.RU

16. Описание детьми аналогичных (прочитанным и услышанным в художественных текстах) ситуаций из их собственной жизни


^ 16. Описание детьми аналогичных (прочитанным и услышанным в художественных текстах) ситуаций из их собственной жизни
Этот прием помогает детям легко переключаться с объективно воспринимаемого содержания художественною текста на субъективно переживаемые аналогичные случаи, которые непроизвольно всплывают в их памяти. Такие перекидные мостики могут возникнуть при чтении любого художественного произведения, ибо, как было сказано выше, тексты подбирались на основе учета читательских интересов младших школьников. А именно, подбирались произведения, при чтении которых у ребенка появлялась реальная возможность отождествлять себя с героем произведения, сопоставлять его действия со своими, припоминать случаи, происходящие в личной жизни каждого из них и схожие с теми, о которых им читали (или они сами читали) в книжках.

Есть ли и в чем преимущество такого подхода?

Обычно дети учат задаваемые им рассказы (стихи) формально, описываемые в тексте (прозаическом или поэтическом) события не затрагивают их душевных сокровенных струн. Большей частью они слушают, читают или учат произведение, потому что надо, а не потому, что им нравится, хочется, приятно. И постепенно, переходя из класса в класс, они отстраняются, отворачиваются от высокохудожественных произведений. В чем причина такого отчуждения? По образному сравнению авторов экспериментальных материалов (Т.Троицкая, О.Петухова, лаборатория «Текст», Новосибирск, 1997), путь к вершинам изысканных образов классической поэзии и прозы долог и многотруден, а начинается он с подножий, а то и с простых бугорков и пригорков. Наших малышей уже пробовали сажать на вершины, — увы, они скатывались с них, набив немало шишек и синяков. Да это еще пустяки! Беда-то в том, что на вершины они потом и смотреть не хотят, так и ходят — взрослые уже совсем! — а головы вверх не поднимают.

Чтобы избежать этого пагубного отчуждения от восприятия художественного произведения, чтобы подвести детей к необходимости проведения параллелей между происшествиями с героем произведения и личными сокровенными переживаниями ребенка, учитель, наряду со знакомством с художественными текстами, отвечающими их читательским интересам, постоянно перекидывает эти невидимые мостики от событий, разворачиваемых в тексте, к событиям, происходящим в жизни детей. Постепенно они начинают понимать, что художественный текст — это не нечто отвлеченное и далекое от них самих, а это то, что помогает им разбираться в разных жизненных явлениях, в самих себе, сопоставлять происходящее в художественном произведении с собственными реалиями и, что самое главное, находить и формулировать собственную оценку тому или иному поступку героя произведения и самого себя — как бы он вел себя в подобной ситуации.

В рубрике «Примерное содержание уроков письменноречевой деятельности» приводятся случаи перекидывания таких мостиков от конкретных художественных текстов к аналогичным случаям из собственной жизни каждого ребенка с его попыткой объективно оценить поступок и героя, и самого себя.

^ 17. Составление рассказов по сюжетным картинкам
Дети любят рассматривать сюжетные картинки и что-то говорить о них. Однако их старания дальше поверхностного описания отдельных кадров не идут. Им не по силам улавливание невидимой внутренней связи между кадрами, без чего, естественно, получается при изложении не цельный рассказ, а набор описания отдельных кадриков.

С нашей точки зрения, наиболее удачными являются сборники рассказов в картинках Радлова, через которые прошло уже немалое число детей. Каждый рассказ, состоящий из 2—3—4 рисунков, легок для восприятия, полон юмора, шутливых сценок, поучителен и жизненно ситуативен. Как и в баснях, героями рассказов в картинках являются большей частью животные, но их действия очень напоминают поступки людей, особенно детей, что позволяет делать широкие обобщения воспитательного плана.

Каким образом работа учителя над сюжетными картинками готовит их к ПРД?

