.RU

2. Формы международных расчетов - Тексты лекций для студентов специальности г 09. 01 правоведение



2. Формы международных расчетов

 

Под формой расчета в международной практике понимается регулируемое нормами международного частного права условие платежа, обладающее специфическими особенностями в отношении порядка зачисления средств на счет кредитора, видов используемых платежных документов, процедуры документооборота.

В настоящее время используют три основные формы международных расчетов:

           документарный аккредитив;

           инкассо;

           банковский перевод.

Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк-эмитент (банк, выставивший аккредитив), действуя по просьбе клиента (приказодателя аккредитива), производит платеж третьему лицу (бенефициару) или оплачивает переводные векселя бенефициара.

Описание различных видов аккредитивов, требований для выставления аккредитива или внесения в него изменений и целый ряд других вопросов содержится в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов МТП (редакция 1993 г.), которыми пользуются и белорусские банки.

Согласно ст.3 Унифицированных правил аккредитив по своей природе представляет собой сделку, обособленную от договора купли-продажи или иного договора, на котором он может быть основан, и банки ни в коей мере не связаны и не должны заниматься такими договорами, даже если какая либо ссылка на такой договор включена в аккредитив.

Аккредитивы бывают нескольких видов:

1.         Отзывный (может быть изменен или аннулирован банком-имитентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара).

2.         Безотзывный (обязательства не могут быть ни изменены, ни аннулированы без согласия банка-имитента и бенефициара).

3.         Трансферабельный (бенефициару предоставляется право дать банку, производящему оплату или акцепт, указание о том, что аккредитивом могут воспользоваться полностью или частично одно или несколько других лиц).

4.         Револьверный (по мере его использования сумма аккредитива автоматически восстанавливается после каждой выплаты по нему в пределах установленной общей суммы лимита и срока для предоставления документов по аккредитиву).

5.         Покрытый (аккредитив, при открытии которого банк-имитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка валютные средства (покрытие) в сумме аккредитива на срок действия обязательств банка-имитента с условием возможности их использования для выплат по аккредитиву).

Инкассо - это поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (должника) непосредственно или через другой банк определенную денежную сумму или подтверждение того, что эта сумма будет выплачена в установленные сроки.

Применение инкассовой формы в международных расчетах регулируется Унифицированными правилами по инкассо МТП в ред. 1995 г.

Унифицированные правила по инкассо определяют виды инкассо, порядок представления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, извещения о совершении платежа или о неплатеже.

Правила широко применяются в практике международных расчетов (в т.ч. и в Беларуси), хотя и носят рекомендательный характер.

Различают два вида инкассо:

1.         Чистое инкассо.

2.         Документарное инкассо.

Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (переводных и простых векселей, чеков), не сопровождаемых коммерческими документами.

К коммерческим документам относятся счета-фактуры, транспортные документы, товаросопроводительные документы, отгрузочные документы, спецификации, сертификаты и иные, не относящиеся к финансовым, документы.

Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, и коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.

Банковский перевод - это поручение банка своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет приказодателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способов возмещения банку-плательщику выплаченной суммы. Банковский перевод осуществляется безналичным путем в соответствии с Банковским кодексом и Инструкцией Национального банка Республики Беларусь о банковском переводе от 29.03.2001 г. ©66.

Различают три вида банковских переводов:

           простой банковский перевод;

           документарный банковский перевод;

           банковский перевод с использованием чеков.

При простом банковском переводе коммерческие документы, минуя банки, от экспортера направляются непосредственно к импортеру.

При документарном банковском переводе в платежном поручении содержится условие о выплате бенефициару определенной денежной суммы после представления соответствующих финансовых или коммерческих документов.

При банковском переводе с использованием чеков наряду с другими документами используются чеки.

 

 

^ 3. Виды платежных средств в международных расчетах

 

Основными платежными средствами в международных расчетах выступают вексель и чек.

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного в векселе срока определенную сумму владельцу (держателю) векселя.

Различают простые и переводные векселя.

Простой вексель - это безусловное (ничем не обусловленное) обязательство векселедателя уплатить владельцу векселя или иному указанному им лицу определенную сумму денег в установленный срок или по предъявлении.

Переводной вексель (тратта) - это безусловное предложение векселедателя (трассанта) лицу, на которое выставлен вексель (трассату), уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя (ремитенту) либо другому указанному им лицу в установленный срок или по предъявлении.

Унификация международных расчетов с использованием векселя осуществлена в Женевских конвенциях 1930 г.:

           Конвенции о единообразном законе о переводном и простом векселях;

           Конвенции о разрешении некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях;

           Конвенции о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселей.

Коллизионные нормы Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 г., сводятся к следующим правилам:

           способность лица обязываться по переводному или простому векселю определяется его национальным законом. В случае, если его национальный закон отсылает к закону другой страны, применяется этот последний закон. Лицо, не обладающее способностью обязываться по векселю согласно определенному таким образом закону, тем не менее несет ответственность, если подпись была совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо обладало бы такой способностью;

           формы обязательства по переводному или простому векселю определяются законом той страны, на территории которой обязательства были подписаны. Если обязательства по этому закону не имеют силы, но соответствуют законодательству страны, где подписано последующее обязательство, это последнее обязательство действительно. Каждое из государств-участников Конвенции имеет право предписать, что обязательства, принятые по переводному или простому векселю кем-либо из его граждан за границей, будут действительны в отношении другого его гражданина на его территории, если только эти обязательства приняты в форме, предусмотренной национальным законом;

           обязательства акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, подчиняются закону места платежа по этим документам;

           сроки на предъявление иска в порядке регресса определяются для всех лиц, поставивших свои подписи, законом места составления документа;

           приобретение держателем переводного веселя права требования, на основании которого выдан документ, решается по закону места составления документа;

           форма и сроки протеста, а также форма других действий, необходимых для осуществления или для сохранения прав по переводному или простому веселю, определяются законами той страны, на территории которой должен быть совершен протест или соответствующие действия.

Республика Беларусь участвует во всех перечисленных конвенциях

Однако следует заметить, что наряду с Женевской вексельной системой существуют вексельная система и вексельная система Латинской Америки.

В основе регулирования вексельных отношений по системе лежат положения английского Закона о векселях 1882 г. и Единообразного торгового кодекса США. Векселя англо-американского типа отличаются от Женевских векселей тем, что они предусматривают упрощенное регулирование вексельного обязательства, менее к форме и содержанию вексельных документов.

Чек - ценная бумага, в которой содержится ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку выплатить держателю чека указанную в нем сумму. Держатель чека должен предъявить его к оплате в течение срока, установленного в законодательстве.

Вексель и чек являются ценными бумагами, которые содержат письменный приказ об уплате денег.

Различия между ними состоят в том, что:

           вексель выставляется на любое лицо, а чек - на банк, где чекодатель имеет средства в распоряжении;

           срок, на который выставляется вексель, определяется участниками вексельного правоотношения, а срок обращения чека указан во внутреннем законодательстве или в международном договоре.

По аналогии с вексельными в 1931 году были приняты чековые конвенции:

1.         Женевская конвенция о единообразном законе о чеках.

2.         Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о чеках.

3.         Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении чеков.

Республика Беларусь в этих конвенциях не участвует.

