.RU

11. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности - О результатах самообследования


^ 11. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности

Научно-исследовательская работа является одним из основных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава филиала, неотъемлемой и значимой частью подготовки высококвалифицированного, инициативного, творчески мыслящего специалиста.

Научно-исследовательская работа в НФ МГЭИ регламентирована следующими документами, разработанными, как головным вузом, так и филиалом: Концепцией научной деятельности МГЭИ на 2004-2010 гг., Положением о научной деятельности МГЭИ и его филиалов, Положением о научной деятельности факультета, Положением о научной деятельности кафедры, Перспективным планом научной деятельности МГЭИ и его филиалов на 2005-2010 гг., Комплексным планом научной деятельности филиалов МГЭИ на год, Планом научной деятельности филиала на год, Планами научной работы кафедр на год, Положением о студенческом научном обществе, Положением о редакционно-издательской деятельности.

Непосредственно научно-исследовательской работой руководит заместитель директора филиала по научной работе, а координацию научной работы осуществляют директор филиала и Совет НФ МГЭИ.

^ Управление научной работой представляет собой многокритериальный процесс выработки и целенаправленного применения управляющих воздействий на все звенья приведенной на рис. 11.1 системы. Выработка управляющих воздействий основана на постоянном мониторинге состояния дел, планировании, отчетности, учете проведенных мероприятий, постановке задач и подведении итогов. Они направлены на реализацию установленных указанными документами целей научной деятельности филиала. Управляющие воздействия имеют форму приказов директора филиала, распоряжений, указаний должностных лиц, в компетенцию которых входит организация и управление научной деятельностью филиала. Так, за аттестационный период было издано 49 приказов директора филиала, относящихся к вопросам управления научной деятельностью.


^ Директор филиала




Совет филиала







Заместитель директора филиала по научной работе







^ Факультет Экономики и управления




Факультет Психологии




Юридический факультет




Общефилиальские кафедры (3)





Кафедры (3)




Кафедры (2)




^ Кафедры (3)





Студенческое научное общество


Рис. 11.1. Структура системы управления научной работой филиала

^ Основным звеном научной работы филиала являются кафедры.

В НФ МГЭИ налажена система отчетности и планирования научной работы кафедр, которая реализована в электронном виде и удобна для контроля и управления.

С апреля 2004 года в качестве основного научного направления МГЭИ принята комплексная НИР «Концепция высшего профессионального образования МГЭИ», которая позволила определить знаковые контуры стратегического поиска, который ведется в НФ МГЭИ в области организации научной работы. Головной вуз привлекает ученых филиала для проведения совместной КНИР, подготовки учебных пособий, проведения конференций, семинаров, разработки основных Положений и Концепций.

В результате научной и организационной деятельности филиала и головного вуза, в аттестационный период сформировалась единая научно-исследовательская работа филиала: «Совершенствование образовательной деятельности филиала в едином информационном пространстве».

^ Целью данной НИР является создание единого информационного пространства филиала на техническом, программном, интеллектуальном уровне для обеспечения единства учебной, методической, научной и воспитательной работы в рамках совершенствования образовательной деятельности вуза.

Научно-исследовательская работа «Совершенствование образовательной деятельности филиала в едином информационном пространстве» в отчетном периоде объединила научные интересы всех факультетов и общефилиальских кафедр. За это время были выполнены и продолжают выполняться следующие ее этапы:

1. Разработка концепции информатизации филиала.

Основу данного этапа составляла разработка системы взглядов на комплексную информатизацию всех основных образовательных процессов вуза на основе модульного принципа построения автоматизированной системы управления и распределение функций между соответствующими модулями. Результаты исследований приведены в отчете о НИР.

2. Разработка оболочки контролирующей и обучающей программы «Тестер знаний» и базы тестовых заданий по учебным дисциплинам для оперативного и объективного текущего и промежуточного контроля знаний студентов.

На этом этапе была разработана универсальная компьютерная программа тестирования студентов по всем предметам учебного плана всех специальностей филиала, позволяющая не только осуществлять оперативный, объективный текущий и промежуточный контроль знаний, но и создать базу данных по успеваемости студентов. Результаты этапа представлены в виде действующего образца.

3. Разработка рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов.

