.RU

13. Письменная речь - Программы по рки >21. учебники по Рки 22. Урок как основная форма организации учебного процесса...


^ 13. Письменная речь

Упражнения при обучении письму. Языковые (тренировочные, подготовительные) упражнения, целью которых является овладение языковым материалом и подготовка к письменному выражению мыслей, включают: имитация, подстановка, трансформация, отбор, конструирование, комбинирование, сокращение, расширение, перевод и т.д. Эти упражнения могут снабжаться ключами для самоконтроля и выполняться во внеаудиторное время.

К речевым упражнениям относятся все виды заданий, обучающих передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме:

1) письменное воспроизведение по памяти прослушанных или прочитанных микротекстов либо письменная реконструкция текста по ключевым словам;

2) написание плана текста в форме вопросов, назывных или простых утвердительных предложений;

3) озаглавливание частей текста, написание тезисов является вариантом упражнения в составлении плана.

4) изложение. Отбор текстов для изложения должен проводиться с учетом их структуры: тексты повествовательные активизируют запоминание информации, их целесообразно использовать в начале обучения письменной речи. Тексты разветвленной структуры, активизирующие мыслительную деятельность по их реконструкции, лучше давать на более продвинутых этапах обучения. Работа над изложением предполагает ряд этапов: слушание текста, проверка с помощью вопросов его понимания, составление плана, повторное прослушивание, написание изложения, проверка качества решения задачи, критический разбор и работа над ошибками;

5) конспект. Учащимся трудно в максимально короткий промежуток времени передать информацию в правильном русском предложении, записать, производя сокращение слов. Поэтому конспектированию следует учить целенаправленно: с помощью словарных диктантов, пересказа текстов с их сокращением и выделением основной информации, с помощью составления плана прочитанного;

6) реферат. Система упражнений, обучающих реферированию, включает задания: выписать из абзацев текста определенные конструкции, подвергнуть их трансформации, сократить предложения, заменить придаточные предложения оборотами, дать письменные ответы на вопросы, выписать основные мысли абзацев и объединить их в связный текст и т.д.;

7) аннотация - краткое, связное изложение содержания текста-источника с целью ориентации реципиента, сообщение ему кратких сведений о заключенной в тексте информации. Обучению аннотированию базируется на предварительно составленных текстах-источниках с помощью серии упражнений: определить и написать, к какой области знаний относится текст, выделять главную мысль частей текста, сгруппировать с учетом основной мысли всего текста, языковая обработка и письменное изложение информации в виде краткой характеристики по следующему плану: выходные данные, тема и основные положения, дополнительные сведения (структура) и т.д.;

8) описание В качестве упражнения способствует умению логично, последовательно передавать на письме определенное содержание;

9) сочинение. Целесообразно строить обучение в такой последовательности видов сообщений: план, конспект, резюме текста, изложение, аннотация, реферат по серии текстов, сочинение или очерк. Активизация языкового и лингвострановедческого материала, составление плана сочинения, устное его проговаривание и воспроизведение и т.д. – этапы подготовительной работы, предшествующей написанию сочинения;

10) резюме – краткое изложение сути написанного, услышанного, прочитанного;

11) рецензия на книгу, спектакль, фильм, т.е. отзыв;

12) частное бытовое письмо используется как задание в творческой письменной речи на начальном этапе. Пишущий должен не только продумать содержательную канву письма, но и оформить в соответствии с русской традицией: обратиться к адресату, выразить приветствие, извинение за молчание, изложить суть письма, рассказать о своей жизни и жизни общих знакомых, задать вопросы, высказать свое пожелания адресату, завершить письмо.

14. Чтение
Чтение – рецептивный вид РД, направленный на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте, процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста.

Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели: формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и жанра. В качестве средства – это выполнение разнообразных упражнений.

Для чтения нужна активная, пассивная лексика. И чтение, и письменная речь оперируют графическими знаками.

Читать надо на каждом занятии. Цель – прийти к БЕСПЕРЕВОДНОМУ ЧТЕНИЮ ПРО СЕБЯ, когда все внимание направлено на содержание, а не на языковую форму.

