.RU

3. Столкновение косности и мечтательности - А. С. Хомяков идеолог славянофильства


^ 3. Столкновение косности и мечтательности.
Самым громким эпизодом в истории духовной журналистики 60-х годов было, конечно, известное столк­новение между архимандритом о. Федором Бухаревым (1824-1871) и В. И. Аскоченским, известным издателем “Домашней Беседы” (выходила с 1850-го года), на тему “О православии в отношении к современности” (заглавие сборника статей о. Феодора, СПБ. 1860)...

Об этом трагическом эпизоде говорили много и много раз. Вряд ли, однако, смысл этого столкновения был верно разгадан. Во всяком случае, то не был богословский спор, и то не была встреча двух богословских направлений. Это был конфликт психологический, прежде всего, и конфликт очень личный...

В. И. Аскоченский (1813-1879) в моло­дости был бакалавром Киевской академии, по польскому языку и патрологии. Но из академической службы и вообще из “духовного ведомства” он рано вышел, — такая деятельность его не удовлетворяла вовсе. По его “дневникам” можно вполне понять причины его ухода. Он весь в протесте против монашества, против всякого аскетизма вооб­ще. “Когда это власть анахоретов83 перейдет в руки людей, которые знают свет и требования просвещения! Мне ка­жется, что покуда бородатые философы будут ораторство­вать с устарелых своих кафедр, пока не истребит Господь этот нечистый дух односторонности и закоренелого беззубого квиетизма, пока не дадут воли чувству и простора уму, а, главное, пока не отнимут грозную, бестолковую ферулу84 у этих черных гениев, которые, не в гнев им будет сказано, ужасно как близоруки, — до тех пор от нашей академии не жди добра. Все в ней будет грязно, темно, пошло, и наше просвещение через десять, а много-много через двадцать лет, станет страшным анахронизмом...”

О своем преподавании Аскоченский очень откровенно объясняет, что в аудитории он говорит совсем свободно, но к экзаменам сдает записки, невинные, как речная вода. Так прячется он “от нера­зумной ревности наших инквизиторов-монахов.” И прятаться, действительно, приходилось. “Что мне за надобность, думал я, пища во время оно свои лекции, до святости тако­го-то... Я читаю его сочинения, разбираю их, как критик, а не безответный поклонник прославленной Богом и людьми святыни. И вот причина, отчего читатель мой найдет в моих записках столько смелости и заподозрит меня, быть может, в кощунстве...”

Аскоченский не к “ученому монашеству” только относится отрицательно, но именно к самой аскезе, к постам, ко всякого рода устарелым обрядам церковным, в том числе и к чину Православия. “Ныне уже времена не те. Из разности мнений насчет того или другого догмата — нет драки: ты веришь так, а я верю иначе, — ты принимаешь это, а я нет; что же тут? Вольному воля, спасенному — рай, а драться нам не из чего и ругаться тоже...”

Аскоченский всегда был склонен к вольным мыслям. Особое влечение и интерес чувствовал он всегда к “бедному Иуде,” которого считал оклеветанным невинно...

Психологически Аскоченский всего ближе напоминает известного Ростиславова, как бы они не расходились в практических выводах. И одинаковая у них озлобленность, и какое-то злорадство в осуждениях... Аскоченского озлобили житейские неудачи, он чувствовал себя точно заеденным средой. Ему пришлось пройти почти что через нищету, семейное счастье его было дважды раз­бито в молодые годы. Из этих искушений он вышел жестким и желчным...

В пятидесятые годы он вступает в журналистику, как ярый охранитель. Но охранителем стал он от желчного безверия. И охранял он скорее бытовой и гражданский порядок, но не церковное предание, которого и не знал. Сложившийся порядок он отстаивал и сторожил из мрачного недоверия к людям. “Аскетического” мировоззрения вовсе и не разделял, защитником его только прикидывался. Всю действительность воспринимал он как-то мелодраматически, в игре света и теней. Вокруг он всю угадывал злонамеренных...

Тогдашняя вспышка нигилизма и радикализма, казалось, оправдывала его мрачную недоверчивость. Этим только и объясняется его литературный успех. “Домашняя Беседа” многим представлялась горьким и грубым противоядием против “радикальной” журналистики, которой тогда ведь заправляли тоже выходцы из духовного ведомства и школы. Да и сама грубость Аскоченского не так уже и удивительна в одуряющей обстановке тогдашних “полемических красот,” и всех этих “свистков образованности.” Но не следует считать его единомышленниками всех тех, кто был тогда доволен его полемикой. В этой полемике слишком мно­гое понятно только из личного темперамента полемиста...

