.RU

16. Типы простого предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске



^ 16. Типы простого предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1. По цели высказ-я:повест.(повеств-е,описание,сообщ-е), вопр., побудит.

2. По эмоц. окр.воскл./невоскл.

3. Утв(выр-ся принадл-ть приз-ка предмету,независ.приз-к,бытие предмета)/отриц.(отриц-е ч-цами не и ни)

4. Членим.(им.гл.чл и м.содерж. второст.)/нечл.(не м.б.дополн.второст.чл.)

5. Односост. и двусост. – разл.сп-бом выр. предик.значения.

6. Распр.(гл.чл.+второст.)/нераспр.(т-ко гл.чл)

7. Осложненные и неосложненные.

8. Полн(все структ.необходимые чл.п.)/неполн.(словесно не выр.один или нес-ко чл.П:Я пойду в красном свитере,а ты-в белом.

Повествовательное предложение – п., заключающее в себе сообщение о каком-либо факте,

явлении, событии, утверждаемых или отрицаемых. Повествовательным предложениям присуща особая интонация! повышение тона на логически выделяемом слове и спокойное понижение тона в конце предложения. Это наиболее распространенный тип предложений. Пр.: Прошло еще две недели. Иван Ильич уже не вставал с дивана. Он не хотел лежать в постели и лежал на диване.

вопросительное предложение - п, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются:

а) собственно-вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы отсюда живете? (Тургенев);

б) вопросительно-утвердительное предложение, содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении. Да ведь фуражка на голове у вас? (Г о р ь-к и и). Неужто ты не понимаешь, что сам виноват? (Горький);

в) вопросительно-отрицательное предложение, в котором под видом вопроса выражается отрицание. Разве можно не любить вас? (Тургенев);

г) вопросительно-побудительное предложение, в котором через вопрос выражается побуждение к действию. Отчего же ты у меня не спросишь? (А. Островский);

д) вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна? (Чехов). По наличию в предложении вопросительных местоимений или наречий различаются вопросительные предложения местоименные и не место им е нн ы е. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин). Разве перерыв? (С е р а ф и м о-в и ч).

^ Грамматические средства оформлевпя вопросительных предложений:

1) вопросительная интонация (повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса). Уж не больны ли вы? (Гоголь) (выделяется слово больны);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос). Понятен сам мой ужас? (Горький) (выделяется слово понятен) ;

3) вопросительные слова (вопросительные местоимения, наречия, частицы). Какая из прочитанных книг вам больше нравится? (М. Островский). Почему я не могу ехать? (Л. Т о л с т о и). Привет ли то был, упрек ли? (Тургенев). Неужели и вправду отзвенели мечи? (Есенин). А разве другой должности для тебя не найдется/ (Лаптев)


Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

^ Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли?; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

^ Побудительные предложения.

- п, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.). Грамматические средства оформления побудительных предложений:

1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее! (Л. Толстой). К барьеру! (Чехов);

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин). Продолжать огонь! (К е т л и н с к а я). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала! (Грибоедов). Ты бы ушла, Настя (Лео но в). Пошел с дороги! (Горький);

3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрет, не задрожит рука! (Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает (Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдем (Панова).

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.

Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); - Поехали, - сказал он (Казак.).

В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа - ни-ни (М. Г.). Такие предложения характеризуют разговорную речь.

Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать!

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); - Горячей воды! - командовал худенький студентик с красными опухшими веками (М. Г.); Пи-ть! Ой, голубчики! (М. Г.).

Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).


17.Полные и неполные предложения. Место эллиптических предложений.


^ НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Общая характеристика. Неполными на­зываются предложения, которые характеризуются непол­ным составом членов предложения, необходимых для вы­ражения законченной мысли.

В качестве полноценной единицы общения они могут выступать только до тех пор, пока опираются на контекст или непосредственно на речевую ситуацию. Взятые вне контекста или определенной ситуации, неполные предло­жения не передают законченной мысли. «Я и тебя осуждаю, Катя». — «За что?»

Основная сфера употребления - разговорная речь, особенно — диалог. Непосредственное общение наилучшим образом обеспечивает понимание неполных предложений. Пониманию может способствовать и контекст, и разные элементы речевой ситуации: наблюдаемые и ожидаемые явления, события; общность интересов собеседников; самоочевидность темы речи; иногда указательные жесты и т.д. «Прямо их рук рвет! Таймень, долж­но, попался. Налим так .не может...»