Подлежащие оплате в Республике Беларусь чеки должны удовлетворять требованиям белорусского законодательства, а выданные в Республике Беларусь чеки, подлежащие оплате за рубежом, должны отвечать требованиям права страны места платежа.

Попытка дальнейшей унификации вексельного и чекового обращения предпринята в Конвенции ООН о международных переводных векселях и Конвенции ООН о международных чеках. Обе конвенции приняты в 1988 году, но еще не вступили в силу.

^ 4. Валютные оговорки

 

Основным принципом международных денежных обязательств является принцип номинализма, который состоит в том, что должник в денежном обязательстве (плательщик) обязан уплатить ту сумму средств, которая с него номинально причитается, и в той валюте, в которой оно выражено.

Вместе с тем колебания курсов валют - это объективно существующее явление. Поэтому плательщик и получатель платежа по внешнеэкономической сделке заинтересованы в том, чтобы обезопасить себя от инфляции. Этой цели в международной практике служат валютные (защитные) оговорки.

Валютная оговорка - это запись в контракте о том, что в случае изменения курса валюты платежа, должна быть пересмотрена сумма платежа.

На практике применяются несколько валютных оговорок.

Суть состоит в том, что цена товара и сумма платежа, выраженные в какой-либо валюте, привязываются еще к какой-нибудь мировой стабильной валюте.

Суть в том, что цена товара и сумма платежа по контракту привязываются к нескольким, наиболее устойчивым, мировым валютам.

Защитным целям служат используемые в качестве валюты долга искусственные денежные единицы: специальные права заимствования, введенные МВФ в 1967 г. (широко используются в международных транспортных конвенциях), ЭКЮ стран ЕС; евро.

Включение в контракт положения о скользящей цене также является способом урегулирования денежных обязательств внешнеторговых контрактов. В данном случае уплата цены контракта производится по заранее предусмотренной в договоре формуле исчисления суммы платежа.

В качестве коллизионной привязки в международных денежных обязательствах используют закон валюты долга, т.е. применимым является право того государства, к которому относится валюта платежа.

 

Рекомендуемая литература

 

1.         Бабикова С. Виды документарных аккредитивов согласно Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов // Хозяйство и право. - 1999. - ©1. - С. 27.

2.         Банковские гарантии. Унифицированные правила и типовые формы. - М., 1996.

3.         Белов А. Способы обеспечения исполнения обязательств во внешнеторговых сделках. - М., 1992.

4.         Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право. - М.: Международные отношения, 1997.

5.         Дробышев П. Вексельное право и Конвенция ЮНСИТРАЛ о международных переводных векселях и международных простых расчетах. - М., 1996.

6.         Ерпылева Н. Международное банковское право: Учебное пособие. - М.. 1998.

7.         Лазарева Т. Международно-правовое регулирование форм расчетов по внешнеэкономическим контрактам // Закон. - 1995. - ©12.

8.         Международное торговое право: расчеты по контрактам. - М., 1996.

9.         Овсейко С. Комментарий к Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах // Банковский вестник. - 2000. - ©25. - С.11.

10.     Хлестова И. Валютные операции и российское законодательство. - М.: БЕК, 1997.

 

Лекция 13. Международно-правовое регулирование труда

 

^ 1. Понятие и виды международного труда

 

Международный труд - это трудовые отношения с иностранным участием.

Иностранный элемент в международных трудовых отношениях может присутствовать как в субъектном составе (субъект отношения - иностранный работник или иностранный работодатель), так и в объекте (труд работника протекает за границей, хотя участники отношения могут принадлежать к одному государству).

Исходя из этого выделяют следующие виды международного труда в Республике Беларусь:

1. Работа белорусских граждан за рубежом на белорусских нанимателей либо на зарубежных белорусских предприятиях (в учреждениях), либо на зарубежных предприятиях с белорусским участием:

           кратковременные служебные командировки за границу от белорусских организаций;

           работа в представительствах государственных и общественных организаций за рубежом: посольствах, торговых представительствах, представительствах предпринимательских, профсоюзных и иных общественных объединений;

           работа в представительствах государственных и частных фирм за рубежом;

           работа на зарубежных предприятиях, осуществляемая по контрактам между белорусскими и иностранными фирмами для оказания технического содействия зарубежным странам;

           работа за рубежом в составе белорусских строительно-монтажных и иных организаций, создаваемых на основе межгосударственных соглашений или соглашений между отечественными и иностранными фирмами для проведения по контрактам на подрядных условиях изыскательских работ, проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации производственных объектов;

           работа-стажировка на зарубежном предприятии на основе межправительственных соглашений или соглашений между отечественными и иностранными фирмами;

           работа за рубежом на предприятиях с белорусским участием либо на белорусских зарубежных предприятиях (в учреждениях);

           работа на белорусского нанимателя, требующая передвижения из одной страны в другую (международный транспорт).

2. Трудовая миграция за рубеж (внешняя трудовая миграция). Работа по индивидуальному трудовому контракту между белорусским гражданином и иностранным работодателем.

3. Работа гражданина Республики Беларусь в международной организации.

4. Работа гражданина Республики Беларусь на родине, но на иностранного работодателя (юридическое или физическое лицо) либо на предприятии с иностранным участием.

5. Работа иностранного гражданина или апатрида на белорусском предприятии, на иностранном инвестиционном предприятии либо на белорусском предприятии с иностранным участием.

 

^ 2. Источники правового регулирования международного труда

 

Источниками международно-правового регулирования труда являются:

1.  Конвенции и рекомендации МОТ, которые систематизированы в виде Международного Кодекса Труда (1954 г.)

2.  Договоры и соглашения, которые подразделяются на:

           договоры, посвященные иностранным работникам и трудящимся-мигрантам;

           международные договоры по вопросам экономического, научного и культурного сотрудничества, в которых нормы трудового права носят вспомогательный характер;

                       соглашения по условиям труда работников международного транспорта.

3.  Трудовые кодексы государств, где закреплены основополагающие нормы, связанные с трудом иностранцев (например, Кодекс труда Франции имеет раздел ).

4.  Нормативные акты государств об иностранцах, об иммиграции, о занятости, о труде граждан определенного государства за рубежом или у иностранных нанимателей на своей территории.

В регулировании трудовых отношений важное место занимают локальные нормы права - коллективный договор и трудовой договор (контракт). Соотношение между законодательными и коллективно-договорными источниками в различных странах неодинаково. В Республике Беларусь усиливается локальное регулирование. Благодаря деятельности ТНК появились международные коллективные договоры.

 

^ 3. Коллизионные вопросы международно-правового регулирования труда

 

Основными коллизионными привязками в международных трудовых отношениях являются:

           закон автономии воли сторон;

           закон места работы (Австрия, Венгрия, Испания, Швейцария);

           закон, наиболее подходящий для каждого конкретного случая, - все чаще применяется странами.

Эта формула учитывает комплекс факторов или один доминирующий фактор, который связывает стороны трудового договора с определенной страной (место нахождения предприятия, руководства, компании, общее гражданство сторон договора, источник получения работником производственных инструкций, источник выплаты заработной платы и ее валюта, язык трудового договора).

В международном автомобильном транспорте в большинстве стран обычно применяется привязка: место регистрации транспортного средства.

