяснений» под названием «Драгоценность назидательных речений» (bshad rgyud kyi 'grel ba legs bshad nor bu).

2. Комментарий к «Дополнительной Тантре» - «Драгоценная сокровищница происхождения требуемого материала, или Сведения всего прочитанного» (phyi rgyud 'grel ba dgos 'dod 'byung ba rin po che'i bang mdzod dam bklags kun shes).

3. История медицины - «Улыбающееся солнце» (khog 'bugs 'dzum dkar bshad nor bu).

4. «Кальпаврикша подлинности "Чжуд-ши'1» (rgyud bzhi'i rnam nges dpag bsam Ijon shing).

Согласно «Кхогбугу», Чжанба Даши Балсан получил от панчен Щакья Чогдана (г. р. 1428; pan chen shakya mchog Idan) посвящение гэлон&. Вероятно, он принял полное монашеское посвящение в достаточно зрелом возрасте, по крайней мере, после рождения своего сына Дансрон Содном Ешей Чжалцана (drang srong sod nams ye shes rgyal mtshan).

Обучаясь у отца, Дансрон Содном Ешей Чжалцан выслушал все наставления по медицинским текстам и получил традиционные родовые посвящения. Был личным врачом Ринпунбы. В Ронг Ралнга, области Цзан, написал «Историю медицины под названием "День цветения белого лотоса"» (gso rig khog 'bugs pad dkar rgyas pa'i nyin byed).

Умер он в местности Джагтанг, по всей видимости, молодым. После смерти Дансрон Содном Ешей Чжалцана прерывается медицинская линия преемственности по признаку принадлежности к царскому роду, отчетливо прослеживаемой в традиции школы Чжан.

Начиная от Падмасамбхавы и царевича Мунецзанпо до отца Миинимы - Содном Дорчже, передача медицинских знаний, или «Чжуд-ши», осуществлялась через тибетских царей.«дхарма раджей» [1,л. 165а2-3].

Со смертью сына Чжанба Даши Балсан, обеспокоенный сохранением традиции Чжан, принял в ученики Ньариг Дамба Дарчжая из рода «ньа» (gnya' rigs bstan pa dar rgyas). Данное обстоятельство, согласно Дэсрид Санчжаю Чжамцо. привело к смешению двух основ­ных течений передачи медицинских знаний, главным образом «Чжуд-ши»: «традиции наставлений», характеризующей школу Чжан, и «традиции'тэрма», отличающую школу Сур.

Ньариг Дамба Дарчжай принадлежал к роду Ньапа Чойбсана (gnya' pa chos bzang), которого в свое время Тисрондэвцзан привез из Мдо-Кхама и отправил в Индию для изучения наук. Ньапа Чойбсан после многолетней учебы в Индии стал очень образованным ученым. Вернувшись в Тибет, получил от царя титулы «ламчод» (Ыа tnchod) и «лхардже» (Iha rje). Его имя встречается также среди «девяти тибетских ученых врачей». Дэсрид Санчжай Чжамцо сообщает, что у Падмасамбхавы Ньапа Чойбсан выслушал учение Ваджраяны. В «Кхогбуге» приводятся биографические сведения потомков Ньапа Чойбсана, которые продолжали и развивали традицию своего рода «ньа» вплоть до Лхундинпа Легдуб Бала [1, л. 1626-6].

Отец Лхундинпа Легдуб Бала, Гончок Шонну, был личным врачом Тхегчен Чойрдже Кундайпы (1349-1425; theg chen chos rje kun bkras pa). Именно от отца Лхундинпа Легдуб Бал получил первые медицинские наставления согласно линии преемственности рода «ньа».

В то же время наряду с Миинимой Лхундинпа Легдуб Бал был непосредственным учеником Чжанба Намчжал Дагсана. У него он выслушал многочисленные наставления но медицинской теории и присвоено почетное звание «главный ученик» (bu chen).

Два рода - Чжан и Ньа - с именем Лхундинпа Легдуб Бала свя­зывают продолжение традиции передачи своих медицинских знаний. Когда у Лхундинпа Легдуб Бала родился сын, то он обратился к Чжанба Намчжал Дагсану с просьбой дать ему имя. Тот назвал его Падма Сридтхар (padma srid thar). который стал известен под именем Шей раб Балдан (shes rab dpal Idan). Среди его учителей указаны Ванаратна и Тхангтон Чжалбо (1385-1509; thang ston rgyal po). У Ванаратны в 1453 г. Шейраб Балдан получил посвящение в учение Калачакры. а Тхангтон Чжалбо впоследствии стал его духовным отцом.

О Лхундин Гэме - сыне Шейраб Балдана и об отце Ньариг Дамба Дарчжая - говорится лишь то, что он «хранил медицинские традиции и был личным врачом Яручжанбы» (gYas rubyang ba) [i, л. 163а6].

