.RU

2.8 Психологическая коррекция характерологических деформаций у детей - Сборник материалов для диагностики, представления...


^ 2.8 Психологическая коррекция характерологических деформаций у детей
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003

В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной рабо­ты следующие методы:

^ Метод коррекции нарушений характера.

При использовании данного метода важно соблюдение сле­дующих условий:

1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воз­духе, чередование физической активности и отдыха;

2) крайне целесообразны физические нагрузки (естествен­ные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).

^ Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируют­ся (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.

^ Метод коррекции заострения отдельных характероло­гических особенностей. (Метод построен на стратегии про­фессора П.Г. Вельского.)

В состав метода входят следующие основные направления:

  1. дружественная и эмоциональная связь психолога с ре­бенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;

  2. катарсис — очищение психики ребенка от предшество­вавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с пси­хологом;

  3. постепенный перевод эмоциональной энергии, освобо­дившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

  4. перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, фи­зического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) - в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т.п.;

  5. изменение целевой установки данных эмоций (напри­мер, целесообразен перевод хаотической стихийной агрес­сивности в агрессивность по отношению к объективным социально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;

  6. постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.

Представленная схема проведения коррекционных меро­приятий с детьми может рассматриваться как система ори­ентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Все перечисленные в главе программы могут быть вклю­чены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.

Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.


^ Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с ЗПР


Исходный уровень

Социальная апатия; раздражительность; аутизм; агрессивность; нет навыка сотрудничества в рамках совместной программы, отсутствует готовность к та­кому сотрудничеству; демонстрация девиантного по­ведения; высокая эмоциональная нестабильность; конфликтность и т. п.

Требуемое: психологиче­ские и соци­ально-педаго­гические ожи­дания

Стабилизация эмоциональных реакций и состояний, формирование адекватности эмоционального реаги­рования, развитие бесконфликтных способов реаги­рования, расширение диапазона и качества положи­тельных эмоциональных реакций, активизация пози­тивного опыта в использовании продуктивных эмоцио­нальных реакций

Подход

Индивидуально-дифференцированный, гуманный, личностно-ориентированный

Коррекционная программа



Содер­жание

Снижение уровня личностной и ситуативной тревож­ности детей, агрессивности и фрустрированности ре­акций, активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений, развитие эмпатических реакций

Форма

Индивидуальные и групповые формы коррекционной работы; демонстрация позитивных образцов поведе­ния; созерцание положительных образцов и др.

Сред­ства

Игры, тренинг, беседы и т. п.

Стиль

В зависимости от участника взаимодействия



^ 2.9 Уроки общения в начальной школе
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Мет.пос. – СПб.: АО «Мэрил», 1994

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребенка, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Умение продуктивно общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребенка к школе. Именно в общении, считает Н. Ф. Талызина (1988 г.), формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Предлагаемые разработки уроков общения для учащихся начальной школы ставят своей задачей развитие следующих коммуникативных умений:

На уроках используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Закреплению социально-поведенческих норм способствуют и «секреты общения», предлагаемые для запоминания:

— Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

На занятиях используются детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, "сказки, рассказы.

Первые занятия направлены на адаптацию ребенка к школе, знакомство с одноклассниками и учителями.

Рекомендации по организации уроков

  1. Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40—45 минут.

  2. Занятия проводятся в специальном помещении, где обстановка отличается от классной комнаты (есть игрушки, которыми могут играть дети, стулья или кресла должны стоять полукругом), чтобы дети могли видеть лица друг друга.

  3. Класс делится на две группы (12—15 чел.)

  4. Занятия лучше проводить на последнем уроке, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.



Рекомендации учителю по проведению занятий.
Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям.

Преподаватель должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, каков он есть.

Не заставлять и не принуждать ребенка к выполнению упражнений, а стараться с помощью других «втянуть» его в занятия.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с Вами своими проблемами, а Вам узнать и для себя по-новому открыть его.

