.RU

2. Основное содержание - Программа формирования гражданской идентичности «Я гражданин России»


^ 2. Основное содержание
Необходимое время: 4 часа 30 минут.

Перед началом работы в группах проходит обсуждение имеющихся у участников представлений о различных элементах культуры.

Далее «гражданам» предстоит «разработать» культурные традиции страны. Работа ведется в подгруппах. Затем проводится совместное обсуждение с целью воссоздания целостного представления о культуре. После этого участники приступают к «материализации» созданной ими культуры – изготавливаются костюмы, придумываются танцы и т.д. В этой работе старшим детям по мере сил помогают малыши.

На следующем этапе предполагается обмен делегациями между государствами, и участники должны подготовить встречу для «иностранных» гостей в соответствии со своими «обычаями». Вернувшись к своей команде, делегации рассказывают об увиденном в другом государстве, о том, как их приняли, и в чем заключается основное сходство и различие их культур.

Логичным завершением игры является совместный праздник, где представители обоих государств обменивались пожеланиями и дарили друг другу подарки. Праздник может быть завершен совместным танцем, после чего все участники игры собрались бы за праздничным столом.

3. Завершение

Необходимое время: 20 минут.

В завершение игры участники подвели итоги работы, поделились своими впечатлениями от игры.

^ 2. КОНКУРСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

«Я, МЫ, ГОСУДАРСТВО»

(Г.В.Солдатова, Л.А.Шайгерова, А.В.Макарчук и др. – Разные, но равные. Большие психологические игры. М. – 2004. – 336 с.)


Задачи конкурса:


Концепция: «Я, Мы, Государство» – это развивающая игра-марафон, главной отличительной особенностью которой является конкурсный характер. Это – конкурс на выявление потенциальных молодежных лидеров, креативной молодежи с хорошими коммуникативными способностями, а также с большим потенциалом развития корпоративности.

Игра предполагает не только оценку, формирование и развитие этих качеств, но имеет также большое социализирующее значение. В основе игры лежит модель социализации личности, от "Я" через диадное взаимодействие к идентичности с различными по размеру группами и сообществами вплоть до государства и осознания принадлежности к человечеству вообще. Завершающий этап игры направлен на осознание участниками роли отдельной личности в социальных процессах, происходящих в обществе.

Игровой конкурс состоит из нескольких этапов. Этапы различаются между собой основной тематикой конкурсных заданий (интеллектуальные, креативные задания, задания на корпоративность и лидерство), и количеством участников в конкурсных командах. Участники начинают первый этап конкурса поодиночке, затем они объединяются в команды, которые от этапа к этапу становятся все больше (от двух до 25 человек). Каждый этап – это последовательное выполнение содержательно связанных между собой заданий различной сложности.

Подгруппы в игре не являются постоянными, после каждого этапа происходит ротация, группы постепенно укрупняются, поэтому в ходе игры у участников имеется возможность познакомиться и поработать вместе практически со всеми.


^ Продолжительность игры: 6 часов.

Участники: В игре могут принимать участие от 30 до 100 подростков или студентов в возрасте от 12 до 23 лет. Игровые группы могут быть одновозрастными (учащиеся одного класса или одной параллели из одной или разных школ) или разновозрастными. Игра может проводиться в школах, лагерях отдыха и т.д.

Ведущие: в зависимости от количества участников для проведения игры необходимо от одного до шести ведущих – по одному на каждую группу из 15-20 человек, а также желательно наличие еще одного ведущего для осуществления координации работы групп.

^ Требования к помещению: для проведения конкурса необходимо несколько отдельных комнат (по одной комнате на команду из 15-20 человек); один большой зал, в котором проводятся ротации и презентация «государств». Желательно, чтобы эти помещения были расположены рядом друг с другом, и на перемещение участников не затрачивалось дополнительное время.

^ Вспомогательные материалы (на группу из 20 человек): бумага А4 (1 пачка), бумага А3 (50 листов), цветная бумага (2 пачки), картон цветной (1 пачка), ватман (5 листов), конверты (20 штук), карандаши простые (20 штук), ластики (5 штук), маркеры (1 упаковка), краски (2 набора), кисточки (10 штук), фломастеры (2 набора), ножницы (2 штуки), скотч (2 штуки), бейджи (20 штук), стаканы одноразовые (10 штук), пластиковая бутылка (4 штуки), повязки на глаза (10 штук), сухая фасоль (1 стакан белой фасоли и 3 стакана - красной), секундомер, веревка (20 метров).