Ньариг Дамба Дарчжай из «рода личных врачей» правителей длительное время изучал у Чжанба Даши Балсана Сутры, Тантры, науки. Наиболее значительно то, что именно Ньариг Дамба Дарчжай, в отличие от предшественников из своего рода «ньа», в полной мере получил «Ньанчжуд-шалше» (snyan brgyud zhal shes) - «устные наставления, не подлежащие письменной фиксации, начиная с риши Манасиджа» [1, л. 16364-5] и хранящиеся в традиции рода Чжан.

В дальнейшем традиция передачи устных наставлений «Ньан­чжуд-шалше» продолжалась по линии отец-сын . Ньариг Дамба Дарчжай передал их сыну Содном Чоймпелу (bsod nams chos 'phel), а он. в свою очередь, своему - Дудци Чжурмеду (bdud rtsi 'gyur med).

Дудци Чжурмед был приглашен в качестве личного врача Таранатхи (1575-1634). Дудци Чжурмед принимал активное участие в издании «Дагдан-Чжуд-ши», предпринятого в монастыре Дагдан (rtag brtan), совмещая обязанности наблюдателя и редактора [1, л. 16363-164а1]. Его перу принадлежит сочинение под названием «Происхождение всех требуемых надобностей практической медицины» (gso dpyad lag len dgos 'dod kun 'byung).

Одним из наиболее ярких представителей школы Чжан является сын Дудци Чжурмеда -Намчжал Дорчже (rnam rgyal rdo rje). Он отличался ученостью во всех областях наук, в частности медицине, и был сведущим в «Чжуд-ши». На тибетскую медицину значительное влияние оказали созданные Намчжалом Дорчже медицинские иллюстрации-станки», отражающие внутреннее содержание «Чжуд-ши», основанные на практических познаниях, подмеченных в их традиции. Дэсрид Санчжай Чжамцо, выслушавший и освоивший традицию Чжан у Намчжала Дорчже, пишет о нем буквально следующее: «В этот период времени было очевидно, что по медицинской доктрине, идентификации растительного сырья, сосудам, анатомии, древу-медицины и по всем остальным предметам медицины [Намчжал Дорчже] не имел равного [себе соперника]. И даже я сам получил [практические] наставления по линиям тела, древу-медицины и прочие устные наставления одной [целостной] традиции» (chig brgyud gyi zhal shes) [1, л. 164а6].

По другим сведениям, Дэсрид Санчжай Чжамцо изучал «Тантру объяснений» и «Тантру наставлений» под руководством Намчжала Дорчже, а также привлек его для создания нескольких листов своего «Атласа тибетской медицины», особенно касающихся древа-медицины, линий тела, сосудов и лекарственных средств [94, с. 20]. Вместе с тем Дэсрид Санчжай Чжамцо не согласился с некоторыми пунктами сосудов, точек и сделал их по-своему. Это относится к топографическим линиям развития эмбриона, сосудов существования, связи и соединения, сосуда жизни. Благодаря Намчжалу Дорчже, Дэсрид Санчжай Чжамцо исправил и отдельные свои ошибки по древу-медицины и топографическим линиям тела.

^ Линия преемственности школы ЧЖАН


Зарождение второй по времени медицинской школы Сур связано с именем Сурхарба Ньамнида Дорчже, известного также под именами Дхарма Свами, ао Чойрдже и т. д. Он родился в роду врачей «gyer dkar» в 1439 г. в восточном Двагпо, в местности Сурхар. Отца звали Ригдзин Пунцог, мать - Кунчжен Даши Намчжал.

Вначале его образованием занимались отец и Дуйкхан-лоцзава Тхома Сера (khrus khang lo tsa ba thog ma se га). Со временем он продолжил обучение у Таглунг Агван Дагбы (г. р. 1418; stag lung ngag dbang grags pa), у тантриста Шара Рабчжамбы (he ru ka'i cha byad can sha rab 'byams pa), Мантон Ванчук Санпо (sman ston dbang phyug bzang po).

Как говорится в «Кхогбуге», когда Сурхарба Ньамниду Дорчже было 10 лет, он в течение трех суток молился Ютогбе, который появился лично и «дал наставления по всем понятиям основной сути текста "Чжуд-ши"» (gso rig rgyud bzhi'i staying tig shog dril). Ввиду заблуждений предшественников, вызванных неверным истолкованием «Чжуд-ши». некоторые места «Ютог-ньинтиг» были искажены. Поэтому Ютогба якобы посоветовал Сурхарба Ньамниду Дорчже испра­вить все эти ошибки.

