.RU

2. Спорт как предмет изучения наук - Социальных и экономических наук


^ 2. Спорт как предмет изучения наук 2.1 Спорт как часть культуры

Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, в том числе и культурологии. Каждая из этих наук выделяет в спорте интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному рассмотрению:

Сначала обратимся к тому, какие моменты выделяют в спорте, как части культуры. Спорт, спортивную деятельность всегда считали частью общечеловеческой культуры. Культура, в том числе, описывает, как появляются формы, как нечто делается человеком. Как строятся здания, рисуются картины, создаются тексты, которые тоже своего рода форма. В случае со спортом и физической культурой человек строит свое собственное тело. Он приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определенного вида спорта. Затем с помощью своего тела он создает различные формы, это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).

Исследователи культуры стараются объяснить, почему спорт так притягателен, в чем его красота и не могут дать точного ответа. Несмотря на это спорт продолжает приносить людям радость красоты. Так автор статьи, Ханс Ульрих Гумбрехт6 утверждает, что наслаждение, получаемое от спорта – бескорыстно, то есть нет объективных причин (оснований, корысти) восхищаться им, созерцание спорта не идет на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют ввиду более поздние философы и критики, когда пишут об автономности и изолированности искусства. Ханс Ульрих Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству.

Хотя надо заметить, что здесь, в первую очередь, речь идет о зрителях спортивных состязаний, а в спорте участвуют спортсмены, тренера, менеджеры, которые видят спорт не только со стороны, но и изнутри, это уже будет несколько иной ракурс, о котором надо рассказывать отдельно, будет ли он близок к искусству. Возможно, что будет, так как для архитекторов, дизайнеров, писателей подчас большой труд создавать то, чем затем будут любоваться поколения людей.

Следующая тема, которую исследователи не оставляют без внимания – это тема ценностей в спорте. Что действительно ценно в сфере спортивной деятельности, какие ценности выбирают спортсмены: честность или победа любой ценой. Интересен вопрос, каким образом в спорте сочетаются красота и насилие. Притом это сочетание отличается гармоничностью и у наблюдателей обычно не возникает вопросов, почему это происходит и как это возможно. Конечно, насилие варьируется в различных видах спорта, главным образом, оно связано с тем, какая в данном виде спорта принята дистанция. Так, например, в гольфе дистанция наиболее велика и степень насилия сведена на нет. В контактных видах спорта она соответственно выше, например, в футболе, регби, хоккее. Борцовские виды спорта бьют все рекорды по степени насилия7.

Другая тема, которая освещается в статьях – это тема честной игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое распространение8. Однако в спорте, когда результат становится основной целью, нередко поощряются бесчестные способы достижения успеха. Исследователей интересует не приведет ли это к «полному исчезновению идеи честной игры». Получается своего рода противоречие: во-первых, жесткая конкуренция, в условиях которой необходимо добиться результата, во-вторых, ведение честной игры. Ханс Ленк предлагает разделять честную игру на два вида: формальная и неформальная. Неформальная честная игра понимается как джентльменское поведение, рыцарство, как раньше на олимпийских играх. Пьер Кубертен отмечал, что олимпийские игры отличает рыцарский дух, основная идея – честное и равное соревнование. Это пример неформальной честной игры.

Формальная честная игра – это своего рода норма, которой необходимо подчинится, кто нарушает норму бывает наказан, к нему применяются негативные санкции вплоть до исключения. Выполнение формальной нормы контролируется. Неформальная честная игра шире формальной, в ней также нужно уважать противника, того с кем соревнуешься.

В истории Олимпийских игр есть целый ряд примеров неформальной честной игры. На играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал». Годен вышел вперед и сказал, что попал. Результаты соревнования были пересмотрены не в его пользу. Другой случай в 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, так как соперники, бежавшие за ним, заявили, что он их не задерживал9. Сегодня атмосфера олимпийских игр несколько иная и трудно представить, что такое возможно. Часто создается видимость честной игры, главное, чтобы не уличили, не заметили. А ситуация с допингом, который осуждается официально, но в тайне используется и поощряется изготовление новых препаратов, еще не известных в качестве допинговых и сложно выявляемых.