Приложения: оценочная карточка «Шаг» (Прил. 1), карточки со словами для упражнения «Испытание индейцев» (Прил. 2), карточки с фразами для упражнения «Разговор» (Прил. 3), схема конструкции для упражнения «Большая охота» (Прил. 4), текст послания Древних (Прил. 5), карта острова (Прил. 6), карточки для составления юмористического рассказа (Прил. 7), схема построения в упражнении «Военные учения» (Прил. 8), текст сообщения со спутника (Прил. 9).


Программа

Необходимое время
1. Вступление
1.1. Вступительное слово ведущего

1.2. Введение в фабулу игры

1.3. Разделение на игровые группы


20 минут

5 минут

10 минут

5 минут

^ 2. Основное содержание игрового конкурса

2.1. Этап «Я»

Проверка

Превращения

Я в прошлом

Испытания индейцев

Мой девиз

Переход на следующий этап

6 часов 30 минут

1 час 30 минут

10 минут

10 минут

20 минут

15 минут

20 минут

15 минут

2.2. Этап «Мы»

Собиратели устриц

Разговор

Письменность

Переход на следующий этап

50 минут

10 минут

10 минут

15 минут

15 минут

2.3. Этап «Группа»

Большая охота

Древняя мудрость

Карта острова

Переход на следующий этап

40 минут

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

2.4. Этап «Сообщество»

Разложи историю

Военные учения

Выборы вождей

Переход на следующий этап

60 минут

20 минут

5 минут

20 минут

15 минут

2.5. Этап «Государство»

Создание государств

Презентация государств

1 час 20 минут

40 минут

40 минут

2.6. Этап «Встреча»

Подготовка посланников

Презентация работы посланников

1 час 10 минут

30 минут

40 минут

3. Завершение

3.1. Подведение итогов игры

3.2. Объявление победителей

20 минут

10 минут

10 минут

Всего:

7 часов 10 минут


^ Краткое описание основных этапов игры

Первый этап носит название "Я". На этом этапе выполняется ряд заданий, направленных на самопрезентацию и проявление индивидуальных способностей каждого. По окончании все участники собираются вместе в большом зале, разбиваются на пары и затем в группах по 15–20 человек расходятся по четырем аудиториям.

Второй этап – «Мы» – заключается в том, что участники в парах выполняют ряд заданий, направленных, в первую очередь, на выявление коммуникативных способностей. По окончании происходит объединение участников в более крупные группы из 4–5 человек (т.е. объединяются две пары, и к ним может присоединиться кто-то из тех, кто хотел бы поменять пару).

На третьем этапе – «Группа» – необходима скоординированная работа группы из 4–5 человек. Теперь результат работы зависит от баланса лидерских качеств участников и их способности работать в команде. После этого этапа происходит объединение «групп» в более крупные «сообщества» по 8–10 человек (объединяются две «группы» вместе).

Четвертый этап – «Сообщество» – проходит в группах из 8–10 человек и направлен главным образом на выявление лидерских способностей участников. В конце этого этапа все «Сообщества» собираются в зале, после чего каждые два сообщества объединяются, образуя тем самым группы по 15–20 человек – «Государства».

На пятом этапе – «Государство» – происходит подготовка презентации государств. Участники получают инструкцию о том, что государство, которое создается ими, не должно быть похоже ни на одно из реально существующих. Кроме того, свои государства команды создают на основе набранных участниками баллов по следующим характеристикам: толерантность, креативность, командный дух, интеллектуальное развитие, лидерские способности. Окончание данного этапа (презентация государств) и завершение конкурса проводится в большой аудитории. После презентации «государств» участники, оставаясь в тех же группах, переходят к шестому этапу.

Шестой этап – «Встреча» – посвящен взаимодействию между группами-государствами.


^ Система оценки заданий игрового конкурса

Для оценки конкурсантов используются пять критериев:

  1. Толерантность: стрессоустойчивость, устойчивость к ситуации неопределенности, способность к безоценочному принятию других, чувство юмора, дружелюбие, устойчивость к конфликтам.

  2. Корпоративность: умение работать в команде, конструктивность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству и построению партнерских отношений.

  3. Интеллект: логическое мышление, общекультурный уровень, широта кругозора, общая осведомленность, умение ориентироваться в практических ситуациях, произвольная память, вербальная компетентность, эрудиция.

  4. Креативность: оригинальность, способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, способность выходить за рамки ситуации, воображение.

  5. Лидерство: способность к самоорганизации, способность к самопрезентации, умение принимать ответственные решения в значимых ситуациях, организовывать совместную деятельность, регулировать взаимоотношения в группе, «держать удар», активная жизненная позиция, мотивация к достижению.