В 14 лет Сурхарба Ньамнид Дорчже отправил письмо Мииниме, в котором он спрашивал у него: какого он роду-племени; на какие большие теоретические тексты он полагается; что он имеет по экспериментальной части; сколько он написал трактатов; о его возможности приехать в Уй и дать ему наставления как ученику [1, л. 166а4-бЗ]. Миинима в ответном письме ограничился лишь тем. что изложил в стихах свою родословную [1, л, 158а4-181а2].

К 16 годам он был уже сформировавшимся ученым по медицине, готовым к «трем деяниям ученого»: объяснению, дискутированию, составлению сочинений ('chad rtsod rtsom gsum). В данном случае молодость не является показателем его незрелости как ученого. Например, знаменитый Авиценна (980-1037) пишет: «Когда исполнилось мне восемнадцать лет, я закончил изучение всех наук, и после этого ничего нового мне уже не открывалось. Разница в том, что я тогда науки более схватывал налету, а сейчас подхожу к наукам более зрело и знаю их основательнее и яснее» [9, с. XXVI]. Так, к 20 годам Авиценна начал писать свой «Канон врачебной науки», который впоследствии на протяжении шести веков служил источником медицинских знаний в странах Европы.

Дэсрид Санчжай Чжамцо прилагает следующий перечень трудов Сурхарбы Ньамнида Дорчже:

1. «Джева-ринсрел» с приведением полного оглавления из 416 частей (bye ba ring bsrel).

2. Обширный комментарий к «Чжуд-ши» под названием «Разноцветная связка книг» (dpal Idan rgyud bzhi'i 'grel chen pod shal khra mo).

3. «"Белое серебряное зерцало", излагающее общий смысл, или трудные места Тантры» (spyi don nam rgyud kyi dka' gnad rnams la dri tshig dngul dkar me long).

4. «Солнечный луч назидательных изречений» (legs bshad nyi zer).

5. «Послание иноземным врачам» (phyogs kyi sman pa rnams la springs yig).

6. «Обучение полезное всем» (rang gzhan la phan pa'i bslab cha).

7. «О собрании песен и гимнов ваджрной души» (nyams kyi rdo rje'i glu dang bstod tshogs skor).

8. «Комментарий к Калачакре» (dpal dus kyi 'khor lo'i 'grel bshad).

9. «Руководство в области Тантр и Махамудры» (phyag chen dang gcod yul gyi 'khrid yig).

10. «Золотая игла назидательных изречений» состоит из 16 маленьких томиков, касающихся учения Дзогчен (tegs bshad gser thug).

К числу основных заслуг Сурхарба Ньамнида Дорчже относится организация в местности Мнгонга (mngon dga') большого собрания врачей из областей Ньал, Лора. Чжара, Э, Ньанг, Кон, посвященного обсуждению теоретических и практических вопросов медицины [1, л. 17364-6]. Непосредственным результатом этого совещания было создание нескольких работ. Среди них сочинение «Драгоценные формы произрастания или (трактат), разъясняющий лекарственные средства» (rin chen 'khrungs dpe 'am sman ngo gsal byed), в котором описано тибетское сырье растительного происхождения. Подготовке растительного лекарственного сырья, смягчению их грубых, резких свойств, выведению ядов посвящен текст «Сокровищница амриты» (bdud rtsi gter mdzod). В тексте «Категории вкусов: "Железные четки"» (ro skor Icags kyi phreng) рассматривается идентификация растений по вкусам, свойствам, вкусам после переваривания. Скорее всего, эти работы носили справочный, практический характер, очевидно, усиление данной тематики в тот период было весьма необходимо.

Поздняя традиция отмечает вклад Сурхарба Ньамнида Дорчже в разработку практических и теоретических вопросов тибетской медицины, считая, что он «широко раскрыл сто дверей сокровенного учения для всех тибетских врачей» [4, с. 110].

Его деятельность не ограничивалась только медицинской практикой. В соответствии с общетибетской традицией он немалое время уделял изучению и практике буддийских религиозно-философских систем.

Сурхарба Ньамнид Дорчже вел жизнь монаха, не имел жены и детей, хотя не принимал монашеских обетов. Встретившись в 20-летнем возрасте с тантрийским мастером Шара Рабчжамбой, он активно начал заниматься тантрийской практикой йогопатты (stod rjen sgom theg). Практикуя йогу и аскезу, приобрел силу сверхъестественных способностей, для того чтобы принести пользу «устранению препятствий Пути, демонстрировал мистический метод Ригма» (mtshan Idan rig ma gsang ba'i tshul) [1, л. 174al-2].