В отношении моряков обычно применялась коллизионная привязка , однако повсеместное использование мореходными компаниями приводит к тому, что ни наниматель, ни моряки не имеют никакого отношения к .

Когда работник постоянно выполняет работу более чем в одной стране (международный менеджер), применяется закон той страны, в которой наниматель этого работника имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется деятельность этого работника.

 

^ 4. Труд граждан Республики Беларусь за рубежом

 

Общим для всех видов международного труда граждан Республики Беларусь за рубежом является то, что иностранный элемент в каждом из них состоит в трудовой деятельности граждан Республики Беларусь за границей.

Специфика работодателя и особенности правовой регламентации дают основание выделить три основные модели трудовых отношений граждан Республики Беларусь, выезжающих на работу за рубеж.

1. Правоотношение проистекает из юридического факта (трудового договора), возникшего в Беларуси на основе нашего законодательства. В рамках этого договора белорусские работодатели направляют своих работников в белорусские организации (предприятия, учреждения, организации) за границу, посылают их за рубеж для участия в строительстве предприятий, монтажа отечественного оборудования, оказания технической помощи, посылают их в краткосрочные загранкомандировки по делам службы.

2. Белорусские граждане непосредственно или через посредников заключают трудовые контракты с иностранными нанимателями о работе за рубежом. В данном случае имеет место экспорт рабочей силы (внешняя трудовая миграция).

3. Работодателем белорусского гражданина выступает международная организация, находящаяся за рубежом.

В 1999 году принято Положение об условиях труда работников Республики Беларусь за границей. Оно распространяется:

           на работников, направленных из Республики Беларусь или принятых за границей членов их семей на работу в дипломатические и торговые представительства, консульские учреждения Республики Беларусь в зарубежных странах, представительства Совета Министров Республики Беларусь в государствах-участниках СНГ;

           на работников, направленных из Республики Беларусь за границу министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, государственными объединениями, созданными Советом Министров Республики Беларусь, предприятиями и организациями;

           на работников, аспирантов, докторантов и студентов, военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел, направленных за границу на обучение и стажировку;

           на работников, выезжающих из Республики Беларусь в служебные командировки за границу.

Вопрос о внешней миграции распадается на 3 части:

1)      государственное содействие внешней трудовой миграции и помощь работникам-мигрантам;

2)      защита белорусских за рубежом;

3)      особенности правового положения иностранных работников в странах приема белорусских мигрантов.

Граждане Республики Беларусь, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят из-под сферы действия белорусского законодательства. Факт наличия белорусского гражданства не имеет значения. На них распространяется трудовое законодательство страны приема и международные правила трудовой миграции, если государство приема мигрантов признает эти правила.

17 июня 1998 года принят Закон . Закон устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, и привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь производится на основании лицензий.

Граждане Республики Беларусь, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор, заключенный с нанимателем, и визу государства трудоустройства.

Трудящиеся-мигранты въезжают для трудоустройства в Республику Беларусь и возвращаются в государство выезда по визе представительства или консульства за границей.

Совет Министров Республики Беларусь устанавливает квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.

Трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором в письменной форме.

На органы государственной миграционной службы Республики Беларусь возложена обязанность обеспечения граждан Республики Беларусь достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции.

Для белорусского гражданина, выезжающего на заработки за рубеж, особое значение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся-мигрантов, принятых ООН и МОТ.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важные положения:

           запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений;

           трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;

           в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен с ограничениями, последние должны перестать применяться к трудящимся-мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет;

           трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одного из условий получения разрешения на работу;

           по окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свои личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат;

           государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема;

           в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно разрешить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство;

           работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Положения о трудовой миграции дополнены и детализированы в актах МОТ. На 01.01.2000 г. Республика Беларусь ратифицировала 45 Конвенций. Государства, ратифицировавшие Конвенцию МОТ ©97 , обязуются:

           принять меры против вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции;

           оказывать бесплатную помощь трудящимися-мигрантами через государственные службы трудоустройства.

Административные расходы по вербовке, оформлению въезда и определению на место работы не должны ложиться на мигрантов.

Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму. Он должен извещаться в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства.

Государство, ратифицировавшее Конвенцию МОТ ©143 (1975 г.), обязуется пресекать тайные миграционные движения и незаконный найм мигрантов, обеспечивать права мигрантов-транзитников.

Рекомендация МОТ ©86 призывает государства дополнить положения актов МОТ, посвященных трудовой миграции, двусторонними государственными договорами, определяющими методы применения соответствующих международных норм. В таких договорах следует предусмотреть, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов должны основываться на типовом договоре.

Конвенцией МОТ ©47 и Рекомендацией МОТ ©116 была поставлена цель постепенного сокращения продолжительности рабочего времени без какого бы то ни было сокращения заработной платы.

Согласно Конвенции МОТ ©132 оплачиваемые ежегодные отпуска должны быть не меньше трех рабочих недель. Существует возможность разбивки ежегодно оплачиваемого отпуска на части, одна из которых должна составлять две непрерывные рабочие недели. Соглашение об отказе от права на отпуск либо не использование отпуска с заменой его компенсацией или иным образом недействительно.

Общегосударственный минимум заработной платы установлен не во всех странах.

Факторами, определяющими размеры этого минимума, являются:

           потребности трудящихся (с учетом потребностей их семей);

           платежеспособность предпринимателей;

           общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся в данной стране (относительная заработная плата);

           требования экономического развития.

Конвенция МОТ ©131 обязывает государства ввести систему установления минимальной заработной платы.

Конвенция МОТ ©95 , ратифицированная Республикой Беларусь, содержит положения об упорядочении и ограничении вычетов из заработной платы. Вычеты разрешаются при соблюдении условий и размеров, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых коллективным договором или арбитражным решением.

В случае ликвидации предприятия или его банкротства трудящиеся являются в отношении заработной платы привилегированными кредиторами.

Гражданин Республики Беларусь, работающий за рубежом в организации системы ООН, является международным должностным лицом. К этой категории относятся служащие аппарата ООН, ее специализированных организаций, которые работают в штаб-квартире Организации и в ее региональных органах. На этих служащих распространяются нормы, регулирующие международную гражданскую службу.

Правовое положение этих служащих определяется:

           нормами международного права, содержащимися в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в соглашениях этих организаций со странами их местопребывания;

           нормами внутреннего права организации, где проходит служба такого работника;

           нормами национального права страны происхождения служащего.

 

Рекомендуемая литература

 

1.         Киселев И. Международный труд: Практическое пособие. - М.: Юрист, 1997.

2.         Киселев И. Зарубежное трудовое право. Учебник для ВУЗов. - М., 1998.

3.         Митрофанов М.В. Служащие международных организаций. - М.: Международные отношения, 1981.

4.         Довгерт А.С. Правовое регулирование международных трудовых отношений. - Киев, 1992.

5.         Кривой В. МОТ и международное трудовое право // Правоведение. - 1999. - ©3.

6.         Давлетгильдеев Р. Правовое регулирование привлечения рабочей силы из стран-членов СНГ // Журнал российского права. - 1999. - ©11. - С.126.

7.         ?ванова Ю. Працо≈ныя аднос?ны ≈ м?жнародным прыватным праве // Весц? НАН Беларус?. - 2000. - ©2. - С.32.

