.RU

§ 8. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - Курс международного частного права. Общая часть. М., 1973. С. 11-60; Лунц Л. А; Марышева...


§ 8. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1. В гражданских правоотношениях с иностранным элементом важное значение имеет деятельность нота­риата. Количество нотариально оформляемых в России документов, предназначенных для их использования за границей, с каждым годом увеличивается. В РФ нота­риальные действия осуществляют нотариусы, работаю­щие в государственных нотариальных конторах или за­нимающиеся частной практикой, а также в определен­ных случаях иные органы. За границей совершение нотариальных действий возлагается на консульские уч­реждения Российской Федерации.

Основы законодательства РФ о нотариате от 11 фев­раля 1993 г. каких-либо ограничений для обращения к нотариусам для иностранных граждан и юридических лиц не устанавливают. Нотариусы совершают нота­риальные действия в интересах всех обращающихся к нам физических или юридических лиц.

В функции нотариальных, контор входят: удостове­рение документов, предназначенных для их действия за границей (в частности, доверенностей); принятие документов, составленных за границей; осуществление действий, связанных с охраной находящегося на тер­ритории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающе­гося иностранному гражданину после смерти граждани­на России; обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, и т. д.

В Основах законодательства РФ о нотариате пре­дусмотрена возможность применения нотариусами норм

388

иностранного права. Нотариусы принимают докумен­ты, составленные в соответствии с требованиями между­народных договоров, а также совершают удостовери-тельные надписи в форме, предусмотренной законода­тельством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ (ст. 104).

Консульские учреждения РФ за границей совершают целый ряд нотариальных действий (принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свиде­тельства права на наследство, свидетельствуют вер­ность копий документов и выписок из них, совершают морские протесты и т. д.). Они, в частности, удостове­ряют сделки, однако кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации (ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате).

В порядке, определяемом российским законодатель­ством и международными договорами РФ, нотариусы могут обращаться к иностранным органам юстиции с по­ручениями о производстве отдельных нотариальных действий. В свою очередь, они исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных органов юстиции о производстве отдельных нота­риальных действий, за исключением случаев, когда:

1) исполнение поручения противоречило бы суверени­тету или угрожало бы безопасности РФ; 2) исполнение поручения не входит в компетенцию государственных нотариальных контор РФ.

Исполнение поручений иностранных органов юсти­ции о совершении отдельных нотариальных действий производится на основе российского законодатель­ства.

2. Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других госу­дарств или от них исходящие, принимаются государ­ственными нотариусами и другими российскими орга­нами при условии их легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Легализация может, например, состоять в том, что консул РФ в соответствующем иностранном государстве делает на документе специальную надпись, которая удо­стоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульские легализации

389

заключаются не только в установлении и засвидетель­ствовании подлинности подписей, но и в удостоверении соответствия документов и актов законам государства пребывания (ст. 55 Консульского устава СССР). Ле­гализация может требоваться и при направлении за границу документов, выданных российскими органами.

Для РФ действует Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации иностран­ных официальных документов. В ней участвуют 36 госу­дарств, в том числе США, Франция, Англия, ФРГ и др. СССР присоединился к конвенции, в 1991 году. Суть ее состоит в том, что вместо последовательных операций по оформлению легализации предусматривается выпол­нение единственной формальности — проставления так называемого апостиля органами государства, выдавшего документ, являющегося своего рода удостоверительной надписью на документе, единой по форме для всех госу­дарств-участников. Апостиль проставляется в РФ Ми­нистерством юстиции, МВД, Прокуратурой и Архивным ведомством. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Зна­чение конвенции состоит в том, что она облегчает и упро­щает процедуру оформления тех документов, касаю­щихся прав граждан, которые должны представляться в зарубежные организации.

Без легализации документы, составленные за гра­ницей, принимаются нотариусом и иными органами в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и международными договорами РФ.

Не требуется легализации в отношении документов, передаваемых в связи с оказанием правовой помощи в соответствии с договорами, заключенными СССР и с рядом других стран, а также в некоторых других случаях (например, не требуется на основе взаимности легали­зации документов, прилагаемых к заявкам на изобрете­ния, подаваемым в СССР и Великобритании). Все эти соглашения действуют для РФ.

Вопросы, касающиеся доверенностей, имеют суще­ственное практическое значение в обеспечении эффек­тивной защиты прав и интересов иностранных граждан и юридических лиц в РФ, а также российских граждан и организаций за рубежом. К доверенностям применяются положения гражданского законодательства о договоре

390

представительства, а в отношении представительства в суде действуют положения гражданского процессуаль­ного законодательства.

Коллизионные вопросы доверенностей регулируются ст. 165 Основ гражданского законодательства 1991 го­да. Эта статья предусматривает, что «форма и срок дей­ствия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблю­дения формы, если последняя удовлетворяет требова­ниям советского права».

В определенных случаях от иностранцев требуется обязательное представление доверенностей (например, при ведении дел по получению в РФ патентов). В дру­гих случаях в РФ выдаются доверенности, предназначен­ные для совершения действий за границей.

