2. Спорт как предмет изучения наук - Социальных и экономических наук
.RU

2. Спорт как предмет изучения наук - Социальных и экономических наук


^ 2. Спорт как предмет изучения наук 2.1 Спорт как часть культуры

Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, в том числе и культурологии. Каждая из этих наук выделяет в спорте интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному рассмотрению:

Сначала обратимся к тому, какие моменты выделяют в спорте, как части культуры. Спорт, спортивную деятельность всегда считали частью общечеловеческой культуры. Культура, в том числе, описывает, как появляются формы, как нечто делается человеком. Как строятся здания, рисуются картины, создаются тексты, которые тоже своего рода форма. В случае со спортом и физической культурой человек строит свое собственное тело. Он приводит его в соответствие с требованиями и необходимостью определенного вида спорта. Затем с помощью своего тела он создает различные формы, это может быть тело одного человека (как в художественной гимнастике) или несколько тел (как в футболе).

Исследователи культуры стараются объяснить, почему спорт так притягателен, в чем его красота и не могут дать точного ответа. Несмотря на это спорт продолжает приносить людям радость красоты. Так автор статьи, Ханс Ульрих Гумбрехт6 утверждает, что наслаждение, получаемое от спорта – бескорыстно, то есть нет объективных причин (оснований, корысти) восхищаться им, созерцание спорта не идет на пользу нашему здоровью или благополучию. Именно это имеют ввиду более поздние философы и критики, когда пишут об автономности и изолированности искусства. Ханс Ульрих Гумбрехт отмечает, что в этом спорт близок к искусству.

Хотя надо заметить, что здесь, в первую очередь, речь идет о зрителях спортивных состязаний, а в спорте участвуют спортсмены, тренера, менеджеры, которые видят спорт не только со стороны, но и изнутри, это уже будет несколько иной ракурс, о котором надо рассказывать отдельно, будет ли он близок к искусству. Возможно, что будет, так как для архитекторов, дизайнеров, писателей подчас большой труд создавать то, чем затем будут любоваться поколения людей.

Следующая тема, которую исследователи не оставляют без внимания – это тема ценностей в спорте. Что действительно ценно в сфере спортивной деятельности, какие ценности выбирают спортсмены: честность или победа любой ценой. Интересен вопрос, каким образом в спорте сочетаются красота и насилие. Притом это сочетание отличается гармоничностью и у наблюдателей обычно не возникает вопросов, почему это происходит и как это возможно. Конечно, насилие варьируется в различных видах спорта, главным образом, оно связано с тем, какая в данном виде спорта принята дистанция. Так, например, в гольфе дистанция наиболее велика и степень насилия сведена на нет. В контактных видах спорта она соответственно выше, например, в футболе, регби, хоккее. Борцовские виды спорта бьют все рекорды по степени насилия7.

Другая тема, которая освещается в статьях – это тема честной игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое распространение8. Однако в спорте, когда результат становится основной целью, нередко поощряются бесчестные способы достижения успеха. Исследователей интересует не приведет ли это к «полному исчезновению идеи честной игры». Получается своего рода противоречие: во-первых, жесткая конкуренция, в условиях которой необходимо добиться результата, во-вторых, ведение честной игры. Ханс Ленк предлагает разделять честную игру на два вида: формальная и неформальная. Неформальная честная игра понимается как джентльменское поведение, рыцарство, как раньше на олимпийских играх. Пьер Кубертен отмечал, что олимпийские игры отличает рыцарский дух, основная идея – честное и равное соревнование. Это пример неформальной честной игры.

Формальная честная игра – это своего рода норма, которой необходимо подчинится, кто нарушает норму бывает наказан, к нему применяются негативные санкции вплоть до исключения. Выполнение формальной нормы контролируется. Неформальная честная игра шире формальной, в ней также нужно уважать противника, того с кем соревнуешься.

В истории Олимпийских игр есть целый ряд примеров неформальной честной игры. На играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал». Годен вышел вперед и сказал, что попал. Результаты соревнования были пересмотрены не в его пользу. Другой случай в 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, так как соперники, бежавшие за ним, заявили, что он их не задерживал9. Сегодня атмосфера олимпийских игр несколько иная и трудно представить, что такое возможно. Часто создается видимость честной игры, главное, чтобы не уличили, не заметили. А ситуация с допингом, который осуждается официально, но в тайне используется и поощряется изготовление новых препаратов, еще не известных в качестве допинговых и сложно выявляемых.