В процессе работы над картинками дети постепенно начинают понимать, что составить рассказ — это не просто описать то, что видишь на рисунке. Все это намного сложнее и требует более широкого охвата событий и их внутреннего единения посредством воображения, поиска, творчества. При условии веления такой работы у детей развивается умение видеть и «читать» между кадрами, за кадром, до кадра, после кадра; у них развивается воображение, они учатся дорисовывать рассказ в картинках, добавлять новые воображаемые сценки, описывать их образно, Развивается умение находить главное, порой вынося его в заглавие.

С помощью учителя дети постигают элементарные условия построения небольшого художественного произведения. Для более наглядного представления — что же это такое — учитель рисует на доске треугольник, основные углы (точки) которого соответствуют началу, кульминации и концу рассказа

Начало рассказа предполагает спокойное описание событий. Нарастание напряжения ведет к кульминации, высшей точке напряжения (накалу страстей); конец — красивое завершение событий, вывод, нравоучение.

Над треугольником проводится условная линия — это заглавие, в которое необходимо заложить главное, основное, притягательное для слушателя или читателя.

Заглавие

кульминация


начало конец


3. С простыми сюжетными картинками первоклассники справляются сравнительно легко, чего нельзя сказать о более сложных сюжетах, содержание которых не вмещается в рисунке и требует от ребенка додумывания, досказывания, домысливания. Помощь учителя может проявляться в подборе опорных слов и выражений, связанных с ключевыми моментами развития сюжета, которые предварительно записываются на доске. Раздавая листочки с рассказом в картинках, учитель просит обратить внимание на эти слова и постараться использовать их при составлении рассказа.

Такой подход приемлем по нескольким причинам. Происходит:

а) обогащение речи детей данными на доске словами и выражениями;

б) знакомство с правилами построения сюжетной канвы рассказа;

в) освобождение учеников от скованности действий и неуверенности в возможности расширения поставленной перед ними задачи;

г) добровольное включение детей в учебные действия на уроке, выступление с рассказами по собственному желанию.

Не чувствуя страха, неуверенности, не боясь порицаний, они незаметно вовлекаются в активную деятельность на уроке.

4. Постепенно дети приучаются плавно, связно излагать составленные ими рассказы по картинкам. Они начинают понимать, что нельзя засорять речь словесным мусором; привыкают слушать себя со стороны и объективно оценивать свои промахи; приучаются держать перед собой лист бумаги и рассказывать так, будто читают написанное, будто на листе уже все написано, потому они могут «читать» написанное без задержки, без спотыканий и заиканий. Со временем, в результате таких упражнений речь большинства детей становится складной, образной, звучной, приятной.

Дальнейшее развитие умения составлять рассказы по сюжетным картинкам приводит к тому, что ученики овладевают способом перекодирования изображения рисунка в звукоречевой образ, а последнего — в графический, т.е. письменный.

^ V. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ПИСЬМЕННОРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО ЧЕТВЕРТЯМ)
I четверть
Урок № 1 Тема: Понятие устной и письменной речи.

План:

  1. Беседа об устной и письменной речи.

  2. Состав речи.

  3. Письмо по графической схеме.

  4. Итог урока.

1. Беседа об устной и письменной речи.

Можно привести примеры из истории о знамении письменности:

— Как бы мы узнали о прошлом, если б существовала только устная речь?

2. ^ Состав речи.

— Речь состоит из слов.

Например: мама, небо, папа, луч, море, цветок...

А слова состоят из звуков. Например: трава — О О О О О

— Назовем другие слова, которые подходят к этой звуковой схеме (слава, молва и т.д.).

А из слов состоит предложение. Предложение выражает законченную мысль.

Солнце светит. Птицы поют. .

— Придумайте свои предложения к схеме. (Дети записывают в тетрадях свои варианты с помощью схемы.)

Работа над распространением предложения.


Какое солнце?

Как светит?

Где светит?

Какие песни?

Какие птицы?

Как поют?



Примерный образец предложения: ^ Огромное солнце ярко светит на чистом голубом небе.

(Довести распространение предложения до 5—6 слов.)

3. Знакомство с письмом по графической схеме.

Птицы поют.

Птицы поют.

Кто может прочесть?