На этом этапе были разработаны принципы построения рейтинговой системы, алгоритм и компьютерная программа их реализации, решены задачи создания комплекса технических средств, методического обеспечения, выполнены организационные мероприятия по внедрению системы в образовательный процесс филиала, а также проведен педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной системы. Результаты исследований приведены в отчете о НИР, а также представлены действующим образцом рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов.

4. Разработка системы управления качеством обучения студентов.

На этом этапе были разработаны методика и алгоритм управления качеством обучения студентов, математическое обеспечение цифровой обработки базы данных, основанной на рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов. Результаты исследований приведены в отчете о НИР.

5. Разработка системы прогнозирования качества обучения студентов.

На этом этапе, на основе идеи интерпретации образовательных процессов известными функциональными зависимостями, теоретическими решениями и математическими аппаратами, был разработан принцип предварительной оценки возможных результатов образовательной деятельности вуза по заданным в начале семестра исходным данным (среднем уровне знаний студентами обеспечивающих дисциплин, квалификации преподавателя, параметрам учебного плана и пр.). Результаты исследований приведены в отчете о НИР.

6. Разработка и опытная эксплуатация модулей «Абитуриент» и «Деканат» в среде «1С: Предприятие».

На этом этапе была создана компьютерная программа, обеспечивающая формализацию процессов делопроизводства на кафедрах и факультетах филиала. Проведена ее опытная эксплуатация. Результаты этапа представлены в виде компьютерной программы.

7. Разработка автоматизированного рабочего места для самостоятельной работы студентов НФ МГЭИ на основе информационно-коммуникационных технологий.

На этом этапе были разработаны основы компьютерного, организационного, методического и информационного обеспечения автоматизированного рабочего места студента, позволяющего обеспечить его справочной, учебной, методической и другой информацией, необходимой для проведения самостоятельной работы с использованием удаленного (домашнего) компьютера. Результаты исследований приведены в отчете о НИР.

8. Разработка элементов системы контроля лицензионного норматива по качественному составу ППС.

На этом этапе должна быть разработана компьютерная программа, позволяющая на основе существующей базы данных, автоматически вычислять состояние выполнения лицензионных нормативов по составу ППС в филиале.

9. Создание баз данных дидактических материалов, тестовых заданий, электронных учебных пособий и УМК, мультимедиа курсов по общегуманитарным, естественнонаучным и математическим дисциплинам, дисциплинам Юридического факультета, факультетов Психологии, Экономики и управления.

На этом этапе в филиале реализуется непрерывный процесс создания формализованных баз данных, позволяющих использовать их различными модулями единой информационной системы.

10. Разработка автоматизированной системы сбора и обработки информации о выпускниках филиала.

На этом этапе предполагается разработать систему автоматизированного сбора и обработки информации об уровне, положительных и отрицательных сторонах подготовки выпускников филиала, с целью оперативной коррекции образовательного процесса по отдельным основным образовательным программам и в филиале в целом.

Результаты исследований по 2,3,4,6 и 7 этапам НИР внедрены в образовательный процесс НФ МГЭИ, по 1,5 и 9 этапу – частично, по 8 и 10 этапу научные исследования продолжаются.

В рамках проведения НИР «Совершенствование образовательной деятельности филиала в едином информационном пространстве» в 2007 году была заключена и проведена хоздоговорная научно-исследовательская работа «Маркетинговые исследования рынка услуг г. Н. Новгорода и Нижегородской области». Заказчик - ООО «Спектр-НН» г. Н. Новгород. Стоимость работы – 200 000 рублей.

В филиале сформировались четыре научные школы:

1. ^ Управление качеством обучения студентов вузов на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Научный руководитель – доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования России А.И. Аспидов. В ее рамках защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций, в том числе, за аттестационный период защищена 1 кандидатская диссертация, осуществляется подготовка 2-х кандидатских диссертаций соискателями, разработано 5 отчетов о НИР, опубликовано 18 статей в научных сборниках.

2. ^ Уголовно-правовое и уголовно-политическое обеспечение правопорядка – межличностного, общественного, экономического, государственного, мирового. Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, академик РАЕН, член РАЮН, член Российской криминологической ассоциации, руководитель Секции по уголовно-правовым вопросам Научно-консультативного совета при Нижегородском областном суде Панченко П. Н.

В ее рамках защищены 48 кандидатских и 2 докторских диссертации, опубликовано 9 монографий, 25 учебных пособий, 19 учебно-методических разработок, 4 научно-популярных брошюры, 186 научных статей.