8.         Стокер П. Работа инострацев. Обзор международной миграции рабочей силы. - М., 1996.

9.         Маноло И. Абепла. Направление трудящихся в зарубежные страны. - Тбилиси, 1997.

 

Лекция 14. Брачно-семейные отношения в международном частном праве

 

^ 1. Заключение и расторжение браков в международном частном праве

 

Расширение внешнеэкономических связей, усиление миграционных процессов в настоящее время обусловили возрастание количества браков, заключенных гражданами разных государств.

С другой стороны, материально-правовые нормы семейного права различных государств чрезвычайно разнообразны, так как испытывают на себе влияние национальных, бытовых, религиозных традиций. Этими факторами и обусловлено возникновение сложных коллизий в области брачно-семейных отношений.

Каждое государство само устанавливает условия вступления в брак и порядок его оформления, поэтому в случае заключения брака гражданами различных государств проблемой является выбор закона, определяющего юридические условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса используют несколько коллизионных привязок:

           личный закон (Италия, Испания, Австрия);

           закон местожительства (Австралия, Англия);

           смешанная форма привязок, когда объединяются закон гражданства и закон домицилия (Болгария, Франция);

           закон места заключения брака (США).

Брак порождает юридические последствия только в том случае, если он надлежащим образом оформлен. А оформлен компетентными органами, в свою очередь, он может быть только при соблюдении условий, предшествующих заключению брака.

Если попытаться обобщить все предпосылки действительности заключения брака, то можно сказать, что они делятся на 2 группы:

           предпосылки, относящиеся к форме брака (условия формы);

           предпосылки, относящиеся к брачной право- и дееспособности (материальные условия).

Что касается формы заключения брака, то в мировой практике известны страны, где:

           официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах (Франция, Швейцария);

           официально признаются и гражданские, и церковные браки (Англия, Швеция);

           официально признается только церковный брак (Кипр, Греция).

Обычно брак регистрируется через некоторое время после подачи заявления. Ему может предшествовать , т.е. объявление о предстоящей регистрации брака определенными лицами.

При регистрации обычно требуется личное присутствие вступающих в брак и двух свидетелей, но в некоторых странах возможно заключение брака по доверенности.

К материальным условиям заключения действительного брака в семейном праве государств относятся:

           отсутствие состояния кого-либо из будущих супругов в другом браке (за исключением мусульманских государств);

           достижение лицами, вступающими в брак, определенного возраста;

           взаимное согласие будущих супругов;

           принадлежность супругов к разному полу;

           условие о траурном сроке, т.е. времени, в течение которого женщине нельзя выйти замуж после развода или смерти супруга (встречается не повсеместно);

           наличие определенных болезней.

Основной коллизионной нормой в отношении формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается. Так, ст.229 КоБС Республики Беларусь устанавливает: .

В отношении материальных условий определяющим является личный закон, но более современным подходом считается кумуляция (объединение) коллизионных привязок с целью обеспечения действительности брака.

Таким образом решен вопрос в Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 г. Она устанавливает, что условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства - законодательством государства, являющегося их постоянным местом жительства. В отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак.

Законодательство Республики Беларусь допускает заключение на территории нашего государства консульских браков, т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах.

Браки между иностранными гражданами, заключенные в Республике Беларусь в посольствах или консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь.

В консульских учреждениях Республики Беларусь заключаются браки между гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь (ст. 230 КоБС Республики Беларусь).

В отношении признания браков, заключенных вне пределов Республики Беларусь, наше семейное законодательство устанавливает следующие правила:

1.  Браки между гражданами Республики Беларусь и браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат материальным условиям к заключению брака, предусмотренным нашим КоБС.

2.  Браки между иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь без каких-либо дополнительных условий.

По-разному в законодательстве государств решается вопрос о возможности развода. Обобщая, можно выделить страны, в которых:

           развод запрещен (Испания, Аргентина);

           развод допускается при наличии строго определенных оснований (Италия);

           развод допускается при наличии легальных условий и оснований (Англия, Германия).

Республика Беларусь относится к третьей группе стран. Расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 231 КоБС).

Согласно ст.36 КоБС расторжение брака производится судом в порядке искового производства.

Расторжение браков, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь:

           между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами или лицами без гражданства, если в момент расторжения брака один из супругов проживал за пределами Республики Беларусь;

           между гражданами Республики Беларусь, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Республики Беларусь;

           между иностранными гражданами - без каких-либо условий.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 г. по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.

 

^ 2. Правоотношения между супругами

 

Содержание норм о личных отношениях супругов, проживающих в Республике Беларусь, определено конституционным принципом полного равноправия женщины и мужчины. Поэтому все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно, по обоюдному согласию.

Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Конвенция СНГ о правовой помощи от 22.01.1993 г. устанавливает следующие правила взаимоотношений супругов:

1)      личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство;

2)      если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй - на территории другой и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той стороны, гражданами которой они являются;

3)      если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй - другой и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой договаривающейся стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство;

4)      если лица, указанные в п.3, не имели совместного места жительства на территориях договаривающихся сторон, применяется законодательство той стороны, учреждение которой рассматривает дело;

5)      правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество;

6)      по делам о личных и имущественных правоотношениях супругов компетентны учреждения договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению в соответствии с п.1-3 и 5.

Специальные правила по этим вопросам содержатся в договорах о правовой помощи.

 

^ 3. Международное усыновление

 

Республика Беларусь участвует в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., которая устанавливает основные принципы международного усыновления.

Усыновление детей иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на усыновление гражданам Республики Беларусь либо на усыновление их родственникам независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории иностранного государства, не являющимся родственниками детей, по истечении 6 месяцев со дня постановки этих детей на централизованный учет в республиканском банке данных об усыновлении детей Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

Усыновление названными гражданами ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь производится в соответствии с гл.13, ст.233 КоБС с учетом требований от 28.10.1999 г. ©1670.

Процесс усыновления состоит из следующих этапов:

1)      кандидаты в усыновители подают заявление о намерении усыновить ребенка в компетентный орган (организацию) государства их проживания с приложением всех необходимых документов;

2)      компетентный орган (организация) государства их проживания рассматривает это заявление и направляет загранучреждению Республики Беларусь;

3)      загранучреждение Республики Беларусь в государстве проживания кандидатов в усыновители подтверждает правильность оформления и легализации представленных документов и направляет их через Министерство иностранных дел Республики Беларусь Национальному центру усыновления в месячный срок;

4)      Национальный центр усыновления после предварительного рассмотрения представленных документов проводит работу по подбору ребенка для усыновления или усыновлению конкретного ребенка, если он указан в заявлении кандидатов в усыновители, после чего сообщает сведения о кандидатах в усыновители и ребенке, предлагаемом им для усыновления, соответствующему управлению (отделу) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющему функции по опеке и попечительству по месту проживания ребенка, который в свою очередь в месячный срок представляет Национальному центру усыновления обоснованное мнение о целесообразности (возможности) этого усыновления вместе с копиями установленных Положением документов;

5)      Национальный центр усыновления направляет копии полученных документов и свое предложение об усыновлении конкретного ребенка компетентному органу (организации) государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители и кандидатам в усыновители для ознакомления и принятия решения об усыновлении данного ребенка в срок до 1 месяца;

6)      о принятом решении по предложению об усыновлении конкретного ребенка компетентный орган (организация) государства проживания кандидатов в усыновители в месячный срок письменно извещает Национальный центр усыновления;

7)      в случае согласия на усыновление предложенного ребенка кандидаты в усыновители в месячный срок направляют в Национальный центр усыновления заявление, адресованное областному суду по месту нахождения ребенка, а в городе Минске - Минскому городскому суду, об усыновлении данного ребенка;

8)      после получения письменного согласия кандидатов в усыновители и компетентного органа (организации) государства проживания кандидатов в усыновители на усыновление предложенного ребенка Национальный центр усыновления готовит заключение о возможности усыновления, получает согласие Министерства образования на усыновление и направляет эти документы в соответствующий суд для рассмотрения и принятия решения;

9)      на основании решения суда усыновление ребенка регистрируется в органе, регистрирующем акты гражданского состояния;

10)  свидетельства об усыновлении и рождении усыновленного ребенка легализуются в Министерстве иностранных дел.