Сурхарба Ньамнид Дорчже умер в возрасте 37 лет в 1475 г., 15-го числа, месяца «шравана» (июль-август). На кремации присутствовали его младший брат Пончжецзун (dpon rje btsun), племянник Минчжур (tsha bo mi 'gyur), ученики Прагпон (phrag dpon), Цебум (tshe 'bum) и ДР-

У него было «четыре ученика, достигшие совершенства в медицине»: Минчжур Цедан (mi 'gyur tshe brtan), выдающийся в наставлениях; Прагпон Содном Даши (phrag dpon bsod nams bkra shis), выдающийся в деяниях; Кьемба Цебум Дорчже (skyem pa tshe 'bum rdo rje), выдающийся в практике, и Личунг Бадмажаб (И chung padma skyabs), выдающийся в комментариях. Кроме того, указываются, правда без имен, «восемь учеников, получивших благословение», «шестнадцать учеников, обладающих ясным умом», «двадцать учеников, добившихся известности», «шестнадцать названных учеников» (bla dwags can kyi slob ma).

Согласно линии преемственности школы Сур, его ученики Минчжур Цедан и Личунг Бадмажаб не имели прямых преемников. Основными продолжателями традиции стали Прагпон Содном Даши и Цебум Дорчже, о которых нет сведений. Об ученике последнего -Лата Цеванге (Ыа rta tshe dbang), или Кьемба Цеванге, Дэсрид Санчжай Чжамцо сообщает лишь названия его 5 работ, из которых 4 сочинения составляют комментарии к «Чжуд-ши»:

1. Комментарий к «Танре основ» под названием «Сияние сущности» (rtsa rgyud la 'grel ba snying bo snang).

2. Комментарий к «Тантре объяснений» - «Солнце значений слов» (bshad rgyud la tshig don nyi ma).

3. Комментарий к «Тантре наставлений» - «Камадхену счастья» (man rgyud la bde ba'i 'dod 'jo).

4. Комментарий к «Дополнительной Тантре» - «Разъясняющая практику» (phyi rgyud la lag len gsal byed).

5. «Медицинская практика» (sman dpyad lag len). Наряду с Кьемба Цевангом, учеником Кьемба Цебума был Чжарпо-панчен (byar po pan pan chen). Свое имя Чжарпо-панчен получил у 7-го карманы Чойдаг Чжамцо (Ц54-1506; karma pa chos grags rgya mtsho), у которого его отец Цожед Падма Гарбо ('tsho byed padma dkar po) был личным врачом и учителем по медицине.

Чжарпо-панчен родился на юге Чжар в роду Дансрон Дондубдара (drang sroh don grub dar), ученика Двагман Дорчже Чжалцана (dwags sman rdo rje rgyal mtshan), последователя тибетской буддийской школы Карчжудпа. Деятельность Чжарпо-панчена характеризуется распространением медицинской науки на юге Тибета. Он написал историю медицины под названием «Золотой колос назидательных изречений» (khog 'bugs legs bshad gser gyi snye ma); комментарий к «Чжуд-ши» (rgyud bzhi ga'i 'grel ba); гарчак к «Джева-ринсрел», созданного Сурхарба Ньамнидом Дорчже. Основным преемником Чжарпо-панчена назван Давай Вангпо (zla ba'i dbang po).

В это же время параллельно развивалась другая линия школы Сур, идущая от Прагпон Соднома Даши, к одному из его главных учеников - Цомад-ханчену (mtsho smad mkhan chen). Ц о м а д -х а н ч е н родился в Тодлунг Лангдоне (stod lung glang grong) в роду «каба». Из этого рода происходили некоторые министры тибетского царя, многие ученые, например, Каба Балцег (VIII в.; ska ba dpal brtsegs). При рождении был назван Каба Шакья Ванчуг (ska ba shakya dbang phyug) в честь Каба Шакья Ванчуга. ученого из его рода времени Атиши (982-1054). После того, как стал настоятелем монастыря Цомад-лхаканг, назывался Цомад-ханченом - «великий настоятель монастыря Цомад».

Цомад-ханчен с раннего возраста обучался традиционным тибетским наукам. У Прагпон Соднома Даши учился медицине и достиг больших успехов. Среди медицинских работ, созданных Цомад-ханченом, названы:

1. «История медицины под названием "Белое серебряное зерцало назидательных изречений"» (khog 'bugs legs bshad dngul dkar me long).

2. Комментарий к «Дополнительной Тантре»-«Ясный светильник трудных мест» (phyi rgyud 'grel ba bka' gnad gsal sgron).

3. «"Аштанга-хридая-самхита", сведенная в подробное практическое руководство» (lag len snar 'khrid du sdebs pa snying po bsdus pa).

Его ученик - Лангбу Чойрдже (glang bu chos rje), о котором ника­ких сведений в «Кхогбуге» не приводится, обучал медицине самого яркого представителя школы Сур - Сурхарба Лодоя Чжалбо (zur inkhar ba bio gros rgyal po), принадлежащего к роду основателя школы Сурхарба Ньамнида Дорчже.