3. ^ Сравнительно-правовые исследования российских дореволюционных и современных государственных и правовых институтов. Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин НФ МГЭИ А.А. Демичев.

В рамках данного научного направления защищены одна докторская диссертация и 12 кандидатских диссертаций. В рамках школы подготовлены 6 монографий, 10 учебных и учебно-методических пособий.

4. ^ Философия психологии и психологическая практика как инструментально-методологическая основа подготовки практических психологов. Научный руководитель – доктор философских наук В.О.Волкова. В ее рамках в аттестационном периоде защищена одна докторская диссертация, проведены три цикла семинаров общим объемом более 200 часов, подготовлены монографии, статьи, учебное пособие, учебные курсы: философия, культурология, отечественная история, гуманитарная антропология, психологическое консультирование, консультационная психология, методика преподавания психологии.

^ Филиал финансирует прикладные исследования и разработки своих штатных сотрудников. За аттестационный период, объем средств, затраченных на прикладные исследования и разработки, в расчете на единицу ППС в среднем за год составил 6024 рубля. Финансирование исследований по годам представлено в таблице 11.1.

Таблица 11.1.

Год

2003

2004

2005

2006

2007

Сумма в рублях за год (на единицу ППС)

8074

3735

5127

5301

7885


Из числа штатных сотрудников филиала за аттестационный период защищено 13 диссертаций, в том числе докторских - 7, кандидатских – 6:


2003 г.

1. Профессор кафедры общегуманитарных дисциплин Хохлова В.В. - доктор социальных наук.

2. Доцент кафедры уголовного права и процесса Александров А.С. -доктор юридических наук.

3. Профессор кафедры уголовного права и процесса Демичев А.А. -доктор юридических наук.

4. Профессор кафедры Финансов и кредита Данилова Т.Н. – доктор экономических наук.

5. Доцент кафедры гражданского права и процесса Воробьев В.В. - кандидат юридических наук.

2004 г.

1. Доцент кафедры общей и социальной психологии Левицкая Ю.Л. – кандидат психологических наук.

2005 г.

1. Заведующий кафедрой Финансов и кредита Фирсов М.В. - доктор экономических наук.

2. Заведующая учебно-методическим отделом Павлова О.Г. - кандидат юридических наук.

2006 г.

1. Профессор кафедры Бухгалтерского учета и аудита Мизиковский И.Е. - доктор экономических наук.

2. Заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Волкова В.О. - доктор философских наук.

3. Заместитель декана факультета Психологии Семенова В.Э. - кандидат философских наук.

4. Заместитель декана факультета Экономики и управления Заикина Л.Ю. - кандидат педагогических наук.

2007 г.

1. Заместитель декана юридического факультета Соломанина Ю.В. - кандидат юридических наук.

За 2003-2007 годы, штатным преподавателям филиала присвоены ученые звания: профессора – 2 (д.ю.н. Александров А.С., д.ю.н. Демичев А.А.),

доцента – 1 (к.пс.н. Семенова Л.Э.). Почетные ученые звания доцента МГЭИ присвоены к.ф.н. Штефану А.Н., к.б.н. Васильевой Т.Н., к.ф.н. Волковой В.О.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей взаимосвязана с научно-методической работой – разработкой и изданием учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов, мультимедиа курсов, методических указаний и т.д.

По результатам научных исследований за отчетный период сотрудниками филиала издано ^ 17 монографий, опубликовано 298 научных статей, 22 научных сборника, 7 отчетов о НИР.

За 5 лет преподаватели филиала приняли участие в работе 139 международных, всероссийских, межвузовских научно-практических и научно-методических конференций.

Количество и объем собственных учебно-методических изданий филиала за период с 2003 по 2007 год представлен в таблице 11.2.


Таблица 11.2.

Учебные пособия

Курсы лекций

Учебно-методические пособия и рекомендации

Тестовые задания

Учебные материалы

Количе

ство

Объем (п.л.)

Количе

ство

Объем (п.л.)

Количе

ство

Объем (п.л.)

Количе

ство

Объем (п.л.)

Количе

ство

Объем (п.л.)