Аскоченский не верил в эмпирическое добро. И в архим. Феодоре его раздражала, прежде всего, уже эта благодушная доверчивость, благожелательство. Можно думать, что раздражал и сам его монашеский сан...

Считать о. Феодора Бухарева “новым человеком” никак не приходится. По своему, душевному складу он вполне принадлежал к эпохе Александровского мистицизма. Для своего времени он скорее запоздал. И в этом именно завязка его личной трагедии и срыва...

С ранней молодости Бухарев был схвачен волей к действию, у него была неодолимая потреб­ность строить новый мир и новую жизнь. Он затем и постриг принял, “чтобы не оставаться в воинстве Христовом рядовым воином.” Монахом и священником он становился с тем, чтобы пролагать новые пути в мире, чтобы расширить поле своего возможного влияния в жизни. Он сам объяснил, что в его понимании монашество есть служение — т. е. именно действие и влияние...

Но у него совсем не было чуткости и восприимчивости к действительной жизни. Он ее мало знал и не умел узнавать. Он вовсе был неспособен к житейскому видению, именно к прямому действию и был он непригоден. У него неизбежно развивалась утопическая мечтательность, и пробуждалось упрямство визионера. Всего сильнее это в его роко­вой книге “Исследования Апокалипсиса.” У о. Феодора совсем не было чувства исторической перспективы, он не чувствовал исторического ритма и инерции, все сроки для него слишком сокращались. Его толкование исторических событий мало убедительно. Он совсем не был историком, он плохо знал историю, следил исторический процесс по случайным учебникам. “С Апокалипсисом и Лоренцом в руках Федор толкует судьбы мира” (слова Гилярова)...

И к его книге можно применить слова Фила­рета, сказанные по другому случаю о другом опыте Апокалиптических настроений: “некоторые неясные явления Апокалипсические принуждено совлекает на землю и Божественное превращает в политическое...”

Надуманного в его книге гораздо больше, чем действительно увиденного. Даже в последней обработке книга осталась бледной, — ярких страниц в ней совсем мало. И тем трагичнее тот роковой вывод, который из цензурного запрещения этой книги сделал архимандрит Феодор. Отречение от священства, сложение иноческих обетов и брак, — это никак не “героический акт исповедничества,” но именно судорога мечтательной растерянности. Это было подлинное мистиче­ское самоубийство, особенно страшное у проповедника божественного Агнца. Это был судорожный и бессильный протест утопической грезы против трагической сложности жизни. Из монашества Бухарев уходил теперь с тем, чтобы отыскать для себя новые и лучшие пути служения и действия. И самообман был тем более трагичен, что никакого пути он не нашел, и не мог найти. Ибо про­сто не видел окружающего и происходящего, не умел и не хотел видеть. Именно публицистом быть он не мог. Во всем, что тогда писал он о радикальной и отрицательной журналистике, поражает это наивное невидение, это неумение схватывать конкретные очертания вещей. Потому он и не мог решить этой задачи, которой зани­мался всю жизнь. То была великая задача воцерковления жизни. И было несомненной заслугой о. Феодора, что эту задачу он выдвигал в своем учительстве и преподавании. Но сам он ослаблял впечатление своей проповеди. Его собственные решения смущают так часто именно этой невидящей наивностью, этой несерьезностью. Бухарев не только был утопистом, но был и очень наивным утопистом...

Сила была в его искренности. Но сама искрен­ность слишком часто бывала преувеличенной и надрывной. У него не было духовной меры. Он всегда бывал в душевной возбужденности. “Затрудненное дыхание, перерывы голоса, необычайный блеск глаз...”

Слушателей своих он увлекал, волновал, но вести их он совсем не умел. И всегда он был только “по поводу” (срв. очень интересные “записки” о нем прот. В. Лаврского, его близкого ученика по Казани)...

