.RU

19.5. ПРОГРАММА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА» - Концепции современного естествознания курс лекций


^ 19.5. ПРОГРАММА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА»
С каким генетическим багажом придут в новое тысячелетие наши дети и внуки? Есть ли возможность победить болезни на генетическом уровне?

В погоню за «генами-убийцами» пустились ученые Америки, Англии, России. В парижском пригороде Эври действует научно-исследовательский центр «Генетон», развернута программа международного сотрудничества «Геном человека».

Геном — это совокупность генов. Полагают, что у человека их около 10 тысяч. А информации в них зашифровано на 2000 атомов по 50 страниц в каждом. Расшифровка генома начинается с создания «атласа» генов, набора их карт. Первую такую карту разработали в 1992 г. группы Д. Коэна и лауреата Нобелевской премии Ж. Дос-се. А ее окончательный вариант вышел из лаборатории французского профессора Ж. Вайсенбаха весной 1996 г.

Профессор Вайсенбах составил карту генов. Окрашивая их и изучая под микроскопом хромосому, с помощью выбранных маркеров он отмечал ДНК различных участков хромосом. При клонировании, т.е. выращивании их на микроорганизмах — бактериях, грибах, выделял фрагменты ДНК. При этом он получил последовательность нуклеотидов одной цепочки ДНК, из которой состоят хромосомы. Таким образом, им было локализовано 223 гена и выявлено 30 мутаций, ответственных за 200 заболеваний, в том числе гипертония, диабет, глухота, слепота, злокачественные опухоли.

Уже сегодня благодаря карте генома на самых ранних стадиях беременности можно определять и изучать генетический код плода, предупреждая рождение тяжело больного ребенка. Еще один этап работ — генная терапия, т.е. коррекция патологии измененного гена.

Каждый день страницы печати заполняют сенсационные сообщения: «американские и финские ученые обнаружили ген, который вызывает редкую форму эпилепсии», «итальянские ученые открыли ранее неизвестный ген «гигантизма», «швейцарский эмбриолог вырастил у мушек-дрозофил глаза совсем не там, где им положено быть» и т.д. и т.п. Настоящий бум: от сортировки гороха Менделем в монастырском огороде до генома, изучением которого занимаются во многих странах, прошло не многим более ста лет!

Активно участвуют в программе «Геном человека» и российские ученые из Института молекулярной биологии РАН, Института общей генетики РАН и др.

Впервые проблема генома человека была сформулирована в конце 80-х гг. Инициатива вышла из недр одного из самых секретных ведомств — Министерства энергетики, породившего в свое время атомную и водородную бомбы. Там заинтересовались последствиями влияния радиации на человека, которые реализуются через изменения в геноме человека.

Сегодня эти исследования ведутся в США, Франции, Великобритании, Швеции, Японии. С 1989 г. программа «Геном человека» работает и в России. Исследования ведутся совместно. Нет причин сомневаться, что в 2005 г., на который намечено завершение программы «Геном человека», в «клетки» будут «пойманы» все человеческие гены.

Выделение генов, ответственных за те или иные признаки, послужило стимулом к развитию генной терапии — исправлению генетического повреждения путем введения в организм здорового гена. Предполагается, что удастся вводить правильный ген в нужное место на хромосоме. Но на практике пока еще трудно проконтролировать судьбу гена. Разрабатывается и другой подход, когда ген не заменяют, а компенсируют функцию, но пока не ясно, как «доставить» здоровый ген в организм.

Еще одно практическое применение исследован генома — судебная медицина, криминалистика: идентификация по волосам, каплям крови, генная дактилоскопия. По этому методу проводилась идентификация ос танков последнего русского царя.

Ученые считают, что уже сегодня технически доступна всеобщая ДНК-паспортизация людей. Однако ученые поддерживают мнение о том, что применение достижений ДНК-диагностики лежит вне рамок самой науки. Это право общества и человека.

Подобные работы являются доказательством того, что в Природе все взаимосвязано и надо только найти и использовать эти связи. Но наука должна развиваться в гармонии с гуманистическими идеалами и целями социального прогресса.


^ ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ


20.1. ЧЕЛОВЕК
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через боль и трагедии истории продвигалось человечество к пониманию значительности и значимости своей сущности.

До сих пор, обсуждая проблему уникальности человека, мы пытаемся отыскать какие-то необычайные качества Адамова потомка (например, разум, сознание, творчество), некую субстанцию, которая принципиально отделяет человека от животного мира. Тайну человека, по-видимому, можно раскрыть, если обратиться к изначальному противоречию между природностью и социальностью человека. Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных убеждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий. Это продукт исторической эволюции и определенных природных механизмов.

Практические потребности человека являются главным стимулом его познания. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием через его последующую знаковую или орудийную деятельность, в которых результат деятельности сознания опредмечивается. В исторически многовековом процессе осознания мира человеком были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления, но и созданы разнообразные методы познания, а также произошло обособление различных специфических форм познания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п.

Человек — это мерило всех ценностей, он является узлом всех связей. Если же эти связи рвутся, значит, что-то испортилось в мире, надо искать, в чем причина, и пытаться убрать с пути все, что мешает человеку быть человеком. Гармония человеческих отношений важна и необходима каждому из нас. И силу, и мужество, и мудрость человек приобретает в процессе социального «созревания», используя как свой собственный опыт, так и знания, накопленные его предшественниками.