^ Обучение чтению начинается с формирования техники чтения. Обучение технике чтения связано с выработкой навыков и умений, которые обеспечивают восприятие графических знаков и их соотнесение с определенным значением.

Формирование техники чтения связывается прежде всего с овладением алфавитом и правилами чтения. Навыки и умения техники чтения формируются в период вводно-фонетико-грамматического курса и связаны с правильным произнесением слогов, слов и т.д. при чтении вслух и внутреннем проговаривании. Процесс их формирования идет параллельно с овладением графо-фонемными соответствиями. Упражнения опираются на произнесение элементов: букв, буквосочетаний, слов, предложений, микротекстов. Важнейший показатель техники чтения – его скорость, чего можно добиться уменьшением в обучении доли громкого чтения.

Обучение начинается с громкого чтения, с умения озвучивать слоги, слова, словосочетания, предложения и микротексты (3-4 предложения). Сначала читает преподаватель, а студент имитирует. Далее громкое чтение заменяется тихое, а затем идет уже просто восприятие текста глазами, про себя.

^ Обучение реальному чтению начинается после того, как технические навыки оказываются в основном сформированными, о чём свидетельствует факт удовлетворительного громкого чтения текстов учащимися.

В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на ИЗУЧАЮЩЕЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ.

  1. Изучающее - это чтение с пониманием информации, детальное чтение, которое рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. (худ.пр-я, статьи, газеты, лит-ра, связанная со специальностью)

  2. Ознакомительное – это чтение с общим пониманием содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации. Это чтение без выписок, для удовольствия. (статьи, бол-во учебных текстов)

  3. Просмотровое – беглый просмотр текста.

Начинается обучение с изучающего чтения, далее переходим к ознакомительному чтению (домашнее чтение), на более продвинутом - просмотровое. Сначала даются элементарные, учебниковые тексты, потом начинают давать тексты, извлеченные из произведений, но адаптированные. Неадаптированную литературу можно давать лишь на старших курсах. Наряду с этим постепенно вводится газетный и научный тексты. Научная терминология вводится очень рано.

На начальном этапе предлагаются микротексты, которые содержат изученную лексику и грамматику. Они тематичны. Далее тексты усложняются и увеличиваются в объеме (2,3, потом 4 абзаца).

^ Для ознакомительного чтения используют относительно большие тексты; наиболее пригодны повествовательные, сюжетные тексты. Языковой материал не должен вызывать особых затруднений, незнакомые слова (не более 5-7 на страницу) не должны затрагивать основную информацию текста.

^ Для изучающего чтения выбирают тексты, объём которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения; чаще используются тексты описательного типа. Информационная насыщенность таких текстов высока. В таких текстах не должно быть незнакомых учащемуся грамматических конструкций. Количество незнакомой лексики может быть выше, чем при ознакомительном чтении.

^ Для просмотрового чтения объём текстов должен быть в несколько раз больше текстов для ознакомительного чтения.

Работа над каждым текстом включает 3 стадии: предтекстовая, притекстовая и послетекстовая.

На стадии предтекстовой работы преподаватель вводит учащ. в тему текста и предлагает им задания, предназначенные для снятия лексических трудностей текста и развития языковой догадки. (работа с заголовком)

Притекстовые задания активизируют внимание (нрп, прочитайте текст и скажите, кто из героев вам больше понравился и почему?)

На послетекстовой стадии преподаватель проверяет выполнение притекстового задания, понимание основной идеи. (ответы на вопросы по тексту, тесты множественного выбора, правда/неправда, нахождение в тексте каких-либо фактов, оценка прочитанного)

Время работы над текстом зависит от его типа, нпр, над ознакомительным (600 слов) не более 20 мин. 10-на предтекстовую, 5 на чтение, 5 на послетекстовую.