Учился Бухарев в Москов­ской академии, там же был бакалавром, потом профессором и инспектором в Казани. Из академических преподавателей всего больше обязан он был о. Ф. Голубинскому, — от него узнал о немецкой философии и теософии. Из сторонних влияний он сам отмечает статьи Белинского, из которых он тоже извлекал философские идеи, и переводил их “на иное основание,” т. е. ко Христу. Сильное на него впечатление производили книги Гоголя, особен­но “Переписка.” Впоследствии на него имел сильное влияние юродивый священник о. Петр Томаницкий, в г. Угличе, — его считал он “могущественным вождем духовным.” Но всего ближе в своих взглядах был он к Фила­рету Московскому, что и сам всегда признавал. Основной замысел его “системы” взят именно у Филарета, все это учение о Крестной любви. И даже роковая книга об Апокалипсисе задумана была не без косвенного влияния Филарета, — Апокалипсис, это была любимая книга московского митро­полита. И в общем Филарет ведь одобрил книгу Бухарева “Мерцание де света видишь...”

И он был вполне прав, настаивая, что не следует такую наивную книгу печатать...

В мировоззрении Бухарева есть подлинный размах. Но это только размах воображения. И в этом он так не похож на Филарета. Филарет умел аскетически сдерживать пылкость своего воображения и взыграние своего сердца. Отсюда такая пластичность и мерность в его созерцаниях. Именно этого не было у Бухарева. Он все понимал слишком прямо, потому и схематично. В его изображении всегда чувствуется насилие мечты над действительностью. Филарета можно назвать трагическим икономистом. Бухарев был акривист, — утопист акривии85...

Основным в его мировоззрении было очень яркое переживание совершившегося спасения. Грех мира взят или снят Агнцем Божиим, преграда греховности сломлена и разорена. Отсюда у Бухарева весь этот несдер­жанный оптимизм, радость примирения. В христианском опыте греховность теряет свое жало, сердце затоплено этим чувством искупительного милосердия Божия. Но этой милости нужно быть действительным причастником. Нужно и самому стать крестоносцем, спострадать Агнцу, сопережить и как бы вменить самому себе все чужие погреш­ности и заблуждения. Только через такое сострадание, только силой такой сострадающей любви и можно войти в силу Отчего благоволения и любви Агнчей. И отсюда чувство острой христианской ответственности за жизнь. Ибо для всякого и каждого дела или действия человеческого задана высшая цель, по силе непреложного Воплощения, в образе Богочеловека...

Бог Слово есть Агнец Божий, в созерцании Бухарева. Именно в Единородном и открывается вся полнота Троической любви, через него изливается в мир. От самого творения мира начинается истощание Слова, Его заколение. Ибо приемлет Он на Себя все противоречия и нестроения мирового бытия. Вся греховная жизнь мира есть непрерывное заколение Агнца. Только Его жертвенная лю­бовь и охраняет мир. В искупительном Воплощении это истощание завершается. В смерти Крестной исполняется Агнчая жертва, и ее силой в полноте Церкви оживотво­ряется и весь смертный состав бытия...

Этот очерк сделан очень смело и увлекательно. И все же в нем нет достаточной конкретности. Все время только общие определения. Есть и ощутительный привкус сентиментального квиетизма. Крестоношение у Бухарева скорее в сочувственном воображении, чем в действительном подвиге. И своего подвига он не снес, от обетов отрекся, вступил в клятво-преступный брак, отрекся и от священнического долга, — и все во имя притязательного и мечтательного активизма86...

Творческой силы у Бухарева не было, не было у него и аскетического мужества. Именно креста сво­его он не понес. Отсюда его крушение. Это образ трогательный, но никак не пророческий и не героический...

Спор с Аскоченским завязался вокруг современных событий. Строго говоря, оба были не правы. Аскоченский — в своей скептической злобности, о. Феодор — в сентиментальном благодушии. Его правда была в том только, что он искал выхода и уповал, хотя за выход и принял тупик. Но Аскоченский мрачно радовался именно безысходности...

Спор Аскоченского и Бухарева, — то было столкновение косности и мечтательности... Спор мог быть решен только в других измерениях...