Знаменитый преемник Сурхарба Лодой Чжалбо родился в 1509 г. При рождении ему дали имя Цедан Чжал (tshe brtan rgyal). После принятия монашеских обетов у Карма Принлайпы (karma 'phrin las pa) получил имя Балдан Дондуб Намчжал (dpal Idan don grub rnam rgyal). У 8-го кармапы Мичжид Дорчже (1507-1554; karma pa brgyad pa mi bskyod rdo rje) - Легшад Цол, а у 4-го шамарпы Чойдаг Ешей (1453-1524; shwa dmar pa chos grags ye shes) или же у 5-го шамарпы Гончог Йанланга (1525-1583; dkon mchog van lag) по­лучил имя Лодой Чжалбо, которое закрепилось за ним на всю жизнь. Надо полагать, что Сурхарба Лодою Чжалбо были переданы специфические посвящения. «Подобное обилие различных имен у одного и того же лица объясняется тем, что в Тибете существует обычай принимать новые имена при посвящении в отдельные системы тантр и пр.» [34, с. 175-176].

К сожалению, авторы статьи «Намтхар Зуркха Лодо Гьалпо» (Биография Сурхарба Лодой Чжалбо) допустили неточность в переводе слова legs bshad tshol. На самом деле Легшад Цол - имя, а не предмет «изящной словесности», который якобы изучал Лодой Чжалбо у 8-го кармапы Мичжид Дорчже [95, с. 27]. В этой статье пишется, что «неясно, когда Лодо Гьалпо поступил на кармапинский философский факультет монастыря Легшелинг в Цхурпу» [95, с. 27], но в «Кхогбуге» определенно указано: «После принятия монашества у Карма Принлая, изучал философию в монастырской школе Легше-линга» [1, л. 17563].

С малых лет Сурхарба Лодой Чжалбо обучался всем «десяти наукам». Он, следуя традиции своего рода, главным образом занимался медициной, но отводил время и другим наукам. Так. у Чогло Ринчена Даши он слушал поэзию. Впоследствии Сурхарба Лодой Чжалбо даже написал сочинение по поэтике под названием «Зеркапьное зерцало» (me long ma'i me long). В «Кхогбуге» сказано также, что он занимался практикой учения Махамудры.

У своего непосредственного учителя по медицине Лангбу Чойрдже он получил посвящение в «"Ютог-ньинтиг" - внутреннюю, сокровенную суть "Чжуд-ши"» [95, с. 28], а также выслушал наставления по «Чжуд-ши», «Джева-ринсрел» Сурхарба Ньамнида Дорчже и многие другие тексты.

Сурхарба Лодой Чжалбо в числе первых деятелей школы Сур получил медицинские наставления у представителей школы Чжан, что свидетельствует об отсутствии соперничества между двумя медицинскими школами. По свидетельству «Кхогбуга», Сурхарба Лодой Чжалбо обнаружил много неясных мест в сочинениях школы Чжан. Поэтому он выслушал наставления у представителей данного рода, близких учеников учителя-основоположника (sku mched), начиная с Чжанба Даши Балсана, таких так Понцан Пандарба (dpon tshang phan dar ba), Нгари Чагман Ринчжалгхи Бонбо (mnga1 ris phyag sman rin rgyal gyi dpon po), Гугепа Ana Церинг (gu ge ba a' pa tshe ring). В частности, в Сакья Мандоне (sa skya sman grong) у представителей династии личных потомков Брангти получил наставления по «Аштанга-хридая-самхите» Вагбхаты, его автокомментарий к этому тексту, «Да-зер» Чандранандны, «Чжалаг-чочжад» Ютогбы-младшего, «Сер-бре», «Днгул-бре».

Сурхарба Лодой Чжалбо, познакомившись с работами Ютогбы, «правильно раскрыв значение слов "Ютог-ньинтига", понял, что нужно искать книгу, (написанную) Ютогбой» [1, л. 176а2]. После продолжительных поисков в местности Ньанг-Мад ему удалось обнаружить рукопись Ютогбы «Чжуд-ши-Серчан» (rgyud bzhi gser mchan). По свидетельству Пасанг Ендона, это произошло в 1542 г. [4, с. 113].

Особое внимание Дэсрид Санчжай Чжамцо уделил литературной деятельности Сурхарба Лодоя Чжалбо. В общей сложности им, согласно «Кхогбугу», составлено 21 сочинение по медицине:

Комментарий к «Чжуд-ши» под названием

1. «Мейпо-шаллунг» (Личные наставления предков) (mes po'i zhal lung).

2. Биография Сурхарба Ньамнида Дорчже (mnyan nyid rdo rje'i rnam mar 'gog pa med pa'i yi ge'i gtam chen po).