В книжных стилях речи, особенно в официально-де­ловом и научном, неполные предложения употребляются очень ограниченно. Их употреблению здесь препятству­ют: содержание, обычно более сложное, чем в речи разго­ворной; условия публичного общения, исключающие или ограничивающие возможность непосредственного контакта с собеседником; необходи­мость развернутого и точного изложения; общая стро­гость стиля. Из всех жанров книжной речи употребление неполных предложений (отнюдь не частое) допускают лишь повествовательные авторские тексты художествен­ных произведений и произведения публицистические.

^ Грамматический состав неполных предложе­ний. Состав неполных предложений не характеризуется какой-либо устойчивостью. Они могут включать только главные члены, один главный член, один второстепенный член, главный и второстепенный и т.д.

Особенно разнообразны по грамматическому составу неполные предложения диалогической речи. Неполные предложения, которые употребляются в монологической речи, в частности — в повествовательных текстах художественных произведений, грамматически более однородны. Чаще всего - это предложения с опущенным подлежа­щим, ясным из предшествующего контекста: ...Марья Ва­сильевна прошла в сени и вытащила из клети мотор. Прижимая его к груди, бы­стро прошла к реке.

1.Общей особенностью грамматического состава непол­ных предложений является, во-первых, то, что в них со­храняются обычно те ЧП, которые вхо­дят в рему высказывания, и, напротив, обычно опускают­ся те, которые выражают тему. См.: «Ты что же, в партизанах?» — «В партизанах», — сказал сын. «В каком отряде?» - «Суворовском»…

2.Все неполные предложения характеризуются тем, что в них оказываются незавершенными, «разо­рванными» грамматические и семантические связи мини­мум у одного знаменательного слова. Наиболее резко это проявляется в случаях, когда за­висимое слово употребляется без главного, а также когда подлежащее употребляется без ска­зуемого. Несколько менее заметно отсутствие подлежащего при имеющемся сказуемом: с одной стороны, согласуемые формы предиката отчетливо указывают на незавершенность грамматических связей и пропуск подлежащего: без ориентировки на определенное подлежащее многие формы сказуемого совсем невозмож­ны. %...голос сестры спросил: «Давно вер­нулась?» С другой стороны, в силу «отражательных» свойств согласования сказуемое содержит информацию о семантике опущенного подлежащего - о количестве субъектов, о том, какого пола лицо, о котором идет речь. Эти элементы информации и общая граммати­ческая и смысловая весомость сказуемого в составе пред­ложения несколько затушевывают отсутствие подлежа­щего, необходимого для смысловой и грамматической завершенности предложения.

Наименее заметные и наименее очевидные проявле­ния неполноты связаны с отсутствием второстепенного члена при имеющемся главном. Дело в том, что объем ин­формации, передаваемой за счет второстепенных членов, говорящий в большинстве случаев может регулировать по своему усмотрению. Очевидная неполнота наблюдается только в тех случаях, когда второстепенный член являет­ся «необходимым»: предсказывается значением одного из имеющихся членов предложения. Чаще всего в роли не­обходимого ЧП выступает дополнение, без которого предложение вне контекста и конкретной ситуации характеризуется семантической незавершенно­стью. %Я принес [что?]; Сомневаюсь [в чем?]; Она надеется [на что?]. Изредка аналогичную роль играет отсутствие обсто­ятельств и определений, например, отсутствие обстоя­тельства места, выражающего направление движения: Ну, ходил ты?; Он заезжал; Летишь? При полном словесном выражении мысли в них потребовалось бы выражение то­го, куда ходил, заезжал, летит. Однако при некоторых коммуникативных установках отсутствие «необходимых» второстепенных членов не вызывает неполноты предложения. % Рассказывал он увле­ченно - внимание сосредоточивается на качественных особенностях действия; в предложениях типа Он ушел— на результатах простран­ственного перемещения. Коммуникативные установки всех этих предложений таковы, что указания объекта и пространственных уточнений они не требуют.

3.Неполным предложениям не свойственны какие-либо самостоятельные грамматические модели — модели со стабильным составом обязательных ЧП. Строятся они с ориентировкой на ту или иную модель по­лного предложения — двусоставного или односоставного — и представляют собой частичное отражение тех связей слов, которые наблюдаются в предложении полном. Од­нако соотнесенность неполного предложения с опреде­ленным типом полного можно уверенно установить не всегда.

