.RU

2. Спорт как предмет изучения наук - Социальных и экономических наук


^ 2. Спорт как предмет изучения наук 2.1 Спорт как часть культуры

Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, в том числе и культурологии. Каждая из этих наук выделяет в спорте интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному рассмотрению:

Сначала обратимся к тому, какие моменты выделяют в спорте, как части культуры. Спорт, спортивную деятельность всегда считали частью общечеловеческой культуры. Культура, в том числе, описывает, как появляются формы, как нечто делается человеком. Как строятся здания, рисуются картины, создаются тексты, которые тоже своего рода форма. В случае со спортом и физической культурой человек строит свое собственное тело. Он приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определенного вида спорта. Затем с помощью своего тела он создает различные формы, это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).

Исследователи культуры стараются объяснить, почему спорт так притягателен, в чем его красота и не могут дать точного ответа. Несмотря на это спорт продолжает приносить людям радость красоты. Так автор статьи, Ханс Ульрих Гумбрехт6 утверждает, что наслаждение, получаемое от спорта – бескорыстно, то есть нет объективных причин (оснований, корысти) восхищаться им, созерцание спорта не идет на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют ввиду более поздние философы и критики, когда пишут об автономности и изолированности искусства. Ханс Ульрих Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству.

Хотя надо заметить, что здесь, в первую очередь, речь идет о зрителях спортивных состязаний, а в спорте участвуют спортсмены, тренера, менеджеры, которые видят спорт не только со стороны, но и изнутри, это уже будет несколько иной ракурс, о котором надо рассказывать отдельно, будет ли он близок к искусству. Возможно, что будет, так как для архитекторов, дизайнеров, писателей подчас большой труд создавать то, чем затем будут любоваться поколения людей.

Следующая тема, которую исследователи не оставляют без внимания – это тема ценностей в спорте. Что действительно ценно в сфере спортивной деятельности, какие ценности выбирают спортсмены: честность или победа любой ценой. Интересен вопрос, каким образом в спорте сочетаются красота и насилие. Притом это сочетание отличается гармоничностью и у наблюдателей обычно не возникает вопросов, почему это происходит и как это возможно. Конечно, насилие варьируется в различных видах спорта, главным образом, оно связано с тем, какая в данном виде спорта принята дистанция. Так, например, в гольфе дистанция наиболее велика и степень насилия сведена на нет. В контактных видах спорта она соответственно выше, например, в футболе, регби, хоккее. Борцовские виды спорта бьют все рекорды по степени насилия7.

Другая тема, которая освещается в статьях – это тема честной игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое распространение8. Однако в спорте, когда результат становится основной целью, нередко поощряются бесчестные способы достижения успеха. Исследователей интересует не приведет ли это к «полному исчезновению идеи честной игры». Получается своего рода противоречие: во-первых, жесткая конкуренция, в условиях которой необходимо добиться результата, во-вторых, ведение честной игры. Ханс Ленк предлагает разделять честную игру на два вида: формальная и неформальная. Неформальная честная игра понимается как джентльменское поведение, рыцарство, как раньше на олимпийских играх. Пьер Кубертен отмечал, что олимпийские игры отличает рыцарский дух, основная идея – честное и равное соревнование. Это пример неформальной честной игры.

Формальная честная игра – это своего рода норма, которой необходимо подчинится, кто нарушает норму бывает наказан, к нему применяются негативные санкции вплоть до исключения. Выполнение формальной нормы контролируется. Неформальная честная игра шире формальной, в ней также нужно уважать противника, того с кем соревнуешься.

В истории Олимпийских игр есть целый ряд примеров неформальной честной игры. На играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал». Годен вышел вперед и сказал, что попал. Результаты соревнования были пересмотрены не в его пользу. Другой случай в 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, так как соперники, бежавшие за ним, заявили, что он их не задерживал9. Сегодня атмосфера олимпийских игр несколько иная и трудно представить, что такое возможно. Часто создается видимость честной игры, главное, чтобы не уличили, не заметили. А ситуация с допингом, который осуждается официально, но в тайне используется и поощряется изготовление новых препаратов, еще не известных в качестве допинговых и сложно выявляемых.