Российское законодательство устанавливает, что кон­сул без доверенностей осуществляет функции по пред­ставительству. В соответствии со ст. 29 Консульского устава СССР «консул имеет право без особой доверен­ности представлять в учреждениях государства пребы­вания граждан СССР, если они отсутствуют и не пору­чили ведение дела какому-либо иному лицу или не в состоянии защищать интересы по другим причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока пред­ставляемые не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов».

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какие процессуальные права предоставляются иностранцам в РФ?

2. Каково процессуальное положение иностранного государства?

3. Как устанавливается содержание иностранного права?

4. Какой порядок предусмотрен договорами о право­вой помощи для исполнения судебных поручений?

5. В каких случаях в РФ могут исполняться решения иностранных судов и какой порядок установлен для принудительного исполнения таких решений?

391

ГЛАВА 18

^ РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В ПОРЯДКЕ АРБИТРАЖА

8 1. Понятие арбитража и виды третейских (арбитражных) судов. § 2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских орга­низаций. § 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров. § 4. Признание и исполнение арбитражных решений

ЛИТЕРАТУРА

Лунц Л. А. Международный гражданский процесс.— С. 140—181;

Лебедев С. Н. Международный торговый арбитраж.— М., 1965;

Лебедев С. И. Международное сотрудничество в области коммерче­ского арбитража.— М., 1979; Рамзайцев Д. Ф. Внешнеторговый ар­битраж в СССР.— М., 1957; Хлест ова И. О. Арбитраж во внешнеэко­номических отношениях стран — членов СЭВ.— М., 1980; Мина-ков А. И. Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров.— М., 1985; Лебедев С. Н. Междуна­родный коммерческий арбитраж: компетенция арбитров и согла­шение сторон.— М., 1988.

§ 1. ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖА И ВИДЫ ТРЕТЕЙСКИХ (АРБИТРАЖНЫХ) СУДОВ

1. Широкое развитие международных хозяйствен­ных связей, в том числе сотрудничества в области произ­водства, науки и техники между организациями раз­личных государств, делает проблемы арбитражного рас­смотрения споров весьма актуальными.

Организации и фирмы различных стран, заключая контракты, обычно считают, что арбитражное разбира­тельство лучше, чем судебное, что примирение сторон лучше, чем обращение к арбитражу, а предотвращение споров еще лучше, чем примирение. Однако не всегда можно предотвратить споры, урегулировать возникший

392

между сторонами конфликт путем непосредственных пе­реговоров. Поэтому для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гаран­тирующих объективное и компетентное разрешение воз­можных споров. Особенно важным является определение подсудности споров в порядке арбитража при таких длящихся отношениях сторон, как отношения по произ­водственному сотрудничеству, кооперации, сотрудниче­ству при проведении научно-исследовательских и проект-но-конструкторских работ, в лицензионных отношениях. В условиях современной научно-технической революции все время расширяется круг отношений, споры по кото­рым передаются сторонами на рассмотрение арбит­ражных судов.

Четкое определение порядка рассмотрения воз­можных споров, создание тем самым определенных га­рантий выполнения обязательств сторон призваны спо­собствовать развитию на взаимовыгодной основе эко­номических отношений между странами.

Быстрое и справедливое разрешение споров способ­ствует расширению и облегчению торговли и сотруд­ничества. В подавляющем большинстве сделок, заклю­чаемых отечественными организациями и фирмами дру­гих стран, предусматривается арбитражный порядок разрешения споров.

Под третейским (арбитражным) судом понимается суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Состав суда определяется сторонами. В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третей­скому суду происходит на основании соглашения сторон.

Для организаций и фирм, ведущих торговые и иные операции, рассмотрение споров в порядке арбитража имеет существенные преимущества по сравнению с судеб­ным порядком. Преимущества эти состоят прежде всего в непродолжительности, по сравнению с обычными суда­ми, срока рассмотрения дел, в том, что решения арбитра­жа не подлежат обжалованию, а также в относительной (по сравнению с судами) дешевизне. Последнее нема­ловажно, если учесть, что в западных странах расходы на ведение процесса, в том числе на адвокатов, обычно весьма высоки. Большим достоинством арбитража яв­ляется компетентность третейских судов, поскольку арбитры избираются из числа специалистов. Наконец^ с

393

точки зрения организаций и фирм, существенным пре­имуществом представляется то, что третейский суд обыч­но заседает негласно.

Третейские суды, рассматривающие споры в области торговых и иных экономических отношений, возникаю­щих между организациями и фирмами различных государств, следует отличать от третейских судов, кото­рые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права. Вместе с тем третейские (арбитражные) суды, рассматривающие спо­ры только по правоотношениям с иностранным элемен­том, следует отличать от системы арбитражных судов, разрешающих в РФ и в других странах споры главным образом между хозяйственными организациями внутри страны. В отношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными организациями и фирмами, обычно при­меняется понятие международного коммерческого ар­битража.