Соотнесенность эта максимально ясна в тех предложе­ниях, в которых сохраняется сказуемое. %Прие­хала! — двусоставное предложение с опущенным под­лежащим; сказуемое приехала обязательно предполагает конкретный субъект.

При отсутствии сказуемого соотнесенность с опреде­ленным типом полного предложения наиболее очевидна у тех неполных предложений, которые представляют собойответную реплику диалога: прямой ответ собеседнику со­риентирован обычно на структуру вопросительного пред­ложения. Например, ответная реплика — это результат сокращения неопределенно-личного предложения: «Запрос прислали из школы?» — «Из шко­лы».


Эллиптические предложения.

Особый тип предложений, занимающих как бы промежуточное поло­жение между полными и неполными: ^ Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней.

С одной стороны, предложения эти, как и обычные неполные предложения, характеризуются незавершенно­стью, разорванностью грамматических связей. Обстоя­тельства типа берегом, наверх, в лес по природе своей - грамматически зависимые ЧП, между тем в рассматрива­емых предложениях отсутствует глагольное сказуемое, которому они обычно подчиняются и которое в двусос­тавном предложении образует посредствующее грамма­тическое звено между ними и подлежащим.

С другой стороны, они отличаются от обычных непол­ных предложений, так как сохраняют свою понятность и вне контекста, в отрыве от конкретной ситуации речи. Эта понятность объясняется тем, что общее значение недоста­ющего грамматического звена подсказывается семанти­кой имеющихся компонентов предложения. Так, пе­редавая направление движения, обстоятельства типа бере­гом, наверх, в лес обязательно предполагают процесс движения, а поэтому сами оказываются частичными его выразителями и компенсируют отсутствие глагольного сказуемого. В силу того что смысловая полноценность обеспечивается в эллиптических предложениях за счет их собственного состава, они значительно самостоятельнее типичных неполных предложений, и на их основе складываются устойчивые грамматические модели с постоянным составом ЧП.

Распространен типом эллиптических предложе­ний, в кото­рых 1 из главных компонентов - обстоятель­ство, выражающее направление движения. Если такие предложения выражают побуждение, то обстоятельство нередко оказывается единственным их компонентом: «На­зад! Назад!» — надрывался Сапожков Значительно реже в побудительных предложениях упот­ребляется не только обстоятельство места, но и подлежа­щее: «Овчинникова и Яманов направо, Петрухин и Деретаев налево!» Напротив, повествовательные или вопроситель­ные предложения включают подлежащее почти всегда: Я - назад...

Все эти предложения имеют смысловые и стилистиче­ские отличия от предложений, в которых налицо глаголь­ное сказуемое. С одной стороны, пропуск глагола движе­ния позволяет передать движение более отвлеченно, без той дифференциации, которая связана со значением гла­голов. % Назад! и Бегите назад! С др.стороны, в побудительных и повествовательных


пред­ложениях этот пропуск обязательно связан с выражением быстро принимаемых решений и быстро развивающихся событий. Поэтому безглагольные эллиптические предло­жения со стилистической стороны характеризуются экспрессивностью и употреблением преимущественно в раз­говорной речи и повествовательных текстах.

Разновидность рассмотренных предложений - предложения типа: Вы ко мне? Я за вами. В них имеется в виду не процесс движения, а его цель.

Употребляется в РЯ и еще ряд типов элли­птических предложений. % Это предложения, в которых без употребления глагола речи устанавливаются отношения между говорящим и объектом речи — адреса­том речи или ее темой. Они включают подлежащее и до­полнение: Простите... Вы мне... товарищ полковник?

Часто эллиптические конструкции встречаются среди таких побудительных предложений, которые выражают требование «дать» какой-либо объект (в буквальном или отвлеченном смысле), переместить или доставить его: ...голос Бессонова проговорил за спиной раздельно и хо­лодно: «Швейцар, шубу, шапку и трость» Предложения эти предполагают по­будительную интонацию, обязательно включают допол­нение, выражающее требуемый объект, и, кроме того, не­редко дополнение или обстоятельство, указывающее, ко­му или куда должен быть доставлен объект.