Оформление выезда усыновленного ребенка за пределы Республики Беларусь производится в установленном законодательством порядке с обязательной выдачей ему паспорта гражданина Республики Беларусь, если усыновленный ребенок является гражданином Республики Беларусь.

При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином и проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, - согласие ребенка на усыновление.

Усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Республики Беларусь, детей, являющихся гражданами Республики Беларусь и проживающих на территории Республики Беларусь, производится по заявлению этих граждан по месту проживания ребенка областным или Минским городским судом с соблюдением порядка, установленного гл.13 КоБС, при условии предоставления разрешения на усыновление компетентного органа страны проживания кандидата в усыновители, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь. Заявление подается через Национальный центр усыновления, который обязан в 15-дневный срок с момента поступления заявления направить его в установленном порядке в соответствующий суд.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь и проживающего за пределами Республики Беларусь, а также ребенка, находящегося за пределами Республики Беларусь в связи с лечением или другими экстремальными жизненными ситуациями, проживающего у родственников, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители или на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители - лица без гражданства или граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения предварительного разрешения на усыновление Министерства образования, основанного на компетентном мнении органов опеки и попечительства по последнему месту жительства на территории Республики Беларусь.

В анализируемом Положении нашли отражение принципы Конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, в которой участвует и Республика Беларусь.

 

^ 4. Опека и попечительство

 

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека, попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. гл.14 и ст.234, 235 КоБС, международными договорами Республики Беларусь и с учетом требований от 28.10.1999 г. ©1679.

В соответствии с ч.2 ст.234 КоБС опека и попечительство, установленные над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь, если против установления опеки, попечительства или против их признания нет возражений консульского учреждения Республики Беларусь, которое обязано получить согласие Министерства образования, основанное на мнении органа опеки и попечительства по последнему месту проживания ребенка на территории Республики Беларусь.

Опека, попечительство, установленные над несовершеннолетними иностранными гражданами вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь (ч.4 ст.234 КоБС).

Закон допускает установление иностранными гражданами и лицами без гражданства опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики Беларусь, в соответствии с гл.14 КоБС и требованиями называвшегося Положения от 28.10.1999 г. ©1679, при условии получения в каждом отдельном случае разрешения Министерства образования Республики Беларусь и компетентного органа государства, гражданами которого являются опекун, попечитель (ст.235 КоБС).

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

1.         Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. - 1995. - ©6.

2.         Звеков В., Марышева Н. Развитие законодательства о международном частном праве (Развитие законодательства в сфере коллизионного семейного права) // Журнал российского права. - 1997. - ©1.

3.         Лазарев Л., Марышева Н., Пантелеева И. Иностранные граждане (правовое положение). - М., 1992.

4.         Рыжкова Е. Смешанные браки немусульман с мусульманами // Московский журнал международного права. - 1999. - ©4.

5.         Хазова О. Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. - М., 1988.

6.         Швыдак Н. Международная унификация коллизионных норм семейного права // Право и экономика. - 1995. - ©15-16.

7.         Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. - М.: ИГП, 1995.

8.         Шелютто М. Развитие семейного законодательства в странах Балтии // Адвокат. - 1999. - ©8. - С.90.

 

Лекция 15. Наследственные отношения в международном частном праве

 

^ 1. Коллизионные вопросы наследственных отношений

 

По своему разнообразию и сложности регулирования наследственные отношения в международном частном праве не уступают брачно-семейным отношениям.

Коллизии в наследственном праве возникают по следующим вопросам:

           определение круга законных наследников и порядка их призвания к наследству;

           определение завещательной дееспособности граждан;

           регламентация признания завещания действительным по форме и по содержанию;

           регулирование внутренним законодательством наследования движимого и недвижимого имущества.

Вопрос о круге наследников в законодательстве различных государств решается исходя из принципа гражданства наследодателя или принципа домицилия.

Законодательство Республики Беларусь подчиняет отношения по наследованию праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства (ст.1133 ГК Республики Беларусь).

В соответствии со ст.1057 ГК Республики Беларусь наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Всего ГК предусматривает 8 очередей наследников, причем наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Завещание - это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти.

Как и при наследовании по закону, наследование по завещанию подчиняется в Республике Беларусь закону последнего места жительства наследодателя. Но в соответствии со ст.1133 ГК Республики Беларусь наследодателем в завещании может быть избрано право страны, гражданином которой он является.

Завещание является односторонней сделкой, требующей совершения ее гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме на момент составления завещания.

Отнесение завещаний к сделкам, предполагает, что оно должно быть совершено в предписанной законом форме, поэтому в наследственных отношениях по завещанию может появиться принцип закона места совершения акта. Однако в законодательстве другого государства при этом должна быть предусмотрена материально-правовая норма, которая признает действительным завещание, составленное по законодательству другого государства. Так, ст.1135 ГК Республики Беларусь устанавливает, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь.

Существование двух видов имущества, движимого и недвижимого, определило наличие специальной коллизионной привязки для недвижимого имущества. Согласно ст.1134 ГК Республики Беларусь наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь.

 

^ 2. Международные соглашения по вопросам наследования

 

Республика Беларусь не участвует ни в одной из немногочисленных конвенций по наследственным правоотношениям.

Вопросы наследственного права определены для нашей страны Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. и двусторонними договорами о правовой помощи. Эти договоры регулируют все существенные вопросы наследственных отношений (на примере Конвенции СНГ от 22.01.1993 г.):

           устанавливают принцип уравнивания в правах наследников на территориях договаривающихся государств. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны (ст.44);

           определяют право государства, которым регулируется порядок наследования движимого и недвижимого имущества. Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (ст.45);

           указывают законодательство, которому подчиняется форма завещания. Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст.47);

           регулируют порядок производства по делам о наследовании. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст.48);

           предусматривает нормы о принятии мер по охране наследуемого имущества.

В сфере охраны наследственных прав граждан в других государствах большая роль принадлежит дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. Мировая практика по делам о наследстве состоит в том, что если в каком-то государстве открылось иностранное наследство, то об этом извещается консул этого государства. Консул сообщает все необходимые сведения о наследстве и наследниках в Министерство иностранных дел того государства, гражданством которого обладает наследодатель. Дипломатические учреждения компетентны без специальной доверенности представлять граждан своего государства по наследственным делам в других странах, если они отсутствуют или не назначили представителя.