Принятый в 1993 году в России в этой области закон называется Законом «О международном коммерческом арбитраже».

2. Для передачи спора на разрешение третейского суда требуется так называемое третейское, или арбит­ражное, соглашение. Это соглашение сторон о том, что споры, которые уже возникли или возникнут в будущем между сторонами, будут переданы ими на рассмотрение третейского суда. Такое соглашение может быть включе­но в договор, например в контракт о купле-продаже това­ров. Условие контракта об арбитраже получило наиме­нование «арбитражная оговорка», В оговорке стороны обусловливают, что возможные споры будут разрешать­ся в порядке арбитража, и определяют, в каком именно арбитражном суде. На практике часто применяются типовые арбитражные оговорки, которые обязательны для сторон лишь в случае их прямо выраженного согла­сия на это.

Особенностью заключенного арбитражного соглаше­ния является то, что оно обязательно для сторон и уклониться вт передачи спора арбитражу они не могут. Обычный суд, как правило, не вправе ни отменить арби­тражное соглашение, ни пересмотреть по существу ре­шение арбитража. Это правило получило признание в

394

законодательстве и судебной практике различных госу­дарств.

Во внешнеторговой практике часто возникает вопрос о юридической силе арбитражного соглашения, на основа­нии которого рассмотрение дела в порядке арбитража должно иметь место за границей.

Во Франции, например, признаются арбитражные соглашения, причем такое соглашение дает основание сделать в суде возражение, направленное на прекраще­ние судебного рассмотрения дела. Для принудительного исполнения иностранного арбитражного решения тре­буется распоряжение председателя гражданского суда по месту его исполнения, который рассматривает лишь формальную правильность решения и допустимость ис­полнения с точки зрения французского публичного по­рядка. Аналогичным образом решается этот вопрос в ФРГ.

В Великобритании по Акту об арбитраже 1950 года суд может приостановить дело, начатое в суде вопреки арбитражному соглашению, если найдет для этого достаточное основание. Тот же акт устанавливает, что иностранное арбитражное решение подлежит прину­дительному исполнению в Великобритании, если оно состоялось на основе действительного арбитражного соглашения.

В США принцип признания юридической силы ар­битражных соглашений лишь с трудом пробивает себе путь. Особенно неопределенным является решение вопроса о юридической силе соглашений, предусматри­вающих рассмотрение спора за рубежом.

В судебной практике США имели место случаи, когда соглашение о подведомственности спора внешнеторго­вому арбитражу в Москве служило основанием для от­каза в рассмотрении иска в суде. Можно привести такой пример.

Американская фирма «Кемден фибр миллс» заключила контракт с организацией «Амторг», осуществлявшей операции по торговле между СССР и США (см. гл. 5), в котором, в частности, было пре­дусмотрено, что все споры с исключением подсудности общим судам подлежат рассмотрению в порядке арбитража. Несмотря на наличие такой арбитражной оговорки, фирма предъявила иск к «Амторгу» в суде штата Нью-Йорк. «Амторг» заявил, что спор не Может быть пред­метом рассмотрения суда. После длительного рассмотрения в судах штата Нью-Йорк было вынесено решение о том, что иск не подлежит

395

рассмотрению в судебном порядке, поскольку арбитражная оговорка носит обязательный для сторон характер.

Арбитражное соглашение (в том числе и арбитраж­ные оговорки, включенные во внешнеторговый контракт) обладает в отношении сделки юридической самостоятель­ностью, автономностью. Это означает, что действитель­ность арбитражного соглашения не зависит от действи­тельности того контракта, в отношении которого оно было заключено.

Иногда при рассмотрении споров это положение приобретает решающее значение.

В качестве примера сошлемся на решение ВТАК от 9 июля 1984 г. по делу по иску В/О «Союзнефтеэкспорт» к фирме «Джок ойл». Советское объединение подписало с фирмой контракт на поставку истцом ответчику значительного количества нефти и нефтепродук­тов. Ввиду прекращения фирмой, находившейся на Бермудских остро­вах, оплаты части поставленного ей товара дальнейшие поставки были приостановлены. Затем истец на основании арбитражной ого­ворки контракта, предусматривавшей, что все споры будут рассматри­ваться во Внешнеторговой арбитражной комиссии в Москве, обра­тился с иском в этот постоянно действующий арбитражный суд. Ответчик прежде всего ссылался на недействительность контракта, поскольку он был подписан со стороны истца только председате­лем объединения, что явилось нарушением советского законода­тельства (см. гл. 8), согласно которому договоры должны подписы­ваться двумя лицами. Недействительность же контракта, по мнению ответчика, влечет за собой и недействительность арбитражной ого­ворки, устраняя тем самым компетенцию ВТАК по возникшему спору. ВТАК признала контракт недействительным с момента его подписания, но в то же время отклонила возражение ответчика в части, касающейся арбитражной оговорки, и разрешила спор по существу. ВТАК исходила из самостоятельности арбитражной оговор­ки. «Арбитражное соглашение,— указывалось в решении,— может быть признано недействительным лишь в том случае, если в нем будут обнаружены пороки воли (заблуждение, обман и др.), нарушения требований закона, относящихся к содержанию и форме заключен­ного арбитражного соглашения. Таких обстоятельств, приводящих к недействительности арбитражного соглашения, нет, и ни одна из сторон не заявляла о его недействительности, ссылаясь на такие обстоятельства». В итоге ВТАК признала, что арбитражное соглаше­ние «является процессуальным договором, не зависимым от мате­риально-правового договора, и что поэтому вопрос о действитель­ности или недействительности этого договора не затрагивает согла­шения», а последнее само по себе в данном случае юридически действительно.