Перед началом занятий детям предлагается завести альбомы, где они будут выполнять домашнее задание — рисунки, которые помогут им осмыслить свои действия, чувства, выразить свое настроение, отношение к себе и другому.


Рекомендуемая литература

Цен Н. В., Пахомов К. В. «Психологические игры в спорте». М., Физ-ра и спорт, 1985.

Чистякова М. И. «Психогимнастика». М., «Педагогика», 1990.

Литвинова М. Ф. «Детские подвижные игры народов СССР».


^ ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: Ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Упр. 1. «Давайте познакомимся»

Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.

Первый «СЕКРЕТ» общения — Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

Упр. 2. «Паровозик»

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место — это их «станция». Один из участников — «паровозик». Его задание — обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик»
собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает возможность определить выборы ребят.

Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знакомит с правилами общения между собой.

Упр. 3. «Лица»

Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:

-­- хмурое лицо; — испуганное лицо.

Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «МИМИКА» (слово проговаривается хором, записывается на доске).

Упр. 4. «Маски»

Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д.

Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».

Упр. 5. «Жесты»

Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машину, попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)

Упр. 6. «Иностранец»

Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту…

Упр. 7. «Эти разные слова»

Преподаватель говорит о значении Слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т. д.

Упр. 8. «Тише, Танечка, не плачь»

Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощь мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие.

В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое понятие «мимика» и повторяется Первый «СЕКРЕТ» общения.

Ритуал прощания, будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали. Д/з. К следующему уроку в альбоме сделать рисунок «Подарок другу».


^ ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: Развивать внимание к окружающим людям.

Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков. Выясняется, что хотел подарить ребенок и кому, почему именно этому ребенку.

Повторяется материал предыдущего урока и несколько упражнений по выбору преподавателя.

Второй «СЕКРЕТ» общения — Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

Упр. 1. «Опиши друга»

Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга.

Упр. 2. «Маленький художник»

Один из участников — «художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисовать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить,
кто был его моделью.

Упр. 3. «Тропинка»

Все встают вокруг и под музыку начинают движение. Делается команда «Копна» — все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «Кочка» — дети приседают, положив руки на голову. При команде «Тропинка» — присоединяются по ходу движения, опустив голову и положив руки на плечи
впереди стоящего. (Упр. повторяется несколько раз.) Те, кто нарушил правила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внимательные.

Далее преподаватель просит вспомнить, что видели дети по
дороге в школу, что необычного они заметили сегодня.

Упр. 4. «Белые медведи»

Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто эти загадки отгадал.

Выбираются два «белых медведя». Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в «лес» — в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги фигурки или карточки с написанными отгадками. Преподаватель может взять на себя роль «Снежной Королевы» и
помогать белым медведям загадывать загадки.

Попавшие в царство «Снежной Королевы» должны «разморозить» мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто «оттаял» замороженного.
Тот заулыбался, заморгал, зашевелился.

Урок заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова).

Д/з. Нарисовать «Что я видел по дороге в школу».


^ ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Вспоминаются выученные «СЕКРЕТЫ» общения и делаются упражнения на их закрепление (по выбору преподавателя или детей).

Упр. 1. (С мячом в кругу) —«Назови по имени»

Упр. 2. «Прикосновения»

Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).

Упр. 3. «Испорченный телефон»

По кругу передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.

Упр. 4. «Слушаем тишину»

Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.

Третий «СЕКРЕТ» общения — Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!

Упр. 5. «Интонация»

Детям предлагается повторить с разной интонацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой): «Я получил два!»

Упр. 6. «Сочиняем сказку»

Предлагается всем взять из коробки по одной картинке (вырезки из журналов, сюжетные картинки). Начинаем сочинять сказку. Каждый ребенок должен придумать 1—2 предложения, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет.
Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.

Упр. 7. «Я садовником родился»

Ребятам раздаются картинки цветов (или каждый из участников может выбрать название цветка). Выбирается садовник.

Садовник: — Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме ... (называет цветок). Цветок: — Ой! Садовник: — Что с тобой? Цветок: — Влюблен! Садовник: — В кого? Цветок: — В ... (называет цветок).