Темы, описывающие спорт как часть культуры, несомненно близки к темам социологическим. Изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к спорту – должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта. Следующая наука, которая нашла свое приложение к спорту это психология.
2.2. Психология
Психология спорта развивается вместе со спортивным движением. Рассмотрим наиболее важные темы, изучаемые этой наукой. Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия. Бывают ситуации, что ролевые ожидания не совпадают с истинными возможностями, что приводит к снижению эффективности деятельности спортсмена в команде. Конечно, с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Проводятся психологические исследования. Например, одно из них, выполненное на данных американского студенческого баскетбола показало, что оптимальное для психологического климата команды соотношение побед и поражений - 8:3 или 9:4. Но и такого механистического подхода, по мнению психологов, быть не должно. Необходим тщательный анализ всех социально-психологических факторов успеха и неуспеха в спорте10.

Психология спорта также изучает конфликты, появление которых в команде неизбежно, так как они обязательно сопутствуют процессу ее развития. Но затяжные межличностные конфликты нежелательны, потому что ведут к нарушению взаимодействия и ориентируют спортсмена не на результат, а на субъективное разрешение конфликта11. Спортсмены могут использовать различные стили разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление).

Все большее развитие получают исследования проблем взаимоотношений тренера и спортсмена. Изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен12.

Существует также проблема исследования личности спортсмена, например, ориентации его на себя или прежде всего на задачу.

Решается проблема повышения роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности.

В свое время психология спорта помогла становлению космической психологии, о чем не раз говорил ее основатель Ф.Д. Горбов13. Сейчас инструмент психологии спорта используется в различных отраслях знаний, связанных с необходимостью оптимизации деятельности человека в экстремальных условиях (деятельность военнослужащих, сотрудников МЧС и т.д.).

Это было краткое представление основных тем, рассматриваемых психологией спорта. Что касается точек пересечения психологии спорта с социологией спорта, прежде всего они находятся в плоскости социальных связей: взаимодействия спортсменов в команде, тренера и спортсмена, а также проблема воздействия образа жизни спортсмена на его социальное поведение.

Психология спорта могла бы найти свое применение при изучении темы, которая изучается и социологией спорта, «спорт и СМИ», в частности, таких ее аспектов как использование образа спортсмена в рекламе, способы отражения спортивных событий в СМИ, использование образа спорта в манипулировании общественным сознанием и т.д.

Психология и социология пересекаются при изучении "мотивационных конструктов" спортсмена ("целевые ориентации", "ценности", "уверенность в своих силах"), а также целевых доминирующих ориентаций "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго-ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате команды. Так теоретическая на первый взгляд проблема дает решение сугубо практических вопросов. В этих темах социологическое тесно переплетается с психологическим, поэтому сотрудничество психологов и социологов оправдано.