 

^ 3. Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь и других актов законодательства республики.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь в Республике Беларусь на праве частной собственности жилые дома, квартиры, транспортные средства и иное имущество потребительского и производственного назначения. Они имеют право наследовать и завещать свое имущество.

Мировой практикой установлено, что наследование недвижимого имущества регулируется законодательством государства, на территории которого находится недвижимое имущество, а наследование движимого имущества - законодательством государства, гражданином которого был наследодатель на день смерти или на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

Данная норма признана многими государствами в качестве международного обычая и закрепляется в двусторонних договорах о правовой помощи, в т.ч. содержится и в договорах, заключенных Республикой Беларусь с другими государствами.

Иностранное государство может оказаться наследником по завещанию или наследником выморочного имущества.

В правовом регулировании выморочного имущества имеются различия в законодательстве различных государств. По законодательству стран романо-германской правовой системы, если наследодатель не имеет наследников по закону, не оставил завещания, то его имущество переходит к государству как наследнику. А по законодательству стран англо-американской правовой системы при этих же обстоятельствах наследственное имущество переходит к государству по праву - установления права собственности на бесхозное имущество. Поэтому по праву наследования имущество перейдет в собственность государства, гражданином которого был наследодатель, а по праву - государства, на территории которого это имущество находится. На практике может сложиться следующая ситуация. После смерти белорусского гражданина на территории Австрии его наследственное имущество при отсутствии наследников переходит в собственность Австрии, по белорусскому праву - в собственность Республики Беларусь.

Поэтому все договоры о правовой помощи определяют судьбу выморочного имущества. И в большинстве своем движимое имущество переходит в собственность государства, гражданином которого был наследодатель, а недвижимое - в собственность государства, на территории которого оно находится.

 

Рекомендуемая литература

 

1.         Барщевский М.Ю. Наследственное право. - М.: Белые Альвы, 1996.

2.         Власов Ю. Наследственное право Российской Федерации. - М., 1998.

3.         Гольская Д.Х. Правовые проблемы сотрудничества социалистических и капиталистических стран в делах о наследовании. - М., 1980.

4.         Пелевин М. Наследование в Иране // Журнал международного частного права. - 1997. - ©1.

5.         Рубанов А.А. Заграничные наследства (отношения между социалистическими и капиталистическим странами). - М., 1975.

6.         Рубанов А.А. Наследование в международном частном праве (отношения СССР с капиталистическими странами). - М., 1966.

7.         Рубанов А.А. Наследование в международном частном праве: отношения между социалистическими странами. - М.: Наука, 1972.

8.         Сивоконь А. Правовые вопросы наследования иностранцев. - Киев, 1977.

 

Лекция 16. Международный гражданский процесс

 

^ 1. Понятие и содержание международного гражданского процесса

 

Международный гражданский процесс - условное обозначение совокупности норм белорусского процессуального права, регулирующих процедуру рассмотрения в судах дел с иностранным элементом.

Содержание международного гражданского процесса составляют следующие вопросы:

           определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным элементом;

           процессуальное положение иностранных гражданских и иностранных юридических лиц в суде;

           процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей;

           установление содержания иностранного права;

           обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов;

           признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений;

           совершение нотариальных действий;

           признание иностранных арбитражных соглашений;

           принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

 

^ 2. Международная подсудность

 

Международная подсудность в международном частном праве - это компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.

Различают 3 основные системы определения подсудности:

           романская или латинская, основанная на признаке гражданства сторон спора (Франция);

           германская, основанная на признаке местожительства ответчика (Германия, Япония, Российская Федерация);

           система , основанная на признаке ответчика (Англия, США).

В Республике Беларусь используется признак местожительства ответчика. Согласно ст.544 ГПК Республики Беларусь подсудность судам Республики Беларусь гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь или письменным соглашением сторон.

Общие правила подсудности дел судам Республики Беларусь сформулированы в ст.545 ГПК.

К спорам, осложненным иностранным элементом, в Республике Беларусь применяются правила об исключительной, альтернативной (договорной) подсудности.

Ст.48 ГПК устанавливает исключительную подсудность судам Республики Беларусь:

           дел по искам о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, об освобождении имущества от ареста, если они находятся на территории Республики Беларусь;

           дел по искам кредиторов наследодателя, предъявляемых до принятия наследства наследниками, если наследство или основная его часть находится на территории Республики Беларусь;

           дел по искам к перевозчику, вытекающим из договора перевозки грузов, пассажиров или багажа, если на территории Республики Беларусь находится перевозчик, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В соответствии со ст.546 ГПК Республики Беларусь стороны могут по письменному соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела. Если при наличии соглашения о подсудности дела иностранному суду производство в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в суде Республики Беларусь, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений по существу иска.

Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.

Соглашения сторон, определяющие подсудность, могут принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения.

Соглашение, в силу которого подсудный данному суду спор становится подсудным, называется пророгационным.

Соглашение, в силу которого неподсудный данному суду спор становится неподсудным, называется дерогационным.

Указанные соглашения могут иметь место только в рамках альтернативной (неисключительной) подсудности.

 

^ 3. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц

 

Гражданские процессуальные права иностранцев в Республике Беларусь определены ст.541 ГПК. В ней предусмотрено:

           право беспрепятственного обращения в суды Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц;

           право пользования всеми гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь;

           возможность реторсии.

Процессуальная правоспособность иностранцев определяется по национальному законодательству страны суда.

Процессуальная дееспособность гражданина определяется по личному закону, лица без гражданства - законодательством государства, в котором он имеет постоянное место жительства, а при отсутствии такового - законодательством государства места его пребывания.

Процессуальная правоспособность юридических лиц определяется по закону государства, на территории которого оно учреждено (ст.550 ГПК Республики Беларусь).

Существует точка зрения, что процессуальная дееспособность иностранных граждан должна определяться по закону суда (О.Н.Толочко и др.).

Аккредитованные в Республике Беларусь дипломатические представители иностранных государств, сотрудники консульских учреждений пользуются дипломатическим иммунитетом.

Правила о дипломатическом иммунитете сформулированы в ст.554-559 ГПК Республики Беларусь.

Процессуальное положение государства как субъекта гражданско-правовых сделок определяется на основе принципов суверенного равенства, уважения суверенитета и судебного иммунитета государств.

 

^ 4. Судебные поручения

 

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены только в порядке судебного поручения.

Судебное поручение - обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого государства (вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей; допрос свидетелей, находящихся за границей).

Правила о судебном поручении сформулированы в ст.560 ГПК:

           исполнение судебного поручения связано с наличием международного договора;

           в исполнении судебного поручения может быть отказано, если: исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Международными конвенциями предусмотрено несколько способов выполнения судебных поручений:

           дипломатический путь (согласно Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г.);

           через центральные органы юстиции (согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);

           непосредственно через суды (Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.).

Республика Беларусь участвует во всех перечисленных конвенциях.

Все двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами, также содержат раздел .

Выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий осуществляется на основании международных договоров и национального законодательства, но в доктрине сложилось мнение, что отказ в предоставлении правовой помощи, при отсутствии международного договора или национального законодательства, регламентирующих ее оказание, рассматривается как нарушение начал международной вежливости.