3. «Авторский ответ: Завещание старцев - свет молнии темной ночью» (rang tan rgan po'i kha chems mtshan mo mun nag gi glog 'od Ha bu).

4. «Новое море веры, молящей о полном освобождении» (mam thar gsol 'debs dad pa'i rol mtsho gsar ba).

5. «Избавление страданий и мучений призывами к состраданию для риши» (drang srong rnam gnyi la thugs rje bskul ba mya ngan gdung sel).

6. Гарчак «Джева-ринсрел» - «Очарование мудрецов» (bye ba ring srel gyi dkar chag mkhas pa'i yid 'phrog).

7. Дополнение (к «Джева-ринсрел») «Прекрасный цветок веры» (de'i lhan thabs dad Idan snyim pa'i me tog);

8. Ответ поучениям Чжанбы -(("Женьшень", или "Перун Инд-ры">> (byang ba'i bka' sgrub gyi lan dkar po chig thub bam dbang po'i lag nyal).

9. «Светильник, освещающий различие между наставлениями "Чжуд-ши" и их толкованием в щастрах» (rgyud bzhi bka' dang bstan bcos rnam par dbye ba mun sel sgron me).

10. «Таблица лекарственных вкусов, свойств, (вкуса) после переваривания» (sman gyi po nus zhu rjes kyi re'u mig).

11. «"Манговое дерево'" - вопросы Гончог Пандару» (gong sman dkon nichog phan dar la dri ba tsu ta'i khri shing).

12. «"Пристань ясного ума" - вопросы к Панам Цожед Кунлегпе» (pa snam 'tsho byed kun legs par dri ba bio gsal 'jug ngogs).

13. Ответ «Извержение назидательных изречений» (dris lan legs bshad skyug pa).

14. «Море солнечного блеска в капле лунного (света)» (zla thigs nyin byed 'od mtsho).

15. «Пробудившийся гром» (dbyar skyes rnga sangs).

16. «Несколько (способов) устранения изъянов камфоры, шафрана, белого сандала и т. д.» (ga bur gur kum a kar tsan dan sogs kyi skyon sel).

17. Устранение ошибок в колофоне «Чжуд-ши» (rgyud bzhi par bkod mjug rtsom gyi skyon sel).

18. «О пользе кипяченой воды» (chu skol gyi rnam bshad).

19. Ответ на вопросы Паньюлги-манпа Лунгкхама Лангби «Искра летнего солнца» ('phan yul gyi sman pa rlung khams langs pa'i dris lan dbyar nyi'i zhun thigs).

20. Ответ на вопрос о ману (ma nu'i dri lan).

21. История медицины - «Представление, радующее всех мудрецов» (khog 'bugs drang srong kun tu dka1 ba'i zlos gar).

Названия работ Сурхарба Лодоя Чжалбо говорят об исключительной широте его интересов: от разрешения практических и теоретических проблем медицины до полемики с другими врачами, которые, как правило, были представителями школы Чжан.

О создании Сурхарба Лодоем Чжалбо известного комментария к «Чжуд-ши» «Мейпо-шаллунга» Дэсрид Санчжай Чжамцо кратко передает: «Правитель Ванчжал Дагба создал ему благоприятные условия, и [Сурхарба Лодой Чжалбо] в течение четырех лет написал "Мейпо-шаллунг", комментирующий Тантру Основ и Тантру объяснений» [1, л. 176аЗ]. Составление комментария на Дополнительную Тантру, предпринятое им, а также его «История медицины» - остались незаконченными [1, л. 17765]. Впоследствии над завершением этих сочинений работали Намлин-панчен и Дармо-марамба Лобсан Чойдаг [4, с. 116].

Приведенный список медицинских трудов Сурхарба Лодоя Чжалбо представлен в статье «Намтхар Зуркхар Лодо Гьалпо» (Биография Сурхарба Лодой Чжалбо). В этот перечень нами не включена одна работа, поскольку она не относится собственно к произведениям Лодой Чжалбо. Это касается «Датан-Чжуд-ши», которую он редактировал и издавал. Дэсрид Санчжай Чжамцо приводит любопытную историю о поисках Сурхарба Лодоем Чжалбо мецената для издания «Датан-Чжуд-ши». Вначале он обратился к Ринпунскому правителю Агван Чжигден Дагбе. Тот обещал помочь в издании, но не сдержал слова. Затем Сурхарба Лодой Чжалбо обратился к Депа Ярчжабпе (sde pa yar rgyab pa), который и помог издать «Датан-Чжуд-ши». Согласно Пасанг Ендону. ксилографирование началось в 1556 г. и завершилось в 1572 г. [4, с. 114]. Выше упоминалось, что переиздание «Датан-Чжуд-ши» с колофоном Далай-ламы V состоялось в 1662 г.