Распространены также экспрессивные повествова­тельные предложения с родительным падежом существи­тельного типа: ^ Воды-ы! Смеху было! Они выражают большое количество или большую меру назы­ваемых предметов и явлений: Воды много! Выразителем этого значения является особая интонация — с сильным повышением голоса и часто протяжным произнесением предложения.

Несколько особняком стоят сходные с эллиптически­ми две разновидности предложений, включающих подле­жащее и обстоятельство:

  1. Предложения, в которых устанавли­вается пространственное соотношение предметов: ^ За пру­дом слева — домик-музей.

  2. Предложения, в которых подлежащее обозначает определенный признак описыва­емой обстановки и сопровождается обстоятельствами, вы­ражающими место, время, причину и другие условия реа­лизации обозначаемого признака: «Из-за чего забастов­ка?» — спросил наконец Телегин.

Обе эти разновид­ности предложений являются двусоставными полными предложениями с нулевым сказуемым.


^ 18. Нечленимые предложения, их структурно-семантические разновидности.

это предложения, которые выражают эмоциональную, волевую, модально-оценочную или контактоустанавливающую реакцию говорящего на ситуацию, но не называют ни характера этой реакции, ни компонентов соответству­ющей ситуации. Пр.:«Ага! Ложатся!» «Ну!»

Специфика нечленимых предложений особенно ярко выявляется в сравнении с обычными предложениями, от­ражающими в составе своих членов характер передавае­мой ситуации. % «Пароход на Волге!» - «Ура!». Выражение радости в первой из реплик только сопутствует конкретному сообщению о ситуации, а во второй является единственным ее содержанием.

Основу нечленимых предложений могут составлять: 1) междометия; 2) модальные слова и частицы (конечно, может быть, едва ли.); 3) принятые формулы веж­ливости; 4) существительные в именительном падеже, представляющие собой обращения, осложненные выра­жением такой эмоциональной или волевой реакции, кото­рая относится непосредственно к собеседнику (% самостоятельно употребленное Миша! при различных интонациях может выражать упрек, сожаление, радостное удивление или простое удивление, возмущение или доса­ду, предостережение или предупреждение, требование по­дойти к говорящему или выслушать его и т.д.).

Нечленимые предложения с междометиями в основе называются междометными. Предложения, основу которых составляет обращение, называются вокативными. Предложения, основой которых являются мо­дальные слова и частицы, а также формулы вежливости, тесно смыкаются с междометными и будут рассмотрены в их составе.

По общему характеру коммуникативных функций все нечленимые предложения очень близки между собой. Наиболее многообразны по функциям междометные предложения. Среди них могут быть выделены несколько групп, в какой-то мере противопоставленных друг другу и в то же время пересекающихся между собой. Это предло­жения, выражающие 1) эмоциональную реакцию говоря­щего; 2) его волевую реакцию; 3) модальную оценку мы­сли собеседника или собственной мысли; 4) предложения, выполняющие контактоустанавливающую функцию.

I. В предложениях, выражающих эмоциональное от­ношение говорящего, употребляются простые междоме­тия типа ой, а, у-у, э-э, ух, эх, ах, ох, о, и-и, ура, увы и т.д.; составные фразеологизированные междометные со­четания типа ну и ну, вот так так, вот это да, вот как, надо же, так-так и т.д.; слова и сочетания слов, пере­шедшие в междометия из знаменательных частей речи ти­па здорово, батюшки, господи, ужас, ерунда, слава Богу!

II. Предложения, связанные с выражением волевой реакции, могут передавать, во-первых, побуждение, во-вторых, согласие- несогласие с предложением собеседника.

В побудительных междометных предложениях употребляются, с одной стороны, такие междометия, ко­торые могут выражать побуждение к совершению или прекращению в принципе любого действия. Это междо­метия ну, а ну, давай, эй; будет, хватит, довольно. С другой стороны, ис­пользуются междометия, которые устойчиво выражают побуждение к строго определенному действию. %На!, Тс-с-с! Цыц! Стоп! Вон! Прочь! Марш! Сюда относятся, в частности, междометия, которые употребляются по отно­шению к животным: Но-о! Тпру! Ату! Цыц-цып-цып! Брысь! и под. В силу определенности значения некоторые из предложений с такими словами утрачивают нечленимость: междометие сближается в них с глагольным сказуемым и обретает способность подчинять себе второсте­пенные члены, употребляться вместе с глагольным сказу­емым: Вон из моего дома!