Темы, описывающие спорт как часть культуры, несомненно близки к темам социологическим. Изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к спорту – должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта. Следующая наука, которая нашла свое приложение к спорту это психология.
2.2. Психология
Психология спорта развивается вместе со спортивным движением. Рассмотрим наиболее важные темы, изучаемые этой наукой. Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия. Бывают ситуации, что ролевые ожидания не совпадают с истинными возможностями, что приводит к снижению эффективности деятельности спортсмена в команде. Конечно, с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Проводятся психологические исследования. Например, одно из них, выполненное на данных американского студенческого баскетбола показало, что оптимальное для психологического климата команды соотношение побед и поражений - 8:3 или 9:4. Но и такого механистического подхода, по мнению психологов, быть не должно. Необходим тщательный анализ всех социально-психологических факторов успеха и неуспеха в спорте10.

Психология спорта также изучает конфликты, появление которых в команде неизбежно, так как они обязательно сопутствуют процессу ее развития. Но затяжные межличностные конфликты нежелательны, потому что ведут к нарушению взаимодействия и ориентируют спортсмена не на результат, а на субъективное разрешение конфликта11. Спортсмены могут использовать различные стили разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление).

Все большее развитие получают исследования проблем взаимоотношений тренера и спортсмена. Изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен12.

Существует также проблема исследования личности спортсмена, например, ориентации его на себя или прежде всего на задачу.

Решается проблема повышения роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности.

В свое время психология спорта помогла становлению космической психологии, о чем не раз говорил ее основатель Ф.Д. Горбов13. Сейчас инструмент психологии спорта используется в различных отраслях знаний, связанных с необходимостью оптимизации деятельности человека в экстремальных условиях (деятельность военнослужащих, сотрудников МЧС и т.д.).

Это было краткое представление основных тем, рассматриваемых психологией спорта. Что касается точек пересечения психологии спорта с социологией спорта, прежде всего они находятся в плоскости социальных связей: взаимодействия спортсменов в команде, тренера и спортсмена, а также проблема воздействия образа жизни спортсмена на его социальное поведение.

Психология спорта могла бы найти свое применение при изучении темы, которая изучается и социологией спорта, «спорт и СМИ», в частности, таких ее аспектов как использование образа спортсмена в рекламе, способы отражения спортивных событий в СМИ, использование образа спорта в манипулировании общественным сознанием и т.д.

Психология и социология пересекаются при изучении "мотивационных конструктов" спортсмена ("целевые ориентации", "ценности", "уверенность в своих силах"), а также целевых доминирующих ориентаций "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго-ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате команды. Так теоретическая на первый взгляд проблема дает решение сугубо практических вопросов. В этих темах социологическое тесно переплетается с психологическим, поэтому сотрудничество психологов и социологов оправдано.