 

^ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов

 

Признание иностранного судебного решения - это придание этому решению такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государства.

В зависимости от видов решения достаточно только признания (о признании отцовства, о признании права собственности, о признании умершим, о расторжении брака, об установлении факта) либо признания и исполнения.

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения. Для принудительного исполнения решения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения. Практически всегда необходимым условием для исполнения решения является взаимность. В мире существуют различные системы исполнения решений иностранных судов:

           проверка правильности решения с формальной точки зрения, установление непротиворечия его публичному порядку (Италия);

           выдача экзекватуры, т.е. принятие судом постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения (большинство стран континентальной Европы);

           судебное разбирательство с перераспределением времени доказывания. Презумпция в пользу выигравшей стороны подлежит опровержению противной стороной;

           регистрация решения в специальном реестре (Англия).

Согласно ст.561 ГПК Республики Беларусь решение иностранного суда в Республике Беларусь может быть исполнено при наличии международного договора Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством.

Общие условия исполнения в Республике Беларусь судами решений иностранных судов в отношении граждан и юридических лиц определены соответствующими Приложениями к ГПК Республики Беларусь и ХПК Республики Беларусь.

Суд может отказать в разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда.

Основания отказа предусмотрены в международных договорах. Так, согласно ст.55 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. в выдаче разрешения на принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:

           в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

           ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;

           по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой Договаривающейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

           согласно положениям Конвенции, в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции его учреждения;

           истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством Договаривающейся Стороны, суд которой исполняет поручения.

В Республике Беларусь решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение 3 лет с момента вступления решения в законную силу, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь (ст.561 ГПК).

 

^ 6. Легализация иностранных документов

 

В настоящее время наблюдается увеличение потока документов, направляемых гражданами и организациями из одной страны в другую.

Для того чтобы официальный документ одного государства был принят в другом государстве, он должен быть легализован.

Легализация - последовательный ряд удостоверений в Республике Беларусь подлинности подписи должностного лица, качества, в котором выступает должностное лицо, а в случае необходимости - подлинности печати и штампа, которыми скреплен документ.

Легализация осуществляется следующим образом:

           нотариусом свидетельствуется подлинность подписи должностного лица;

           должностным лицом Министерства юстиции Республики Беларусь удостоверяется подпись, печать и штамп нотариуса;

           должностное лицо департамента консульской службы Министерства иностранных дел Республики Беларусь удостоверяет подпись, печать и штамп должностного лица Министерства юстиции;

           должностное лицо посольства (консульства) зарубежного государства, куда направляется документ, удостоверяет подпись должностного лица Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Отмена требования консульской легализации возможна только на основе международного договора, устанавливающего иной порядок представления иностранных документов в судебные органы.

В 1961 году была заключена Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов.

Требование дипломатической или консульской легализации отменяется в отношении:

           документов, исходящих от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

           административных документов;

           нотариальных актов;

           официальных пометок, таких, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместо легализации может быть потребовано проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Апостиль (франц. - apostille) - оттиск специального штампа с определенным текстом.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.

В Республике Беларусь право проставления апостиля имеют:

           Министерство юстиции - на документах, исходящих от учреждений юстиции и судов;

           Министерство образования - на документах, исходящих из подведомственных учебных заведений;

           Государственное учреждение - на документах, исходящих из подведомственных государственных архивов;

           Министерство иностранных дел - на всех иных видах документов.

Апостиль не проставляется на документах учреждений и уполномоченных должностных лиц государств-членов СНГ согласно Конвенции 1993 г.

 

^ 7. Нотариальные действия

 

Согласно п.1 Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь от 02.02.2000 г. ©38 нотариат в Республике Беларусь - это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности.

Под гражданами в названном Положении понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и международными договорами, нотариусы применяют нормы иностранного права.

Нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с нормами иностранного права, и совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной иностранным правом, если это не противоречит суверенитету Республики Беларусь и не угрожает ее национальной безопасности.

При применении иностранного права нотариус устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Нотариусы выполняют действия, связанные с охраной находящегося на территории Республики Беларусь имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, лица без гражданства или причитающегося иностранному гражданину, лицу без гражданства после смерти гражданина Республики Беларусь, выдают свидетельства о праве на наследство такого имущества.

Документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с нормами иностранного права, нотариус принимает при условии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством.

Нотариус выполняет переданные ему поручения органов юстиции иностранных государств о совершении отдельных нотариальных действий, за исключением случаев, если:

1) выполнение поручения, противоречит суверенитету Республики Беларусь или угрожает ее национальной безопасности;

2) выполнение поручения не входит в компетенцию нотариуса;

3) выполнение поручения противоречит законодательству.

В свою очередь и наши нотариусы могут обратиться к органам юстиции иностранных государств с поручениями о совершении отдельных нотариальных действий.

Нотариусы обеспечивают доказательства, необходимые для ведения дел в органах иностранных государств.

 

Рекомендуемая литература

 

1.         Бирюков П. К вопросу о признании в Российской Федерации решений иностранных арбитражных судов // Журнал международного частного права. - 1998. - ©4.

2.         Ефемов Л. О применении международных договоров о взаимном оказании правовой помощи в работе арбитражных судов // Хозяйство и право. - 1999. - ©11. - С.96.

3.         Каженов А. Экономический Суд - без права на ошибку // Юстиция Беларуси. - 2000. - ©4.

4.         Лукашук И.И. Международное право в судах государств. - СПб.: СКФ , 1993.

5.         Марышева Н.И. Принципы применения иностранного права российскими судами: процессуальный аспект // Журнал российского права. - 1997. - ©4.

6.         Международная торговля. Международный гражданский процесс / Сост. И.Фисенко. - Мн., 1999.

7.         Миронов А. Судебные поручения по гражданским и семейным делам: международно-правовой аспект // Российская юстиция. - 1999. - ©2.

8.         Низовский Р. Апостиль // Хозяйство и право. - 1993. - ©11.

9.         Пучинский В. Производство по делам с участием иностранных лиц // Хозяйство и право. - 1996. - ©4.

10.     Толочко О. Рассмотрение судами гражданских дел с иностранным элементом // Судовы весн?к. - 1998. - ©3.

 

Лекция 17. Международный коммерческий арбитраж

 

^ 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража

 

Международный коммерческий арбитраж - это механизм (организация, орган) по рассмотрению международных коммерческих споров.

Арбитраж:

           добровольно избирается сторонами;

           независим от государственных (в т.ч. судебных) органов;

           не связан нормами гражданского (хозяйственного) процессуального законодательства;

           гарантирует конфиденциальность в отношении существа дела и в отношении проходящей по делу информации;

           предусматривает предельные сроки рассмотрения дела (как правило, до нескольких месяцев);

           значительно демократичнее в вопросах языка производства, места производства, участия в рассмотрении дела;

           относительно дешевле производства в государственных судах;

           его решения, как правило, окончательны и обжалованию не подлежат;

           процедура принудительного исполнения арбитражного решения за рубежом в ряде стран значительно упрощена по сравнению с исполнением судебных решений;

           имеет специализацию (международное частное право), что способствует наиболее правильному и обоснованному вынесению решений.