При выражении согласия или несогласия с предложением или приказанием собеседника употребля­ются слова: да, ага, угу, ладно, хорошо, конечно, разуме­ется; ну что же, так и быть; нет, ну да еще, вот еще.

III. Предложения, выражающие модальную оценку, ча­ще всего служат ответом на вопрос собеседника. Утвердительный ответ, выража­емый с помощью слов да, конечно, разумеется, а как же, еще бы и т.д., указывает на реальный характер устанавли­ваемых в вопросе отношений; отрицательный (Нет, Ну да уж! и под.) — на нереальный; предложения, строящиеся на базе модальных слов и частиц типа может быть, навер­ное, по-видимому, как будто, выражают некатегорическое (предположительное) подтверждение реальности устана­вливаемых связей, а предложения с частицами типа вряд ли, едва ли — предположительное их отрицание (указание на маловероятность).

IV. Предложения, выполняющие по отношению к со­беседнику контактоустанавливающую функцию, семан­тически достаточно многообразны.

Они могут быть проявлением пассивного внимания к речи собеседника и сигнализировать о том, что его слуша­ют и принимают к сведению содержание его речи: «Я к народному артисту Скудину». - «А-а... [Он] Уехал»

Более активную позицию говорящего выражают воп­росы — такие, которые побуждают собеседника к расска­зу, ответу, к раздумью, к повторению сказанного. %Они сели лицом к лицу... «Ну?»

Отдельную группу составляют нечленимые предложения, в которых контактоустанавливающая функция реализуется в принятых формулах вежливости. Это приветствия при встрече и расставании, пожелания, формулы благодарности и извинения и т.д. В большинстве случаев здесь употребляются знаменательные слова, некоторые из которых утратили или утрачивают свое лексическое зна­чение и превращаются в междометные выражения (спаси­бо, здравствуй и под.), но изредка используются и непро­изводные междометия. %Тут постучали в дверь, и Рагозин крикнул: «Да, да! Заходите...»

^ Вокативные предложения могут выражать два типа реакций говорящего: а) эмоциональные и б) во­левые (побудительные).

а) Бегичев метнул назад скошенный взгляд. Большой рот его растянуло удивленной улыбкой. «Павел!— ска­зал он. — Чудило! Здравствуй!» Эк Яков, Яков!

б) И вот произнесено до странности чуждо прозву­чавшее имя: «Гражданин Мешков». Он подскакивает... «Сашенька!..» — пронзительно повторился
зов...

Основное средство грамматического оформления всех нечленимых предложений - интонация. Ее роль особенно велика при использовании слов, которые не закреплены за выражением определенного типа реак­ций говорящего. Если же такая закрепленность наблю­дается, то назначение высказывания получает выражение не только в интонации, но и в лексическом составе нечле­нимого предложения.


^ 19. Односоставные предложения (каждый тип – отдельный вопрос).

Односоставные предложения - это особый семантико-структурный тип простого предложения. В отличие от двусоставных они имеют один главный член, который одновременно и называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, передает отношение к действительности, т.е. оформляет значение синтаксического времени и объективной модальности. Этот главный член является единственным организующим центром предложения. Отсутствие второго главного члена отнюдь не свидетельствует о неполноте предложения (ср. двусоставные неполные), это его семантико-структурная специфика. Ср.: Студенты склонились над тетрадями: пишут зачетную работу. - В газетах пишут о новых научных открытиях. В предложении Пишут зачетную работу опущено подлежащее, но оно легко восстанавливается из контекста; глагол пишут в данном контексте предполагает позицию вполне конкретного и известного подлежащего - студенты; во втором предложении подлежащего нет, оно и не восстанавливается, поскольку важен не источник сообщения, а само сообщение: прямого указания на действующее лицо здесь нет, а сведения о нем заключены во второстепенном члене - в газетах.