Это печатный шрифт (А), а это рукописный шрифт А.

Люди обычно пишут рукописным шрифтом.

Мы будем использовать на письме рукописный шрифт.

А помогать нам в этом будут опорные линии, которые прослеживаются в каждой букве. (Чередование верхних, средних и нижних линий.)

.___________________________________________________________.

._____//////////////////____________________________________________.

6. Итог урока.
Урок № 2 ^ Тема: Письменная речь.
(Расширение понятия)

1. Повторим пройденное.

О чем говорили на прошлом уроке?

Что вы запомнили о возникновении письменной речи?

На доске схема:








Индоевропейские языки

Славянская группа

Германская гр.

Романская гр.

и некоторые др

восточная



южная



западная












русский

украинский

белорусский

болгарский

сербо-хорватский

славянский


чешский

польский

словацкий

шведский

английский

голландский

немецкий

и др.

французский

итальянский

испанский

португальский

румынский

молдавский

латинский

и др.





Раскрытие смысла этой схемы.

^ 2. Составим план урока.

(На доске учитель записывает только цифры, а пункты плана проговариваются. По мере прохождения этапов урока цифры зачеркиваются, что свидетельствует о том, что эта часть урока пройдена.)

План:

  1. Составление предложений из разрозненных слов.

  2. «Снежный ком». Распространение предложения.

  3. Запись стихотворения под диктовку.

  4. Графические упражнения.

  5. Итог урока.

1. Составление предложений из разрозненных слов

Учитель произносит: мама, книга, купить, магазин.

Соберите из слов предложение.

Схема из 5 слов. L _ _ _ _.

Сколько слов в предложении? (Пять слов.)

^ 2 Работа над распространением составленного предложения («Снежный ком»).

Пример: Моя любимая мама купила интересную приключенческую книгу в большом книжном магазине вчера вечером.

L __ __ __ __ __




— Прочитаем предложение все вместе. Подсчитаем, сколько слов в предложении (13).

^ 3. Работа в тетрадях.

Запись стихотворения (I части):

Я спрятала кукол,

Играть не хочу!

Мне некогда очень:

Я буквы учу!

L__ __,

L__ __!

L__ __:

L__ __!

4. Графические упражнения

5. Итог урока.

Урок № 3 ^ Тема: Письменная речь и мы, первоклассники.
План:

  1. «Снежный ком».

  2. Составление предложения из разрозненных слов.

  3. Работа в тетрадях.

  4. Графические упражнения.

  5. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

  6. Итог урока.


^ 1. Вступительное слово учителя.

речъ




устная письменная

Составление плана:

1. «Снежный ком».

Я играю.

2. Составление предложения из разрозненных слов.

Мы — поздравить — вы (Мы поздравляем вас.

Вы поздравили нас.)

Я — благодарить — вы (Я благодарю вас.

Вы благодарите меня.)

^ 3. Работа в тетрадях.

Запись стихотворения (II часть).

Перед записью повторить (прочитать) I часть стихотворения.

Из них я сама

Составляю слова.

Сама прочитала:

Дрова и трава.

L

L _.

L _:

L _ _.

— Прочитаем, что записали.

^ 4. Графические упражнения.

.____________________. ._____________________.

.____________________. ._____________________.


5. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Озаглавить рассказ. (Смотри рис. 1.)

6. Итог урока.
Урок № 4 ^ Тема: Письменная речь и мы, первоклассники.
План:

  1. «Снежный ком».

  2. Составление предложения из разрозненных слов.

  3. Работа в тетрадях.

  4. Графические упражнения.

  5. Знакомство со стихотворением.

  6. Итог урока.

1. «Снежный ком».

Папа пишет. L _.

2. Составление предложения из разрозненных слов.

Я — говорить — он (Я говорю ему.)

Он — говорить — я (Он говорит мне.)

3. Работа в тетрадях. Запись стихотворения (III часть).

Перед записью повторить (прочитать) первую и вторую части

стихотворения.

Дрова на дворе, L _ _,

А трава на лугу. L _ _ _.

Теперь как большая L _ _

Читать я могу. L _ _.