Каждое из конкурсных заданий оценивается по одному или нескольким критериям.


Критерии

Этап

^ Названия игровых заданий



Толерантность


3

Большая охота

3

Карта острова

5

Создание государства

5

Презентация государства

6

Презентация работы посредников

Корпоративность и толерантность


1

Я в прошлом

2

Собиратели устриц

3

Большая охота; Карта острова; Самоназвание

4
Военные учения

5

Создание государства; Презентация 1

6

Презентация 2
^ Интеллектуальный уровень
2

Письменность

3
Древняя мудрость; Карта острова; Самоназвание

4

Разложи историю; Выборы вождей

5

Создание государства; Презентация 1

6

Презентация 2
Креативность
1

Испытание индейцев; Мой девиз

2

Разговор

3

Древняя мудрость; Самоназвание

4

Разложи историю

5

Создание государства; Презентация 1

Лидерские качества

1

Я в прошлом

3

Большая охота

4

Военные учения; Выборы вождей

5

Создание государства; Презентация 1

6

Подготовка посланников; Презентация 2


Задания оцениваются одним из трех способов:

  1. Экспертная оценка ведущим.

  2. Оценка другими участниками при помощи карточек.

  3. Объективная оценка по результатам выполнения заданий (оценивается конкретный результат и время выполнения задания).

В зависимости от типа задания может быть использован один или несколько способов оценки. Могут оцениваться как отдельные участники, так и группа целиком (от 2 до 20-25 чел.).

Победители каждого задания получают призовые «шаги», выполненные в форме стопы (см. Приложение 5.1). Они символизируют движение к успеху, своеобразное «восхождение к вершине». Каждый участник получает свои «шаги» в течение всего конкурса, хранит их и в конце сдает ведущим, которые собирают их в заранее подписанные именные конверты. Для учета оценок по критериям предлагается сделать «стопы» разных цветов, например: толерантность – оранжевый; корпоративность – зеленый; интеллект – синий; креативность – красный; лидерство – желтый.

После завершения всех этапов проводится подсчет «шагов» и отбор победителей, набравших наибольшее их количество.


1. Вступление

Необходимое время: 20 минут.

Ведущий рассказывает о целях и задачах конкурса, о системе его оценки. Затем ведущий вводит участников в игровую ситуацию. Его речь может звучать приблизительно так:

«Однажды в обычный, где-то пасмурный, а где-то солнечный день, когда мир жил своей разнообразной, где-то мирной, а где-то не очень, жизнью, когда государства боролись между собой за сферы влияния, за нефть и рынки, когда различные сообщества людей отстаивали свои собственные интересы, не считаясь ни с чем, над Землей нависла угроза. Ученые неожиданно обнаружили, что к Земле стремительно приближается огромное небесное тело – метеорит. Траектория его полета неизбежно пересекалась с траекторией движения Земли.

Люди не сразу оценили всю серьезность ситуации, но когда опомнились, оказалось, что они не могут справиться с нависшей угрозой. Тысячелетиями соперничавшие между собой державы обнаружили полную неспособность скоординировать свои действия в целях спасения человечества. Сверхдержавы не могли найти общий язык: Америка отказывалась делиться данными со своих космических станций с Россией и Китаем, а Россия отказывалась передавать свои баллистические ракеты остальным странам, чтобы прикрыть землю ядерным щитом. На Земле не прекращались десятки войн. Когда все опомнились, было уже слишком поздно, и до столкновения оставалось два дня. На Земле начался хаос. Люди тщетно рыли какие-то укрытия, начались массовые миграции в горные районы. По всей Земле вспыхнули миллионы пожаров, улицы городов были заполнены обезумевшими людьми и мародерами, пока яркая вспышка не оборвала всю эту суету.

Метеорит упал в Атлантический океан, вблизи Арктики. От энергии взрыва мгновенно испарились триллионы тонн океанской воды и большая часть арктических льдов. Цунами, прокатившиеся по океанам, смыли все прибрежные города и даже целые страны. Испарившаяся при взрыве вода закрыла все небо непроницаемой пеленой облаков. На Землю опустились сумерки. Моря отступили от берегов. Потом вода вернулась. И не было от неё спасения. Она пролилась ливнями с неба, переполнила реки и моря, затопила всю Землю. После окончания потопа над водой возвышались лишь четыре больших острова.

Уцелеть после катастрофы удалось немногим. Вы оказались среди немногих счастливцев. Теперь вам предстоит выжить».