В предложении Пишу тебе письмо тоже нет подлежащего (ср.: Я пишу тебе письмо), но по другой причине: значение 1-го лица единственного числа заключено в самой форме глагола-сказуемого пишу, и потому «пропуск» подлежащего не может считаться признаком неполноты предложения. В предложении Мне не спится форма сказуемого вообще не допускает именительного падежа (и, следовательно, грамматического подлежащего), а указание на лицо, испытывающее названное здесь состояние (не спится), оформлено дательным падежом (ср.: Мне не спится. - Я не сплю). Значит, отличие односоставных предложений от двусоставных (в том числе неполных двусоставных) заключено в их семантико-структурной природе, в способе оформления основных грамматических значений: в двусоставном предложении - аналитически, через отношения подлежащего и сказуемого (имеется в виду позиционная структура предложения, и, следовательно, лексическая незамещенность какой-либо позиции не меняет типологию предложения), в односоставном предложении - синкретическим способом, через позицию одного главного члена, т.е. в конечном счете с помощью предикативных отношений или без них.

При классификации односоставных предложений возникают объективные трудности, связанные с выбором классификационного принципа, причем история изучения односоставных предложений приводит к очевидному выводу о недостаточности учета только одного какого-либо признака как основания для деления на соответствующие группы предложений. Заманчивой, например, представляется формально-грамматическая классификация односоставных предложений, учитывающая сугубо грамматические показатели - способы выражения главных членов. При такой классификации довольно четко выявляются «морфологические» типы односоставных предложений: именные (Тишина!; Грибов-то!), глагольные (Светает!; Молчать!), наречные (И тихо, и темно). Однако этот критерий, подчеркивающий лишь внешнюю сторону явления, не передает его существа: в таком случае Стирается грань между двусоставными неполными предложениями и не обнаруживается специфика отдельных типов односоставных предложений. Достаточно сравнить, например, слова весна и стремление, знобит и руководит, дремлется и улыбается; тихо и сильно, чтобы убедиться в том, что первые из них сами по себе могут быть односоставными предложениями, а вторые способны организовать сообщение лишь в сочетании с другими словами, т.е. могут быть лишь структурной частью предложения двусоставного. Следовательно, при формальном сходстве - отнесенности к одной и той же части речи - слова эти имеют какие-то очень существенные различия, которые определяют их разные возможности в синтаксической организации речи. И эти различия лежат в области семантической. Не меньшую, если не большую, роль играет семантический разряд слова при формировании отдельных типов односоставного предложения, например в системе глагольных предложений. Кроме того, в данном случае типология предложения опирается прежде всего на такой логико-семантический показатель, как определенность - неопределенность, которые, будучи категориями мышления, находят свое выражение в языковых средствах. Значение определенности - неопределенности в глагольных односоставных предложениях раскрывается выражением разной степени отвлеченности действия от его производителя. На этой логико-семантической основе (с учетом и способа выражения главного члена) строится традиционная классификация глагольных односоставных предложений: определенно-, неопределенно-, обобщенно-личные и безличные.

Таким образом, наиболее целесообразным при классификации простых предложений, в том числе и односоставных, представляется учет семантико-грамматического принципа. По этой классификации, например, безличные предложения могут быть и глагольными и наречными, в свою очередь, глагольные предложения могут быть и определенно-личными и безличными и т.д.

Различаются следующие разновидности односоставных предложений: определенно-личные (глагольные), неопределенно-личные (глагольные), обобщенно-личные (глагольные), безличные (глагольные и именные), инфинитивные (глагольные), номинативные (именные) и генитивные (именные).

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется главный член дополнительными словами или нет.