^ 4. Графические упражнения.

5. Знакомство со стихотворением А.Шибаева «Озорные буквы» (см. сборник I).

Напечатаем слово дошкольник на доске.

— Какие буквы озорные?(Д, О)

И почему они озорные? (Вдруг из дошкольника мальчик превратился в школьника.)

6. Итог урока.

Урок № 5 ^ Тема: Работа с текстом. Сила Слова.
Ребята, помогите мне, пожалуйста, составить план урока.

План:

  1. Повторение пройденного.

  2. «Снежный ком».

  3. Знакомство с рассказом.

  4. Песня.

  5. Графические упражнения.

  6. Итог урока.

1. Повторение пройденного.

Вспомните стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

Кто автор?

Какие буквы убежали? (Д, О)

.

— Составьте слова с этими буквами (добро, добрый, до, доктор, долго, дорога, дом и т.д.).

^ 2. «Снежный ком».

Путник шел. L _.

3. Знакомство с рассказом В.Беспалова «Сила слова» — отрывок (см. сборник I).

Первичное чтение текста до слов: «— э — нет!»

Задание перед прочтением — подобрать заглавие и придумать конец.

— Какой конец рассказа вы придумали? (Дети предлагают свои варианты.)

Вторичное чтение текста с авторским концом.

— Какие заглавия вы подобрали?

 — Какие пословицы вы знаете, которые подошли бы к рассказу?

Учитель предлагает детям свои пословицы:

Язык болтает, а голова не знает.

Меньше говори, а больше делай.

Сперва подумай, потом скажи.

Коротко, да ясно.

Они выбирают из них те, которые подходят к тексту.

^ 4. Прослушивание песни В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Работа в тетрадях. Запись стихотворения условными знаками.

Если с другом вышел в путь, L _ _ _ _ _,

Весела дорога! L _ !

Без друзей меня чуть-чуть, L _ _ _,

А с друзьями много. L _ _ _.

5. Графические упражнения.

6. Итог урока.

Урок № 6 ^ Тема: Интонирование.
— Попробуйте догадаться, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Дети составляют пункты плана вместе с учителем. Пункты плана записываются на доске.

План:

  1. «Снежный ком».

  2. Работа с текстом.

  3. Интонирование.

  4. Сказка.

  5. Графические упражнения.

  6. Итог урока.

1. «Снежный ком».

— Волшебник рассказывает.

2. Работа с текстом Сергея Корепанова «Слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому одному» (см. сборник V).

Задание — перед прочтением — придумать заглавие.

3. Интонирование.

Вводная беседа к пониманию интонирования.

Учитель читает отрывок из сказки без всякого выражения, как бы на одной ноте, со слов «Когда это Слово появилось на свет» до слов «как тебя зовут».

— Вам понравилось, как я прочитала отрывок из сказки?

(Нет.)

— Почему? (Ответы детей.)

— Выразительно прочитать всю сказку мне помогут специальные знаки.

Может быть, вы назовете их?

( !,?.)

— Давайте попробуем, используя эти знаки, прочитать одно и то же предложение:

Мама пришла. L _.

Мама пришла? L _?

Мама пришла! L _!

— Придумайте свои предложения, используя знаки интонирования.

^ 4. Первичное прочтение текста сказки до слов: «Это сделали...»

— Какой конец сказки вы придумали?

— Какое заглавие подобрали?

Учитель прочитывает авторский конец сказки.

— Какие красивые, сильные и добрые слона вы еще знаете? (Например: радость, благородство, дружба и т.п.)

5. Графические упражнения.

6. Итог урока.

Урок № 7 ^ Тема: Интонирование (закрепление).
План:

  1. Повторение пройденного.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Работа в тетрадях.

  4. Рассказ в картинках.

  5. Графические упражнения.

  6. Итог урока.

1. Повторение пройденного.

— Придумайте предложения к схемам.

L _ _.

L _ _?

L _ _!

2. «Сюрприз» учителя. Прекрасное стихотворение О.Григорьева «Яма».

Яму копал? L _?

