.RU

1.2. Литературное творчество Ивана Сергеевича Тургенева - Цветовая палитра в произведении и. С. Тургенева «записки охотника»


^ 1.2. Литературное творчество Ивана Сергеевича Тургенева.

Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими “Записками охотника”, которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, “быстро угадывал новые потребности, новые идеи и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество”15. Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советами, он никогда не открывал им профессиональные “секреты” своего мастерства, а серьезно говорил: “Вы должны себя делать, человека из себя делать”.

Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 40-х годов.

В то время преобладал особый тип “идеалиста”, блестяще образованного и талантливого, активность которого в условиях невозможности практической и общественной деятельности ограничивалась пылкими речами и страстной полемикой в распространенных тогда кружках. В своих ранних произведениях – “Гамлет Щигровского уезда” и “Дневник лишнего человека”16 – Тургенев дал блестящую сатиру на это поколение и на всю эпоху 40-х годов, однако недостатком этих повестей было то, что они носили характер памфлета, в них еще не было художественной оценки эпохи. Этот недостаток Тургенев преодолел позже, в романах “Рудин” и “Отцы и дети”, в которых он не только показал развитие и смену исторических эпох и появление нового типа русского общественного деятеля, но и продемонстрировал читателю всю силу своего художественного таланта.

Роман “Отцы и дети” читали во всех слоях общества – от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. “Отцы и дети” оказались в центре литературной и общественной жизни 60-80-х годов XIX века17.

«Отцы и дети» вызывали, по-видимому, самую ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова и провозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения 60-х годов один Д. И. Писарев18.

Полемика вокруг «Отцов и детей» напугала его. Сначала ему казалось, что он уж больше никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем, мнением которого он дорожил больше всего, – взаимопонимания с молодым читателем своего времени. В связи с этим в сознании Тургенева возникла тема трагической судьбы художника; он снова пережил полосу сомнений в собственном художническом призвании19.

Ожесточенные споры вокруг романе «Отцы и дети» велись не только критиками. В романе Чернышевского “Что делать?” и романе Достоевского “Бесы” много скрытой и явной полемики с Тургеневым.

Чернышевский никак не мог согласиться с Тургеневым в оценке “нового человека”, трагическую противоречивость которого так убедительно показал Тургенев20. Парадокс Базарова в том, что революционность его взглядов и жажда преобразования мира уживаются с позитивистским миросозерцанием буржуазного ученого-просветителя.

Зная об отрицательном отношении к роману Тургенева революционной молодежи (возраст этой молодежи был от 20 до 25 лет), Чернышевский воспел “детей” вопреки лозунгу Тургенева: “Ни отцы, ни дети”. Достоевский нарисовал злую карикатуру на Тургенева, который в “Бесах” фигурирует под фамилией Кармазинова и заискивает перед радикально настроенной революционной молодежью. Степан Трофимович говорит о романе “Отцы и дети”: “У него Базаров – это какое-то фиктивное лицо, не существующее вовсе”. Сам факт, что роман вызвал такие противоречивые оценки, говорит о том, что Тургенев, в произведении которого совершенно отсутствуют элементы социальной сатиры и памфлета, сумел всех задеть за живое, пользуясь лишь так называемым методом художественного воспроизведения.

Суть этого метода Тургенев выразил так: “Художественное воспроизведение – если оно удалось – злее самой злой сатиры”21.

Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни. Его “художественные воспроизведения” были настолько точными, что им не только верили, но даже подражали. Писатель по праву говорил о своем Базарове: “Образ вышел до того определенный, что немедленно вступил в жизнь и пошел действовать”22.

Журналист Алексей Суворин так отозвался о влиянии Тургенева на современное общество: “Он создавал образы мужчин и женщин, которые оставались образцами. Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многие россияне одевались”23.

Прямым выражением этих настроений была повесть «Призраки», в которой Тургенев развивает мысль о том, что художническая мысль и художническая фантазия, в сущности, бессильны перед глубокими тайнами жизни и перед тайнами народного сознания. В эти же годы он, подобно Пушкину, в его знаменитом стихотворении «Сеятель», усомняется даже в плодотворности деятельности человека на благо общества. Именно об этом и идет речь в его повести «Довольно».