У Сурхарба Лодоя Чжалбо, как и у Кьемба (Лата) Цеванга, не было прямых учеников.

Дэсрид Санчжай Чжамцо, продолжая изложение традиции школы Сур, называет имя Цожед Лодой Дамбы, ученика преемника Чжарпо-панчена - Давай Вангпо.

В связи с тем, что Цожед Лодой Дамба был личным врачом правителя Чжидшод его также называли Чжидшод Нао Цожед Лодой Дамба. Другое имя - Риндин Семпа-ченпо Лобсан Чжамцо - он получил после усердного изучения «Ламрима» Цзонхавы (1357-1419). Цожед Лодой Дамба написал две работы: «Ясное зерцало» -комментарий трудных мест Дополнительной Тантры и историю медицины под названием «Украшение мысли мудреца».

Дансрон Данцзин Чжалбо - ученик Цожед Лодоя Дамбы - учился у него в течение 7 лет. Свое имя Дансрон Данцзин Чжалбо получил у панчен-эрдэни IV Лобсан Чжойчжи Чжалцана (1567-1662) после принятия монашеского обета гении. Обучался у Двагпо Цожед Карма Кунпана, который отправил его в Чжидшод около Лхасы, предсказывая, что там он встретится с «"держателями потока" медицинской доктрины» [1, л. 17961].

Доса Найдан дал Дансрон Данцзину Чжалбо практические наставления по укалыванию сердца, почек и т. д. После излечения Далай-ламы IV Ендон Чжамцо (1589-1616) он был приглашен в качестве личного врача Далай-ламы. У Чойчжал Даши Тобчжала, представителя школы Чжан, получил посвящение в «Ютог-ньинтиг». Дэсрид Санчжай Чжамцо отмечает, что Дансрон Данцзин Чжалбо «стал махатмой учености и святости в медицине», но не называет ни одной его работы.

Основными его преемниками, кроме его ученика Лингтод Чойрдже Лобсан Чжамцо, были сыновья: старший Чжаннгой Нангсо Дарчжай и младший Шанпан Вангпо, который умер молодым.

Чжаннгой Нангсо Дарчжай был личным врачом Далай-ламы V и верховных священнослужителей в Уй. Кроме этого, он занимался преподавательской деятельностью в медицинской школе в Лхаванг Чогту, основанной им по распоряжению Далай-ламы V. Из учеников школы, успешно сдавших экзамен по «Чжуд-ши», преемни­ками Чжаннгой Нангсо Дарчжая стали: Брагджугпа, Лхагсам, или Сумга, Дармо-марамба Лобсан Чойдаг, который удостоился стать личным врачом Далай-ламы V.

Чжаннгой Нангсо Дарчжай передал традицию медицинских знаний своим сыновьям: П о н ц ан Чжанг'ойпа и Манчжал Цевангу. Лингтод Чойрдже Лобсан Чжамцо, ученик Дансрон Данцзин Чжалбо, образовал свою линию передачи знаний, в которой называются Мангом Бранчжайпа Гарванг, Къабдаг Ломчог Дорчже, Далай-лама V.

В период между XVI-XVII вв. постепенно сформировывается стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, передаваемых внутри этих школ, то для Чжан типичен метод «Ньанчжуд-шалше», для Сур - «Ютог-ньинтиг». Начиная с Сурхарба Лодоя Чжалбо, с получением им наставлений школы Чжан, практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи знаний. На это указывает то, что представитель школы Чжан Чойчжал Даши Тобчжал передал знания «Ютог-ньинтиг» последователю школы Сур Дансрон Данцзину Чжалбо.

К концу XVII в. именно это обстоятельство позволило Дэсрид Санчжаю Чжамцо объединить эти школы без особых затруднений; этому способствовало и его высокое государственное положение, в то время единовластно управлявшего Тибетом. С основанием в 1696 г. медицинского центра Чагпори началась унификация всех медицинских традиций Тибета.

Несмотря на длительность «раздельного» существования медицинских школ Чжан и Сур, приведенные сведения позволяют говорить об общем характере их развития. Во многом это объясняется тем, что в школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, особых доктринальных дискуссий между ними. Не менее существенно и то, что школы развивались неизолированно, представители этих школ обучались друг у друга. Показательно в этом плане обращение за наставлениями к Мииниме, непосредственному преемнику Чжанба Намчжал Дагсана, основателя школы Сур - Сурхарба Ньамнида Дорчже.

Различия между двумя школами незначительны. Это, прежде всего, различия регионального характера (как выше отмечалось, другое название школы Чжан - «Северная», а Сур - «Южная»), расхождения по практическим вопросам, например, «в идентификации определенных растений, в квалификации и особенностях практики врачей» [1, л. 191аЗ-4], а также стиле танок - иллюстративных комментариев к положениям «Чжуд-ши», обе школы признавали первенствующее значение «Чжуд-ши».