Копал. L.

В яму упал? L _ _?

Упал. L.

В яме сидишь? L _ _?

Сижу. L.

Лестницу ждешь? L _?

Жду. L.

Яма сыра? L _?

Сыра. L.

Как голова? L _?

Цела. L.

Значит, живой? L _?

Живой. L.

Ну, я пошел домой! L, _ _ _!

^ 3. Работа в тетрадях.

Запись стихотворения. (Учитель записывает на доске, допуская намеренно ошибки. Дети по ходу их исправляют.)

— Прочитаем, соблюдая все интонационные знаки.

4. Составление рассказа по сюжетным картинкам (рис. 2).

Задание — придумать заглавие. (Дети составляют рассказ.)

— К следующему уроку нарисуйте счастливый конец к этому рассказу.

5. Графические упражнения.

6. Итог урока.

Урок № 8 ^ Тема: Соотношение словесного образа с художественным.
План:

  1. Повторение пройденного.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Интонирование.

  4. Работа в тетрадях.

  5. Графические упражнения.

  6. Итог урока.

1. Вводная беседа. Повторение пройденного.

— Кто поделится своими сюрпризами?

— Какие рисунки вы подготовили дома?

— Какие истории со счастливым концом об уточках и зайце можете рассказать?

(Если дети не нарисовали рисунок, то им можно предложить придумать «словесный рисунок» и рассказать его.)

^ 2. «Сюрприз» учителя.

 — Теперь я хочу преподнести вам свой «сюрприз» и прочитать сказку «Радуга», автор С.Корепанов (сборник V).

— Закройте глазки и попытайтесь представить какой диафильм из четырех кадров можно придумать, который вместит в себя содержание всего этого рассказа.

Чтение рассказа учителем. (Словесные описания детьми каждого кадра.)

 — К следующему уроку в красках нарисуйте ли кадры.

— Вы помните последовательность расположения цветов в радуге?

— Запомните эти предложения; первые буквы данных слов помогут вам запомнить цвета радуги по порядку

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

«Как однажды Жан звонарь головой свалил фонарь". (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

3. Интонирование.

Учитель выразительно читает стихотворение «Письмо» О.Дриза:

Энык-Бенык Колобок,

Что ты пишешь, мой дружок?

 — Письмо.

— Кому?

— Себе самому.

— Энык, что в письме твоем?

 — Вот получим и прочтем!

4. Работа в тетрадях.

L _ L, L,

L _ _, _ _?

L.

L?

L _.

L, _ _ _ _?

L _ _ _!

5. Графические упражнения.

6. Итог урока.

Урок № 9 ^ Тема: Соотношение словесного образа с художественным.
План:

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Работа по сюжетным картинкам.

  4. Графические упражнения.

  5. Итог урока.

1. Знакомство с «сюрпризами» детей — рисунками к сказке «Радуга» С.Корепанова.

Учитель восстанавливает последовательность сказки с помощью рисунков детей.

Начало — развитие — кульминация действия — конец.

Недостающие кадры дети рисуют на доске.

^ 2. «Сюрприз» учителя. Стихотворение «Дождь идет» Д.Лукич (сборник I).

— Кто запомнил это стихотворение? Повторим его вместе!

— Где бы вы поставили восклицательный знак?

— К следующему уроку постарайтесь нарисовать иллюстрации к этому стихотворению по порядку.

^ 3. Работа по сюжетным картинкам (рис. 3).

— Составьте рассказ. Придумайте заглавие.

(Дети предлагают свои варианты заглавий рассказов: «Летающий зайчик», «Хорошая идея».)

— Мне кажется, что этот рассказ не завершен! Завершите его, кто сможет.

4. Графические упражнения.

5. Итог урока.

Урок № 10 ^ Тема: Перенесение звуковой речи в графические знаки.
— Чем бы вы хотели заниматься на сегодняшнем уроке?

План урока:

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. «Снежный ком».

  3. Работа со стихами.

  4. Работа в тетрадях.

  5. Графические упражнения.

  6. Рассказ в картинках.

  7. Итог урока.