Участники конкурса получают бейджи, на которых указаны номера от 1 до 100 (по числу участников). Эти номера фиксируются в списке и закрепляются за участниками на протяжении всего игрового дня. На бейджах участники самостоятельно пишут свое имя или псевдоним, как они хотели бы, чтобы к ним обращались во время игрового конкурса.

Итак, в ходе игры участники обращаются друг к другу посредством имен или «ников», а номера конкурсантов необходимы для подведения итогов конкурсных процедур.

После получения бейджей участники делятся две, три или четыре группы, в зависимости от общего числа участвующих. В группе не должно быть больше 15-20 человек. Вместе с ведущими участники расходятся по отдельным комнатам для проведения первого этапа конкурса.


Этап 1. "Я"

Общее время: 1 час 30 минут.

Ведущий сообщает фабулу этапа: «Итак, вам предстоит выжить, оказавшись на пустынном берегу. У вас не осталось ни работы, ни денег в банке, ничего, кроме вас самих. Для того чтобы выжить, вам придется мобилизовать все имеющиеся у вас способности».


^ Упражнение 1. «Проверка»

Критерий: лидерство.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «На острове, куда вы попали, вам нужно будет решать проблемы выживания. Для этого вам понадобится не только интеллект, но и умение быстро реагировать на новые обстоятельства, внимательность. Сейчас нам нужно проверить, как вы можете ориентироваться в окружающих условиях в ситуации ограниченного времени".

Группа садится в круг. Каждому присваивается номер по кругу. Ведущий получает номер "ноль". Он начинает упражнение и задает темп. Темп отбивается следующим образом: щелчок пальцами правой руки – щелчок пальцами левой руки – хлопок в ладоши. Ритм отбивается всеми участниками в течение всего упражнения. Одновременно со щелчком правой руки ведущий начинает игру, произнося свой номер "ноль". На щелчок левой руки он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. Например: "Ноль-два". Далее следует хлопок в ладоши (все молчат). Ход переходит к игроку с номером "два", и так далее.

Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, но продолжает сидеть в кругу и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например, "третьего нет" и продолжает игру. Ошибками считаются:

1. Сбой ритма.

2. Неправильное называние своего номера.

3. Называние номера выбывшего участника или ведущего.

Игра заканчивается по истечении 7 минут или после того, как в кругу останется три "невыбывших" участника.

Система оценки: каждый "невыбывший" участник получает по одному "шагу".


^ Упражнение 2. «Чудесные находки»

Критерий: креативность.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий берет в руки стул и говорит: «На острове, где вы оказались, нет ничего из тех вещей, которые были вам необходимы в прошлой жизни. Лишь вода, неспешно накатывая на берег, выбрасывает на отмель различные обломки. Но у нас есть сила, с помощью которой мы можем немного улучшить свою жизнь. Это – сила воображения. Сейчас я превращу этот стул… например, вот во что…".

Ведущий изображает, что стул превращается в лошадь, обыгрывая это в мини-сценке: "Итак, во что я превратил стул? Конечно – это лошадь. Она нам очень пригодится – автомобилей-то пока нет. Теперь каждый из вас по кругу должен "превратить" этот стул во что-нибудь необходимое нам на острове. Работаем быстро. Повторяться нельзя. Если вы не можете придумать, что показать – то выходите из игры. Также у меня есть право "не принять" идею участника, если она покажется слишком "натянутой" или похожей на предыдущие. Итак, начинаем показ".

Участники по кругу показывают, какие "превращения" они придумали. Игра заканчивается по истечении 8 минут, или если остается три участника.

Система оценки: каждый оставшийся участник получает по одному «шагу».


^ Упражнение 3. «Я в прошлом»

Критерии: креативность, лидерство.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: по три оценочных карточки на каждого участника.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Мы высадились на остров и силой воображения получили хотя бы что-то для новой жизни. Но каждый из вас пришел сюда не с пустыми руками. Да, вы потеряли свое имущество, деньги, власть, но у вас остался ваш жизненный опыт – ваше прошлое. Он поможет вам начать жизнь заново.

Итак, вам необходимо придумать, что вы делали в прошлом, кем вы были, какую общественную позицию занимали. Исходя из этого, вас будут оценивать – насколько такой человек, с таким жизненным «багажом» нужен в новом обществе, где к каждому предъявляются жесткие условия выживания. На основании этого вы подготовите небольшую речь продолжительностью в полминуты. На подготовку речи у вас есть 3 минуты». По истечении времени каждый участник произносит свое сообщение. Ведущий строго фиксирует время выступления.