В основных многосторонних конвенциях по вопросам арбитража, выработанных под эгидой ООН,— Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в испол­нение иностранных арбитражных решений 1958 года и

396

Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года (см. гл. 2) — под арбитражным соглашением понимаются как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или со­держащееся в обмене письмами, телеграммами и т. п. Эти конвенции устанавливают независимо от закона, при­менимого к основному контракту, специальные коллизи­онные правила для определения действительности арби­тражного соглашения. Если же обратиться к нашему за­конодательству, то ст. 2 Положения об Арбитражном су­де при Торгово-промышленной палате предусматривает, что этот суд принимает к рассмотрению споры «при наличии письменного соглашения между сторонами о пе­редаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора. Соглашение о передаче спора на разрешение Арбитражного суда может быть также выра­жено со стороны истца предъявлением иска, а со стороны ответчика — совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции Суда, в частности путем сообщения в ответ на запрос Суда о согласии подчиниться его юрисдикции». Следовательно, наше законодательство не требует для признания дей­ствительности арбитражного соглашения, чтобы оно обя­зательно входило в состав внешнеторговой сделки или подчинялось требованиям, предъявляемым к ней.

Для развития национального законодательства в об­ласти арбитража и обеспечения определенного разно­образия в выборе сторонами контракта процедуры арбитражного разбирательства существенное значение имеет Типовой закон о международном торговом арби­траже, принятый в 1986 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На основе этого Типового закона уже приняты национальные акты в Канаде (для отдельных провинций), Австралии, Ниге­рии, на Кипре, в Латвии и других странах.

Закон РФ о международном коммерческом арбитра­же также основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ.

3. В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотре­ния данного конкретного спора. Стороны сами опреде­ляют порядок создания третейского суда и правила

397

рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (бук­вально — «для этого», т. е. для рассмотрения данного дела).

В отличие от третейских судов ad hoc, постоянно действующие третейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, при торгово-промышлен­ных и торговых палатах.

Характерным для постоянно действующих арбитра­жей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список ар­битров, из которых стороны выбирают арбитров.

Положительное отношение к арбитражу как одному из подходящих способов разрешения споров было выра­жено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства — участники совещания рекомендовали «организациям, предприятиям и фирмам своих стран в соответствующих случаях предусматривать арбитражную оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве или специальных соглашениях». Они предложили также, «чтобы положения об арбитраже предусматривали про­ведение арбитража на основе взаимоприемлемого регла­мента и допускали проведение арбитража в третьей стране, с учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области».

На Венской встрече представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе была подтверждена польза для всех предприятий, особенно мелких и средних, гибких и взаимно согласованных арбитражных" положений с целью обеспечения справедливого урегулирования споров в международной торговле и промышленном сотрудничест­ве. Участники встречи придали «особое значение сво­бодному выбору арбитра, включая председательствую­щего арбитра, и страны арбитража».

4. Международная практика свидетельствует о том, что в последние годы возросло число рассматриваемых в порядке арбитражного разбирательства споров, одной из сторон которых выступает иностранное государство. Так, 30% всех дел, рассматриваемых в соответствии с арбитражными правилами Международной торговой па-

398

латы в Париже, приходится на споры с участием госу­дарства.

Если государство заключило арбитражное соглаше­ние с иностранным юридическим или физическим ли­цом в отношении возможных споров по какому-либо контракту (коммерческой сделке), то это означает, что оно не сможет ссылаться на иммунитет при рассмотре­нии спора не только в арбитраже, но и в суде другого государства, если этот суд в соответствии со своей ком­петенцией будет рассматривать спор о действительности арбитражного соглашения. Наличие арбитражного согла­шения не означает само по себе, что государство отка­залось от иммунитета от предварительного обеспечения или в отношении принудительного исполнения решения арбитража, осуществляемого с помощью суда. Поэтому практика пошла по пути включения в контракты с госу­дарством или государственными предприятиями спе­циальных условий по этим вопросам (отказов от иммуни-тетов).

§ 2. АРБИТРАЖНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Отечественное законодательство признает силу соглашения об арбитраже, заключенного между сторо­нами. Согласно Закону 1993 года, в международный арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешне­торговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприя­тий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. Из этого положения за­кона следует сделать вывод, что наша организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным контрагентом может передать спор как на разреше­ние постоянно действующих в РФ арбитражных орга­низаций, так и на рассмотрение любого иного постоянно-

399

го-йли «изолированного» арбитража. В то же время закон не содержит каких-либо ограничений в отношении места такого арбитража. Свобода выбора сторонами места проведения арбитража не ограничивается.