1. «Сюрпризы» детей.

Домашнее задание. Иллюстрации к стихотворению про тучки. Его повторение.

2. «Снежный ком».

Дети идут.

3. Работа со стихотворением И.Демьянова.

Интонирование. Заучивание.

Тра-та-та, тра-та-та,

Шли учиться два кота.

Увидали мышку,

Побросали книжки.

Мышь никто поймать не смог.

Опоздали на урок.

4. Работа в тетрадях.

L _ _, _ _ _,

L_ _ _.

L _,

L _.

L_ _ _ _.

L _ _.

5. Графические упражнения.

6. Рассказ в картинках (рис. 4—4а).

Задание: составить рассказ, придумать заглавие («Умные мышки», «Неудачная рыбалка», «Дружная семейка»).

— В чем смысл этого рассказа?

(Сила в единстве, в дружбе.)

7. Итог урока.

Урок № 11
Тема: Приобщение к художественным текстам, которые дают выход в реальную ситуацию.

План:

  1. Работа по сюжетным картинкам.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Воображаемая ситуация.

  4. «Снежный ком».

  5. Графические упражнения.

  6. Итог урока.

1. Продолжение работы по сюжетным картинкам (Повторение материала.)

— Почему мышки одержали победу над кошкой? В чем была их сила?

2. «Сюрприз» учителя.

Басня Л.Толстого «Отец и сыновья»

Отец наказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту Они легко переломали прутья поодиночке Отец и говорит:

— Так-то и вы, если в согласии жни. будете, никто нас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас вся кий легко погубит.

— Какой мыслью объединены басня Л.Толстого «Отец и сыновья» и рассказ, составленный вами по картинкам?

3. Воображаемая ситуация о том, что вместе сделали что-то, что в одиночку никак не могли бы сделать. (Случаи из жизни детей.)

4. «Снежный ком».

Друг любит.

5. Графические упражнения.

6. Итог урока.

Урок № 12 ^ Тема: Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте.
1. Вводная беседа.

— Назовите свои любимые сказки, рассказы или стихи. Если можно, принесите свои любимые книги на следующий урок.

^ 2. Составим план урока.

План:

  1. «Сюрприз» учителя.

  2. Работа в тетрадях.

  3. Рассказ по сюжетным картинкам.

  4. Итог урока.

1. «Сюрприз» учителя.

— Я хочу предложить вашему вниманию одно стихотворение, которое мне очень нравится.

Читает стихотворение Б.Успенского «Все в порядке» (сборник II).

— Что увидела мама, войдя в квартиру?

— Попробуйте описать словесно картину, которую увидела мама, войдя в комнату.

 — Как отреагировала мама? Что она сказала?

— Почему она вспомнила про бегемота и слона и про обвал?

— Как она могла поступить?

 — Какая же мама была у мальчика?

К следующему уроку принесите свои рисунки той картины, которая предстала перед мамой.

^ 2. Работа в тетрадях.

— Был на квартиру налет? L _ _ _?

— Нет. L .

— К нам заходил бегемот? L _ _ _?

— Нет. L.

— Может быть, дом не наш? L _, _ _ _?

— Наш. L.

— Может, не наш этаж? L,_ _ _?

— Наш. L .

 — Просто приходил Сережка, L _ L,

 — Поиграли мы немножко. L_ _.

3. Составление рассказа по сюжетным картинкам, (рис. 5).

Составить рассказ. Придумать название.

4. Итог урока.

Урок № 13 ^ Тема: Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте, которые дают выход в реальную ситуацию.
План:

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. Работа в тетрадях.

  3. «Сюрприз» учителя.

  4. Воображаемая ситуация.

  5. Графическое упражнение.

  6. Итог урока.

1. «Сюрпризы» детей. Любимые книги детей.

Рисунки с изображением комнаты (по прошлому уроку). Повторение стихотворения «Все в порядке» Б.Успенского. Интонирование.

2. Работа в тетрадях.

Запись III части стихотворения «Все и порядке» Б.Успенского. (Дети выбирают знаки.)