Затем каждый получает по три оценочных карточки. Ведущий говорит: «Сейчас вам нужно выбрать, кто из выживших более всего полезен в новом мире. Вы можете выбрать три человека, отдав каждому из них по карточке. У вас на выбор есть две минуты». Далее каждый участник подсчитывает количество полученных карточек.

Система оценки: участник, набравший наибольшее количество карточек, получает два "шага", занявший второе место – один "шаг".


^ Упражнение 4. «Испытание индейцев»

Критерий: креативность.

Необходимое время: 15 минут.

Приложение: для каждого участника - карточки со словами (Приложение 5.2).

Вспомогательные материалы: скотч, ножницы.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Обходя остров, вы встречаете племя аборигенов, у которых отсутствует устная речь. Жители племени общаются между собой при помощи мимики и жестов. У этого племени есть такой обычай: в день летнего солнцестояния молодежь, достигшая определенного возраста, имеет право получить взрослое имя, вступив, таким образом, во взрослую жизнь.

Вождь племени пишет у них на спинах их будущие имена бамбуковой палочкой при помощи сока ореха. За 5 минут они должны узнать у соплеменников, что за имя дал им вождь, не пользуясь речью. Молодые люди, которым удалось отгадать свое имя, получают его и статус взрослого человека. Те же, которым это не удалось, еще на год остаются «детьми» и могут повторить попытку только в следующем году.

Вы встретились с этим племенем в день летнего солнцестояния. Вождь, очевидно, решил, что вы присоединились к их племени, поэтому вам он также написал что-то на спине. Вы рады, что наконец встретили людей, и решаете принять участие в ритуале».

Каждому участнику ведущий приклеивает скотчем на спину карточку с простым существительным (ночь, весна, и т.п.). По команде ведущего необходимо, используя только невербальный способ общения, узнать, «что у меня на спине?». Игра заканчивается через 5 минут.

Система оценки: все, узнавшие «свое имя», получают по одному "шагу".

^ Упражнение 5. «Мой девиз»

Критерий: креативность.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: Листы плотной бумаги и фломастеры, набор из трех оценочных карточек каждому участнику. Оценочные карточки готовятся ведущим заранее и представляют собой прямоугольники из цветного картона с номерами участников.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Осмотрев ближайшие окрестности, вы обнаружили, что на одной территории с вами обитают не только аборигены, но и судя по всему, люди, оказавшиеся в такой же ситуации, как и вы. Для того, чтобы узнать, с кем из них стоит общаться, вам предлагается придумать свой девиз, оригинальный и внушающий доверие к вам, отражающий ваши жизненные принципы, жизненную позицию, и сравнить его с другими».

Участникам раздается бумага и фломастеры и предлагается в течение 5 минут придумать и крупно написать свой девиз. После этого участники молча ходят по помещению, демонстрируя свои девизы и знакомясь с девизами товарищей. Через 5 минут группа возвращается в круг, и каждый участник отдает по одной своей оценочной карточке трем авторам наиболее понравившихся ему девизов.

Система оценки: три "шага" получает конкурсант, набравший максимальное количество карточек от своих товарищей; конкурсанты, занявшие второе и третье места, получают соответственно по два и одному "шагу".


Переход на следующий этап

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: листы с девизами (задание «мой девиз»), которые затем остаются у участников; карточки 4-х цветов (красный, зеленый, синий, желтый), по 1 на каждую пару участников.

Процедура проведения. Конкурсанты собираются в большом зале, где им предлагается найти себе пару для выполнения дальнейших заданий, выбирая партнеров на основе сходства или привлекательности их девизов. Если участнику кажется, что несколько девизов других участников сходны с его, он может поговорить с каждым из выбранных участников и составить пару с одним из них.

Ведущие раздают цветные карточки по одной на пару. Таким образом, осуществляется разделение участников на группы для следующего этапа. Новые группы расходятся с ведущими по рабочим комнатам.


ЭТАП 2. «МЫ»

Общее время: 50 минут.

Ведущий сообщает фабулу этапа: «Вскоре вы встретили других выживших. Теперь вы не одиноки. У каждого из вас появился товарищ, с которым вы можете разделить свои радости и печали, поделиться воспоминаниями о прошлом и надеждами на будущее. Но главное – вместе у вас появляется гораздо больше шансов выжить, ведь известно, что «один в поле не воин»».


^ Упражнение 1. «Собиратели устриц»

Критерии: корпоративность и толерантность.

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: повязки на глаза по одной для каждой пары, по 1 пластиковому стаканчику на пару, по 2 стакана красной и белой сухой фасоли на группу.