Тот, кто забывает название цветка или ошибочно называет выбывшего из игры, отдает фант. В конце игры выбирается «зеркало», и садовник называет фанты «зеркалу», которое определяет задание каждому игравшему. (Задания должны включать элементы из пройденного материала: выразить с помощью мимики какое-либо чувство, с помощью жестов спросить или изобразить что-либо, отгадать загадку и т. д.)

В конце занятия повторяется Третий «СЕКРЕТ» общения. Ритуал прощания.

Д/з. Рисунок «О чем я мечтаю».


^ ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: Развивать воображение.

Урок начинается с рассмотрения рисунков. Обсуждается, о чем мечтают дети, есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась.

Упр. 1. «Если бы я был волшебником»

Руководитель предлагает каждому ребенку придумать рассказ-миниатюру на заданную тему.

Упр. 2. «Подарок»

Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок. Но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном (с помощью мимики и жестов).

Упр. 3. «Встреча»

Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.

Упр. 4. «Царевна Несмеяна»

Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. (Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет проследить, как дети узнали друг друга.

Упр. 5. «Маленький художник»

Преподаватель предлагает вспомнить Второй «СЕКРЕТ» общения и повторяет игру «Маленький художник».

Упр. 6. «Опиши друга»

Упр. 7. «Сравнения»

Преподаватель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т. д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

Упр. 8. «Волшебные картинки»

Преподаватель показывает картинки с изображением (или рисует на доске):

Каждый из участников должен придумать названия для этих рисунков.

Упр. 9. «Дорисуй»

Преподаватель раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигурами:

- треугольник и прямоугольник.

Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необходимые детали.

Затем обсуждается, чьи рисунки лучше, кто придумал больше картинок.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Д/з. Рисунок «Я и мои друзья в группе».


^ ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: Развитие уважения, вежливого отношения к людям.

Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упр. 1. «Что можно сделать для друга»

Руководитель предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга.

— поиграть — упр. игра «Путаница», «Испорченный телефон» и т. д.

Далее руководитель предлагает игру в вежливые слова.

Упр. 2. «Вежливые слова»

Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности) .

В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежливые слова.

Упр. 3. «Розовое слово „привет"»

Руководитель читает рассказ Дж. Родари «Розовое слово „привет"». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: „Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки". Потом велел мальчику найти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово »У-у-уФ" — тоже нехорошее слово, затем слово „отстань", тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово „привет". Положил его в карман и отнес домой и после этого научился говорить
хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком.»

Дети получают роли: мамы, мальчика, доктора и с помощью мимики, жестов и слов играют эту сцену.

Упр. 4. «Ссора»

Двое детей стоят спинами друг к другу и притоптывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

Упр. 5. «Магазин вежливых слов»

На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте.

добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг подул ветер и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

(Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки.)

Четвертый «СЕКРЕТ» общения — Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

В конце урока ритуал прощания (ребята говорят друг другу вежливые слова).

Д/з. Рисунок на тему «Мой хороший поступок».


^ ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения рисунков.

Что значит хороший поступок?

Упр. 1. «Хороший поступок»

Руководитель читает рассказ Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

Далее руководитель задает вопросы:

Руководитель предлагает вспомнить «СЕКРЕТ» общения: «Будь внимателен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!»

Можно провести несколько упражнений на внимание: «Тропинка», «Маленький художник», «Опиши друга» и т. д.

Затем предлагается вспомнить вежливые слова (с мячом в кругу) и секрет «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!»

Повторяется упражнение «В магазине вежливых слов».

Упр. 2. «Лужа»

Прошел сильный дождь, маленькая девочка осталась одна посредине большой лужи. Сама она не могла выбраться.

Помоги ей!

(Если ребята затрудняются в выполнении, предлагают перекинуть бревнышко, маленькие дощечки, подать руку и т. д.)

Урок заканчивается ритуалом прощания (пожелание хорошего настроения).

Д/з. «Я и мое настроение» — рисунок.


^ ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: Развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Обсуждается вопрос: «Что значит понимать настроение другого?»

Руководитель предлагает рассмотреть фотографии (вырезки из журналов) и определить настроение изображенных на них людей.

Упр. 1. «Маски»

Упр. 2. «Интонации»

Упр. 3. «Цветопись настроения»

Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету. Вывешивает заранее приготовленную таблицу «Цветопись настроения», а на занятии объясняет:

Упр. 4. «Цветик-многоцветик»

Это упражнение помогает определять эмоциональное состояние детей и может быть использовано на уроках.

В коробочках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов. Руководитель предлагает каждому выбрать лепесток в соответствии с его настроением (или обозначить цветом настроение, с каким ребенок идет в школу, на урок, приходит домой и т. д.)

Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок.

Упр. 5. «Краски»

Это упражнение проходит в виде ролевой игры. Руководитель раздает роли.

Приходит покупатель, стучится. Продавец: «Кто там?»

Побеждает тот, кто сумел отгадать больше красок.

Повторяется Второй «СЕКРЕТ» общения. Урок заканчивается ритуалом прощания.
Д/з. Рисунок «Я и мои шалости».


^ ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: Установление психологического дискомфорта, агрессии, формирование умения учитывать позицию другого. Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упр. 1. «Так будет справедливее»

Руководитель читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. „Почему ты так поступи,!?" — спросила мама. „Так будет справедливо",—ответил мальчик.»

Далее руководитель задает вопросы детям:

Упр. 2. «Ссора»

Упр. 3. «Встреча»

Пятый «СЕКРЕТ» общения: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Упр. 4. «Жмурки»

Упр. 5. «Ключ»

Руководитель зачитывает детям ситуацию и просит изобразить ее с помощью мимики и жестов.

  1. Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен

  2. Ребенок дома один. Ему скучно, грустно (выражение грусти). Но вот мама пришла с работы (выражение радости).

Упр. 6. «Найди ведущего»

Упражнение проводится в кругу. Выбирают ведущего и наблюдателя. Ведущий показывает движения, остальные участники за ним повторяют. Наблюдатель должен найти ведущего.

Упр. 7. «На узкой тропинке»

Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу» (Она может быть нарисована мелом на полу). С одной стороны гора, а с другой — пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке?

В конце урока повторяется Пятый «СЕКРЕТ» общения.

Ритуал прощания — в словесной форме, высказывая друг другу пожелания.

Д/з. Рисунок на тему «Путешествие».

^ ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: Развитие умения задавать вопросы, вежливого обращения, внимания.
Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков.

Упр. 1. «Иностранец»

Упр. 2. «На улице»

Руководитель предлагает детям спросить с помощью вежливых слов, как пройти к:

Вспоминают Четвертый «СЕКРЕТ» общения.

Упр. 3. «Интервью»

Руководитель предлагает детям ситуацию «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы.»

«Корреспондент» выбирается ребятами или назначается руководителем. Он задает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслушивает ответы.

Упр. 4. «Да и Нет не говорите»

Руководитель предлагает поиграть в игру, где есть специальные условия — нельзя говорить «Да» и «Нет» и выбирать черный и белый цвета.

«Вам король прислал пакет, а в пакете 100 монет. Что хотите, то берите, но черный с белым не берите, „Да" и „Нет" не говорите.»

Далее руководитель задает каждому ребенку вопросы. Если ребенок нарушает условия — он платит «фант».

В конце игры выбирается «зеркало», которое определяет задание для каждого «фанта». (Задания должны включить элементы из пройденного материала: выразить с помощью мимики и жестов что-либо, отгадать загадку и т. д.) Вспоминают Третий «СЕКРЕТ» общения.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Д/з. Нарисовать то, что особенно запомнилось на занятиях.

^ ЗАНЯТИЕ № 10

Цель: Умение выразить свои чувства, симпатии, взаимопонимание.

Это занятие заключительное. На нем предлагается повторить выученные секреты общения и наиболее понравившиеся упражнения.