— Значит, это не обвал? L, _ _ _?

— Нет. L .

 — Слон у нас не танцевал? L_ _ _ _?

— Нет. L .

 — Очень рада. Оказалось, L _. L,

 — Я напрасно волновалась. L _ _.


3. Знакомство со стихотворением Э.Мошковской "Обида" (сборник V).

Воображаемая ситуация.

— Была ли у вас в жизни такая ситуация и как им поступали?

4. Графическое упражнение.

5. Итог урока.

Урок № 14 ^ Тема: Работа над деформированным текстом. Интонирование.
План:

  1. «Снежный ком».

  2. Рассказ по картинкам.

  3. Восстановление деформированного стихотворения.

  4. Работа в тетрадях.

  5. Итог урока.


1. «Снежный ком»

Яблоко упало.

2. Рассказ по картинкам (рис. 6).

Задание: составить рассказ и придумать заглавие («Заботливый ежик», «Запасливый ежик», «Умный ежик», «Находчивый ежик» и т.д.).

^ 3. Восстановление деформированного стихотворения.

— Соберите стихотворение.

4) — Что ж ты, еж, такой колючий?

2) — Это я на всякий случай.

3)Знаешь, кто мои соседи?

1) Лисы, волки да медведи!

(Дети на слух восстанавливают строки этого стихотворения в нужной последовательности.)

^ 4. Работа в тетрадях.

Встретил ежика бычок L _ _

И лизнул его в бочок, L _ _ _ _,

Но, лизнув его в бочок, L, _ _ _ _,

Уколол свой язычок. L _ _.

А колючий еж смеется: L _ _ _:

— В рот не суй, что попадется! L_ _ _, _ _!

 — Прочитаем, что записали.

— Попробуйте дома нарисовать два кадра к этому стихотворению.

5. Итог урока.

Урок № 15 ^ Тема: Развитие воображения.
План:

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Воображаемые ситуации.

  4. Слушание музыки.

  5. Итог урока.

1. «Сюрпризы» детей.

— С какими стихотворениями вы познакомились на предыдущем уроке?

Какие рисунки подготовили?

2. «Сюрприз» учителя — рассказ Д.Биссета «Под ковром» (сборник V).

(Надо найти главное слово в этом рассказе. Дети раскрывают смысл слова «воображение».)

— А что означает это слово? (Ответы детей.)

3. Воображаемые ситуации и суть этих ситуаций.

— Закройте глаза и вообразите что-нибудь. Что вы вообразили?

4. Слушание музыки.

Классическая музыка (например, П.И.Чайковский «Времена

года», «Детский альбом»).

— Что вы себе представили, слушая эту музыку?

5. Итог урока.

Дома проиллюстрируйте рассказ Д.Биссета «Под ковром».

Урок № 16 ^ Тема: Развитие воображения.
Письмо предложения по опорным линиям.

План:

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Слушание музыки.

  4. Запись предложения с помощью схемы.

  5. Итог урока.

1. «Сюрпризы» детей.

— Какие рисунки вы подготовили к уроку? (Коллективное

обсуждение детских работ.)

— Что вы хотели выразить своими рисунками?

(Ответы детей.)

^ 2. «Сюрприз» учителя.

Стихотворение «Секрет» В.Гутянского. Выразительное чтение стихотворения сопровождается рисунком на доске (сборник III).

— Кто хочет, на каникулах пусть нарисует картинки к этому

стихотворению.

^ 3. Слушание музыки. (П.И.Чайковский.)

— Закройте глазки. Какие образы возникают и нашем воображении? Опишите их!

4. Запись предложения с помощью схемы и опорных линий под диктовку учителя.

Я расскажу вам свой секрет

Я расскажу вам свой секрет

Учитель записывает на доске это предложение дли самоконтроля детей.

^ 5. Итог урока.