Процедура проведения. Ведущий говорит, что когда обитатели острова объединились по двое, перед ними открылись новые возможности. Теперь можно делать многое из того, что нельзя было делать поодиночке. Например, разнообразить свое меню таким деликатесом, как морские моллюски. На острове собирать устрицы можно только тогда, когда двое объединят свои усилия. Дело в том, что устрицы вблизи острова живут на такой глубине, что за ними приходится погружаться под воду. Однако, вода у побережья перенасыщена солями и нырять с открытыми глазами невозможно, потому что соль разъедает глаза. Поэтому ныряльщик не может видеть, где находятся устрицы, и его должен направлять его товарищ – «координатор», который, взобравшись на высокий уступ, высматривает устриц и при помощи слов координирует движения ныряльщика. При сборе устриц есть еще одна сложность: наряду со съедобными устрицами (белые фасолины) на мелководье живут и ядовитые моллюски (красные фасолины), одно прикосновение к которым убивает. Если один из «ныряльщиков» дотронется до красной фасолины, то пара отстраняется от выполнения задания.

Ведущий раздает каждой паре по повязке, один из участников («ныряльщик») завязывает глаза. Затем ведущий рассыпает по помещению красную и белую фасоль – «устриц», и пары начинают собирать белые фасолины.

Через 3 минуты «ныряльщик» и «координатор» в каждой паре меняются ролями и продолжают собирать «устриц». Еще через 3 минуты игра останавливается и подсчитывается количество фасолин, собранных каждой парой. При выполнении упражнения пары могут получить штрафные очки (минус 2 фасолины), если двое «слепых» из разных пар столкнутся между собой.

Система оценки: участники пары, набравшей больше всего устриц, получают по три "шага". За второе и третье место – по два и одному "шагу" соответственно.

^ Упражнение 2. «Разговор»

Критерий: креативность.

Необходимое время: 10 минут.

Приложения: карточки с фразами (Приложение 5.3).

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы с партнером решили проверить, нельзя ли найти на острове что-либо полезное для вашей дальнейшей жизни. В процессе поисков вы оказались достаточно далеко друг от друга, шум прибоя заглушает звуки, однако вам необходимо передать друг другу информацию». Участникам предлагается в парах (по очереди) невербально передать друг другу фразу, которую один из них получает от ведущего в письменном виде (например, «я вижу акулу», «пойдем в эту пещеру», «надо залезть на гору» и т.д.). Разговаривать во время выполнения задания запрещено. На выполнение задания отводится 30 секунд. По истечении времени второй участник должен сказать, что за информацию он получил.

Система оценки: участники пары, угадавшие фразу, получают по три "шага".

^ Упражнение 3. "Письменность»

Критерий: интеллект.

Необходимое время: 15 минут.

Вспомогательные материалы: на каждую пару участников – наборы из шести карточек формата А5, на которых напечатаны 2 буквы (гласная и согласная) в трех экземплярах каждая.

Процедура проведения: Ведущий говорит: "Когда жители смогли без труда обеспечивать себе пропитание, у них появилось время и возможности для других важных дел. И первым делом они решили создать азбуку и словарь. Итак, каждая пара – это создатели некоего алфавита, подобно Кириллу и Мефодию. Вы только начали работу и на данный момент придумали только 2 буквы, именно те, которые написаны на карточках (каждая пара получает карточки с изображением двух букв: одна – гласная, другая – согласная, каждая – в трех экземплярах, всего 6 карточек на пару). В течение 5 минут требуется составить как можно больше слов из полученных букв". Ведущий объясняет участникам, что составить хотя бы одно слово из двух имеющихся у каждой пары букв сложно, и единственный способ выполнить задание – это обмен буквами с другими группами.

Система оценки: по три "шага" получают участники пар, использовавшие максимальное количество букв. За второе и третье место – по два и одному "шагу" соответственно. При оценке предпочтение отдается более длинному слову, а не нескольким коротким.


Переход на следующий этап

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага, ручки, карточки каждого из 4-х цветов (красный, зеленый, синий, желтый) по одной на подгруппу из 4-5 человек.

Процедура проведения. Сбор в большом зале. Ведущий говорит следующее: «Теперь, когда создали азбуку, у вас есть возможность воспользоваться ею, то есть написать что-то очень важное. И самое важное, что вы поняли на острове, это то, что выживать в одиночку трудно, а вместе вы – сила. Именно это вы и решили воспеть». Каждой паре предлагается написать три качества, которые характеризовали бы обоих участников. Затем конкурсанты переходят в большой зал, и среди всех участников им предлагается объединиться с другой парой на основании сходства их качеств. Также ведущий говорит, что те, кто не сработался со своим партнером, может не оставаться в своей паре, а присоединиться к любой из организовавшихся «четверок».