Этот принцип нашел свое отражение и в ряде между­народных соглашений, например в Соглашении между СССР и ФРГ по общим вопросам торговли и морепла­вания от 25 апреля 1958 г. В ст. 8 соглашения прямо предусматривается обязательство договаривающихся го­сударств давать исполнение на своей территории арби­тражным решениям «независимо от того, были ли они вынесены на территории одного из обоих государств или же на территории третьего государства». В соглашении принцип свободы выбора места проведения' арбитража выражен прямо, а из других договоров и соглашений с иностранными государствами этот принцип с несомнен­ностью вытекает.

2. Постоянно действующими арбитражными орга­низациями в России являются Международный ком­мерческий арбитражный суд (МКАС) (до 1987 г. он назывался Внешнеторговой арбитражной комиссией — ВТАК) и Морская арбитражная комиссия (МАК). Оба арбитража состоят при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и представляют собой общест­венные (а не государственные) арбитражные органи­зации. Аналогичные постоянно действующие третей­ские суды по внешнеторговым спорам имеются и при торговых палатах Венгрии, Польши, Болгарии, а также Украины, Латвии и других государств.

Для рассмотрения спора в порядке арбитража в Ар­битражном суде (или в МАК) необходимо, во-первых, чтобы он относился к тем категориям споров, рассмо­трение которых входит в компетенцию этого арбитража, и, во-вторых, чтобы имелось соглашение сторон о пере­даче спора на рассмотрение данного арбитража.

Как отмечалось выше, в большинстве стран юриди­ческая сила арбитражного соглашения обеспечивается тем, что в случае, если одна сторона, невзирая на арби­тражное соглашение, обратится в общий суд, другая сто­рона имеет право требовать отвода суда, а суд должен прекратить производство по такому делу. Несколько ина­че этот вопрос решен в нашем законодательстве. На основании соответствующих положений Гражданского

400

процессуального кодекса (например, ст. 129 ГПК РСФСР) судья во всех случаях должен отказать в при­нятии искового заявления, если между сторонами за­ключено соглашение о передаче данного спора на разре­шение третейского суда.

Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г. составлен на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ. Он распространяется как на изолирован­ный арбитраж, так и на постоянно действующий. В при­ложении к Закону даны положения о двух постоянно действующих в России арбитражах — Международном коммерческом арбитражном суде и Морской арбитраж­ной комиссии при Торгово-промышленной палате. Таким образом, в соответствии с Законом не создавались какие-то новые арбитражные органы.

Цель Закона состоит в том, чтобы привести положе­ния об этих органах в большее соответствие с совре­менной практикой международного коммерческого ар­битража.

В новом Регламенте, утвержденном Президиумом Торгово-промышленной палаты РФ, учтены положе­ния Закона о международном коммерческом арбит­раже.

Арбитражный суд правомочен разрешать споры, ко­торые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между сторонами при осуществлении внешнеторговых и иных видов между­народных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностран­ными инвестициями между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

Сторонами в споре могут быть любые лица, в том числе и субъекты права одного и того же государства (например, в споре российского предприятия и совмест­ного предприятия, учрежденного в РФ).

Суд принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего воз­никнуть спора, причем соглашение об этом со стороны истца может быть выражено предъявлением иска,

401

а со стороны ответчика —совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции Арбитражного суда, в частности путем сообщения в ответ на запрос суда о согласии подчи­ниться его юрисдикции.

Суд принимает также к рассмотрению споры, подле­жащие его юрисдикции в силу международных согла­шений. Соглашения сторон о передаче спора на рас­смотрение Арбитражного суда не требуется, если он при­нимает к рассмотрению дело, которое стороны обязаны передать на его рассмотрение в силу международного договора. Содержащаяся в контракте арбитражная оговорка признается имеющей юридическую силу не­зависимо от действительности контракта, составной частью которого она является.

Споры разрешаются арбитрами, утверждаемыми пре­зидиумом ТПП РФ на срок 4 года из числа лиц, обла­дающих необходимыми специальными знаниями в обла­сти разрешения споров, рассматриваемых Судом.

При наличии соглашения о передаче спора Арбитраж­ному суду исключается право какой-либо стороны пере­давать спор на разрешение государственного суда или другого арбитража в стране или за рубежом.

Каждое дело рассматривается в Арбитражном суде арбитражем в составе трех арбитров или единоличным арбитром. Образование состава арбитража, а также избрание сторонами единоличного арбитра или назна­чение его осуществляются в соответствии с Регламен­том Арбитражного суда.

В случае, если передача спора на разрешение Арби­тражного суда предусмотрена в контракте, а одна из сто­рон уклоняется от образования состава арбитража по данному делу, председатель Арбитражного суда по просьбе другой стороны принимает меры к образованию состава арбитража.