Различают 2 вида арбитража:

           институционный, или постоянно действующий;

           ad hoc, или специальный разовый арбитраж

Институционный арбитраж создается чаще всего при национальных торговых (торгово-промышленных) палатах. Для него характерно наличие:

           постоянно действующего органа, который не принимает участия в разрешении споров, а выполняет административно-технические, консультативные, контрольные функции;

           положения или устава о нем;

           регламента, устанавливающего правила арбитражного процесса;

           списка арбитров, из которого стороны выбирают арбитраж.

Арбитраж ad hoc образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения, он прекращает свое существование. Стороны:

           выбирают место проведения арбитражного разбирательства;

           устанавливают правила избрания арбитража и арбитражной процедуры.

Стороны пользуются практически неограниченной автономией в выборе процедуры решения спора. Они могут:

           детально согласовать ее между собой;

           взять за основу регламент какого-либо существующего институционного арбитража;

           могут договориться о применении одного из типовых арбитражных регламентов, разработанных в международных (межправительственных) организациях для арбитража ad hoc.

Это могут быть:

1.         Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г.

2.         Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.

3.         Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Они имеют факультативный характер и применяются в случае, когда стороны сделали ссылку на них в своем соглашении. Причем стороны могут договориться о внесении любых изменений в правила регламентов.

Арбитраж ad hoc успешно работает по спорам, связанным с фактическими обстоятельствами дела: качеством товара, определением его цены и т.д.

В сложных делах предпочтительным является институционный арбитраж.

В Республике Беларусь к институционным арбитражам относятся:

           Международный арбитражный суд при БелТПП, образован в 1994 г.

           Морская арбитражная комиссия, образована в 1996 г.

За рубежом наиболее известными постоянными арбитражами являются:

           Арбитражный суд Международной торговой Палаты (Париж, 1923 г.)

           Лондонский международный третейский суд

           Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк)

           Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты

           Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП Российской Федерации (бывшая ВТАК, 1932 г.)

           Морская арбитражная комиссия ТПП Российской Федерации 1932 г.

 

^ 2. Правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража

 

Существует ряд международных актов в области унификации арбитражного процессуального права. Они отличаются по содержанию, по юридической силе, по способу применения. Многие из них были подготовлены в рамках ООН, и прежде всего:

1.         Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Применима к арбитражу ad hoc и институционному арбитражу.

2.         Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. Рекомендован в качестве модели соответствующего национального закона.

3.         Закон Республики Беларусь о международном арбитражном (третейском) суде от 09.07.1999 г. Принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.

Довольно часто в международной коммерческой практике применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН:

1.         Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г.

2.         Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.

3.         Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г. (наиболее распространен).

4.         Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ от 04.12.1980 г.

Все эти документы представляют собой унифицированные правила арбитражной процедуры для арбитража ad hoc.

5.         Среди региональных международных договоров можно назвать - Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 г. Решает комплекс вопросов, связанных с рассмотрением любых хозяйственных споров между стран СНГ в арбитраже, государственных судах общей юрисдикции, в государственных арбитражных судах.

6.         Признание и исполнение иностранных арбитражных решений осуществляется по правилам Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.07.1958 г. (Нью-Йорк).


-naimenovanie-meropriyatiya-konferenciya-seminar-simpozium-vistavka-i-t-d-data-stranica-6.html
-naimenovanie-yuridicheskij-adres-vid-deyatelnosti-mesto-osushestvleniya-deyatelnosti-licenziya-primechanie.html
-napravleniya-podgotovki-na-kotorie-v-2010-godu-planiruetsya-vpervie-nabor.html
-nastrojka-fnch-chebisheva-ii-tipa-i-ellipticheskih.html
-navstrechu-yubileyu-pobedi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
-ne-planiruete-li-povtorit-nechto-podobnoe-httpwww-citata-com-uapolitickiev-vybory-bez-vybora-html.html
  • education.bystrickaya.ru/2-evrodirektivi-po-usloviyam-truda-i-po-bezopasnosti-oborudovaniya-reshenie-idti-na-risk.html
  • studies.bystrickaya.ru/kak-vibrat-kompaniyu-proizvoditelya-derevyannih-okon-pri-vibore-okon-obrashajte-vnimanie-na-stranu-proizvoditel.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-malleus-maleficarum-chto-zhe-iz-sebya-predstavlyaet-.html
  • college.bystrickaya.ru/18-filos-germenevtika-relig-misli-ekzamen-filosofiya-religii-voprosi-otveti-ot-logovo-beloj-volchici-tinnaro.html
  • reading.bystrickaya.ru/krizisi-i-piramidi-i-religiya-deneg-ili-lekarstvo-ot-rinochnoj-ekonomiki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/logika-predikatov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-kafedra-sociologii-napravlenie-sociologiya-disciplina-narrativnij-analiz-v-sociologii-kredit-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-vas-najdem-izvestiya-nataliya-antipova-09122008-230-str-1-2-novosti-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-astrahani-ustanovleno-20-mini-stadionov-v-bryanske-otkrilsya-fizkulturno-ozdorovitelnij-kompleks-7-ryazanskaya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakaznik-larinskij-landshaftnij-osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii-tomskoj-oblasti-ekologicheskij-dajdzhest.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-dogovor-kupli-prodazhi-v-sovremennoj-vneshnej-torgovle-chast-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-prigorodnogo-selskogo-poseleniya-obosnovivayushie-materiali.html
  • college.bystrickaya.ru/16-e-zasedanie-komiteta-po-koordinacii-statisticheskoj-deyatelnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-15-iyunya-2007-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vurok-4-istoriya-nalogov-i-sila-korporacij-obrazec-denezhnogo-techeniya-aktiva.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalizaciya-v-mirovom-hozyajstve-do-i-posle-krizisa-geoekonomicheskij-podhod.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-feu-kartasheva-m-n-ribalchenko-v-s.html
  • student.bystrickaya.ru/12-biznes-plan-i-ego-razdeli-v-finansovom-menedzhmente-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hranenie-informacii-ekzamenacionnie-bileti-po-informatike-9-klass-bilet-1.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-ochen-ochen-ya-lyublyu-mamu-miluyu-moyu-tema-osennyaya-polyana.html
  • letter.bystrickaya.ru/ministerstva-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gost-21-408-93-sistema-proektnoj-dokumentacii-dlya-stroitelstva-pravila-vipolneniya-rabochej-dokumentacii-avtomatizacii-tehnologicheskih-processov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akt-sdachi-priemki-rabot-po-dogovoru-ot-20g.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-fakt-na-rubezhe-stoletij-xix-vek-1ch-1.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublika-mordoviya-materialnie-obekti-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii-predstavlennie-pamyatnikami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pyotr-pervij-istoricheskij-portret.html
  • desk.bystrickaya.ru/oprovedenii-zaklyuchitelnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-fizike-v-2011-godu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-20-kak-vsegda-v-pervuyu-ochered-ya-hochu-poblagodarit-moego-luchshego-druga-boga-yanadeyus-chto-odnazhdi-dlya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriografiya-problemi-literatura-i-istochniki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-3-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-1-4-dlya-studentov-specialnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-vouo-ot-13-04-2012-g-122-ob-organizacii-v-2011-2012-uchebnom-godu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-truda-v-sovremennoj-rossii-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.