Ведущие раздают цветные карточки по одной на «четверку» или «пятерку». Таким образом, осуществляется разделение участников на группы для следующего этапа, которые расходятся по рабочим комнатам.


^ ЭТАП 3. «ГРУППА»

Общее время: 40 минут.

Ведущий сообщает фабулу этапа: «Прошли дни и недели. Скитаясь по острову, вы обнаруживаете следы пребывания других людей на острове. Вы начинаете активные поиски, и вот смутная надежда найти таких же как вы, выживших после катастрофы, получает реальное воплощение. Теперь вы не один, вас даже не двое, вы – целая группа, маленький коллектив, который борется за общие интересы перед лицом различных напастей».

^ Упражнение 1. «Большая Охота»

Критерии: толерантность, корпоративность, лидерские качества.

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: для каждой команды – бутылка с узким горлышком и конструкция из шести веревок, связанных вместе так, чтобы один конец каждой веревки был свободен. К свободному концу одной из веревок привязана пробка (см. Приложение 5.4).

Приложения: схема необходимой конструкции (Приложение 5.4).

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Теперь, когда вас много, вы, объединив ваши усилия, можете добыть себе достаточно пищи. Хватит перебиваться с моллюска на воробья, пришло время «Большой Охоты». Для того, чтобы поймать наиболее крупное и, соответственно, питательное животное, обитающее на острове – Слонорога, необходима координация усилий всех членов группы. Слонорог очень пуглив, и все, что нужно сделать, это просто загнать его в ловушку».

Бутылка ставится на пол, каждый участник берет в руки по одному из свободных концов веревочной конструкции, веревка с привязанной к ней пробкой свисает вниз. Задача – как можно быстрее опустить пробку в горлышко бутылки при помощи скоординированного манипулирования каждым из четырех свободных концов веревки, находящихся в руках у четырех участников.

Система оценки: группа, справившаяся с заданием первой, получает два "шага". Члены подгруппы, занявшей второе место, по одному "шагу". Человек, проявивший лидерские качества в каждой группе (по оценке ведущего), получает один "шаг" дополнительно.

^ Упражнение 2. «Древняя мудрость»

Критерии: креативность, интеллект.

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: ручки, бумага.

Приложения: текст "Послания Древних" (Приложения 5.5).

Процедура проведения. Подгруппы получают задание: «Путешествуя по острову, ваша группа обнаружила древний храм, перед входом в который лежал огромный камень с высеченной на нем надписью. Далее зачитывается текст «Послания Древних» (Приложение 5.5).

Работа продолжается пять минут. За это время нужно сформулировать ответ, звучащий не более одной минуты. Затем группы демонстрируют свои ответы.

Система оценки: члены подгруппы, давшей наиболее оригинальный ответ, получают по одному "шагу"; члены подгруппы, давшие ответ, наиболее близкий к верному, получают по одному "шагу".


^ Упражнение 3. «Карта острова»

Критерии: корпоративность, толерантность, интеллект.

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: бумага, карандаши.

Приложения: рисунок карты острова (Приложение 5.6).

Процедура проведения. Подгруппы получают задание: «На ночь ваша группа выставляет систему дозоров, и покидать свой пост вы можете только на несколько минут. Один из членов вашей группы, дежуривший около храма, зашел в какую-то комнату и увидел на стене карту острова. Но как только он взглянул на нее, началось землетрясение, и стена обрушилась, так что он еле успел выскочить из комнаты. Ваша задача донести эту бесценную информацию, передавая ее от дозора к дозору, до лагеря, где находятся письменные принадлежности и ее можно будет записать».

Из каждой группы к ведущему подходит по одному человеку. Ведущий показывает им рисунок в течение пяти секунд. После этого члены каждой группы передают друг другу на словах по цепочке полученную информацию (15 секунд). Последний член группы рисует карту на бумаге, затем она сравнивается с оригиналом.

Система оценки: члены подгруппы, в которой последний рисунок будет наиболее соответствовать заданному, получают по два "шага".
^ Переход на следующий этап
Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: бумага, ручки, фломастеры.

Процедура проведения. Сбор в большом зале. Ведущий говорит следующее: «Теперь, когда вы все вместе прошли столько тяжких испытаний, вы стали намного ближе друг к другу. Вы стали одной командой; чтобы отличаться от других групп, которые бродят по острову, вам необходимо придумать себе название». Группы, названия которых похожи, объединяются. Новые группы расходятся по рабочим комнатам.