Темы, описывающие спорт как часть культуры, несомненно близки к темам социологическим. Изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к спорту – должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта. Следующая наука, которая нашла свое приложение к спорту это психология.
2.2. Психология
Психология спорта развивается вместе со спортивным движением. Рассмотрим наиболее важные темы, изучаемые этой наукой. Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия. Бывают ситуации, что ролевые ожидания не совпадают с истинными возможностями, что приводит к снижению эффективности деятельности спортсмена в команде. Конечно, с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Проводятся психологические исследования. Например, одно из них, выполненное на данных американского студенческого баскетбола показало, что оптимальное для психологического климата команды соотношение побед и поражений - 8:3 или 9:4. Но и такого механистического подхода, по мнению психологов, быть не должно. Необходим тщательный анализ всех социально-психологических факторов успеха и неуспеха в спорте10.

Психология спорта также изучает конфликты, появление которых в команде неизбежно, так как они обязательно сопутствуют процессу ее развития. Но затяжные межличностные конфликты нежелательны, потому что ведут к нарушению взаимодействия и ориентируют спортсмена не на результат, а на субъективное разрешение конфликта11. Спортсмены могут использовать различные стили разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление).

Все большее развитие получают исследования проблем взаимоотношений тренера и спортсмена. Изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен12.

Существует также проблема исследования личности спортсмена, например, ориентации его на себя или прежде всего на задачу.

Решается проблема повышения роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности.

В свое время психология спорта помогла становлению космической психологии, о чем не раз говорил ее основатель Ф.Д. Горбов13. Сейчас инструмент психологии спорта используется в различных отраслях знаний, связанных с необходимостью оптимизации деятельности человека в экстремальных условиях (деятельность военнослужащих, сотрудников МЧС и т.д.).

Это было краткое представление основных тем, рассматриваемых психологией спорта. Что касается точек пересечения психологии спорта с социологией спорта, прежде всего они находятся в плоскости социальных связей: взаимодействия спортсменов в команде, тренера и спортсмена, а также проблема воздействия образа жизни спортсмена на его социальное поведение.

Психология спорта могла бы найти свое применение при изучении темы, которая изучается и социологией спорта, «спорт и СМИ», в частности, таких ее аспектов как использование образа спортсмена в рекламе, способы отражения спортивных событий в СМИ, использование образа спорта в манипулировании общественным сознанием и т.д.

Психология и социология пересекаются при изучении "мотивационных конструктов" спортсмена ("целевые ориентации", "ценности", "уверенность в своих силах"), а также целевых доминирующих ориентаций "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго-ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате команды. Так теоретическая на первый взгляд проблема дает решение сугубо практических вопросов. В этих темах социологическое тесно переплетается с психологическим, поэтому сотрудничество психологов и социологов оправдано.