  1. 147vskritie-postupivshih-na-konkurs-konvertov-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
    148-soderzhanie-psihologo-pedagogicheskoj-raboti-po-osvoeniyu-obrazovatelnoj-oblasti.html
    1481-posuda-hozyajstvennaya-stalnaya-emalirovannaya-0110-elektroenergiya.html
    149-kategorii-srednevekovoj-kulturi.html
    149-uchet-inflyacionnih-processov-menedzhment-organizacii.html
    14bank-imeet-pravo-privlekat-vo-vkladi-denezhnie-sredstva-naseleniya.html
  2. control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-dlya-profilnogo-obucheniya-nominaciya-konkursa-elektivnie-uchebnie-predmeti-dlya-obuchayushihsya-starshej-shkoli.html
  3. klass.bystrickaya.ru/8-obshie-pravila-podachi-i-rassmotreniya-apellyacij-pravila-priema-v-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego.html
  4. abstract.bystrickaya.ru/2-ponyatie-o-sisteme-programmirovaniya-programmnoe-obespechenie-evm.html
  5. learn.bystrickaya.ru/glava-7--reklama-v-sisteme-principi-i-tehnologiya-marketinga-v-svobodnoj-rinochnoj-sisteme.html
  6. prepodavatel.bystrickaya.ru/substantivaciya-narechij-posobie-adresovano-prezhde-vsego-studentam-fakultetov-i-otdelenij-zhurnalistiki-universitetov.html
  7. uchit.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodologiya-sistemi-ucheta-zatrat-orientirovannoj-na-trebovaniya-msfo-v-usloviyah-dinamichnoj-rinochnoj-sredi-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika-stranica-2.html
  8. student.bystrickaya.ru/3mestoimenie-the-pronoun-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  9. credit.bystrickaya.ru/platon-pir1-platon-apologiya-sokrata1.html
  10. thesis.bystrickaya.ru/programma-16-aprelya-15-00-hor-devochek-svyato-dimitrievskogo-detskogo-doma.html
  11. shpargalka.bystrickaya.ru/vi-prinuditelnoe-pomeshenie-v-psihiatricheskie-uchrezhdeniya-evropejskij-komitet-po-preduprezhdeniyu-pitok-i-beschelovechnogo.html
  12. literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-grani-nevedomogo-hakeri-snovidenij-hakeri-snovidenij.html
  13. composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-om-mezhdunarodnom-litovsko-ukrainskom-konkurse-risunkov.html
  14. urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-180004-g-pskov-ul-zavodskaya-d-24.html
  15. thescience.bystrickaya.ru/iv-glossarij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-ryazan.html
  16. crib.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-po-teorii-veroyatnostej-i-matematicheskoj-statistike-2-kurs-4-fakultet-20072008-uchebnij-god.html
  17. school.bystrickaya.ru/32-proektnaya-konfiguraciya-i-analiz-prikaz-30-12-2004-1171-g-moskva-ovnedrenie-rd-eo-0095-2004.html
  18. learn.bystrickaya.ru/glava-27-poslednij-tajnik-garri-potter-i-dari-smerti.html
  19. ucheba.bystrickaya.ru/prichini-shodstva-nekrih-elementov-hristianstva-s-yazicheskimi-perechen-tem-kursa-k-rassmotreniyu-proishozhdenie-hristianstva.html
  20. grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-razrabotke-proektov-s-ispolzovaniem-novih-informacionnih-tehnologij-v-bibliotekah.html
  21. institute.bystrickaya.ru/glava-13-horoshie-roditeli-vospitivayut-budushih-horoshih-roditelej-riker-doman-i-dzhozefu-dzhej-domanu.html
  22. znaniya.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-konkurentosposobnosti-turisticheskoj-firmi.html
  23. write.bystrickaya.ru/generalnij-plan-eropkina-6-generalnie-plani-razvitiya-leningrada-pamyatniki-arhitekturi-petrovskogo-vremeni-1-letnij-dvorec-petrai.html
  24. studies.bystrickaya.ru/literatura-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  25. lektsiya.bystrickaya.ru/prepodavateli-i-studenti-delayut-stavku-na-aktivnie-metodi-obucheniya.html
  26. letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-meropriyatiya-2004-godrossiya-i-strani-sng-svodnie-dannie-plan.html
  27. spur.bystrickaya.ru/lovushki-parizha-kniga-sostoit-iz-dvuh-chastej-pervaya-zhuliki-dobro-pozhalovat-vo-franciyu.html
  28. university.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-evgenij-proshkin-oleg-ovchinnikov-smertniki.html
  29. turn.bystrickaya.ru/pepelyaev-e-g-migi-protiv-sejbrov-stranica-5.html
  30. institut.bystrickaya.ru/tema-geoekologicheskie-osnovi-i-principi-proektirovaniya-fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo.html
  31. knowledge.bystrickaya.ru/metodika-diagnostiki-operativnoj-ocenki-samochuvstviya-aktivnosti-i-nastroeniya-san.html
  32. spur.bystrickaya.ru/linii-uchebnikov-dlya-obsheobrazovatelnih-klassov-bazovij-uroven-predmet-istoriya.html
  33. shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-ispareniya-vlagi-na-prochnost-i-morozostojkost-poslojno-ukladivaemogo-betona-klassa-v-40.html
  34. paragraf.bystrickaya.ru/zakon-83-fz-napravlen-v-pervuyu-ochered-na-sozdanie-pravovih-uslovij-dlya-sokrasheniya-vnutrennih-izderzhek-byudzhetnih-uchrezhdenij-i-privlecheniya-imi-vnebyudzhetnih-istochnikov-finansovogo-obespecheniya.html
  35. learn.bystrickaya.ru/glava-dvadcataya-potomki-kushi-sina-gospoda-ramachandri.html
  36. thescience.bystrickaya.ru/immunobiotehnologiya-programmi-master-programs-izhevsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.