Тем, что обыкновенно называют успехом у публики, он, по-видимому, уже не дорожил и все настойчивее думал о прекращении своей литературной деятельности... Но когда речь идет о Тургеневе, эти слова – успех у публики – требуют особого пояснения. «Искренне признаюсь, что я воспитана страхе почтеннейшей публике и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени». Эти строки написал Пушкин. Он знал, что дух времени не всегда и не полно воплощается в мнении публики; он знал, как она многолика и непостоянна, как подвержена влияниям моды. Он, сам испытавший великую благосклонность публики, видел, что она все та же «почтеннейшая публика», нарасхват покупает бездарные лакейски-услужливые романы Булгарина. Однако ж он хорошо понимал и другое: истинный поэт может обратиться только к той публике, которая дана ему судьбой; и он обязан долгом человечности пробуждать в ней «чувства добрые».

Тургенев и в этом смысле был похож на Пушкина. За свою долгую и не очень-то легкую жизнь и литературе он видел всякое: были годы, когда он был любимцем публики, ион находил в себе достаточно мужества и житейского такта, чтобы не делать вид, будто это сочувствие его нисколько не радует. Позднее, на протяжении целого ряда лет, он был предметом ожесточенных нападение и справа и слева; он сердился на публику за ее холодность, отбивался, впадал в уныние, жаловался, грозился «положить перо» – и... ни на минуту не переставал терпеливо следить за тем, что волновало публику, на чем сосредоточились ее интересы. Его неизменное, внимание к жизни общества, неотступные думы о судьбах родной, страны помогли ему и на этот раз.

Он пришел к мысли, что та острота общественной борьбы в стране, которая была так характерна для 60-х годов, не выражает всей глубины общественных процессов. Ему казалось тогда, что Россия несколько десятков лет может развиваться спокойно главное препятствие на пути ее прогресса – крепостное право – было отменено. Поэтому всякая борьба против реформационной политики правительства ему казалась вредной. Именно эта мысль и лежит в основе его романа «Дым»24.

Никогда еще сила тургеневского отрицания не выступала так открыто и прямо. Тургенев главные свои удары направил против крепостнической реакции. Генеральская компания, собирающаяся вокруг Ратмирова - это люди чуждые не только народу, но и России. Не случайно Тургенев заставляет их действовать за границей: там они чувствуют себя непринужденнее, чем дома; в России они служат, подчиняются или распоряжаются, интригуют и только здесь живут, наслаждаются жизнью. Они враждебны, всему новому, всему, что хотя бы косвенно связано с идеей свободы.

Здесь Тургенев, как и в годы создания «Записок охотника», еще раз возвращается к своей мысли о том, что дворянская среда, оторванная от народа и противопоставившая себя народу, враждебна человечности, враждебна искреннему человеческому чувству, враждебна красоте.

В критике, и современной Тургеневу и позднейшей, много споров вызывает вопрос о положительной программе Тургенева, как она выражена в этом романе. Современникам казалось, что Потугин является выразителем мнений самого Тургенева. На первый взгляд это как будто бы так и есть. Мысль о том, что России нужна цивилизация, что ее нужно лечить «гомеопатическими средствами», то есть улучшать общественный быт постепенно, терпеливо внедряя элементы европейской культуры, - это давняя излюбленная мысль Тургенева.

«Литературная деятельность Тургенева, – писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о Тургеневе, – имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений. Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкину и других соперников в русской литературе не знает»25. Однако здесь перед нами явная недооценка, ибо невозможно подражать тому, что надуманно и искусственно. Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда. Но ведь само-то время – вещь не только «необычно длинная», но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность – время. Поглощенные нашими ежедневными делами – крупными и мелкими, – мы обыкновенно не замечаем его, но бывает и так – правда, весьма редко, – что оно вдруг предстанет перед нами все целиком – чуть ли не от эпохи строительства древнеегипетских оросительных систем до событий сегодняшнего утра. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного искусства.

Россия, какой она была сто с лишним лет тому назад, какой знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте. И русская деревня уже не та.

Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов, ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, во многом мы с ним не можем согласиться, но только у самых самодовольных (они же, по убеждению Тургенева, и самые ограниченные) людей может появиться при этом чувство превосходства: мы и спорим с ним, как с нашим современником – мудрым и добрым. Художник победил время.

Образам Тургенева подражали в силу их внутренней убедительности. Именно поэтому романы Тургенева продолжают интересовать не только исследователей литературы прошлого, но и остаются на книжной полке современных российских читателей.