22-rezultati-issledovanij-ivanovskaya-gosudarstvennaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-imeni-akademika-d-k-belyaeva.html
22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-1-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta.html
22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-125047-rossiya-g-moskva-4-j-lesnoj-pereulok-dom-4-informaciya-soderzhashayasya.html
22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-191317-rossiya-sankt-peterburg-ploshad-aleksandra-nevskogo-2-informaciya.html
22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-420094-rossiya-respublika-tatarstan-g-kazan-chujkova-2-korp-b-informaciya.html
22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-623530-rossiya-sverdlovskaya-oblast-g-bogdanovich-ul-gagarina-2-informaciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kejptaun-vodopad-viktoriya-reka-chobe-safari-v-botsvane-plyazhi-indijskogo-okeana.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-effektivnogo-upravleniya-municipalnoj-sobstvennostyu-pri-razrabotke-strategii-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-17-zaklyuchenie-20.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-programma.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/babaev-yu-a-buhgalterskij-uchet.html
  • school.bystrickaya.ru/assortiment-i-osobennosti-prigotovleniya-blyud-yaponskoj-kuhni.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4imya-chislitelnoe-the-numeral-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava1-obshie-osnovaniya-filosofii-tehniki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-kureniya-na-organizm.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-predlagaemie-temi-dlya-napisaniya-referatov-po-psihologii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-cenna-ne-tolko-unikalnim-fakticheskim-materialom-yarkaya-i-strastnaya-ona-zovet-preodolet-zalozhennoe-v-nas-demokraticheskoj-propagandoj-chuvstvo-nacionalnoj-nepolnocennosti-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/epidemiologiya-diagnostika-i-lechenie-bolnih-erozivno-yazvennim-balanopostitom-associirovannim-s-bakterialnoj-infekciej-14-01-10-kozhnie-i-venericheskie-bolezni.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravilo-5-feniks.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-agrarnomu-pravu-chast-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vot-mi-i-snova-vozvrashaemsya-v-zali-muzeev-po-kartinam-mozhno-sudit-o-tom-chto-hudozhnika-privlekaet-vse-i-lyudi-i-priroda-i-uvidennie-sobitiya-i-predmetnij-mi.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-mehanizmi-ustojchivogo-razvitiya-ugolnoj-otrasli-na-osnove-innovacionnih-resursosberegayushih-tehnologij.html
  • education.bystrickaya.ru/13-audit-sobstvennogo-kapitala-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit-i-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-strahovanie-dlya-studentov-4-kursa-dnevnogo-otdeleniya-fakulteta-ekonomistov-mezhdunarodnikov.html
  • education.bystrickaya.ru/322-stati-i-razdeli-sbornikov-sushnost-i-celi-studencheskih-rabot.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-tablica-srednego-balla-ege-2010-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-tretya-stranica-27.html
  • abstract.bystrickaya.ru/06--umet-rekomendacii-po-razrabotke-rabochih-programm-podgotovki-rulevogo-sportivnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-n-sidnenkov-kooperativnij-magazin.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-dlya-uchashihsya-5-ih-klassov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-disciplini-1-celi-i-zadachi-disciplini-celi-prepodavaniya-disciplini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-verhovnogo-komissara-po-pravam-cheloveka-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sredi-pridumannih-mirov-s-p-kapica-s-p-kurdyumov-g-g-malineckij-sinergetika-i-prognozi-budushego.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-proektov-po-discipline-finansi-predpriyatij-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stabilizaciya-chastoti-vrasheniya-obtyuratora-ik-pirometra-optimizaciya-po-bistrodejstviyu-virtualnogo-pribora-poligarmonicheskoj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokazateli-prestupnosti-nesovershennoletnih-1-osnovnie-demograficheskie-harakteristiki.html
  • bystrickaya.ru/visha-osvta-ukrani-bolonskij-proces-2-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotchiki-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemi-sotovoj-podvizhnoj-svyazi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnie-mestoimeniya-personal-pronouns.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kliniko-laboratornaya-tehnika-dlya-specialnosti-200401-biotehnicheskie-i-medicinskie-apparati-i-sistemi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nevinnomisskij-agro-tehnologicheskij-kolledzh-kraevoj-centr-sodejstviya-zanyatosti-uchashejsya-molodyozhi-i-trudoustrojstvu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.