Вопрос о компетенции арбитража рассматривать конкретное дело по существу решается самим арбитра­жем. Арбитражный суд разрешает споры на основе при­менимых норм материального права, руководствуясь, если спор возник из договорных отношений, условиями договора и учитывая торговые обычаи.

При производстве дел в арбитраже применяются правила Регламента Арбитражного суда, а также отно-

402

сящиеся к международному коммерческому арбитражу положения внутреннего права. В остальном производ­ство дел осуществляется по усмотрению состава арбит­ража при условии равного отношения к сторонам и с тем, чтобы каждой стороне была предоставлена воз­можность надлежащей защиты своих интересов.

Решения суда являются окончательными и не под­лежат обжалованию. Они должны исполняться сторона­ми добровольно и в срок, установленный судом. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, не исполненное стороной, против ко­торой оно вынесено, в течение срока, установленного арбитражем, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами.

Аналогичным образом организована Морская арби­тражная комиссия. В соответствии с Положением о Морской арбитражной комиссии, принятым Верховным Советом РФ 7 июля 1993 г., комиссия разрешает споры по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, мор­ской буксировке судов, спасанию судов; споры, связан­ные с подъемом затонувших в море судов и иного иму­щества; споры, связанные со столкновением судов, с причинением судами повреждений портовым сооруже­ниям, и иные споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского, либо только российского или только иностранного права.

3. В соответствии с законодательством России об обычных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры между хозяйственными организациями внутри страны, иностранные фирмы и граждане-пред­приниматели, которые находятся на территории иност­ранного государства, а также российские организации с иностранными инвестициями вправе обращаться в эти арбитражные суды в случаях, предусмотренных Арби­тражным процессуальным кодексом Российской Феде­рации от 5 марта 1992 г. Это возможно только тогда, когда предусмотрено международным договором или соглашением сторон.

403

В России действует также Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июля 1992 г. Это Положение не распространяется на организацию и деятельность Международного ком­мерческого арбитражного суда при ТПП РФ и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Оно может при­меняться к спорам с участием иностранных фирм, нахо­дящихся на территории другого государства, если это прямо предусмотрено соглашением сторон.

4. Для решения целого ряда вопросов арбитража, в том числе об определении подсудности, большую роль призвана сыграть Европейская конвенция о внешнетор­говом арбитраже от 21 апреля 1961 г.

Статья VI конвенции предусматривает право сторон в арбитражном соглашении обусловливать: а) что их споры подлежат передаче в постоянно действующий арбитраж и тогда арбитражное производство должно состояться в соответствии с правилами этого арбитража или б) что их споры подлежат передаче в арбитраж ad hoc; в таком случае стороны мо1ут, в частности:

1) назначить арбитров или определить порядок, в кото­ром они должны быть назначены; 2) определить место проведения арбитража; 3) обусловить правила арби­тражного разбирательства.

Конвенция предусматривает также определенный порядок формирования состава арбитража ad hoc, определение места и правил производства, если стороны не договорились по этому вопросу или если одна из сторон уклоняется от участия в образовании состава арбитража (участие в решении этих вопросов председа­телей торговых палат, создание специального комитета и т. д.).

В 1966 году Европейская экономическая комиссия приняла Арбитражный регламент, представляющий со­бой рекомендации о процедуре арбитражного разбира­тельства, которые могут применяться, если стороны договорятся о том, что споры будут разрешаться арби­тражем в соответствии с этим регламентом. В том же году Экономической комиссией ООН для Азии и Даль­него Востока были приняты Правила международного торгового арбитража.

Принятый в 1976 году (затем в 1982 г.) Арбитраж­ный регламент ЮНСИТРАЛ также применяется только в

404

том случае, если стороны в договоре в письменной фор­ме согласились на это, причем этот регламент может применяться и с изменениями, о которых стороны до­говорились.

5. Решить вопрос о том, в каком арбитраже и в каком порядке будет разрешен спор, может помочь сторонам договора типовая арбитражная оговорка. В соответствии с международной практикой Торгово-промышленная па­лата заключила с торговыми палатами и арбитражными ассоциациями ряда стран соглашения, в которых реко­мендуется применять типовую арбитражную оговорку. Такие соглашения были заключены с организациями Японии (1956 г.), Италии (1974 г.), США (1977 и 1992 гг.), Индии (1980 г.), Австрии (1982 г.), Белыми (1983 г.). Эти соглашения применяются и в настоящее время.

Рекомендуемая арбитражная оговорка обычно уста­навливает, что арбитражное рассмотрение будет прово­диться в определенном, постоянно действующем тре­тейском суде по месту нахождения ответчика или же в ином арбитраже, созданном для рассмотрения спора в стране ответчика. В частности, типовая арбитражная оговорка, соглашение о которой было достигнуто ТПП с Итальянской арбитражной ассоциацией, предусма­тривает, что споры сторон в зависимости от того, кто является ответчиком, подсудны ВТАК (теперь — Арби­тражному суду при ТПП РФ) или арбитражу при Италь­янской арбитражной ассоциации. Однако истец в любом случае может передать дело на рассмотрение арбитража, организуемого в соответствии с Европейской конвенцией 1961 года и Арбитражным регламентом 1966 года. Пра­вило, согласно которому подсудность рассмотрения спо­ров в порядке арбитража определяется по месту на­хождения ответчика (на основе паритетного принципа), предусмотрено в заключенном между ТПП и Бельгий-ским центром по изучению и применению националь­ного и международного арбитража соглашении об ар­битражной оговорке, рекомендуемой для включения в контракты между российскими организациями и бель­гийскими физическими и юридическими лицами.