3273-osnovnie-napravleniya-razvitiya-strahovih-uslug-otchyot-ob-ispolnenii-v-2009-godu-programmi-socialno-ekonomicheskogo.html
328-dopolnitelnie-trebovaniya-k-emitentam-yavlyayushimsya-akcionernimi-investicionnimi-fondami-ili-strahovimi-organizaciyami.html
329-diatez-p-ya-chaadaev-zdorove-rebenka.html
329-svedeniya-o-nalichii-u-emitenta-licenzij-ezhekvartalnij-otchet-razmeshen-na-korporativnom-portale-oao-td-gum.html
329stilistika-russkogo-yazika-e-v-kalmikova-kandidat-filologicheskih-nauk-docent-kafedri-russkogo-yazika-instituta.html
32arhitektura-servisa-www-kirichenko-a-a-maksimova-t-yu-bovt-v-v-internet-tehnologii-dlya-biznesa-moskva-2003.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-vii-monitoring-polnoti-i-kachestva-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-rassmotreno-prinyato-utverzhdayu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primechanie-1-organizaciya-konsolidirovannij-otchet-o-finansovih-rezultatah-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/lankashirskie-vedmi-antologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-sudebnie-rashodi-sudebnie-shtrafi-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-arbitrazhnij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskie-i-mezhregionalnie-professionalnie-meropriyatiya-i-proekti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-125315-rossiya-moskva-2-j-ambulatornij-proezd-8.html
  • lesson.bystrickaya.ru/takuyu-vozmozhnost-imeyut-lish-nekotorie-organi-i-po-konkretnim-voprosam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihofiziologiya-rechi-i-mishleniya-programma-kursa-psihofiziologiya-rebenka-i-podrostka-1-literatura-2-predmet-i.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-kursu-socialnaya-informatika-psihologo-pedagogicheskij-fakultet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-1973-g-na-gorodskom-ture-moskovskoj-lit-olimpiadi-sredi-drugih-zadanij-uchenikam-viii-ix-i-xklassov-bila-predlozhena-tema-kakoe-proizv-ie-sovr-lit-ri-mn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-richard-knaak-krovavoe-nasledie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-razrabotka-programmi-raboti-prakticheskogo-psihologa-s-odarennimi-detmi-i-uchitelyami-v-usloviyah-innavacionnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-42-peresmotr-po-vnov-otkrivshimsya-kodeksu-rossijskoj-federacii-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-vojn-stranica-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/50-sborshik-rtutnih-vipryamitelej-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnebyudzhetnie-fondi-rossijskoj-federacii-chast-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ciklicheskie-acetali-i-allilsulfidi-referat-vobzore-rassmotreni-istoriya-i-sovremennie-napravleniya-issledovanij.html
  • studies.bystrickaya.ru/fizicheskaya-aktivnost-studentov-na-severe-i-stadii-izmeneniya-povedeniya-svyazannogo-s-vipolneniem-fizicheskih-uprazhnenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-21-z-marta-utochnenie-dat-po-prazdnikam.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-05-11-03-pribori-navigacii-po-tehnicheskim-naukam.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-iii-nikolaj-ivanovich-ivan-andreevich.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-ajkido-na-2006-2010-god-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-obespechenie-resursami-sistemi-obrazovaniya-1-zakon-rf-ot-10-07-92-3266-1-ob-obrazovanii-v-redakcii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-inostrannij-yazik-v-sfere-yurisprudencii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-zapadnoevropejskaya-filosofiya-tema-1-filosofiya-ee-predmet-i-sushnost.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-instrukciya-o-poryadke-registracii-pasporta-sdelki-i-kontrolya-bankami-za-provedeniem-rezidentami-vneshnetorgovih-operacij.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-otchetno-vibornih-sobranij-konferencij-v-profgruppah-pervichnih-i-territorialnih-organizaciyah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zapiski-po-blgarskite-vstaniya-stranica-34.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel-statej-napechatannih-v-zhurnale-kommunisticheskij-internacional.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-igri-vodyashij-ne-dolzhen-podglyadivat-ubegat-za-liniyu-ploshadki-igrokam-ne-razreshaetsya-esli-medved-dolgo-ne-mozhet-nikogo-zapyatnat-nado-pomenyat-vodyashego-literatura.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnimanie-spasticheskij-kolit-protivolarazitarnaya-programma-v-shkole-zdorovya-nadezhda-chelovek-malenkaya-chastica.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vmesto-vstupleniya-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-finansami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-kurs-lekcij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-tairibi-azastan-respublikasini-arzhi-zhjesn-damui-zhne-oni-zhetldru-zholdari-orindaan-dl-altaj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.