10. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы
.RU

10. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы



^ 10. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характер слога, положения под ударением или в безударном слоге).

^ Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.).

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.

В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактная ассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука.


Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных. Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ]. Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на –ia: Italia – Италия.

Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [γ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишла вместо шла. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны).

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедь вместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.

^ 11. Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования.

Слог представляет собой одновременно и сегментную и суперсегментную единицу. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые. При этом не все звуки могут образовывать слог. Для этой функции не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные, и наконец – фрикативные.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается слоговым звуком) и закрытые (кончается неслоговым звуком), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся слоговым звуком) и прикрытыми (начинающиеся неслоговым звуком).

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной. Сочетание двух гласных внутри одного слога называется дифтонгом, при этом одна из этих двух гласных будет слоговой, другая неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительной и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, т.к. дифтонги могут встречаться и в безударных слогах. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга, вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится 1 толчком выдыхаемого воздуха. Но эта теория не объясняет всех случаев. Например, в односложном слове сплав можно наблюдать два выдоха, а в двусложном ау – один.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук, остальные звуки неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательностью, дрожащие – многоударностью.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают общей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана теория слога, которая может быть названа динамической. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. Самый сильный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые.

Щерба, вслед за французским лингвистом Грамманом развивал теорию различного мускульного напряжения слоговых и неслоговых звуков. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения. В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяются сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные, у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, а сильноначальные – конец слога.


^ 12. Ударение и просодия. Виды ударения.

Просодия – это учение о суперсегментных единицах языка, т.е. об ударении и интонации.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Это в различных языках достигается различными средствами:

1) силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение;

2) долготой произношения – это количественное, или квантитативное, ударение;

3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое, или музыкальное, ударение.

Эти приемы могут действовать самостоятельно. Тогда получается чисто динамическое ударение, как, например, в чешском, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток; чисто тоновое ударении – в китайском, дунганском, корейском, японском языках (часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках, а также в хорватской части сербскохорватского языка и в литовском языке); чисто количественное ударение, которое, однако, встречается редко (примером может служить новогреческий язык). В русском литературном языке ударение количественно-динамическое.

При динамическом и динамическо-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным и нефиксированным. Так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском – на предпоследнем, в большинстве тюркских языков и во французском – на последнем. Все это примеры одноместного фиксированного ударения. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, как в итальянском: оно может падать и на последний, и на предпоследний, и на третий с конца слог. Примером языка с нефиксированным и подвижным ударением может служить русский язык. Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения. В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге. Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит.

Ударение - это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебное слово (бóльшая часть односложных предлогов, союзов, частиц) чаще не имеет ударения и в потоке речи произносительно сливается с непосредственно соседствующим знаменательным словом, образуя одно фонетическое слово. Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брата), после ударной словоформы - энклитикой (принеси-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика.

Словесное ударение может быть ослаблено, т. е. оно характеризуется меньшим напряжением артикулирующих органов. ^ Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются неодносложные предлоги, союзы, личные и притяжательные местоименные слова, вводные слова.

Если ударение нефиксированное, то оно может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, ударение различает:

1) разные слова во всех их формах;

2) разные слова в некоторых формах;

3) разные формы одного и того же слова.

Кроме того, существует синтагменное ударение – выделение одного из слов в пределах синтагмы, и фразовое ударение – выделение одной из синтагм в пределах фразы.

^ 13. Фонетика и фонология.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

^ 14. Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций.

Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимся к одном фонеме, отождествляют их. Это связано с тем, что многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц – фонем. При этом звуки объединяются не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности.

Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работал ученый Бодуэн де Куртенэ. Итак, фонема – это кратчайшая лин.выд.яз.ед, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивная функция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение слова на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. В разных языках одни и те же или похожие последовательности звуковых сегментов могут говорящими члениться на разные звуки в соответствии с разным фонемным членением (май – my).

Несмотря на то, что фонема – это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными. А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными. Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность.

Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций, т.е. противопоставлений фонем.

1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности/нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.

2. По возможности повторения отношения между членами одной оппозиции в других оппозициях различаются пропорциональные и изолированные оппозиции. Отношение между членами пропорциональной оппозиции наблюдается и у членов какой-либо другой оппозиции или ряда оппозиций. Так, оппозиция /п/ - /б/ пропорциональна, т.к. противопоставление этих фонем по глухости/звонкости присуще и многим другим фонемам. Оппозиция же /р/ - /ж/ изолированная, т.к. отношение между этими фонемами не повторяется ни у одной другой пары фонем.