В 1992 году Торгово-промышленной палатой РФ и Американской арбитражной ассоциацией (ААА) была подготовлена «Факультативная арбитражная оговорка

405

для использования в контрактах в сфере российско-американской торговли и инвестирования» (были раз­работаны полный и сокращенный тексты оговорки). Она, как и другие оговорки подобного рода, носит сугубо факультативный характер. Это означает, что ого­ворка будет применяться в каждом конкретном случае исключительно по взаимной договоренности сторон. Согласно оговорке, арбитражное разбирательство будет осуществляться в соответствии с Арбитражным регла­ментом ЮНСИТРАЛ, но в случае любого расхожде­ния между этим регламентом и правилами об арбитраже, содержащимися в контракте, стороны будут руковод­ствоваться положениями контракта. Каждая сторона в споре должна назначить одного арбитра, с тем чтобы вто­рой арбитр в случае, если ответчиком будет юридическое или физическое лицо РФ, был назначен Торгово-про­мышленной палатой РФ, а если ответчиком будет юри­дическое или физическое лицо США — Американской арбитражной ассоциацией. В случае, если в 15-дневный срок второй арбитр не будет назначен, он назначается Стокгольмской торговой палатой. Предусмотрена также особая процедура назначения суперарбитра из совмест­ного списка арбитров, составляемого на каждый год ТПП и ААА. Арбитражное разбирательство осуществля­ется в Стокгольме. Предусмотрено, что стороны прило­жат все возможные усилия, чтобы договориться об одном языке арбитражного производства в целях экономии вре­мени и снижения расходов. Однако если это сделать не удается, то будут применяться как русский, так и английский язык.

6. В случае, если выбор материального права самими сторонами не сделан, решение этого вопроса в значи­тельной степени зависит в конечном счете от места рас­смотрения спора. Однако из сказанного не следует, что к сделке будет применено право .места нахождения арбитража. Арбитраж при рассмотрении спора будет применять действующие в этой стране не материальные нормы, а коллизионные. На основании этих коллизион­ных норм будет установлено материальное право, под­лежащее применению к сделке. Шведские специа­листы по международному частному праву прово­дят различие между ситуациями, когда место ар­битража избрано самими сторонами и когда это

406

делают арбитры, независимое учреждение или органи­зация, их назначающая. «В первом случае как практика, так и разум высказываются в поддержку точки зрения о том, что преобладать должны принципы шведского коллизионного права, тогда как в последнем случае шведские нормы будут играть второстепенную роль, а может быть, и вовсе не будут играть никакой роли»,— полагает шведский специалист И. Гиллис Веттер. Сле­довательно, если стороны избрали Швецию местом арбитража, но не договорились относительно права, применяемого к их контракту, «шведские арбитры, как правило, применят шведское коллизионное право для определения применимого материального права».

Аналогичный подход характерен для рассмотрения споров в арбитраже ad hoc. В ряде сделок, заключенных нашими внешнеэкономическими организациями с за­падноевропейскими фирмами, предусматривается рас­смотрение возможных споров в порядке арбитража в Стокгольме. Третейский суд создается для рассмотре­ния конкретного спора. В контрактах оговаривается, что третейский суд выносит решение большинством голосов в соответствии с условиями контракта, действующими международными торговыми обычаями и внутригосу­дарственными правовыми нормами, подлежащими приме­нению согласно принципам международного частного права. Если такой третейский суд будет образован в Стокгольме, то арбитры будут исходить из коллизион­ных норм, действующих в Швеции.

Может иметь место и более сложный случай. В от­дельных контрактах предусматривается, что при не­избрании арбитрами суперарбитра он назначается Тор­говой палатой в Стокгольме из определенных лиц. Мес­том нахождения арбитража в этом случае будет место жительства суперарбитра, и арбитраж тогда будет исхо­дить из коллизионных норм страны места жительства суперарбитра.

Таким образом, рассматривая дело по существу, арбитры обязаны исходить из условий контрактов и учитывать торговые обычаи. Они должны применять право, избранное сторонами, а если стороны не сделали такого выбора — право, подлежащее применению в соот­ветствии с коллизионной нормой, из которой в данном случае будут исходить арбитры. Такой вывод вытекает

407

из положении Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года.

Аналогичным образом рекомендует решать этот вопрос Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Согласно п. 1 ст. 33 этого регламента, «арбитражный суд приме­няет право, которое стороны согласовали как подле­жащее применению при разрешении спора по существу. При отсутствии такого согласия сторон арбитражный суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает приме­нимыми».