  1. 147vskritie-postupivshih-na-konkurs-konvertov-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
    148-soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-osvoeniyu-obrazovatelnoj-oblasti.html
    1481-posuda-hozyajstvennaya-stalnaya-emalirovannaya-0110-elektroenergiya.html
    149-kategorii-srednevekovoj-kulturi.html
    149-uchet-inflyacionnih-processov-menedzhment-organizacii.html
    14bank-imeet-pravo-privlekat-vo-vkladi-denezhnie-sredstva-naseleniya.html
  2. assessments.bystrickaya.ru/chast-1-setecentrichnie-vojni-opisanie-novejshih-amerikanskih-razrabotok-terminologiya-osnovnie-ponyatiya.html
  3. control.bystrickaya.ru/doklad-ekstremalnie-vidi-sporta.html
  4. universitet.bystrickaya.ru/steklo-struktura-svojstva-primenenie.html
  5. write.bystrickaya.ru/funkciya-uh-metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-umk.html
  6. reading.bystrickaya.ru/komediya-v-2-dejstviyah-5-kartinah-stranica-3.html
  7. gramota.bystrickaya.ru/vserossijskij-nacionalnij-soyuz-zakon-obnovleniya-85.html
  8. vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-viyavlenie-i-razvitie-tvorcheskogo-potenciala-lichnosti-uchitelya-s-uchetom-ego-vozmozhnostej-formirovanie-kompetentnosti-v-sfere-innovacionnoj-deyatelnosti-stranica-3.html
  9. college.bystrickaya.ru/13-rasstrojstva-pamyati-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mediko-psihologicheskogo-fakulteta-grodno-2004-g.html
  10. esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-klinicheskaya-farmakologiya-naimenovanie-uchebnoj-disciplini.html
  11. credit.bystrickaya.ru/ohota-na-inostrancev-sportivnij-kompleks-vo-vladivostoke-budet-postroen-za-schet-federalnogo-byudzheta-9-senatori.html
  12. desk.bystrickaya.ru/ponyatie-elektronnoe-pravitelstvo-v-anglo-amerikanskoj-istoriografii.html
  13. kontrolnaya.bystrickaya.ru/razgovor-s-roditelyami-osnovnie-psihologicheskie-potrebnosti-doshkolnika.html
  14. portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-municipalnom-konkurse-luchshij-klassnij-rukovoditel-2012.html
  15. doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-i-kursa-odo-po-specialnosti-080107-65-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  16. write.bystrickaya.ru/glava-3-neobhodimaya-travma-rituali-perehoda-predislovie-avtora-k-russkomu-izdaniyu.html
  17. esse.bystrickaya.ru/proishozhdenie-evolyuciya-cheloveka-stranica-3.html
  18. institute.bystrickaya.ru/glava-17-kapital-uchebnik-baziruetsya-na-primerah-i-statistike-vzyatih-preimushestvenno-iz-rossijskoj-hozyajstvennoj.html
  19. turn.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-16092005-kokorekina-olga-1500-mayak-novosti-16-09-2005-maksimova-13-00-14.html
  20. tasks.bystrickaya.ru/18-ohrannie-meropriyatiya-i-biologicheskaya-zashita-rekomendacii-po-tehnologicheskomu-proektirovaniyu-podstancij-peremennogo.html
  21. composition.bystrickaya.ru/pod-emblemoj-mertvoj-golovi-komandos-diversanti-tretego-rejha.html
  22. gramota.bystrickaya.ru/zhirmunskij-v-m-zadachi-poetiki-zhirmunskij-v-m-teoriya-literaturi-poetika-stilistika-m-1972.html
  23. thesis.bystrickaya.ru/prikaz-1655-ot-30-avgusta-2009-g-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-algebra-dlya-9-klassa.html
  24. tetrad.bystrickaya.ru/venskij-kongress-i-sozdanie-svyashennogo-soyuza.html
  25. uchebnik.bystrickaya.ru/ushinskij-k-d-pedagogicheskaya-antropologiya-chelovek-kak-predmet-vospitaniya-opit-pedagogicheskoj-antropologii-ch-1-ch-2.html
  26. crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-nejrosetevih-tehnologij-dlya-provedeniya-uchebno-issledovatelskih-rabot.html
  27. testyi.bystrickaya.ru/algoritm-vipolneniya-raboti-podgotovka-k-vipolneniyu-proekta.html
  28. turn.bystrickaya.ru/organizaciya-praktiki-studentov.html
  29. kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-sistem-teplosnabzheniya.html
  30. bukva.bystrickaya.ru/tema-vnedrenie-sistemi-menedzhmenta-kachestva-kak-instrument-povisheniya-effektivnosti-biznesa-stranica-9.html
  31. learn.bystrickaya.ru/glava-viii-rukovodstvo-soderzhit-osnovnie-razdeli-psihiatrii-i-narkologii-znanie-kotorih-neobhodimo-dlya-medicinskih.html
  32. kolledzh.bystrickaya.ru/assamblei-gosudarstvchlenov-vois-sorokovaya-seriya-zasedanij-zheneva-27-sentyabrya-5-oktyabrya-2004-g.html
  33. lektsiya.bystrickaya.ru/programma-detskogo-obedineniya-rospis-po-derevu.html
  34. student.bystrickaya.ru/24-voprosi-zadachi-testi-posobie-n-p-avvakumova-a-i-aga-pov-m-a-krivopalova-i-dr-mz-i-sr-rffaz-i-srgou-vpo-stranica-3.html
  35. exchangerate.bystrickaya.ru/boris-aleksandrovich-ribakov-stranica-20.html
  36. knigi.bystrickaya.ru/reshenie-problemi-evtanazii-ne-dolzhno-lezhat-v-politicheskoj-ploskosti.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.