23-hirurgicheskaya-infekciya-u-detej-soderzhanie-programmi-9-kvalifikacionnie-trebovaniya-k-vrachu-detskomu-hirurgu-17.html
23-illyustracii-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-po-specialnosti-tovarovedenie.html
23-informacionnie-seti-v-turisticheskom-biznese-monografiya-moskva-2006.html
23-ingibitori-nejrotoksicheskogo-dejstviya-arb-mediko-himicheskie-podhodi-k-napravlennomu-poisku-preparatov-dlya.html
23-integralnaya-joga-shri-aurobindo-osnovnie-napravleniya-transpersonalnoj-psihologii.html
23-ip-17-v-eto-sovokupnost-ustnih-proizvedenij-s-osoznannoj-i-neosoznannoj-hudozh-ustanovkoj-vklyuchennih-v-praktich.html
  • essay.bystrickaya.ru/delovaya-beseda-kak-osnovnoj-vid-delovogo-obsheniya.html
  • education.bystrickaya.ru/4-analiz-finansovoj-deyatelnosti-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-pervaya-universitetskaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-reforma-byudzhetnogo-processa-i-upravleniya-rashodami-a-programma-reformirovanie-regionalnih-finansov.html
  • composition.bystrickaya.ru/poiskovaya-optimizaciya-neotemlemaya-sostavlyayushaya-processa-prodvizheniya-sajta-v-poiskovih-sistemah-prodvizhenie-sajta-neobhodimo-dlya-privlecheniya-celevoj-auditor.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kazhdoe-utro-rekomenduyu-zanimatsya-samogipnozom-pro-snuvshis-ulibnites-skazhite-sebe-u-menya-vse-otlichno-nichego-ne-bolit-sil-mnogo-ih-hvatit-na-ves-den-i-eshe-ostanetsya-i-vi-budete-zdorovi-i-schastlivi-.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-11-marketingovaya-deyatelnost-informacionnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskaya-specifika-sovremennost-socialnaya-samoorganizaciya-i-krizisi-v-rossii-gumanitarnie-aspekti-podderzhki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-publicisticheskogo-stilya.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-assortiment-izdatelskoj-produkcii-dlya-komplektovaniya-fondov-bibliotek-muk-cbs-g-irkutska-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekciya-2-tema-impulsnij-element-i-ego-uravneniya-konspekt-lekcij-dlya-studentov-napravleniya-550200-avtomatizaciya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-otkritogo-uroka-po-anglijskomu-yaziku-v-4-klasse-po-teme-a-tour-to-the-blue-beards-castle.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-konkursa-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-i-sovremennost-1-mart-2005-631.html
  • studies.bystrickaya.ru/agrohimicheskaya-harakteristika-zalezhej-stepnoj-zoni-yuzhnogo-urala.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-4-g-p-shedrovickij-processi-i-strukturi-v-mishlenii.html
  • essay.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-4-po-27-noyabrya-1916-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika-specialnost-031202-65-perevod-i-perevodovedenie-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tolstoj-o-perepisi-v-moskve.html
  • znanie.bystrickaya.ru/51-optimizaciya-socialnoj-sferi-i-uvelichenie-investicij-v-chelovecheskij-kapital.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skvoznaya-programma-praktiki-dlya-vseh-form-obucheniya-specialnost.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolezni-legkih-god-nazad-vishla-nasha-pervaya-kniga-posvyashennaya-elektromagnitolecheniyu-s-pomoshyu-apparatov-elatomskogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-osnovnie-ponyatiya-svyazannie-s-informacionnimi-sistemami-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/hrestomatiya-po-istorii-russkogo-prava-sostavil-m-vladimirskij-budanov-vipusk-tretij-izdanie-trete-1888-g-allpravo-ru-2005-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/praktikum-po-geshtaltterapii-peterburg-stranica-19.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-10-00-10-30-registraciya-uchastnikov-10-30-11-00-privetstvie-rukovodstva-mgtu-im-n-e-baumana-rektor-aleksandrov-a-a.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-sirti-nariinda-bekre-bali-trler-uildiriini-saudasina-arnalan-markani-bektu-zhne-oni-azastan-respublikasini-shk-nariinda-satua-arnalan-markani-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • desk.bystrickaya.ru/politicheskie-vzglyadi-aristotelya-i-fomi-akvinskogo-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-politicheskih.html
  • klass.bystrickaya.ru/43vklyuchenie-samosoznaniya-samokontrolya-i-a-beskova-evolyuciya-i-soznanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemie-uchebno-metodicheskie-materiali-ispolzuyutsya-na-kafedre-istorii-i-politologii-v-prepodavanii-kursa-otechestvennaya-istoriya-sootvetstvuyut-polozheniyam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-po-sotrudnichestvu-arabskih-gosudarstv-persidskogo-zaliva-ssagpz-uchebnika-po-himii-kaznyon-na-gilotine-v-1794-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/hvataj-za-gorlo-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/-ustanovyavane-v-otnosheniyata-s-klienti-na-statut-na-predpochitan-dostavchik.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/versiteta-v-mezhdunarodnom-nauchno-obrazovatelnom-prostranstve.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gbou-centra-obrazovaniya-1828-saburovo-2009-2013-gg-versiya-2012-2013-gg.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyazatelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-031401-kulturologiya-080507.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.