  1. 147vskritie-postupivshih-na-konkurs-konvertov-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
    148-soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-osvoeniyu-obrazovatelnoj-oblasti.html
    1481-posuda-hozyajstvennaya-stalnaya-emalirovannaya-0110-elektroenergiya.html
    149-kategorii-srednevekovoj-kulturi.html
    149-uchet-inflyacionnih-processov-menedzhment-organizacii.html
    14bank-imeet-pravo-privlekat-vo-vkladi-denezhnie-sredstva-naseleniya.html
  2. testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-hozyajstvuyushego-subekta-chast-6.html
  3. ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-osnovnie-polozheniya.html
  4. books.bystrickaya.ru/doklad-mezhpravitelstvennogo-komiteta-po-kartahenskomu-protokolu-po-biobezopasnosti-o-rabote-ego-tretego-soveshaniya-stranica-24.html
  5. student.bystrickaya.ru/3upravlenie-31-sintaksis-i-semantika-operatorov-yazika-si-yazik-programmirovaniya-si.html
  6. zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-kompleksnoj-ocenki-hozyajstvenno-finansovoj-deyatelnosti.html
  7. universitet.bystrickaya.ru/struktura-talanta.html
  8. zanyatie.bystrickaya.ru/primenenie-fiziki-v-kriminalisticheskih-issledovaniyah-chast-2.html
  9. grade.bystrickaya.ru/nematerialnie-aktivi-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-grazhdanskie-samoleti-suhogo.html
  10. esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-03-mediko-profilakticheskoe-delo-obshee-kolichestvo-uchebnih-chasov-stranica-3.html
  11. kontrolnaya.bystrickaya.ru/raset-parametrov-inzhekcionnogo-kompleksa-nuklotrona-dlya-proekta-nica-s-istochnikom-donca-i-50m-busterom.html
  12. student.bystrickaya.ru/3-oktyabrya-v-19-00-na-scene-teatra-baltijskij-dom-hudozhestvennij-rukovoditel-i-glavnij-rezhisser-valerij-kove.html
  13. znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-fakulteta-i-kafedri-napravlenie-150400-metallurgiya.html
  14. lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-konkursnogo-otbora-na-organizaciyu-provedeniya-v-sankt-peterburge.html
  15. occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-primeri-vipolneniya.html
  16. shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-vibora-professii-uchebno-metodicheskoe-posobie-izdatelstvo-moskva.html
  17. thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-paropronicaemosti-naruzhnih-ograzhdayushih-konstrukcij-zdanij-s-teplovoj-izolyaciej-vipolnennoj-s-primeneniem-mineralnoj-vati-penopolistirola-i-penostekla.html
  18. kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-stavropolskogo-kraya-administraciya-osobo-ohranyaemogo-ekologo-kurortnogo-regiona-kavkazskie-mineralnie-vodi-administraciya-goroda-pyatigorska-stavropolskaya.html
  19. doklad.bystrickaya.ru/valerii-bans-politicheskie-processi-v-vostochnoj-evrope-blizhajshie-k-nam-cvetnie-revolyucii-konechno-ne-teryaet.html
  20. uchebnik.bystrickaya.ru/v-poslednie-dni-kolichestvo-prirodnih-pozharov-na-territorii-kraya-rezko-vozroslo-mchs-internet-resurs-itar-tasskubanru-20032012.html
  21. obrazovanie.bystrickaya.ru/poznavatelnie-uud-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogouchrezhdeniya.html
  22. gramota.bystrickaya.ru/zanoschivie-i-samonadeyannie-sobaki-barbara-vudhauz-trudnie-sobaki.html
  23. control.bystrickaya.ru/dokument-nahoditsya-v-obrabotke-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-yanvar-2008-g.html
  24. znanie.bystrickaya.ru/akterd-shiarmashili-tlasin-ksbi-dajindauda-mtnd-taldaudi-maizdilii-ozh-792-tjndeme.html
  25. gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-etnolingvistiku-kurs-lekcij-i-hrestomatiya-2-e-izdispr-gerd-a-s-izd-vo-spbgu-2005.html
  26. ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-03-1-materialovedenie-i-tehnologii-proizvodstva-materialov-celi-i-zadachi-disciplini-celi-disciplini-stranica-3.html
  27. write.bystrickaya.ru/glava-6-literatura-dlya-obucheniya-diabetikov-ahmanov-m-a-91-nastolnaya-kniga-diabetika.html
  28. college.bystrickaya.ru/144-normalnoe-povedenie-uchebnoe-posobie-moskva-2011-bbk-87-7-b-20.html
  29. kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-v-ekonomicheskuyu-i-socialnuyu-geografiyu.html
  30. zadachi.bystrickaya.ru/the-head-of-the-chair-of-out-patient-and-emergency-care-kalendarno-tematicheskij-plan-lekcij-dlya-studentov-6.html
  31. paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternij-praktikum-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-2003.html
  32. notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-oktyabr-2008-god-stranica-5.html
  33. school.bystrickaya.ru/avtorizovannij-perevod-s-anglijskogo-stranica-3.html
  34. tasks.bystrickaya.ru/32trebovaniya-i-osobennosti-vkr-po-specialnostyam-metodicheskie-rekomendacii-k-podgotovke-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  35. thesis.bystrickaya.ru/prodolzhenie-tabl-1-v-p-ivanickij-zav-kafedroj.html
  36. textbook.bystrickaya.ru/httpussur-130atua-i-informaciya-o-dejstvuyushih-ozdorovitelnih-organizaciyah-na-territorii-primorskogo-kraya.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.