-2-sentimentalizm-v-russkoj-literature-kniga-posvyashena-naibolee-yarkomu-i-plodotvornomu-periodu-kulturnoj-zhizni.html
-2-slovoobrazovanie-prilagatelnih-morfologiya-die-morphologie.html
-2-socialnie-dvizheniya-v-rossii-v-xvii-v-cerkovnij-raskol-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-neistoricheskih.html
-2-sostoyanie-tyurem-v-anglii-i-uelse-dzhona-govarda-razoblachenie-situacii-i-osmislenie-problemi.html
-2-specifika-pravovogo-regulirovaniya-ispolneniya-nakazanij-voennosluzhashih-po-zakonodatelstvu-zarubezhnih-gosudarstv.html
-2-stadiya-sostavleniya-proekta-byudzheta-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/101-lobashova-i-v-vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena-204-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-o-hode-vipolneniya-postanovleniya-pravitelstva-habarovskogo-kraya-ot-22-03-2011-70-pr-za-i-kvartal-2011-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-pozharoopasnogo-perioda-2011-goda-i-zadachi-territorialnih-podsistem-rschs-subektov-rossijskoj-federacii-vhodyashih-v-centralnij-federalnij-okrug-po-podgotovke-k-otopitelnomu-sezonu-2011-2012-godov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-perevode-na-russkij-yazik-prilagatelnogo-pblico-t-a-fituni-posobie-po-ekonomicheskomu.html
  • university.bystrickaya.ru/gazovaya-hromatografiya-chast-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/iziskaniya-i-proektirovanie-avtomobilnih-dorog.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iz-avtobiograficheskoj-povesti-avtobiografii-bibliografii-yubilei-pamyatnie-dati.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ptica-s-ozornim-hoholkom-rasskaz-o-babakutah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prostranstvennaya-struktura-populyacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-modelirovanie-biznes-processov-sredstvami-bpwin-chast-2-stoimostnij-analiz-obekt-zatrat-dvigatel-zatrat-centr-zatrat.html
  • write.bystrickaya.ru/gnosticheskij-etos-lyubvi-gnosticheskij-etos-i-nravstvennaya-metafizika-l-p-karsavina.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-sillabusi-050113.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-podrobnaya-informaciya-ob-emitente-456010-rossiya-chelyabinskaya-oblast-g-asha-mira-9-informaciya-soderzhashayasya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zayavleniya-mezhpravitelstvennih-i-nepravitelstvennih-organizacij-postoyannij-komitet-po-avtorskomu-pravu-i-smezhnim.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksternalisti-predislovie2-viderzhki-iz-uchebnogo-plana-kursa6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-razmishleniya-o-zhenskoj-lichnosti-vchera-segodnya-zavtra.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-izucheniya-disciplini-metodicheskie-rekomendacii-materiali-prepodavatelyu-metodicheskie-rekomendacii-dlya-obuchayushihsya-s-ukazaniem-rekomenduemogo-rezhima-i-haraktera.html
  • university.bystrickaya.ru/eta-kniga-voznikla-na-osnove-kursa-lekcij-prochitannih-avtorom-v-1994-95-gg-v-universitete-istorii-kultur-uavtora-davno-bila-misl-popitatsya-svyazno-i-obektivno-izlozhit-istoriyu-vozniknoveniya-togo-stranica-18.html
  • college.bystrickaya.ru/2-sravnite-politicheskij-stroj-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva-i-novgorodskoj-zemli-v-hp1-h1u-vv.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-psihologiyu-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-yuridicheskie-lica-1-obshie-polozheniya-i-grazhdanskoe-pravo-otrasl-rossijskogo-prava-4-obshaya-harakteristika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-zanyatij-v-3-klasse-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nachalnaya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-rasporyaditelnih-dokumentov-o-vnesenii-izmenenij-i-ili-dopolnenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mareev-s-n-mareeva-e-v-istoriya-filosofii-obshij-kurs-uchebnoe-posobie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-modernizacionnih-processov-na-pravovoe-povedenie-i-prestupnost-krestyanstva-yuzhnogo-zauralya-vo-vtoroj-polovine-xix-nachale-xx-veka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sreda-obitaniya-obshaya-biologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-kazahstana-kamennij-vek-i-epoha-bronzi.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-19-tankovij-as-1-mihael-vittmann-m-yauza-press-2009-320-s-stranica-16.html
  • college.bystrickaya.ru/23-vidi-deyatelnosti-na-etape-biznes-modelirovaniya-e-b-zolotuhina-metodicheskaya-razrabotka-osnovi-biznes-modelirovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-13-ekonomiko-matematicheskie-metodi.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-prakticheskih-rabot-rabochaya-programma-po-literature-stupen-obucheniya-klass.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii6-p-r-e-p-r-i-n-t-i-otdeleniya-rossijskoj-akademii-nauk-osnovnie-napravleniya-issledovanij-bibliografiya-i-nauchno-biograficheskie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obmanshik-gazetchik-i-legkovernij-chitatel.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zamestitel-direktora-po-svyazyam-s-obshestvennostyu-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov.html
  • control.bystrickaya.ru/ekstremalnaya-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.