Третейский суд в России в соответствии со ст. 28 Закона о международном коммерческом арбитраже будет разрешать споры в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Любое указание на право или систе­му права какого-либо государства должно толковаться судом как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

При отсутствии какого-либо указания сторон третей­ский суд будет применять право, определенное в соот­ветствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.

Во всех случаях третейский суд будет принимать решение в соответствии с условиями договора и с уче­том торговых обычаев, применимых к данной сделке.

Приведенные положения свидетельствуют о том, что в современных условиях широкого развития международ­ного сотрудничества действие коллизионного принципа «кто выбирает суд, тот выбирает и право» (qui elegit juridice elegit jus) все более и более ограничивается.


12osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-utverzhdayu.html
12osobennosti-formirovaniya-geostrategii-v-kontekste-globalizacii-diplomnaya-rabota.html
12p16-ukazaniya-po-primeneniyu-sredstv-individualnoj-zashiti-pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve.html
12polnoe-osushestvlenie-i-nediskriminaciya-st-2-parallelnij-otchet-o-situacii-v-ekonomicheskih-socialnih-i.html
12pravovoj-status-procedur-i-dokumentov-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-perekladka-uchastkov-teplovih.html
12principi-kreditovaniya-i-vidi-kreditov-teoreticheskie-aspekti-kreditovaniya-fizicheskih-lic-v-rossii-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-ekonomika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sherohovatost-poverhnosti-otklonenie-formi-i-raspolozheniya-poverhnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospominanie-svyatogo-tretego-vselenskogo-sobora-v-efese-zhitiya-svyatih.html
  • report.bystrickaya.ru/isa-merzmd-kurs-tidaushilarini-ksbi-zrettlk-degejlern-baalau-bojinsha-dstemelk-sinis.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-oao-ruspolimet.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-karelskij-ernst-teodor-amadej-gofman.html
  • bukva.bystrickaya.ru/oborona-kushki-1918.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narodnaya-skazka-i-ee-literaturnie-perelozheniya-na-vostochnoslavyanskom-i-tyurkoyazichnom-materiale-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pp-polnoe-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-prikosnis-ko-tme-karen-chens.html
  • student.bystrickaya.ru/-administraciya-viplatila-sedmoj-kupon-po-obligaciyam-municipalnogo-vnutrennego-zajma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovetskaya-povsednevnost-kachestvo-zhizni-gorozhanina-teoriya-i-praktika-issledovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-istoricheskomu-kraevedeniyu-dlya-6-klassa-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-dlya-specialnosti-060400-65-finansi-i-kredit.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iv-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-monitoring-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-analiticheskij-doklad.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/matematika-poyasnitelnaya-zapiska-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-plotnikovskaya-sosh.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-cpisok-literaturi-rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-temi-kursovih-rabot.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-sovremennij-etap-razvitiya-voennih-sudov-petuhov-n-a-istoriya-voennih-sudov-rossii-monografiya-pod.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-pravovie-sistemi-sovremennosti-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-3-kontrolnaya-rabota-3-analiticheskaya-geometriya-tema-analiticheskaya-geometriya-uravneniya-linii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezervi-pravitelstva-respubliki-obshaya-chast.html
  • testyi.bystrickaya.ru/badarlamasi-astana-2017-zh-mazmni-shiarmashili-emtihanin-tkzud-masati-men-mndetter.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskij-zhurnal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sredstv-korrekcii-zreniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-predstavlyaet-soboj-sposob-nakopleniya-transformacii-i-ispolzovaniya-informacii-finansovogo-haraktera-imeyushij-celyu-ocenivat-tekushee-i-persp-stranica-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-petra-zhitiya-svyatih-tom-10-oktyabr.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-91-setevie-grafiki-proektov-analiz-metodom-kriticheskogo-puti-programma-disciplini-ekonomiko-matematicheskie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-lingvostranovedenie-i-stranovedenie-ssha-i-velikobritanii-dlya-zaochnogo-otdeleniya-dlya-specialnosti-050303-inostrannij-yazik.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalno-pravovoj-kulturi-budushih-specialistov-gosudarstvennoj-protivopozharnoj-sluzhbi-mchs-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrol-nad-pravitelstvom-kanada-yavlyaetsya-federativnim-gosudarstvom-sostoyashim-iz-10-provincij-i-dvuh-territorij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskie-materiali-o-sostoyanii-grazhdansko-patrioticheskogo-obrazovaniya-v-subektah-rossijskoj-federacii-oglavlenie-stranica-15.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-gradostroitelnoe-zonirovanie-vidi-i-pravovoe-znachenie-anisimov-a-p-aktualnie-problemi-pravovogo-rezhima.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/period-poyavleniya-visshej-formi-specialnih-dejstvij-specialnoj-operacii-i-primeneniya-vseh-form-specialnih-dejstvij-v-strategicheskom-masshtabe-iyun-1943-g-iyul-1944-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyuremnih-issledovanij-demilitarizaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.