3. По равноправности фонем – членов оппозиции при их функционировании в языке различаются приватные и эквиполентные оппозиции. У приватных оппозиций ее члены неравноправны: один ее член – маркированный, другой – немаркированный. Маркированный член оппозиции характеризуется наличием, а немаркированный отсутствием признака, по которому противопоставлены фонемы, составляющие данную оппозицию. Так, /у/ - /и/, /о/ - /э/ противопоставлены как лабиализованные фонемы нелабиализованным. У эквиполентных оппозиций оба члена равноправны. Таковы, например, оппозиции /т/ - /п/, /т/ - /с/.

Все приватные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию. Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.


^ 15. Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема.

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Среди гласных в русском языке возможна нейтрализация трех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ]) или четырех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого, после мягкого согласного в звуке [иэ]). Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями. Позиции бывают сильные – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой.

Перцептивно

Сильные- осн. облик фонемы (н-р, чай, печник)

Слабые- ф. предст др звуками, но кот. М.б. отнесены только к этой фонеме (н-р, перед зв. согл. (дж) (печь бы). ВАРИАЦИЯ

Сигнификативно

Сильные- ф. реал-ся осн. Звуком (н-р, о и а под удар-ем)

Слабые- поз-и неразл-я, нейтр-ции (н-р, о и а в 1-м предуд слоге(бачок и бочок). ВАРИАНТ


Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме. Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.

^ 16. Фонологическая система русского и изучаемого языка.


В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаях в русском языке выделяют 5 гласных фонем: а, о, и, э, у. Представители ЛФШ выделяют также фонему /ы/, аргументируя это наличием терминов «ыканье, ыкать», географических названий «Ыйсон» и др. Однако данные примеры относятся к подсистеме редких слов (терминов, топонимов и т.д.) Поэтому принято считать, что в фонетической подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаев выделение
фонем не представляет трудностей. Нет сомнения, что в русском языке есть фонемы , , , , , они встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но звук [ы] в абсолютно сильной позиции, т.е. под ударением в начале слова, бывает только в названии буквы ы и в производных от него узкоспециальных терминах ыкать, ыканье. В географических атласах можно встретить такие названия, как Ыйсон, Ыныкчанский, Ытык-Кюёль. На этом основании представители ПФШ выделяют фонему . многие другие лингвисты, в том числе представители МФШ, выделяют в РЛЯ только фонемы , , , , . топонимы с начальным ы не являются словами РЯ и по ним нельзя судить о русской фонетической системе. На вопрос же о том, есть ли в РЯ фонема , противопоставленная другим гласным фонемам, как в терминах ыкать, ыканье, следует ответить: есть, но только в подсистеме необщеупотребительных (редких) слов. Выделение большинства согласных фонем также не представляет трудности: , ,,,, ,,,,, ,, ,,,,,, ,,,,,,,,,,,,, - 32 фонемы. Столько разных звуков выступает в сильной позиции, например, перед ударным [а]. Однако существуют спорные вопросы относительно некоторых фонем. 1. Звуки [к’], [г’], [х’] выступают перед гласными [и], [э], а в остальных позициях - [к], [г], [х]. Чередование можно рассматривать как фонетическое позиционное и считать, что [к], [к’] воплощают одну фонему - ; [г], [г’] - , а [х], [х’] - . С другой точки зрения [к’], [г’], [х’] воплощают фонемы ,,, противопоставленные ,,. Основания таковы. Звук [к’] перед [о], [а] выступает в формах слова ткать: ткешь, ткет, ткя. Правда, это только одно старое исконно русское слово, но оно относится к числу общеупотребительных. Кроме того, [к’] перед [о], [у] встречается в вошедших в русский язык заимствованных словах, в том числе и широко распространенных: ликер, паникер, кювет, маникюр, кюре. А так как законы звуковой сочетаемости распространяются на все звуки одного класса, то из того, что [к] - [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует в РЯ и для других заднеязычных. Получается, что [к’], [г’], [х’] воплощают особые фонемы - ,,.

^ В английском или тайском различительным является признак наличия придыхания у согласных: первые звуки англ. pin и bin различаются именно наличием либо отсутствием придыхания. Напротив, в русском или итальянском языке придыхание не является различительным признаком: если произнести русское слово пил с придыханием после первого согласного, его значение не изменится. Напротив, в русском или ирландском языках противопоставлены твёрдые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные) согласные, ср. русское вол — вёл. Напротив, в английском веляризованное и невеляризованное [l] являются аллофонами: pill произносится с веляризованным [l], а lip — с обычным [l] (распределение зависит от позиции звука в слоге).