22

121,9

15

79,5

78

270

26

17,5

25

37,5

222-osnovnie-principi-provedeniya-perepisej-naseleniya-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-rostov-na-donu-feniks.html
222-prilozhenie-21-stancii-otdeleniya-skoroj-medicinskoj-pomoshi-ustanovka-programmi-3-tehnicheskie-trebovaniya.html
222-prognozirovanie-obemov-i-ploshadej-razlivov-nefti-i-nefteproduktov-v-organizaciyah.html
222-soglashenie-o-edinih-principah-i-pravilah-konkurencii-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
222-ustanovlenie-rabochih-otmetok-i-ustanovlenie-kontura-zemlyanih-mass.html
22214-2-sinodalnie-uchrezhdeniya-zhurnal-moskovskoj-patriarhii.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-strategii-marketinga-obrazovatelnih-uslug-httpmou-marketologi-ruindex-html.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-vtoroj-problemi-socialnoj-differenciaciiglava-4-socialnaya-struktura-i-stratifikaciya-zgolenkova-eigithanyan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-rabote-konfliktnoj-komissii-po-provedeniyu-ege-v-2011-godu.html
  • writing.bystrickaya.ru/kosmologiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-prezidiuma-gossoveta-po-problemam-zhkh-4-oktyabrya-2011-goda-18-00-naryan-mar.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pr-tehnologii-v-rossii-osnovnie-tendencii-kommunikativnih-processov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachyotu-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-studentov-1-kursa-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-sociologiya-dlya-specialnosti-080505-upravlenie-personalom-po-ciklu-gse-f-05-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-razdel-mashinostroitelnoe-cherchenie-tema-1-vvedenie.html
  • books.bystrickaya.ru/berdyaev-n-a-filosofiya-svobodi-smisl-tvorchestva.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcii-yazika-visual-basic-virazheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-otrazheni-v-sleduyushih-publikaciyah-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-portal-muzei-rossii-25-03-2011-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povtornie-geograficheskie-otkritiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-ekspertov-dlya-provedeniya-attestacionnoj-ekspertizi-angarsk-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/22-dlya-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii-ustanavlivayutsya-sleduyushie-sroki.html
  • college.bystrickaya.ru/33-mnogocelevaya-kompleksnaya-programma-orientir-na-potrebitelya-celevie-kompleksnie-programmi-6-1-celevaya-kompleksnaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-vklyuchaet-sleduyushie-razdeli-poyasnitelnaya-zapiska-kotoraya-soderzhit-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • znanie.bystrickaya.ru/admnstruvannya-ekologchnih-podatkv-i-platezhv-v-ukran-chast-10.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-kafedri-aoei-informacionnie-sistemi-v-upravlenii-socialno-trudovoj-sferoj-lekcii-dlya-studentov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ges-r-02-istoriya-i-kultura-narodov-sibiri-specialnost-012500-020401-65-geografiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podsekciya-informacionnie-tehnologii-i-web-dizajn-xxxiii-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-donskaya-akademiya-nauk.html
  • lesson.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-centralnij-processor-lyubaya-kompyuternaya-programma-predstavlyaet-soboj-posledovatelnost-otdelnih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-voprosi-koordinacii-sotrudnichestvo-mezhdu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-yuzhnij-pochtovij-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris-72-velosiped-proektnogo-obucheniya-prolog-12-poisk-innovacionnogo-podhoda-k-obucheniyu-12.html
  • control.bystrickaya.ru/dokladchik-almagambetova-g-zh-postanovlenie-2a-796.html
  • credit.bystrickaya.ru/odnim-iz-pervih-kto-ispolzoval-dlya-resheniya-zadach-krugi-bil-vidayushijsya-nemeckij-matematik-i-filosof-gotfrid-vilgelm-lejbnic-1646-1716-vego-chernovih-nab.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadachi-i-priroda-kassacii-v-sovetskom-ugolovnoj-processe-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/817-svedeniya-o-kreditnih-rejtingah-emitenta-129110-rossiya-g-moskva-gilyarovskogo-47-str-5-informaciya-soderzhashayasya.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-12-klass-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-srednego-obshego-polnogo-obrazovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-10-v-a-chetvernin-problemi-teorii-prava.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-lekcionnie-zanyatiya-rabochaya-programma-po-discipline-organizaciya-tamozhennogo-kontrolya-tovarov-i-transportnih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-derzhite-v-rukah-ne-sovsem-obichnuyu-knizhku-eto-skazka-o-priklyucheniyah-ciplyonka-po-imeni-municiplyonok-ved-vi-lyubite-skazki-i-lyubite-priklyucheniya-no-ne-tol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.