11-celevie-gosudarstvennie-vnebyudzhetnie-fondi-lekciya-po-voprosam-finansi-byudzhetnaya-sistema-rf-strahovanie.html
11-chem-spasaetsya-chelovek-standartnij.html
11-chleni-soveta-direktorov-nablyudatelnogo-soveta-emitenta-yavlyayushegosya-kommercheskoj-organizaciej.html
11-dekabrya-arestovan-gornij-inzhener-pomoshnik-upravlyayushego-trestom-embaneft-sergej-ivanovich-kuznecov.html
11-dhyani-buddi-protoslogi-ielementi-vbuddijskoj-sisteme-chakr-lama-anagarika-govinda-osnovi-tibetskogomisticizma.html
11-diversifikaciya-proizvodstva-v-tradicionnih-industriyah-gosudarstvennaya-programma-po-forsirovannomu-industrialno-innovacionnomu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-ocenka-nadezhnosti-i-validnosti-testovih-zadanij-po-subtestu-chtenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-belogrudova-inostrannie-yaziki-v-shkole-2005-s-6-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-9-klass.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sedmaya-planeta-solnechnoj-sistemi-uran.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-razrabotka-raspredelennih-sistem-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-vidi-vneklassnoj-vneurochnoj-proektnoj-deyatelnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-b-m-gasparov-yazik-pamyat-obraz.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-s-g-e--pop-ya-pryatrpknpgti-lpya-aktivizaciya-pryamih-inostrannih-investicij-v-regione.html
  • college.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-sovershenstvovanie-sistemi-vospitaniya-programma-razvitiya-mou-provodnikovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-oformlyaetsya-soglasno-trebovaniyam-utverzhdyonnim-prorektorom-po-nauchnoj-rabote-fgbou-vpo-iglu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/husainov-a-sh-teoriya-avtomobilya-konspekt-lekcij-a-sh-husainov-v-v-selifonov-ulyanovsk-ulgtu-2008-121-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/etyud-o-bejle.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-sushnost-soderzhanie-principi-i-naznachenie-upravlencheskogo-ucheta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-v-ozhidaemie-rezultati-realizacii-strategii-strategiya-razvitiya-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya-rossii-na-period.html
  • student.bystrickaya.ru/33-kommunikacionnie-bareri-i-ih-znachenie-v-rabote-oao-ak-bars-med.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihicheskaya-samoregulyaciya-v-rabote-prepodavatelej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-tvkorchagina-mptretyakova-sa-shilovskaya-inrausova-mkhashanskaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-22-istoriya-sozdaniya-nepodvizhnih-flotskih-pravoslavnih-hramov-i-ih-rol-hramov-v-hranenii-preumnozhenii-tradicij.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomaticheskaya-akademiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-industrialnogo-obshestva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-novoj-istorii-stran-evropi-i-ameriki-dlya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-otechestvennaya-istoriya-specialnost-230102-65-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvizhenie-elektronov-otklonyayushie-sistemi-elt-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-yuridicheskij-analiz-sostava-prav-peredannih-gosudarstvennomu-zakazchiku-na-rezultati-intellektualnoj-deyatelnosti-po-dogovoru-er0313-ot-18-avgusta-2003-goda-ispolnitel-ooo-usp-kompyulink.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnoe-partnerstvo-kak-innovacionnaya-sostavlyayushaya-formirovaniya-sovremennogo-specialista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-romanenko-rasskazi-o-knigah-i-bibliotekah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18disciplina-menedzhment-federalnij-internet-ekzamen-v-sfere-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-l-u-zh-e-b-n-i-e-ch-a-s-t-i-r-e-ch-i-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-russkomu-yaziku-pri-postuplenii-v-uchrezhdenie-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/01-02-zarubezhnaya-literatura-rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ukazannih-problem-vozmozhno-pri-ispolzovanii-na-predpriyatiyah-polnostyu-ili-chastichno-avtomatizirovannih-sistem-analiticheskogo-kontrolya-asak.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-poezda-ukrzalznic-novosti-transporta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialno-vremya-novostej-po-materialam-informagentstv-i-sobstvennoj-informacii-03022006-18-str-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rizhskij-vokzal.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnotematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-521000-psihologiya-po-specialnosti-020400.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-osvobozhdenie-nepremenno-najdetsya-hotya-bi-odin-slushatel-kotorij-otkliknetsya-kak-neuzheli-i-vi-tozhe-ya-to.html
  • lesson.bystrickaya.ru/suhomlinskij-v-a-rozhdenie-grazhdanina-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.