165-laborant-elektromehanicheskih-ispitanii-i-izmerenij-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij.html
166-kondensati-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim-posobiem.html
167-astronomicheskie-obekti-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim.html
167kritika-marketinga-so-storoni-obshestvennosti-koncepciya-sistemi-marketingovoj-informacii-shema-marketingovogo.html
168-writing-a-file-system-mobilnih-telefonov.html
169-dostoevskij-dlya-studentov-aspirantov-specialistov-razlichnih-profilej-shirokogo-kruga-lic-zhelayushih-posetit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vodnie-resursi-polozhenie-ust-bolshereckogo-municipalnogo-rajona-v-sisteme-rasseleniya-kamchatskogo-kraya-23-prirodno-resursnij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-mou-dpo-cimpo-c.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grem-masterton-lerd-dunajn-vampiri-antologiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernij-scenarij-prazdnikov-zdorovya-dlya-uchashihsya-3-4-h-klassov-i-opredelenie-i.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/asfaltovij-zavod-postoyanno-zagryaznyaet-vozduh-i-letom-i-zimoj-nichego-ne-delayut-po-ozdorovleniyu-ekologii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-razrabotannie-klassifikacii-tehnologicheskih-processov-v-n-romanenko-g-v-nikitina-obshie-tehnologii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alchevskogo-gorodskogo-soveta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-to-chto-ti-sdelaesh-so-vsem-etim-dalshe-ti-vibiraesh-sam-budushee-eto-tshatelno-obezvrezhennoe-nastoyashee-bratya-strugackie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-i-zhuravlev-v-k-leontev-v-v-ryazanov-v-ya-chuchupal.html
  • books.bystrickaya.ru/blagorodnie-metalli.html
  • bukva.bystrickaya.ru/trete-zasedanie-zakonchilos-neskolko-chasov-tomu-nazad-vsyakij-raz-kogda-moj-advokat-vipalival-v-vozduh-virazhenie-svoboda-tvorchestva-menya-ohvativalo-derzk-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-9-klasse.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kand-ekon-nauk-docent-kafedri-upravleniya-o-a-soloveva-troick-2008.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-kompyuternoe-obespechenie-srednyaya-shkola.html
  • uchit.bystrickaya.ru/styuart-v-s-91-rabota-s-obrazami-i-simvolami-v-psihologicheskom-konsultirovanii-per-s-angl-n-a-hmelik-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-leningradskij-rajonnij-sud-goroda-kaliningrada-stranica-9.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-protokolnih-norm-i-standartov-v-kompanii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-rabot-po-discipline-osnovi-dokumentovedeniya-i-dokumentacionnogo-obespecheniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnost-organizaciya-raboti-s-molodezhyu-2009-2010-uchebnij-god.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vopros-mozhem-li-mi-zabirat-svoyu-doch-uchenicu-shkoli-internata-dlya-nezryachih-domoj-srazu-posle-urokov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-deklaraciya-posle-prodazhi-avtomobilya-chasto-zadavaemie-voprosi-ne-nado-chitat-mnogo-knig.html
  • bukva.bystrickaya.ru/minimalnie-tehnicheskie-trebovaniya-k-kompyuteru-annotirovannij-spisok-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-federalnoj-postavki-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezonansnie-yavleniya-v-cepyah-nesinusoidalnogo-toka-lekciya-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-uchebnie-materiali-kurs-lekcij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovno-processualnoe-pravo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-metodika-avtomatizirovannogo-ucheta-raschetov-s-byudzhetom-i-otchetnosti-po-nalogovim-platezham.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spiker-mironov-schitaet-chto-parlamentskoe-rassledovanie-ne-dolzhno-prekrashatsya-i-posle-nachala-sudoproizvodstva-po-delu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ulyanovsk-priedet-zamestitel-sergeya-shojgu-internet-resurs-wwwmosaicaru-11042011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-istoriya-stanovleniya-arhivnogo-dela-uchebnoe-posobie-tomsk-2004-bbk-ch-81.html
  • klass.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-170003-rossiya-tver-peterburgskoe-shosse-45-b-informaciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-finansovoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-dzerzhinskij-2011-g-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-viboru-ekologicheski-optimalnih-variantov-i-skorejshemu-razvertivaniyu-deyatelnosti-v-2012-2013-godah-16-razvitie-strani-17-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmno-apparatnoe-obespechenie-sistemi-razrabotka-informacionno-spravochnoj-sistemi-informacionnij-kiosk-organa.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prof-zaharova-ln-prezidentskaya-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-specialnost-menedzhment-missiya.html
  • books.bystrickaya.ru/egides-arkadij-petrovich.html
  • studies.bystrickaya.ru/denezhno-kreditnaya-i-valyutnaya-politika-centralnih-bankov-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-slava-kniga-samogo-izvestnogo-amerikanskogo-hudozhnikaavangardista-superzvezdi-andegraunda-6070h-godov-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.