Вместе с тем следует признать, что главное отличие - разработка своих комментаторских традиций на «Чжуд-ши». Подобная «конкуренция» способствовала обогащению теории и практики тибетской медицины и послужила основой для ее будущего успешного развития. Вклад этих школ в тибетскую медицинскую науку многими исследователями признается равнозначным.


-predvizhdate-li-promyana-v-ostareliya-park-na-gradskiya-transport-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
-prezentaciya-proekta-logistics-in-frozen-food.html
-pri-raskritii-dannih-voprosov-sleduet-ispolzovat-kraevedcheskij-material-samarskaya-oblast.html
-priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-kotoraya-sostoitsya-na-baze-fakulteta-nachalnih-klassov-dagestanskogo-gosudarst.html
-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-13.html
-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-48.html
  • knigi.bystrickaya.ru/registracionnij-td-i004tip-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-54-01-04-metrologicheskoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-bitva-polov-richard-dokinz.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-chernikov-sistemnaya-semejnaya-terapiya-integrativnaya-model-diagnostiki-moskva-nezavisimaya-firma-klass-2001-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/hezbolla.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malchika-vestnika-bolshe-ne-zhdite-arstvenno-konfessionalnih-otnoshenij-i-prava-grazhdansko-pravovaya-i-ugolovno-pravovaya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-marketingovie-strategii-dlya-organizacij-sferi-uslug-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-10-koncepcii-zdorovya-bioetika-2-chasa-rekomendacii-zadaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-specialnostyam.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ris-23-shema-pryamotochnogo-proizvodstva-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-visshih-i.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vipolnenii-programmi-razvitiya-selskogo-hozyajstva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olimpiadnie-zadachi-po-matematike-chelovek-obshestvo-nauka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-14-zakon-rb-o-sanitarno-epidemicheskom-blagopoluchii-naseleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-praktika-funkcii-celi-i-zadachi-pedagogicheskoj-praktiki-uchebnaya-programma-pedagogicheskoj-praktiki-po-mpf.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rm-nurtdinov-ekonomicheskie-nauki.html
  • literature.bystrickaya.ru/dohod-i-subektivnoe-ekonomicheskoe-blagopoluchie-s-l-rubinshtejna-15-16-oktyabrya-2009-g-otvetstvennij-redaktor.html
  • education.bystrickaya.ru/3-alternativi-i-ugolovnoe-pravo-rossii-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-alternativnie-vidi-nakazaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-radiotelefoni-uchebnie-voprosi-telekommunikacii-i-kompyuternie-tehnologii-v-svyazyah-s-obshestvennostyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/smertelnoe-trahane-rasskazi-34.html
  • school.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-51.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razreshenie-cenzuri-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-anne-mcallister-call-up-the-wind.html
  • studies.bystrickaya.ru/22-organizacionnaya-struktura-reinzhiniring-kreditnih-organizacij-upravlencheskaya-analiticheskaya-razrabotka.html
  • student.bystrickaya.ru/11-oplata-truda-garantii-i-kompensacii-yavlyaetsya-fundamentalnoj-dlya-dalnejshego-izucheniya-trudovogo-prava-ponyatie.html
  • esse.bystrickaya.ru/prozhivayushie-v-etom-rajone-zhiteli-regulyarno-obrashalis-s-zhalobami-v-prefekturu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neizvestnaya-istoriya-chelovechestva-stranica-22.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vidi-turizma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kak-mikrofinansirovanie-otlichaetsya-zdes-ot-ostalnoj-chasti-mira-liman.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-klyuchevie-gruppi-obshestvennosti-v-sfere-predostavleniya-cifrovih-fotouslug.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernaya-stranica-29.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadanie-3-uchebnoe-posobie-yakutsk-2011-rekomendovano-dv-rumc-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-medicinskih-vuzov-regiona.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-prilozheniya-proekt-predlagaemih-programmi-i-byudzheta-na-dvuhletnij-period-2012-2013gg-predstavlen-generalnim-direktorom.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-s-i-v-gyote-faust-der-tragdie-erster-teil-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-ustrojstva-i-principa-raboti-monterskgo-probnika.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-proekt-evropejskogo-soyuza-i-programmi-razvitiya-oon-borba-s-torgovlej-zhenshinami-v-respublike-belarus.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernoe-tematicheskoe-planirovanie-k-kursu-russkij-yazik-primernie-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-chast.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/z-a-k-l-yu-ch-e-n-i-e-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-funkcionirovaniya-elementov-bortovogo-ergaticheskogo-kompleksa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.