Занятие начинается с рассмотрения домашних рисунков.

В заключение предлагается упражнение «Пожелания».

Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания.


2-nauka-mozhet-vse-v-ideologicheskih-shorah-kniga-nachinaetsya-s-rasskaza-o-polnoj-dramatizma-istorii-poiska-putej.html
2-naznachenie-ustrojstvo-i-rabota-gidrousilitelya-kamaz-5320-gidrousilitel-rulevogo-upravleniya-avtomobilya-kamaz-5320.html
2-nebankovskie-kreditnie-organizacii.html
2-neformalnie-gruppi-epatazhnoj-samodeyatelnosti-g-s-zaharova-otvetstvennie-za-vipusk.html
2-nejrotizm-igra-prover-svoi-znaniya-professij.html
2-nenadezhnij-ishodnij-punkt-zdravij-smisl-i-ego-kritika-k-r-popper-karl-r-popper-objective-knowledge.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-tovarovedenie-i-torgovoe-delo-kafedra-zemledeliya-pochvovedeniya-i-agrohimii-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglyadivayas-v-zavtrashnij-den-zhizn-kak-vzmah-krilev-babochki.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vasilij-andreevich-zhukovskij-kratkaya-biografiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-municipalnogo-kazennogo-uchrezhdeniya-komitet-po-obrazovaniyu-i-delam-molodezhi-administracii-goroda-belogorsk-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morskie-gruzovie-perevozki-primorskogo-kraya.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-avtonomnoe-uchrezhdenie-respubliki-komi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-48-osnovnie-ponyatiya-nasledstvennogo-prava-1-grazhdanskoe-pravo-chast-pervaya-konspekt-lekcij-moskva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prava-potrebitelej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-nedeli-budushego-pervoklassnika-v-gosudarstvennom-byudzhetnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/--22000-ekskursiya-na-ostrov-valaam-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anitamali-materialdar-bes-institutti-reformani-zhzege-asiru-zhnndeg-lt-zhospari-100-nati-adam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ceh-proizvodstvennoe-podrazdelenie-predpriyatiya-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obektom-issledovaniya-politicheskie-partii-rossii-i-massovoe-politicheskoe-soznanie-dejstvuyushej-russkoj-armii-v.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostavatsya-chelovekom-v-mestah-prinuditelnogo-soderzhaniya-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/277-pochemu-energii-ionizacii-vodorodopodobnih-atomov-proporcionalni-kvadratu-protonov-v-yadre.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-11-mesto-mashinostroitelnoj-promishlennosti-sibiri-v-diplomnaya-rabota.html
  • books.bystrickaya.ru/dogovor-arendi-zemelnogo-uchastka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alkaloidi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/terminov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipichnie-narusheniya-zakonov-o-protivodejstvii-legalizacii-prestupnih-dohodov-v-sfere-ekonomiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-informacionnie-tehnologii-rekomenduetsya-dlya-napravlenij-podgotovki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voennij-konflikt-v-rajone-ozera-hasan.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-osnovnaya-literatura-metodicheskie-materiali-dlya-podgotovki-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-istorini-i.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-23.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-dialogicheskom-urovne-zadavat-voprosi-i-otvechat-na-voprosi-po-prochitannomu-ili-proslushannomu-tekstu-iz-kommunikativnih-sfer-pervogo-etapa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-esteticheskoj-deyatelnosti-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-16-svodnie-dannie-raschyota-raznimi-metodami-diplomnaya-rabota.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-1-invariantnaya-obsheobrazovatelnoj-programmi-na-2011-2014-godi-2011-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/parametr-varianti-esli-hochesh-bit-schastlivim.html
  • writing.bystrickaya.ru/27-matematika-prikaz-783-ot-24-07-2011g-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-intellektualnij-kapital-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-061100-menedzhment-organizacii-irkutsk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-dlya-studentov-2-kursa-perevedyonnih-iz-fgbou-vpo-rgteu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechanie-8-zadolzhennost-bankov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/demograficheskie-tendencii-v-evrope.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.