1-pochemu-lyudi-zanimayutsya-naukoj-stranica-3.html
1-pochemu-potrebovalos-sozdavat-novuyu-sistemu-territorialnoj-oboroni-imenno-na-rubezhe-hhi-veka.html
1-podgotovka-ezhegodnogo-perspektivnogo-plana-provedeniya-meropriyatij-po-kontrolyu-proverki.html
1-podgotovte-doklad-vistuplenie-pered-roditelyami-o-soderzhanii-formah-i-razvitii-obsheniya-v-period-doshkolnogo-detstva-2.html
1-pohozhe-na-vstuplenie-harkov-eshe-spal-kogda-kolonna-kommunarov-proshla-cherez-gorod-ot-vokzala-v-kommunu-ozhidalsya-horoshij-den-no-solnce-eshe-ne-vshodilo-za-stranica-10.html
1-pohozhe-na-vstuplenie-harkov-eshe-spal-kogda-kolonna-kommunarov-proshla-cherez-gorod-ot-vokzala-v-kommunu-ozhidalsya-horoshij-den-no-solnce-eshe-ne-vshodilo-za-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/setevie-operacionnie-sistemi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-etom-razdele-oboznacheni-voprosi-v-kotorih-mi-ne-razobralis-7-volk-i-struktura-rusi-ordi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lezvie-britvi-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/1-3s-s-k-1-48-11-eeiih-i-raiizgi-ieliks-r-paturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/telegramma-sekretarya-ck-kpb-u-s-kosiora-skij-universitet-p-t-firov-ukrainskaya-tragediya-1932-1933-gg-sobitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strategya-marketingu-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebno-issledovatelskoj-i-proektnoj-deyatelnosti-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-verb-in-the-indicative-mood-in-one-of-the-present-tenses-expresses-a-real-condition-and-a-real-consequence.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalog-na-imushestvo-predpriyatij-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-gosudarstvennih-universitetov-specialnost-0702-istoriya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-8-11-fevralya-2011-g-petropavlovsk-kamchatskij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situacionnie-harakteristiki-svyazani-s-razmerom-gruppi-ee-prostranstvennim-raspolozheniem-zadachami-reshaemimi-gruppoj-i-sistemoj-voznagrazhdeniya-primenyaemoj-v-gruppe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voenno-patrioticheskoe-v-ospitanie-uchashihsya-v-siverskoj-gimnazii.html
  • control.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoraya-ezhegodnaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-mirovaya-ekonomika-razvitie-rinochnih-institutov-22-marta-2005-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-otdela-vooruzheniya-tri-osnovnie-zadachi-pervaya-snabzhat-organi-i-podrazdeleniya-vnutrennih-del-oruzhiem-boepripasami-specsredstvami-bronezhiletami-voenno.html
  • lesson.bystrickaya.ru/professionalnoe-psihoterapevticheskoe-kredo-soderzhanie-ponyatiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-202-frunzenskogo-r-na.html
  • college.bystrickaya.ru/3-svedeniya-poluchennie-v-rezultate-posesheniya-filtracionnih-punktov-i-sledstvennih-izolyatorov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-nlo-chast-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-chlenov-obedineniya-proizvoditelej-zheleznodorozhnoj-tehniki.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-v-8-klasse-rabochaya-programma-po-kursu-okruzhayushij-mir-dlya-4-klassa-uchitelya-biologii-i-himii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bs-v15ocenka-i-obzor-statya-35-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-specialnosti-ultrazvukovaya-diagnostika-minsk-belmapo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-metodi-diagnostiki-i-lecheniya-kozhnih-boleznej-i-infekcij-peredavaemih-polovim-putem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-koncepciya-inklyuzivnogo-detskogo-sada-t-p-medvedeva-vozmozhnosti-integracii-dlya-detej-raznogo-vozrasta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitelya-anglijskogo-yazika-tkachenko.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-pervichnie-padezhnie-formi-1-23.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-na-chem-vi-fokusiruetes-dostatochno-dolgoe-vremya-stanovitsya-pravdoj-eto-zakon.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rostovskoj-oblasti-v-dtp-s-uchastiem-avtobusa-postradali-3-cheloveka-v-tom-chisle-rebenok-internet-resurs-yugregionru-29082011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risk-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-b-l-smirnov-ashhabad-1978-g-izdatelstvo-ilim.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.