Человек изучается многими науками: медициной, химией, биологией, физиологией, филологией, философией и т.д. Человек — творец всего комплекса материальных и духовных ценностей. На всех этапах общественного развития он одновременно выполняет функции главной производительной силы общества и носителя всех производственных и социальных отношений. Но только в конце XX в., когда появилась реальная возможность уничтожения человеческой цивилизации, человечество пришло к выводу, что высшей ценностью является человек. Именно от человека и его поведения зависит в настоящее время его жизнь и жизнь на Земле. В целом же человек живет ради будущих поколений: все остается людям.

Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, осуществить выбор, возникший в результате внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за него ответ перед обществом, в котором человек живет. Быть личностью — означает осуществлять вклад в общество, в котором живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны.




33-kontrolnie-izmeritelnie-materiali-po-proverke-ostatochnih-znanij-studentov.html
33-kratko-o-dvizhushih-silah-biologicheskoj-evolyucii-nastoyashee-uchebnoe-posobie-koncentriruet-vnimanie-na-odnom.html
33-kultura-nevelskij-municipalnij-rajon.html
33-levaya-oppoziciya-19231927-gg-hutorskoj-v-ya-istoriya-rossii-sovetskaya-epoha-1917-1993-2-e-izd.html
33-logisticheskaya-strategiya-predpriyatiya-plan-vvedenie-2-razdel-1-analiz-rinka-uslug-po-dostavke-gruzov-4-harakteristika.html
33-mehanizaciya-uborki-hraneniya-i-pererabotki-navoza-processov-v-zhivotnovodstve-posobie-dlya-uchashihsya-zaochnogo-otdeleniya-gorodok.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-stranica-16.html
  • nauka.bystrickaya.ru/valyutnij-kurs-ego-vidi-i-faktori-formirovaniya-principi-funkcionirovaniya-vto.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-zavet-stranica-48.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-informacii-spasatelej-avtomobili-zagorelis-po-neizvestnoj-prichine.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema33biologo-socialnie-chs-i-ih-obshaya-harakteristika-programma-uchebnoj-disciplini-zashita-naseleniya-i-territorij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-sd-f-06-sborka-yustirovka-i-kontrol-optiko-elektronnih-priborov-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-burilshik-shpurov-2-vagonetchik-vozdushno-kanatnoj-dorogi-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tel-3422-37-37-83-faks-3422-37-31-55-e-mail-oispermcntiru-kursi-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-promishlennogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-na-temu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-izuchenie-sredstv-upravleniya-windows.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obespechenie-preemstvennosti-poyasnitelnaya-zapiska-2-harakteristika-uchastnikov-obrazovatelnoj-deyatelnosti-princip-raboti-shkoli.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekti-globalnaya-problema-sovremennogo-obshestva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodologiya-vnedreniya-onemethodology-biznes-informatika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/moler-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/podstrojka-po-slovaryam-zakon-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhregionalnij-istoriko-patrioticheskij-konkurs-morskoj-venok-slavi-nikolaj-gerasimovich-kuznecov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reabilitologiya-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-medicinskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-uchebnoe-posobie-v-pomosh-uchashimsya-obsheobrazovatelnih-shkol.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-shpargalka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnuchke-katenke-pedagogu-xxi-veka-posvyashayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-sozrevaniya-mozga-tema-zakonomernosti-rosta-i-razvitiya-detskogo-organizma.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-osnovannomu-na-ocenke-riska-podhodu-dlya-buhgalterov-17-iyunya-2008-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sra-orta-blmn-zhaartilan-mazmnina-kshu-zhaartilan-blm-mazmni-ne-shn-azhet.html
  • control.bystrickaya.ru/demokratiyali-zhalpltti-kshter-koaliciyasini-msheler-lt-zhospari-100-nati-adamdi-talilajdi-2015-zhildi-18-mausiminda-azastan-2050.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aortalnaya-nedostatochnost-lekciya-serdechnie-shumi-mehanizm-obrazovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-tekushego-remonta-i-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-elektrovozov-postoyannogo-toka-stranica-9.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-itogi-finansovogo-sostoyaniya-za-2006-god-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-af-bank.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-polozheniya-sostavleniya-i-predstavleniya-form-otchetnosti-kreditnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-pravitelstva-chelyabinskoj-oblasti-ob-oblastnoj-celevoj-programme-deti-yuzhnogo-urala-na-2011-2015-godi-meropriyatiya-programmi-osushestvlyayutsya-po-pyati-napravleniyam.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-prestupnika-psihologicheskie-osobennosti-otdelnih-kategorij-prestupnikov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pishevaya-cennost-ovoshej-chast-8.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grrudzite-nkrerih-i-pribaltika-izobrazitelnoe-iskusstvo.html
  • reading.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-umensheniyu-mezhdunarodnie-sertifikati-iso-9001-2000-i-iqnet.html
  • institut.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-11.html
  • writing.bystrickaya.ru/45-zolotoe-pravilo-psihologii-truda-1-psihologiya-truda-kak-oblast-realii-otrasl-nauki-uchebnaya-disciplina-i-professiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.